Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION FOR PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT DURING STUDENT TEACHING

Ermakova L.I. 1 Yanyushkina G.M. 1
1 Petrozavodsk State University
В статье особое значение придается практико-ориентированной направленности подготовки бакалавров в процессе педагогической практики в условиях реализации ФГОС ОО, целью которой является формирование профессионально-педагогического саморазвития будущих учителей. Профессиональный стандарт предполагает ориентацию педагога на активное вовлечение в педагогический процесс в качестве субъектов образовательного пространства. Компетентностный подход позволяет представить профессиональную подготовку бакалавров по направлению «Педагогическое образование» как относительно устойчивый, целостный и непрерывный процесс. Молодой учитель должен прийти в школу уже подготовленным к выполнению тех задач, которые прописаны в нормативных документах. Ориентации, которые определяют дальнейшие перспективы профессионального развития - трудолюбие, самоконтроль, уверенность в своих силах, решительность, искренность. Большое внимание на педагогической практике уделяется формированию индивидуального стиля педагогической деятельности, самосознания и стремления к высоким результатам своей деятельности, позволяющим обеспечить профессиональное саморазвитие. В исследовании установлены три уровня сформированности профессионального саморазвития будущего учителя, в основу которых положены критерии: самообразование, субъектная позиция в педагогической деятельности, стиль педагогической деятельности, стремление к достижению успехов, самоуважение и уважение к другим. Даны содержательные характеристики каждого уровня.
The article highlights the importance of practice-oriented preparation of bachelors during their student teaching while implementing the (FSES of SE). The purpose is to form professional-pedagogical self-development of future teachers. The professional standard implies a teacher’s active involvement into the pedagogical process as a subject of educational environment. Thanks to the competence approach, the preparation of bachelors in the field of Pedagogical education can be represented as a relatively stable, holistic and continuous process. Starting his career a young teacher should be ready to perform the tasks that are spelled out in the regulatory documents. Further perspectives of professional development are determined by diligence, self-control, self-confidence, determination and sincerity. During student teaching it is very important to form an individual style of pedagogical activity, self-awareness and the desire for high results of students’ activity, which helps professional self-development. Our research established three levels of professional self-development of the future teacher. They are based on the criteria: self-education, subject position in teaching, style of teaching, the desire to achieve success, self-respect and respect for others. We also describe content characteristics of each level.
bachelor
pedagogical education
professional self-development
competence
student teaching

В качестве одной из долгосрочных проблем вхождения педагога в процесс профессионального становления выделяется проблема формирования профессионально компетентной личности специалиста, способного решать профессиональные задачи творческим путем, осознавать свою роль; а также проблема подготовки учителя, стремящегося к достижению профессиональных высот.

Педагог, как человек культурный и образованный, должен осознавать свою роль в трансляции основ культуры будущему поколению. А это, в свою очередь, требует модернизации системы профессиональной подготовки специалистов, её ориентации на повышение компетентности, развитие самостоятельности и индивидуальности педагогов, их активное вовлечение в учебно-воспитательный процесс в качестве субъектов образовательного пространства.

Необходимо важными сегодня становятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя. Эти качества являются продуктом усвоения таких профессиональных знаний и умений, которые соответствуют современным требованиям ФГОС, адекватны выполнению функциональных обязанностей и проявляются в виде профессионального саморазвития учителя. Профессиональное саморазвитие складывается из двух компонентов: внешних условий (создаются определенными позициями) и внутренних способностей (ими овладевает сам субъект), которые предполагают наличие: потребностей в обновлении, развитии, самопознании, понимании своих действий; целей и средств [1].

В.А. Сластенин определяет профессиональное саморазвитие как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает реализацию личностного смысла профессионального саморазвития [2]. В.А. Сластенин называет механизмы, обеспечивающие профессиональное саморазвитие: самосознание, самоопределение, самоактуализация, самореализация, самодеятельность, саморегуляция, самостроительство, самоидентификация, самооценка.

Осмысливать собственные педагогические наблюдения, учитывать свой опыт, перестраивать восприятие теоретических дисциплин, повышать качество усвоения психолого-педагогических и методических знаний позволяет педагогическая практика. В этот период студент старается найти ответы на свои вопросы, анализирует свои психические процессы и учится управлять ими. Все это направлено в сторону субъекта, способного к саморазвитию.

Компетентностный подход позволяет представить профессиональную подготовку бакалавров по направлению «Педагогическое образование» как относительно устойчивый, целостный и непрерывный процесс, направленный на формирование у него профессиональной компетентности, которая включает в себя совокупность основных, базовых, ключевых и специальных компетенций специалиста [3].

Таким образом, профессиональное саморазвитие является непрерывным процессом совершенствования профессиональных качеств и творческой самореализации учителя.

Цель исследования состояла в выявлении критериев сформированности профессионального саморазвития будущего учителя.

Материалы и методы исследования

Молодой учитель должен быть готов к реализации прогрессивных образовательных практик, прийти в школу уже подготовленным к выполнению тех задач, которые прописаны в нормативных документах. Поэтому очень важно, чтобы содержание образовательных программ вуза было связано с новыми школьными стандартами.

Подготовка будущего педагога невозможна без формирования профессионального мышления такого типа, который дает возможность самостоятельно обновлять знания, повышать свою квалификацию, находить новые нестандартные способы решения профессиональных задач и реализовывать их на практике [4].

Опираясь на определение профессионального саморазвития В.А. Сластенина [2], мы предложили студентам 3 курса по направлению «Педагогическое образование» по профилю математика-информатика (бакалавриат с 5-летним обучением) составить свод правил, отражающих их собственный «Образ Я». Анализируя работы студентов, мы выделили ведущие ориентации, определяющие дальнейшие перспективы профессионального саморазвития: трудолюбие, активная деятельность, самоконтроль, уверенность в себе, решительность, искренность.

Сегодня учитель часто сталкивается с чисто психолого-педагогическими проблемами: индивидуальными особенностями конкретного ребенка, отсутствием мотивации к обучению у учащихся, напряженной атмосферой в классе и пр. В связи с этим студент, обучающийся по направлению «Педагогическое образование», должен быть готов к решению таких вопросов. На педагогической практике на этапе анализа педагогической системы школы мы предлагаем студентам использовать методику «Идеальный ученик» [5]. Студентам предлагается анкета, в которой представлены индивидуальные характеристики личности, каждая из которых не рассматривается как отрицательная. Работа с анкетой проводится в малых группах. Для каждой группы формулируются следующие задания:

  • в представленном списке выберите пять индивидуальных характеристик, которые вы считаете наиболее существенными для создания портрета «хорошего ученика» той школы, в которой проходит практика. Расположите их в порядке значимости. Выработайте единое мнение в группе;
  • в представленном списке выберите пять индивидуальных характеристик, которые вы считаете наиболее существенными для описания «идеального ученика», ранжируйте их. Выработайте единое мнение в группе;
  • опишите успешного взрослого (это задание направлено на выявление понимания социального заказа современной школе).

Результаты работы в группах обобщаются и обсуждаются. Анализ свидетельствует о существовании противоречия между представлениями о том, какой должна быть сегодня личность, востребуемая обществом, и тем, какую личность формирует школа.

Результаты исследования и их обсуждение

Педагогическая практика создает необходимые условия для перехода учебной деятельности студентов в профессиональную с соответствующей сменой целей, средств, мотивов, потребностей и результатов. В связи с этим большое внимание на педагогической практике уделяется формированию индивидуального стиля педагогической деятельности, самосознания и стремления к высоким результатам своей деятельности, позволяющих обеспечить профессиональное саморазвитие. Это предполагает выполнение заданий, ориентированных на личность студента, а именно на профессиональную самореализацию.

В исследовании были установлены три уровня сформированности профессионального саморазвития будущего учителя (высокий, средний, низкий). В основу профессионального саморазвития будущего учителя положены следующие критерии: самообразование, субъектная позиция в педагогической деятельности, стиль педагогической деятельности, стремление к достижению успехов, самоуважение и уважение к другим. В соответствии с этим нами были даны содержательные характеристики каждого уровня, которые раскрыты в таблице 1.

Таблица 1

Критерии сформированности профессионального саморазвития будущего учителя

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Самообразование

Реализует свои знания на практике; умеет конструировать педагогические задачи, в процессе решения которых проявляются базовые и ключевые компетенции учителя; постоянно развивает свой творческий потенциал; дает позитивную оценку своих умений и навыков.

Успешен в учении; есть стремление развивать свой творческий потенциал; не всегда способен конструировать педагогические задачи.

Требует постоянной поддержки в учении и самореализации; не всегда способен оценивать свои знания.

Субъектная позиция в педагогической деятельности

Баланс «хочу», «могу», «надо»; позитивная субъективная оценка результатов своих действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Проявляет самостоятельность в работе, несет ответственность за самостоятельный выбор решения, действия, поступка.

Доминирует позиция «надо», не всегда инициативен в выполнении профессиональных задач.

Доминирует позиция «смогу ли я»; стремится избежать наказания, а не добиться успеха, избегает ответственных заданий.

Стиль педагогической деятельности

Организованный и деловой, умеет организовывать коллег и учащихся для решения определенных задач; доводит дело до конца; легко идет на новые социальные контакты; трудную ситуацию рассматривает как возможность тренировки навыков уверенного поведения.

Организован сам, но других организовать не умеет; не всегда идет на новые социальные контакты.

Недостаточно деловой и организованный, принимает участие в деле только под руководством других; не доверяет себе; избегает новых социальных контактов.

Самоуважение и уважение к другим

Демонстрирует самоуважение и уважение к окружающим людям, ответственен за собственное поведение; отличается позитивным взаимоотношением; поддерживает других в различных ситуациях.

Демонстрирует самоуважение и уважение к окружающим людям; старается поддерживать других.

Не всегда демонстрирует уважение к себе и к другим; не всегда заботится о своей чести и достоинстве.

Стремление к достижению успехов

Постоянно находится в творческом взаимодействии и сотрудничестве с коллегами и учениками. Стремится к высоким результатам своей деятельности и учащихся. Настойчив в достижении успеха.

В творческом взаимодействии с коллегами стремится к высоким результатам своей деятельности. Не обладает настойчивостью в достижении успеха.

Недостаточно сотрудничает с коллегами и учениками. Не ставит специально перед собой цель достигнуть успеха в профессиональной деятельности.

 

Мы провели на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Петрозаводска практико-ориентированный семинар на тему «Уроки физики в условиях ФГОС ОО» со студентами 5 и 4 курсов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль физика – математика и физика - информатика, на котором обсудили современные требования к уроку физики в условиях реализации ФГОС ОО. Студентка Светлана С. провела уроки обобщения по теме «Строение вещества» в 7 классе и открытия нового знания по теме «Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах» в 8 классе. Студентка Мария Ц. показала организацию совместной и индивидуальной учебной деятельности учащихся на тему «Первый закон Ньютона» в 10 классе и на тему «Правило Ленца» в 11 классе. Студенты показали умения решать профессиональные педагогические задачи в реальной профессиональной деятельности, такие как: проектировать уроки физики в соответствии с требованиями ФГОС ОО; использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета и др. Студенты, которые не участвовали в проведении уроков в роли учителя, были включены на уроке в учебно-познавательную деятельность вместе со школьниками. На семинаре студентами, выступающими в роли экспертов, была проведена экспертиза урока на определение степени соответствия организации урока требованиям ФГОС. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Экспертиза урока

Элементы урока

Параметры оценки

Рейтинг

(баллы)

Формулирование темы, целей и задач урока

Учитель формулирует только тему урока.

1

Учитель формулирует тему, цели и задачи урока.

2

В процессе формулирования темы, цели и задач принимают участие ученики.

3

Планирование и организация практической деятельности на уроке

Этап планирования и деятельность по плану отсутствуют.

1

Работа ведется по плану, предложенному учителем.

2

Ученики под руководством учителя планируют способы достижения целей и осуществляют действия по плану.

3

Форма взаимодействия учителя и учащихся на уроке

Применяется фронтальный метод организации деятельности. Оценка результатов деятельности учеников не проводится.

1

Применяется фронтальный метод организации деятельности. Оценка результатов проводится только учителем.

2

Учитель применяет групповой и индивидуальный методы организации деятельности учащихся. Оценка результатов проводится учителем и учениками.

3

Проведение рефлексии

Рефлексия не проводится.

1

Проводится рефлексия предметных знаний.

2

Учитель организует рефлексию предметных и метапредметных знаний и умений.

3

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Формирование УУД не организовано, учитель работает на предметный результат.

1

Учитель способствовал формированию одного-двух УУД.

2

Учитель способствовал формированию не менее трех УУД.

3

 

На педагогической практике студенты подготовили и провели мастер-класс на тему «Использование интерактивной доски в процессе обучения физике» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36 с углубленным изучением иностранных языков» г. Петрозаводска, открытый урок по физике на тему «Условия плавания тел» в 7 классе.

В рамках профориентации студенты провели в 8 классе веб-квест на тему «Близкий и далекий ПетрГУ», рассказали о Петрозаводском государственном университете как опорном вузе Республики Карелия, остановились на особенностях учебной и внеучебной деятельности студентов и ответили на вопросы школьников.

Приведем некоторые выдержки из эссе студентов по теме «Моя деятельность в школе на педагогической практике». Даша Я.: «Я проходила практику в Лицее № 1 г. Костомукша РК. На первой неделе я познакомилась с педагогическим коллективом, ознакомилась с правилами внутреннего распорядка учебного заведения, изучила коллектив класса, в котором мне предстояло работать. Начиная со второй недели, я проводила уроки физики в 10 классе (5 часов в неделю), проводила классные часы в каждую среду, а также посещала психологические тренинги с 10 классом. Дети очень быстро ко мне привыкли, вели себя спокойно на уроках, обращались ко мне по имени и отчеству, не стеснялись задавать вопросы. После проведения рефлексии я поняла, что дети меня не хотят отпускать со школы, очень благодарны за все уроки и мероприятия, которые я проводила. Для меня самым важным было – это научить детей формулировать свою мысль, выражать правильно и логически свою точку зрения, также я поставила перед собой основные задачи: формировать применение знаний по физике в повседневной жизни; показать, что физика - это интересная и занимательная наука; научить детей работать в группах, чтоб каждый участвовал в совместном обсуждении. С каждым уроком получалось все лучше и лучше. С детьми очень быстро поладила, с коллегами-учителями поддерживала очень хорошие отношения. Я довольна своей практикой! Мне бы хотелось скорее вернуться в школу, чтобы преподавать физику».

По отзывам учителей, директора школы, студенты находились в творческом взаимодействии и сотрудничестве с ними и учениками, проявляли самостоятельность в работе, несли ответственность за самостоятельный выбор решений в урочной и внеурочной деятельности, стремились к высоким результатам своей деятельности и учащихся.

По результатам педагогической практики студенты выступали на Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых ПетрГУ по темам: «Особенности педагогической практики в сельской школе» (Анна Л.); «Организация внеурочной деятельности со школьниками 7 класса по физике на педагогической практике в средней школе № 5 г. Петрозаводска» (Адриана Ш., Анастасия С.); «Проектирование уроков физики в условиях ФГОС на педагогической практике в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36 с углубленным изучением иностранных языков» г. Петрозаводска» (Ирина З., Галина А.). Все были отмечены дипломами первой и второй степени.

Заключение

Таким образом, профессиональное саморазвитие будущего учителя в условиях педагогической практики определяется стремлением студента к развитию своих профессионально-личностных качеств, к самосовершенствованию, к постановке перед собой отдельных задач по саморазвитию. Основу профессионального саморазвития составляют: самообразование, субъектная позиция в педагогической деятельности, стиль педагогической деятельности, самоуважение и уважение к другим.

На пересечении процессов духовного, личностного и профессионального развития будущего учителя формируется его профессиональная ориентация на успех в собственной педагогической деятельности.