Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SITUATIONAL APPROACH TO IMPROVING GROUP ATTACKING ACTIONS OF FOOTBALL PLAYERS OF 13–14 YEARS

Komkov V.Y. 1 Blinov V.A. 1 Leksakov A.V. 2 Sirenko Y.I. 3
1 FGBOU VO «Siberian State University of Physical Culture and Sport»
2 FGBOU VO "State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism"
3 FGBOU VO "Omsk State University"
Modern football places high demands on the motor, mental and technical abilities of athletes. Professional footballers need to make optimal decisions in the face of rapidly changing game situations. In this regard, the question of preparing a promising sports reserve in the country is undoubtedly one of the most pressing. However, as the analysis of pedagogical practice shows, training of young players does not always correspond to the specifics of competitive activity in football today. The current paper studies the issue of technical and tactical training of young football players in the game-like conditions, or close to them. The authors propose to improve group attacking actions of football players of 13–14 years old on the basis of constructing game situational exercises. Special attention is given to organizational and methodological recommendations on the selection and construction of such exercises. The paper demonstrates the algorithm for constructing game situational exercises from simple to complex using the example of the beginning and development of an attack in the midfield zone on the flank. The work has experimentally proved the effectiveness of the situational approach to the training of young football players of 13–14 years.
situational approach
game-based training
game situational exercises
technical and tactical training of young football players
competitive activity
group tactical interaction

Соревновательно-игровая деятельность в футболе сегодня, помимо ярко выраженной тенденции развития скорости ведения игры, характеризуется более совершенными техникой и тактикой, высокой сложностью групповых и командных действий игроков в атаке и обороне, в переходных фазах. Важнейшим фактором, позволяющим тренеру работать с командой в этом направлении, является его умение выявлять лимитирующие факторы в игре своей команды и отдельных ее игроков, требующие коррекции. Для этого необходимы просмотр и анализ собственных тренировочных занятий, календарных встреч, матчей соперников, игр лучших профессиональных и юношеских команд мира.

Одной из стратегических задач в реализуемых государственных программах развития футбола в нашей стране сегодня является создание условий для эффективного функционирования системы подготовки спортивного резерва [1]. Постановка обозначенной задачи продиктована отставанием отечественных футболистов по уровню технико-тактического мастерства от игроков ведущих европейских клубов [2, 3], что, как указывают некоторые специалисты, особенно заметно в части быстроты и точности выполнения групповых атакующих действий спортсменов [4]. Первостепенное значение приобретает способность футболистов быстро и правильно оценивать игровые ситуации в сочетании со знанием способов их тактически рационального решения в условиях пространственно-временных ограничений. Выбор наиболее целесообразного игрового действия и его эффективное выполнение требуют высокого уровня технико-тактической подготовленности игрока [5].

Решение поставленной задачи предполагает всесторонний анализ и обобщение накопленного педагогического опыта, обращение к передовым методикам и подходам, инновационным технологиям обучения и спортивной тренировки футболистов различного возраста и квалификации. Причем именно от тренера требуется постоянное профессиональное переосмысление организации учебно-тренировочного процесса с целью подбора арсенала эффективных средств комплексного совершенствования приобретенных спортсменами технико-тактических навыков и умений на всех этапах многолетней подготовки футболистов. Это касается в первую очередь подбора и построения тренером тренировочных футбольных упражнений. Здесь приходится признать, что основу тренировочного времени в процентном соотношении по-прежнему составляют так называемые изолированные упражнения (комбинационный подход), а не выполнение технико-тактических действий (ТТД) в различных игровых ситуациях и сюжетах игры, которые могут встречаться на поле во время футбольного матча [6–9]. Такой подход провоцирует отсутствие у игроков умения правильно оценивать ситуацию и самостоятельности в принятии решения, что становится особенно заметно на более поздних этапах подготовки, превращаясь в лимитирующий фактор, с большим трудом поддающийся коррекции.

На основании обобщения опыта зарубежных и отечественных специалистов и анализа литературных источников можно говорить о том, что ситуационный подход (или принцип обучения юных футболистов через игру) принят в странах с высоким уровнем развития футбола (в Германии, Франции, Голландии), совпадает с современными трендами [5, с. 190–191]. Спортсменов обучают осуществлять игровые замыслы в специально подобранных и последовательно связанных между собой игровых упражнениях в малых (2–3 игрока) и средних (4–6 игроков) группах, а не изучать технико-тактические приемы отдельно от игры [2, с. 14–20; 7, с. 62–63; 10, c. 274]. Однако на практике многие тренеры при подготовке юных футболистов до сих пор придерживаются комбинационного подхода ввиду недостаточной разработки организационно-методических указаний и рекомендаций по построению упражнений, цель которых – создать реальную игровую ситуацию.

В этой связи цель настоящего исследования заключается в экспериментальной проверке эффективности обучения через игру как основного принципа технико-тактической подготовки футболистов – юношей 13–14 лет с демонстрацией алгоритма составления игровых ситуационных упражнений от простого к сложному при отработке начала и развития атаки в средней зоне на фланге.

Материалы и методы исследования. Реализация цели исследования осуществлялась посредством обращения к следующим методам: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, регистрация соревновательной деятельности, методы математической статистики. Исследование проводилось на базе детской академии ФК «Новосибирск» (г. Новосибирск) с декабря 2018 г. по март 2019 г. В эксперименте приняли участие 20 юных футболистов 2005 года рождения. Микроцикл спортсменов (недельный цикл) состоял из четырех тренировочных занятий, одной тренировочной или календарной игры, двух выходных дней. Исследование осуществлялось в период соревновательной деятельности – два футбольных турнира «Кубок города Омска» (с 24.12.2018 г. по 28.12.2018 г., г. Омск) и «Весеннего турнира» (с 06.03.2019 г. по 10.03.2019 г., г. Омск).

Совершенствование групповых атакующих действий футболистов – юношей 13–14 лет предлагается реализовывать при помощи конструирования игровых ситуационных упражнений, при разработке которых необходим строгий учет морфофункциональных особенностей возраста и уровня подготовленности игроков. Представляется целесообразным ввести термин динамическая ситуация игры, под которым мы понимаем тренировочное упражнение, организуемое с обязательным наличием мяча, соперника(ов), партнера(ов), ворот (цели), определением координат, близких к игровым, установлением конкретных игроков атаки и обороны, находящихся в игре на данном участке поля, обозначением направления и развития атак и движения мяча [5].

Алгоритм разработки тренировочных ситуационных упражнений или динамических ситуаций игры в футболе следующий: конструирование основного игрового упражнения, решающего задачу тренировочного занятия, далее добавление к основному одного или двух подводящих упражнений, отвечающих условиям реальной игровой ситуации. Требования к выполнению алгоритмов заданных атакующих взаимодействий игроков команды и противодействий атакующим взаимодействиям соперников, быстроте и точности их исполнения усложняются постепенно. При разработке игровых упражнений приоритет в данном возрасте (13–14 лет) отдается взаимодействиям игроков в малых и средних группах, в малом объеме даются упражнения в группах из 7–8 игроков. Упрощение или усложнение динамической ситуации игры могут быть достигнуты через изменение размера площадки, размера и количества ворот, количества мячей, количества игроков атакующей и обороняющейся команд.

В подготовительной части тренировки можно проводить разминочные упражнения, позволяющие отработать алгоритмы групповых действий юных спортсменов в атаке без сопротивления соперника или с минимальными сбивающими факторами. Это дает возможность обучающимся овладеть целостной структурой отрабатываемых взаимодействий, научиться действовать по заранее составленному плану.

Отметим также, что совсем отказываться от упражнений в простых, стандартных условиях для освоения технического приема или отработки тактических комбинаций не нужно, но объем игровых упражнений исходя из собственной практики в учебно-тренировочном процессе должен быть большим (не менее 70%).

В настоящей работе предлагается алгоритм составления игровых упражнений от простых к сложным на примере отработки юными футболистами начала и развития атаки в средней зоне на фланге.

Организация основного упражнения (рис. 1): два поля – 20х16 м, на лицевой линии каждой из команд – двое ворот из конусов высотой 2 м; схема игроков атаки: 2–2, фланговый нападающий (№ 7 или № 11), крайний защитник (№ 2 или № 5), 2 центральных полузащитника (№ 6, 8 или № 10); схема игроков обороны: 1–2, крайний защитник (№ 2 или № 5), центральный полузащитник (№ 8 или № 10), фланговый нападающий (№ 7 или № 11); каждая атака начинается игроками атакующей команды в средней зоне на фланге; в случае выхода мяча за пределы поля мяч всегда вводится в игру от лицевой линии атакующей команды.

Задачи: 1) игроки атаки должны ведением пересечь линию любых из двух ворот на лицевой линии соперника; 2) игроки обороны после отбора или перехвата мяча должны также ведением пересечь линию любых из двух ворот на лицевой линии соперника.

Рис. 1. Основное игровое ситуационное упражнение 4v3

Акцент в основном игровом упражнении направлен на взаимодействие крайнего защитника с крайним нападающим, а также на активные атакующие действия одного из центральных полузащитников.

Организация первого подводящего игрового упражнения (рис. 2): два поля – 18х16 м, на лицевой линии каждой из команд – двое ворот из конусов высотой 2 м; схема игроков атаки: 2–1, фланговый нападающий (№ 7 или № 11), крайний защитник (№ 2 или № 5), центральный полузащитник (№ 6 или № 8); схема игроков обороны: 1–1, крайний защитник (№ 2 или № 5) фланговый нападающий (№ 7 или № 11); каждая атака начинается игроками атакующей команды в средней зоне на фланге; в случае выхода мяча за пределы поля мяч всегда вводится в игру от лицевой линии атакующей команды.

Задачи: такие же, как в предыдущем игровом упражнении.

В первом подводящем упражнении (рис. 2) намеренно сокращается количество игроков (убрали одного центрального полузащитника в каждой из команд) для упрощения игровой ситуации. Основной акцент направлен на взаимодействие крайнего нападающего с крайним защитником.

Рис. 2. Подводящее игровое ситуационное упражнение 3v2

Организация второго подводящего упражнения (рис. 3): два поля – 15х12 м, на лицевой линии каждой из команд – двое ворот из конусов высотой 2 м; схема игроков атаки: 1–1, фланговый нападающий (№ 7 или № 11), крайний защитник (№ 2 или № 5); схема игроков обороны: 1, крайний защитник (№ 2 или № 5); каждая атака начинается игроками атакующей команды в средней зоне на фланге; в случае выхода мяча за пределы поля мяч всегда вводится в игру от лицевой линии атакующей команды.

Задачи: такие же, как в предыдущих игровых упражнениях.

Рис. 3. Подводящее игровое упражнение 2v1

Во втором подводящем игровом упражнении (рис. 3) намеренно сокращаются размер площадки и количество игроков (убрали центрального полузащитника у атакующей команды и флангового нападающего у обороняющейся команды) для упрощения игровой ситуации. Основной акцент в упражнении также направлен на взаимодействие крайнего нападающего с крайним защитником.

Обязательным считаем включение перед практическим освоением игровых ситуационных упражнений теоретических занятий для приобретения юными спортсменами специализированных знаний и умений по решению разнообразных игровых ситуаций [5]. На начальном и заключительном этапах применения ситуационного подхода в технико-тактической подготовке футболистов – юношей 13–14 лет был осуществлен сравнительный анализ данных их соревновательной деятельности. Полученные статистические данные позволили установить степень и характер воздействия предлагаемого принципа обучения на уровень технико-тактической подготовленности юных футболистов.

Результаты исследования их обсуждение. Поскольку цель исследования заключалась в экспериментальной проверке эффективности обучения через игру как основного принципа подготовки футболистов-юношей, то было необходимо выбрать соответствующие показатели технико-тактического мастерства спортсменов. Во-первых, была определена методика оценки игровой деятельности по количеству (объем) и качеству (процент брака / коэффициент эффективности) выполненных за матч индивидуальных и общекомандных технико-тактических действий, предложенная Ю.А. Морозовым. Во-вторых, в высокой степени информативными представляются такие показатели действий спортсменов, как количество эпизодов в штрафной площади соперника или точная доставка мяча в штрафную площадь, количество ударов в створ ворот из штрафной зоны.

Результаты исследования говорят о том, что после акцентированного применения ситуационных игровых упражнений в тренировочном процессе футболистов-юношей на протяжении 2,5 месяцев достоверно возрос объем ТТД в среднем за матч, в том числе количество эпизодов в штрафной площади соперника и количество ударов из штрафной площади соперника. Так, футболисты на соревнованиях в декабре 2018 г. выполняли в среднем за матч 471,3±24,2 ТТД, а в марте 2019 г. – 533,4±21,4 ТТД (р<0,05). Что касается качества выполняемых ТТД, то здесь наблюдается существенное снижение брака в выполняемых действиях футболистами после внедрения игрового метода: сравним декабрь 2018 г. – 52,1±4,8%, март 2019 г. – 31,7±4,2 (р<0,05). Кроме того, футболисты – юноши 13–14 лет, участвовавшие в эксперименте, в декабре выполняли меньшее количество действий в штрафной площади соперника с большим количеством брака: декабрь 2018 г. – 13,6±1,7 ТТД с браком 78,4±6,1%, март 2019 г. – 28,4±4,3 ТТД с браком 39,1±11,3%. По количеству ударов из штрафной площади соперника наблюдается схожая ситуация: юноши на соревнованиях в марте 2018 г. наносили больше ударов (7,8±1,5) с меньшим браком (46,4±11,7%), чем в декабре 2019 г.: 3,3±1,3 удара при браке 84,1±7,8%.

Заключение. Результатом последовательного усвоения юными футболистами групповых технико-тактических действий в постепенно усложняющихся динамических ситуационных упражнениях становится органическое единство техники и тактики. В дальнейшем юноши учатся использовать приобретенные навыки в нестандартных условиях соревновательно-игровой деятельности. Таким образом, у занимающихся создается и пополняется банк данных по алгоритмам вариативности решения типовых игровых ситуаций, что в дальнейшем послужит основой для грамотных и в то же время творческих, нестандартных действий юных футболистов при организации ими атак и обороны.