Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

OPTIMIZATION OF ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE ACTIVITIES IN MEDICAL UNIVERSITY

Struchkova I.V. 1 Petrova M.B. 1 Kharitonova E.A. 1 Pavlova N.V. 1 Kostyuk N.V. 1 Isakova N.V. 1 Kurbatova L.A. 1
1 Tver State Medical University
The article considers the specifics of the organization of career guidance activities in the FSBEI HE «Tver State Medical University MOH Russia». The experience of teachers of the Biology Department in preparing applicants and students for professional choice and development of professional skills is given. The article discusses the possibilities and effectiveness of professional self-determination of the individual at the pre-university stage and at the Juniorcourses of medical University in the study of medical and biological disciplines using classroom work and extracurricular forms of work. Attention is paid to the vocational orientation of foreign students of the preparatory Department. The article presents the educational technologies and methods used to motivate applicants and students to creative and professional self-development. The role of curators in the formation of professional and General cultural competencies of students is noted. The potential of disciplines of variable part is revealed. Studying of these disciplines allow for professional and psychological support of students, which contributes to the motivated choice of medical specialization. It is pointed out that teachers of higher education need to apply a differentiated approach in managing the professional development of future doctors. The conclusion emphasizes the importance of designing the educational environment in higher education using the components of professional information, professional diagnostics, professional advice and career guidance to ensure continuity between General and professional education, as well as the integration of medical education and practical health care.
career guidance work
medical university
medical and biological disciplines
professional self-determination
self-realization
professional competence
educational projects
pedagogical technologies

Престижность профессии врача и востребованность высококвалифицированных медицинских кадров на рынке труда определяют стабильно высокий конкурс в медицинские вузы [1]. Современные вузы заинтересованы в привлечении профессионально ориентированных школьников, имеющих хорошую базовую подготовку. Однако результаты первого года обучения и случаи отчисления студентов свидетельствуют о том, что не все абитуриенты подходят к выбору будущей профессии осознанно и часто не готовы к сложностям обучения в медицинском вузе. Причины часто кроются в ограниченности представлений о выбранной специальности, в неспособности оценить свои возможности. Кроме того, решение стать врачом может быть обусловлено не столько собственной мотивацией, которая позволяет преодолевать сложности обучения, сколько авторитарным влиянием родителей, имиджем, внешней стороной профессии [2–4]. Цена ошибочно принятого решения – неспособность выполнять социальные, профессиональные функции, следовательно – напрасно потраченное время со стороны студента и средства с позиции вуза. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и эффективная помощь в осуществлении абитуриентом правильного выбора [5, 6].

Цели данной статьи – анализ опыта организации профориентационной деятельности, осуществляемой преподавателями кафедры биологии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России и оценка эффективности проведенной работы.

Материалы и методы исследования. Применялись различные сочетания педагогических технологий проведения аудиторной и внеаудиторной работы с обучающимися. В качестве инструмента оценки мотивации абитуриентов и студентов к обучению использовано письменное анкетирование. Уровень умений и знаний студентов в объеме, предусмотренном ФГОС, определялся с помощью различных форм оценочных средств (тестирования, решения ситуационных задач, собеседования), исследовательские навыки оценивали по данным рейтинга участников постерных секций и конференций. Оценку эффективности профориентационной работы проводили по результатам рейтинга обучающихся и данным анкетирования по завершении каждого мероприятия.

Результаты исследования и их обсуждение. Уделять внимание проблеме профессионального самоопределения необходимо с этапа подготовки школьников к поступлению в медицинский вуз. С этой целью в ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России ежегодно проводится ряд мероприятий, популяризующих профессиональные сведения, которые позволяют абитуриенту определиться в жизни, причем эта работа осуществляется в разных направлениях и форматах. Традиционными стали Дни открытых дверей, встречи с абитуриентами и их родителями, размещение информации на сайте университета, подготовительные курсы, пробный ЕГЭ по профильным дисциплинам; работа, в том числе и выездная, по договору со школами, лицеями, гимназиями Тверской и Московской областей. Особую роль в работе по этому направлению приобретают профильные базовые дисциплины, в частности биология, позволяющая погрузить школьников и студентов младших курсов в среду, где приобретаемые знания, практические умения и навыки, а также элементы научно-исследовательской деятельности тесно связаны с будущей медицинской профессией.

Профориентационная деятельность на кафедре биологии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России реализуется в различных формах. В рамках Дня открытых дверей проводятся экскурсии, на которых школьников и абитуриентов знакомят с оснащением кафедры, возможностями для учебной и научной деятельности студентов. Раннему профессиональному самоопределению способствуют экскурсии в биологический музей. Знакомство с экспозицией музея позволяет установить связь теоретических знаний в области биологии и сферы их практического применения в медицине. Контакт не с виртуальными, а с реальными разнообразными экспонатами развивает наблюдательность, исследовательский интерес, имеет воспитательное значение, побуждает к формированию любознательности по отношению к будущей профессии.

Для повышения внимания экскурсантов преподаватель использует одновременно две группы методических приемов. Задача первой группы педагогических технологий заключается в том, чтобы заинтересовать слушателей и поддерживать восприятие ими предлагаемой информации на значительном временном промежутке. Для этого применяется динамическое сочетание форм изложения материала, с помощью которых доводится содержание тематической экскурсии. Вторая группа педагогических приемов позволяет не только выявить степень мотивации посещения музея у отдельных экскурсантов, но и вызвать заинтересованность в приобретении новых знаний в области медицинской биологии. Эта группа включает традиционные и интерактивные технологии. Традиционные методы позволяют выстроить основу экскурсии, причем чаще всего используются: характеристика; объяснение; прием освежающего отступления, если экскурсия очень продолжительная; климактерический прием, когда сведения сообщаются от менее к более значимым, и обратный ему антиклимактерический. Интерактивные методы наиболее эффективно реализуются на примере экспозиций «Медицинская генетика», «Медицинская паразитология», «Экология», «Филогенез систем органов». Наиболее результативными являются: метод «вопросы – ответы», когда слушателю нужно высказать свое мнение в отношении какой-либо проблемы; прием «задание», который побуждает вспомнить, задуматься, сопоставить; прием новизны материала – экскурсовод сообщает неизвестные факты и примеры; метод проблемной ситуации, который удачно сочетается с приемом дискуссионной ситуации.

Особенно ярко эффективность различных методических приемов проявляется в аспектах экскурсии, касающихся здоровья человека и современной медицины. При этом следует акцентировать внимание слушателей на социальной роли врача, участвующего в экологическом воспитании населения и пропаганде здорового образа жизни. Усилению интереса к профессии способствуют сведения об истории врачевания и роли отдельных личностей, приоритете отечественных ученых, их вкладе в развитие биологии и медицины.

Важная роль в профориентационном самоопределении школьников принадлежит школе «Юный медик», организованной нашим вузом. Программа данной школы предусматривает лекции, семинары, практикумы, которые проводят преподаватели университета и практикующие врачи. На занятиях по биологии широко используются элементы учебно-исследовательской работы. Школьники учатся работать с готовыми микропрепаратами, овладевают навыками схематичного изображения изучаемого объекта и его описания. Особый интерес вызывают изготовление и работа с временными микропрепаратами, влажными препаратами, так как лабораторно-экспериментальные занятия в школах практически не проводятся. Заинтересованные учебно-исследовательской работой, обучающиеся охотно и безупречно соблюдают технику безопасности при действиях с биологическими объектами, химическими реактивами и красителями. Проектная деятельность направлена на формирование общекультурных и учебно-познавательных профессиональных компетенций. Задачами школы «Юный медик» являются популяризация биологических знаний и планомерная предметная медицинская профориентация старшеклассников, формирование устойчивой мотивации к освоению профессии медицинского работника.

Кафедра биологии наряду с другими структурными подразделениями ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России принимает участие в реализации образовательного проекта довузовского образования «Тверской медицинский Предуниверсарий». Программа проекта имеет естественнонаучную направленность и рассчитана на учащихся 10–11-х специализированных классов средних общеобразовательных учреждений г. Твери. Углубленное изучение отдельных модулей и тем биологии на профильном уровне предусматривает использование как теоретических, так и практико-ориентированных методов работы. При освоении предусмотренных программой модулей у обучающихся формируются общепрофессиональные компетенции, такие как умение использовать учебную, научную литературу, компьютерные программы. Особое внимание уделяется классическим и современным методам биологических и медицинских исследований, а также правилам составления плана и реализации этапов научно-исследовательской работы, трактовки ее результатов и оформления их в виде доклада, статьи, тезиса, презентации. Так школьники под руководством преподавателей университета приобретают опыт поисковой проектной деятельности, определяются с приоритетными научными интересами, развивают когнитивные, коммуникативные, эстетические, познавательные, творческие способности личности, необходимые на последующем этапе приобретения знаний и умений – при обучении в медицинском вузе в качестве студента. Цель проекта – сформировать активную, самореализующуюся личность с осознанием собственной индивидуальности, строящую жизненные планы и мотивированную на осознанное получение профессии в области медицины.

Предпрофессиональная деятельность осуществляется кафедрой биологии также и в отношении абитуриентов из числа иностранных граждан, проходящих обучение на подготовительном отделении нашего вуза. При освоении биологии как базовой науки, необходимой для вступительных испытаний и при последующем обучении на младших курсах, решаются задачи подготовки данного контингента с учетом этнокультурных особенностей к обучению в российском медицинском вузе. На занятиях по дисциплине «Биология» проводятся коррекция и пополнение полученных на родном языке базовых предметных знаний в соответствии со спецификой будущей профессии; воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, бережного отношения к окружающей среде, собственному здоровью и здоровью окружающих. В процессе обучения используются различные образовательные технологии, слушателям отделения предоставляется широкий выбор учебно-методической литературы, дидактических материалов, подготовленных сотрудниками кафедры, в том числе и в электронной форме. Специфические особенности преподавания на международном подготовительном отделении заключаются в разном уровне базовых знаний по биологии, в присутствии языкового барьера слушателей, в ограниченности словарного запаса. Значительно облегчают усвоение материала и коммуникацию различные формы наглядного материала: таблицы, макро- и микропрепараты, муляжи, динамические модели, экспозиция биологического музея, печатные и электронные наглядные пособия. Все это позволяет слушателям в течение курса обучения расширять свой кругозор, развивать мышление, формировать научный стиль речи, развивать организационно-деловые качества, такие как пунктуальность, добросовестность, прилежание, необходимые будущим студентам.

Профориентационная деятельность важна не только на этапе выбора профессии, но и в процессе обучения в вузе. Поэтому в рамках дисциплин, преподаваемых на кафедре биологии и предусмотренных базовой и вариативной частями рабочей программы для студентов, обучающихся по всем специальностям, преподаватели большое внимание уделяют профессиональному развитию личности. Так, при чтении лекций приводятся исторические факты об этапах накопления и развития научных знаний в области биологии и медицины, призванные вызывать у обучающихся интерес к деятельности врача-исследователя. Информация о требованиях, предъявляемых обществом к медицинским работникам в условиях современного мира, формирует у студентов представление об особенностях будущей профессии. Знакомство со спецификой обучения в медицинском вузе происходит на практических занятиях по соответствующей дисциплине и специальности. В процессе работы со студентами преподаватель имеет возможность оценить как деловые, так и личностные качества обучающихся и их соответствие профессиональному выбору. Балльно-накопительная система оценки знаний студентов, используемая на кафедре, стимулирует студентов к мотивированному обучению. Различные формы учебной и научно-исследовательской деятельности (написание и выступление с рефератом, подготовка докладов, конкурс тематических постеров, участие в учебных и научных конференциях) требуют самостоятельного поиска, анализа информации, владения компьютерными технологиями и являются проверкой на работоспособность. В итоге реализуется задача начальных, стартовых стадий формирования как профессиональных и общекультурных компетенций будущего врача, так и самооценки степени пригодности к будущей профессии.

Еще одно направление профориентационной деятельности – организация участия студентов в волонтерском движении. Под руководством кураторов кафедры биологии обучающиеся подготавливают материалы для санитарно-просветительской работы и реализуют ее на базе средних учебных заведений, трудовых коллективов предприятий и организаций, а также медицинских учреждений города. Студенты помогают населению приобрести определенные медицинские и гигиенические знания, привить навыки здоровьесбережения. Используемые формы работы со школьниками, их родителями, педагогами, служащими, рабочими и другими категориями населения разнообразны – это лекции, занятия, беседы, круглые столы, игровые мероприятия, выпуск санитарных газет, бюллетеней, листовок. Тематика сообщений помогает студентам не только углубить свои медицинские и гигиенические знания, но и осознать круг наиболее актуальных медико-социальных проблем современности: профилактики ВИЧ, негативных явлений в молодежной среде, сохранения здоровья опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем, органов зрения, вопросов здорового питания, образа жизни, определить специфику и профилактику профессиональных заболеваний. Общение с аудиторией в ходе беседы и интерактивного взаимодействия помогает будущему врачу освоить самые первые этапы работы с пациентами. Проводимая санитарно-просветительская работа позволяет студентам ощутить причастность к решению важных медицинских задач и формирует нравственные основы их будущей деятельности, а также дает возможность на практике проверить свое соответствие выбранной специальности.

Неотъемлемой частью образовательной системы является воспитательная работа. Важно формировать у будущих врачей понимание того, что будущая профессия подразумевает не только глубокие и всесторонние профессиональные знания и навыки, но и высокий общий уровень культуры. Поэтому в рамках кураторской работы, особенно со студентами младших курсов, большое внимание уделяется воспитанию и развитию эстетического отношения к действительности, искусству, духовному обогащению личности студента-медика, развитию нравственных ценностей личности, правилам поведения при межличностном общении. С этой целью студентов побуждают участвовать в общеуниверситетских культурно-массовых, научных, спортивных, патриотических, волонтерских мероприятиях, а также посещать вневузовские мероприятия – тематические экскурсии, концерты, театральные спектакли.

Профориентационное сопровождение продолжается и в последующие годы обучения, так как актуализируется вопрос о выборе специализации, о соответствии приобретаемых навыков и знаний требованиям рынка труда. В решении этих задач следует отметить роль дисциплин вариативного блока. На кафедре биологии студенты второго курса, обучающиеся по специальности «Педиатрия», на занятиях по дисциплине «Медицинская биология» расширяют и совершенствуют формирование общих профессиональных компетенций, заявленных рабочей программой по дисциплине «Биология». Преемственность в изучении двух дисциплин на одной кафедре предоставляет широкие возможности для пролонгированного использования различных методов и форм работы, обеспечивающих профессиональную ориентацию и профессиональный рост обучающихся [7].

Содержательная часть дисциплины «Медицинская биология» знакомит студентов с последними достижениями и многообразием направлений в области медицинской биологии, с новейшими технологиями биомедицинских научных исследований. На расширение знаний в этой области нацелены темы предлагаемой учебно-исследовательской работы: «Современные способы борьбы с инфекционными заболеваниями», «Достижения года в области генетики», «Современные достижения в области изучения и применения стволовых клеток» и др. Благодаря этому у студентов формируется представление о спектре врачебных специальностей, востребованных практическим здравоохранением сегодня и наиболее перспективных в будущем. В результате создаются условия для ориентирования студента на выбор будущей медицинской специальности и развития к ней интереса.

Выявить и реализовать профессиональные склонности студентов помогают интерактивные образовательные технологии – метод малых групп, проектная деятельность, игровые технологии в формате «Своя игра», «Морской бой», лекция-конференция. Студенты вовлекаются во взаимодействие в коллективе, участвуют в заданных преподавателем моделях профессиональных взаимоотношений «врач – пациент», «врач – родственник больного», «врач – врач», «врач – медсестра» и др. В результате актуализируется перечень качеств, необходимых будущему врачу: навыки коммуникации, умение быстро самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения, использовать личные творческие способности, ориентированность на непрерывное самообразование.

Роль преподавателя заключается в способности использовать дифференцированный подход в управлении профессиональным развитием студентов. Решение образовательных задач необходимо осуществлять одновременно с психологическим сопровождением студента как личности. Преподаватель в процессе общения выявляет степень мотивации каждого обучающегося, при необходимости должен помочь разобраться в сомнениях по поводу выбранной профессии, уметь стимулировать студента к самоанализу и формированию программы саморазвития, то есть помочь занять активную позицию по отношению к своей профессиональной судьбе.

Заключение. Подготовка квалифицированных медицинских кадров в современных условиях требует проектирования образовательной среды в соответствии с принципом непрерывности (преемственности) между общим и профессиональным образованием. На кафедре биологии данный подход реализуется последовательно и базируется на использовании специфики программ довузовского и начальных этапов высшего профессионального образования, включающих обязательные и вариативные дисциплины. Профориентационная деятельность осуществляется целенаправленно, системно и включает компоненты профинформирования, профдиагностики, профконсультации и профориентационной деятельности. Подобная организация работы, согласно нашему опыту и объективным данным результатов итогового контроля и анкетирования обучающихся, обеспечивает профессиональное самоопределение личности, развитие способностей и творческого потенциала будущих врачей. Это является необходимым условием успешного овладения современными технологиями, готовности специалистов к психологической и профессиональной адаптации, к самообразованию в быстро меняющемся мире. Таким образом, профориентационная работа повышает эффективность подготовки квалифицированных медицинских кадров и усиливает интеграцию медицинского образования и практического здравоохранения.