Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

IMPLEMENTATION OF CONSOLIDATION THE VALUE OF TOLERANCE IN ACTIVITY ON THE EXAMPLE OF BACHELORS - FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

Bezotechestvo L.M. 1
1 Siberian Federal University
Статья раскрывает проблему формирования толерантности. Рассмотрена актуальность педагогической толерантности, обоснована роль этого личностного качества и ценности в профессиональном становлении и развитии личности, его имплицитная включенность в компетенции, описывающие результат образования будущих бакалавров педагогики профессионального обучения. Рассмотрены особенности деятельности педагога, требующие допустимого уровня сформированности толерантности как ценностной ориентации, эту деятельность регулирующей. Представлено определение педагогической толерантности как родовое по отношению к видовому понятию «толерантность», отмечена её ценностная природа, подразумевающая в структурно-временной развертке следующие этапы существования: ценностная толерантная ориентация как первоначальная направленность личности, ценностное толерантное отношение как регулятор деятельности и ценностно-окрашенное толерантное поведение. На основании декларируемого определения толерантности выделены этапы её формирования и педагогические условия, посредством которых возможна реализация данных этапов. При этом в статье подробно рассмотрен этап закрепления ценности толерантности в специально организованной деятельности. Приведено описание реализации выделенных педагогических условий на примере будущих педагогов, обучающихся по программе «Профессиональное обучение (бакалавриат)». В частности, закрепление ценности в деятельности - показана активизация диалогового взаимодействия через следующие формы проведения занятий: метод конкретных ситуаций (метод кейсов), обсуждение и дискуссия, деловая и ролевая игра, работа в микрогруппах, мозговой штурм, круглый стол, метод разработки проектов и т.д. Зафиксирован статистически значимый (уровень значимости 5%) рост уровня сформированности педагогической толерантности у студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольными.
The article reveals the problem of tolerance formation. The relevance of pedagogical tolerance end the role of this personal quality and value in the professional formation and development of the personality, its implicit inclusion in the competencies, which describe the result of the formation of future bachelors of pedagogy of vocational training, is substantiated. Features of the teacher’s activities that require an acceptable level of tolerance as a value orientation, which regulates this activity, are considered. Based on the analysis of scientific literature, the definition of pedagogical tolerance is formulated as generic with respect to the specific concept of tolerance, its value nature is noted, implying the following stages of existence in the structural-temporal development: value tolerance orientation as the initial orientation of the person, value tolerance as a regulator of activity and value colored tolerant behavior. Based on the declared definition of tolerance, the stages of its formation and pedagogical conditions by which the implementation of these stages are possible are identified. At the same time, the article details the stage of consolidating the values of tolerance in specially organized activities. The description of the implementation of the selected pedagogical conditions is given on the example of future teachers studying under the program "vocational training (undergraduate)", in particular, the consolidation of value in the activity. The activation of dialogue interaction through the following forms of conducting classes is shown: the method of specific situations (case method), discussion and discussion, business and role play, work in microgroups, brainstorming, a round table, a method for developing projects, etc. A statistically significant (significance level of 5%) increase in the level of formation of pedagogical tolerance among students of experimental groups compared with the control was recorded.
The quality of education
pedagogical tolerance
pedagogical education
the formation of tolerance

Институт педагогического образования представляет собой весомую часть во всей системе образования Российской Федерации. Подготовка педагогов, осуществляемая в этой системе, должна позволять им в своей профессиональной деятельности проявлять самостоятельную активность, направленную на решение проблем межкультурного, межнационального, разновозрастного, межполового и других взаимодействий, реализуемых в условиях многообразия среды.

Одним из условий повышения качества педагогического образования, рассматриваемым в научном сообществе на различных уровнях (практическом и теоретическом), выступает формирование педагогической толерантности [1; 2]. При этом актуальность зависит от роли толерантности в педагогической деятельности. Цель исследования заключается в обосновании и экспериментальной проверке результативности педагогических условий, способствующих формированию толерантности бакалавров педагогического направления обучения.

Материалы и методы исследования. Констатирующий и формирующий эксперимент проведен на базе Сибирского федерального университета (Красноярск) с учащимися специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)», 103 человека. При разработке теоретической базы исследования использовался контент-анализ литературы, анализ нормативных документов, в частности федерального государственного стандарта высшего профессионального образования. Оценка результатов формирующего эксперимента проведена с использованием комплекса диагностических методик, разработанных экспертами.

Результаты исследования и их обсуждение. В работе рассматривается проблема формирования педагогической толерантности. Для этого, в первую очередь, выявлены особенности деятельности педагога, влияющие на его желаемые профессиональные характеристики. Главными особенностями данной деятельности являются область реализации - образовательный процесс - и особенности субъектов деятельности, а именно ценностное отношение ко всем участникам. Педагогическая деятельность является видовым понятием по отношению к понятию деятельности в общем. Она обособляется на основе этих характеристик и должна иметь определенные цели и формы проявления. В частности, глобальной целью педагогической деятельности является создание условий для развития личности учащегося, а формой - не просто одностороннее воздействие учителя, а взаимодействие всех участников образовательного процесса [3]. Актуальность толерантности для специалиста, осуществляющего эту деятельность, как раз и определяется через то, что деятельность выражается через межличностное взаимодействие.

Среди требований, предъявляемых к такому специалисту, выявлены определённые личностные качества, способствующие дальнейшему профессиональному развитию. По мнению В.А. Сластенина, общество задаёт требования, а они, в свою очередь, регламентируют желаемые для педагога личностные качества, определяющие его деятельность [4]. При этом подчеркивается как объективная сложность овладения данной профессией, так и её значимость для общества, её социальная и ситуативная роль в поддержании стабильности и устойчивого развития.

Обращаясь к особенностям педагогической деятельности, вслед за [5] отметим, что наряду с процессуальными характеристиками важны и специфические особенности результата деятельности: в процессе преобразований изменяется не только внешний мир, но и внутренние качества личности. Изменения в самом субъекте являются неотъемлемой особенностью педагогической деятельности. При этом педагогическая деятельность - не воздействие на пассивный объект, а взаимодействие, основанное на принципах уважения и признания значимости всех субъектов, его осуществляющих [6]. Наличие такого личностного качества, как толерантность, обеспечивает успешную реализацию педагогической деятельности, выстроенную в соответствии с личностно ориентированным подходом.

Стоит отметить, что критерии, по которым оценивается педагог как специалист, во многом определяются требованиями общества. Так, В.А. Адольф и И.Ю. Степанова [7] говорят об этом, замечая, что социум задаёт направление педагогической деятельности, адаптирует то, что хотят видеть от педагога, к тому, что он может себе позволить в существующих жизненных условиях.

При рассмотрении особенностей педагогической деятельности, характеризующих изменение субъектов взаимодействия, мы во многом опираемся на личностно ориентированный подход. Ориентация на жизненные смыслы, на направленность личности, на её внутренние потребности во многом формирует такие требования к педагогу, при которых вместо «педагогического воздействия» нужно говорить о «педагогическом взаимодействии». И такое личностное качество, как толерантность, может во многом способствовать эффективности данного взаимодействия [8].

Эти требования зафиксированы во ФГОС ВПО. В данном исследовании экспериментальная работа проведена с бакалаврами специальности «Профессиональное обучение». Стандарт, определяющий их образовательный процесс, включает в себя список компетенций, определяющих основные качества, которыми должен обладать сформированный специалист. Раскрывая содержание некоторых из них, находим толерантность необходимой современному педагогу.

При определении термина «педагогическая толерантность» будем исходить из того, что она есть только частный случай толерантности в общем, подвид, обособляемый благодаря специфике субъектов, эту толерантность проявляющих. Так, выделяемые религиозная, политическая, межнациональная, межполовая, межвозрастная и другие виды толерантности аналогично являются проявлениями некоего общего личностного качества, активизирующегося в различных ситуациях и при взаимодействии с различными партнёрами. Педагогическая толерантность - личностное качество, проявляющееся у педагога в его профессиональной деятельности. При этом она выступает регулятором его деятельности, позволяет не только продуктивно её осуществлять, но и пролонгированно развиваться как специалисту. Сущность этого личностного качества составляет наличие у человека ориентации на то, что все субъекты взаимодействия ценны и при наличии своего мнения необходимо признавать важность и значимость их мнений и предпочтений. Человек со сформированной толерантностью признаёт важность разнообразия идей и суждений, готов строить диалог с людьми, чьи идеи отличны от его, но при этом сохраняет свою позицию и не спешит менять её по первому же требованию оппонентов. Педагогическая толерантность присуща участникам образовательного процесса, которые осуществляют своё профессиональное взаимодействие [9; 10].

Роль толерантности в педагогической деятельности нашла обоснование в природе этой деятельности, понимаемой на основе личностно ориентированного подхода. Обращаясь к проблеме необходимости формирования толерантности у студентов – будущих педагогов в образовательном процессе вуза находим, что при сформированном данном личностном качестве повышается результативность взаимодействия субъектов, а значит и эффективность их будущей профессиональной деятельности. Проанализировав наличный уровень сформированности педагогической толерантности у бакалавров специальности «Профессиональное обучение» СФУ, получили данные, обобщенные в таблице 1.

Таблица 1

Диагностика уровня сформированности толерантности студентов за различные годы обучения, %

Уровень / курс

I

II

III

IV

Критический

5

0

6,5

36

Примитивный

79

80

83,5

64

Допустимый

16

20

10

0

Оценка проведена посредством авторских методик (Г.У. Солдатова и коллектив авторов, В.В. Бойко).

Большинство студентов вне зависимости от года обучения имеют примитивный уровень сформированности толерантности, что противоречит описанию сформированного специалиста, зафиксированному в федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования. Для разрешения данной проблемы необходимо выявление и последующая реализация педагогических условий, способствующих формированию педагогической толерантности студентов – будущих педагогов.

В определении толерантности ведущей категорией является понятие «ценность». Рассмотрим данную категорию и её специфические характеристики, формирование которых можно реализовать в определенных педагогических условиях. В результате анализа научной литературы были выявлены эти особенности. Вслед за авторами (В.А. Сластенин и др.) будем понимать под ценностями те идеи и установки, которые определяют деятельность субъектов, влияют на принятие тех или иных решений. Ценности - это то, что изнутри руководит поступками человека [5]. Охарактеризовать сформированность ценностей у личности во временной и структурной развертке можно посредством выделения категорий ценностной ориентации, ценностного отношения и ценностного поведения, плавно переходящих из одной в другую. Вначале возникает направленность личности, предпочтение принятия определённых решений и отрицание других, что характеризуется как ценностная ориентация. Укрепление и усиление этой ориентации преобразуется в четкую внутреннюю позицию, то есть сформированное ценностное отношение личности, проявляющееся в реальных действиях и поступках, позволяет демонстрировать ценностное поведение. Озвученная выше необходимость в педагогических условиях формирования толерантности будущих педагогов может быть восполнена на основе представленных этапов. Так, педагогические условия должны поэтапно обеспечивать возможности для формирования толерантной ориентации личности, её толерантного отношения к действительности и закрепление посредством деятельности, требующей толерантного поведения. Определим их как, во-первых, обогащение содержания учебного материала информацией, способствующей формированию ценностной ориентации и ценностного отношения, и, во-вторых, вовлечение студентов в деятельность, способствующую проявлению ценностного толерантного отношения.

Выделим в процессе формирования толерантности следующие этапы: ориентация на ценность толерантности, её принятие и закрепление. В связи с ограниченностью размеров статьи рассмотрим подробнее только этап закрепления педагогической толерантности в деятельности. Предшествующие этапы ориентации и принятия были реализованы в ходе работы и развили у студентов позитивное отношение к формируемой ценности.

При реализации этапа закрепления большую роль играют интерактивные педагогические технологии - форма работы, организация которой основана на диалогическом взаимодействии. Особый акцент делается на самостоятельную работу и на работу в группах различного размера и состава. Включенность в деятельность позволяет проявить и закрепить ранее сформированные ценностные ориентации. Экспериментальная работа проводилась со студентами специальности «Профессиональное обучение», направление «Информатика и вычислительная техника», СФУ, Красноярск. Всего в исследовании приняло участие 103 человека. Учебный план данной специальности располагает вариативной частью, в рамках которой реализовались педагогические условия формирования толерантности.

Для организации диалогового взаимодействия и активизации деятельности использовались следующие формы проведения занятий: метод конкретных ситуаций (метод кейсов), обсуждение и дискуссия, деловая и ролевая игра, работа в микрогруппах, мозговой штурм, круглый стол, метод разработки проектов и т.д.

В частности, для обсуждения были предложены ситуации, отражающие современное проблемное поле в контексте толерантного взаимодействия: проблемы семьи и брака, государственное урегулирование религиозных вопросов, миграционная политика различных государств. Полемика при обсуждении современных проблем позволила участникам озвучивать эмоционально окрашенное мнение, что способствовало присвоению ценности толерантности.

Другая группа ситуаций, вынесенных на обсуждение, напротив, опиралась на существующий культурный контекст отечественной педагогики. Для обсуждения в парах студентам были представлены отрывки из произведений таких ученых, как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и других широко известных педагогов. Учащиеся проанализировали данный текст согласно следующим вопросам: «Где и когда происходит действие? Чем те условия отличаются от настоящего времени? А люди имеют какие-то концептуальные отличия от наших современников и сверстников? В чем отличие образовательного процесса? Какие трудности присутствуют в нём? Что вам понравилось в работе педагогов? Как проявляется толерантность в их деятельности? В своей будущей работе могли бы вы использовать те качества, которые проявляли педагоги?". Последовательный разбор данных вопросов постепенно погружает респондента не только в логическое осознание проблемы, но и в эмоционально-чувственное её проживание. Проникновение и упрочнение толерантной ориентации в зону ценностей личности было подтверждено живым эмоциональным откликом, полученным в процессе работы от студентов.

Для закрепления ценности толерантности студентам была предложена деловая игра «Стереотипы. Кто этот человек?». В игровой процесс были включены ситуации, помогающие осознать роль авторитета в жизни, а также ощутить, насколько стереотипы и предвзятые суждения иногда могут затруднять коммуникацию и усложнять понимание реального положения дел. В процессе игры ведущий показывал аудитории фотографию известной личности, а отгадывающий, не видя этой фотографии, задавал аудитории бинарные вопросы, предполагающие только отрицательный или утвердительный ответ, по которым пытался определить эту личность. Реализация толерантного или интолерантного мировоззрения проявлялась в том, как и какие вопросы формулирует отгадывающий, и в том, как на них реагирует аудитория. Загаданные персонажи подбирались так, чтобы, с одной стороны, быть известными молодому поколению, но, с другой, являться неоднозначными личностями, о роли которых в истории и в современном мире можно дискутировать. Самоанализ участников после проведенной игры показал, что на данном этапе сформированности ценности толерантности многие ещё подвержены стереотипам в различных вопросах столкновения и переплетения культур. Студенты выразили желание изменить сложившуюся ситуацию.

Кроме этого, со студентами была проведена дискуссия, посвященная проблемам сетевого общения и проявлению толерантности в нём. На основании актуализированных в ходе этой дискуссии вопросов организована проектная деятельность по созданию контента для сайта, посвященного ценности толерантности как составляющей корпоративной культуры учащихся и сотрудников Сибирского федерального университета. Студентами были созданы образовательные подкасты, видеоролики, написано несколько публицистических статей и эссе, вызвавших отклик и обсуждение в комментариях у других учащихся.

Анализ результатов проведенного эксперимента по формированию толерантности в образовательном процессе вуза у студентов - будущих бакалавров педагогики (табл. 2) позволил заключить, что реализация выявленных педагогических условий формирования ценности толерантности способствует позитивному изменению уровня её сформированности (статистическая значимость на уровне 5%).

Таблица 2

Изменение уровня сформированности толерантности студентов после проведения формирующего эксперимента, %

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровень/этап

До

После

До

После

Критический

8,25

0

3,25

5,5

Примитивный

76,25

49,75

81,75

79,75

Допустимый

15,5

50,25

15

14,75

 

Выводы

На основе анализа научной литературы было сформулировано определение педагогической толерантности, выделены основные этапы её формирования (формирование толерантной ориентации, толерантного отношения и закрепление его в толерантной деятельности). В связи с ограниченностью объема статьи подробно был рассмотрен этап закрепления ценности толерантности в деятельности.

Описанный в работе этап эксперимента по формированию педагогической толерантности студентов - будущих педагогов в образовательном процессе вуза показал, что, несмотря на значимое повышение уровня её сформированности, большая часть респондентов не достигает высшего, допустимого уровня, что согласуется с идеей о ценностной природе данного личностного качества и указывает на необходимость пролонгированного формирования педагогической толерантности в дальнейшем процессе обучения.