Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ACTUALIZATION OF THE SCHOOLCHILDREN'S NEEDS FOR OWNERSHIP OF VALUES OF PHYSICAL CULTURE ON THE EXAMPLE OF THE III AGE STAGE OF THE COMPLEX «READY FOR LABOR AND DEFENSE»

Ryzhkov V.A. 1 Matyukhov D.M. 1
1 Federal State Government-Financed Institution of Higher Education “Ural state university of physical culture”
Основной задачей любого продвинутого социального общества является проблема воспитания подрастающего поколения. Передача ценностей культуры общества происходит именно через процесс воспитания. Современные реалии показывают, что процесс физкультурного воспитания, в котором реализуется весь ценностный потенциал физической культуры, сводится лишь к обучению двигательным действиям, не затрагивая культурный компонент развития человека и его социальную природу. Без этого формирование человека как личности не представляется возможным, что в свою очередь актуализирует совершенствование оздоровительной и физкультурно-спортивной работы в образовательных организациях, где Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» должен играть ключевую роль. Данное положение важно для обучающихся 5–6-х классов школы, характеризующихся специфическими психическими и физиологическими особенностями, которые обусловлены активным социальным созреванием личности, формированием сознания, поведения и отношения к окружающему миру. В статье представлена модель актуализации потребности обучающихся 5–6-х классов школы в овладении ценностями физической культуры через формирование физической культуры личности на примере III возрастной ступени комплекса «Готов к труду и обороне». Проведена оценка ценностных ориентаций обучающихся среднего звена школы в сфере физической культуры.
The main task of any advanced social society is the problem of educating the younger generation. The transfer of cultural values of society occurs through the process of education. Modern realities of today show that the process of physical education, in which the whole value potential of physical culture is realized, is reduced only to learning motor actions, without affecting the cultural component of human development and, as such, its social nature. Without this, the formation of a person as a person is not possible, which, in turn, actualizes the improvement of health-improving and physical-sports work in educational organizations, where the All-Russian physical-sports complex «Ready for work and defense» should play a key role. This provision is due to students in grades 5-6 of the school, characterized by specific psychological and physiological characteristics that relate to the period of active social maturation of the personality, the formation of consciousness, behavior and attitude to the world. The article presents a model for actualizing the needs of a student in grades 5-6 of the school in mastering the values of physical culture through the formation of a physical culture of a person using the example of the III age level of the «Ready for work and defense» complex. The assessment of the value orientations of middle-school students in the field of physical education is carried out.
school student
physical culture values
«ready for work and defense» complex
||| age level
physical education of a student’s personality

Современные реалии характеризуются активными социально-экономическими изменениями. В этой связи происходят переоценка ценностей культуры, снижение духовности общества, что накладывает отпечаток на воспитание молодого поколения. Исходя из этого формирование личности молодежи является приоритетной задачей для общества и государства.

Как отмечает Л. И. Лубышева, в рамках системы образования реализуются ценности как общей культуры, так и физической культуры, которая играет приоритетную роль в формировании личности [1, с. 10].

Неслучайно Министерство образования Российской Федерации, Минспорт РФ и Российская академия образования в совместном приказе подчеркивают, что формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации является приоритетным направлением совершенствования процесса физкультурного воспитания на основе современных средств физической культуры и спорта [2, 3, 4].

В связи с этим документом, определившим направление развития физической культуры в стране на ближайшие годы, стал Указ Президента РФ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне”», подписанный 24 марта 2014 г. [5].

Учитывая сказанное, при внедрении комплекса «Готов к труду и обороне» важно уделять особое внимание формированию физической культуры личности в процессе подготовки к выполнению нормативов, осуществлять которое целесообразно через духовно-нравственное, патриотическое воспитание и физкультурно-спортивную деятельность. При этом выполнение требований ВФСК ГТО должно позиционироваться как почетное гражданское достижение [6, с. 116].

Накопленные к настоящему времени научный фонд и опыт практической деятельности позволяют наметить дальнейшие пути поиска в данном направлении и создают определенные предпосылки для разработки идей, положений и технологий формирования физической культуры личности обучающейся молодежи.

Тем не менее в условиях современной общеобразовательной школы по-прежнему доминирует установка на развитие физических качеств, умений и навыков обучающихся. В рамках урочной деятельности нет объективной возможности обеспечить личностно-ориентированный подход, способствующий полноценному развитию детей (подростков) и, как следствие, формированию их личности.

Констатируя вышеизложенное, реализацию ценностного потенциала физической культуры следует осуществлять в рамках внеурочной деятельности. Внеурочная физкультурно-спортивная деятельность организуется с целью расширить и углубить полученные знания, удовлетворить потребность обучающихся в содержательном досуге, способствовать их участию в общественно полезной деятельности и самоуправлении. При этом ВФСК «Готов к труду и обороне» служит основным средством проверки физических способностей обучающихся, конечной целью выполнения которого является получение знака отличия, а процесс подготовки к сдаче норм (тестов) направлен на формирование физической культуры личности школьников.

Цель исследования заключалась в проверке эффективности разработанной модели физкультурного воспитания в формировании физической культуры личности обучающегося среднего звена школы на примере III возрастной ступени ВФСК ГТО.

Исходя из цели исследования выделены следующие основные задачи в формирующем педагогическом эксперименте.

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования направленного использования современных средств физической культуры и спорта, а именно ВФСК «Готов к труду и обороне», в формировании физической культуры личности обучающегося в процессе физкультурного воспитания.

2. Выявить динамику изменений показателей ценностных ориентаций обучающихся в сфере физической культуры на этапе формирующего эксперимента.

3. Определить эффективность разработанной модели физкультурного воспитания в формировании физической культуры личности обучающегося среднего звена школы.

Материал и методы исследования. Анализ состояния проблемы формирования физической культуры личности обучающегося среднего звена школы в теории и на практике физкультурного воспитания показал, что работа образовательных организаций на сегодняшний день не в полной мере обеспечивает данный процесс в отношении личности школьников, что и обусловило тему данной работы.

Экспериментальной базой исследования на различных этапах служили: МАОУ «СОШ № 13»; МБОУ «СОШ № 115»; МБОУ «СОШ № 45» г. Челябинска.

Так, например, на этапе констатирующего этапа эксперимента был проведен анкетный опрос 147 подростков 5–6-х классов школы и их родителей в количестве 98 человек. Данные опроса показали целесообразность разработки модели физкультурного воспитания в формировании физической культуры личности обучающихся. После этого были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 26 человек в каждой.

Контрольная группа занималась по стандартной программе физкультурного воспитания, разработанной В. И. Ляхом, в рамках урочной деятельности 3 раза в неделю [7].

Представленная модель физкультурного воспитания обучающихся среднего звена школы экспериментальной группы (рис. 1) предусматривает дополнительные занятия в рамках внеурочной деятельности 2 раза в неделю при соблюдении следующих педагогических условий:

– обучающийся среднего звена школы выступает в качестве субъекта учебной деятельности во внеурочной физкультурно-спортивной деятельности;

– структура и содержание компонентов в формировании физической культуры личности подростка включают принципы здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, субъект-субъектных отношений и познавательной направленности;

– программно-содержательное обеспечение физкультурного воспитания обучающегося среднего звена школы составляет основу модели его развития и формирования содержательных структурных характеристик физической культуры личности подростка в процессе подготовки к сдаче норм (тестов) ВФСК ГТО.

Рис. 1. Модель физкультурного воспитания в формировании физической культуры личности обучающегося среднего звена школы

Говоря о реализации модели физкультурного воспитания в формировании физической культуры личности обучающегося, можно утверждать, что оно обусловлено программно-содержательным обеспечением на основе III возрастной ступени ВФСК ГТО в рамках внеурочной деятельности.

Содержание занятий составляет основу Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общей подготовки в сфере физической культуры и предполагает формирование физической культуры личности обучающегося по выделяемым основным структурным компонентам (физическому, когнитивному, физкультурно-деятельностному).

Следует заметить, что программно-содержательное обеспечение процесса физкультурного воспитания экспериментальной группы ориентировано на решение следующих задач:

– повышение мотивации школьника в личностном и физическом самосовершенствовании через создание положительного психоэмоционального фона на занятиях;

– изучение обучающимися теоретических сведений в сфере физической культуры и спорта;

– обеспечение становления физического, когнитивного и физкультурно-деятельностного компонентов физической культуры личности подростка.

Решение этих задач в интегрированном виде обеспечивает эффективное формирование основных структурных компонентов физической культуры личности обучающегося среднего звена школы.

Материал программно-содержательного обеспечения процесса физкультурного воспитания школьников приводится в пяти разделах: «Основы знаний», «Общая физическая подготовка», «Спортивно-соревновательная подготовка», «Контрольное тестирование», «Выполнение испытаний (тестов) ВФСК ГТО».

Результаты исследования и их обсуждение. Сформированность ценностных ориентаций обучающихся, по мнению Н.Е. Новиковой, выражается в личностном состоянии, отражающем совокупность устремлений и потребностей, выступающих в качестве личных ценностей и целей жизнедеятельности [8].

Данный показатель является одним из важнейших для обучающихся 5–6-х классов школы, определяющим мотивацию школьников, включенность в процесс физкультурного воспитания, направленного на самосовершенствование и удовлетворение их потребностей.

Итак, в формирующем педагогическом эксперименте для диагностики ценностных ориентаций школьников в сфере физической культуры (рис. 2) использовалась модифицированная методика М. Рокича (В.Б. Шапарь), отражающая социальные устремления школьников, которые можно рассматривать как цель деятельности [9, с. 231–233].

Рис. 2. Динамика показателей состояния ценностных ориентаций обучающихся в сфере физической культуры (%)

В целом экспериментальная группа к началу эксперимента характеризуется средним уровнем, о чем говорят следующие показатели:

– 36% – средний уровень;

– 47% – высокий уровень;

– 17% – низкий уровень.

Контрольная группа к началу эксперимента также характеризуется средним уровнем:

– 40% – высокий уровень;

– 44% – средний уровень;

– 16% – низкий уровень.

По окончании эксперимента в экспериментальной группе были зафиксированы следующие показатели:

– 72% подростков – высокий уровень;

– 19% школьников – средний уровень;

– 9% обучающихся – низкий уровень.

Контрольная группа по окончании эксперимента показала следующее:

– 34% подростков – высокий уровень;

– 54% обучающихся – средний уровень;

– 12% школьников – низкий уровень.

Таким образом, по окончании эксперимента можно сказать, что экспериментальная группа характеризуется в целом высоким уровнем. У контрольной группы отмечается преимущественно средний уровень.

Главными факторами позитивного сдвига экспериментальной группы исходя из полученных данных можно считать:

1) значительное увеличение объема теоретической подготовки в процессе физкультурного воспитания обучающихся, построенном на совокупности знаний о пользе физических упражнений на организм человека, соблюдении режима дня и гигиенических правилах, роли физкультурно-спортивной деятельности в здоровом стиле жизни, ценности физической культуры и спорта, а также значении ВФСК ГТО для общества и государства;

2) вариативное распределение используемых средств по основным формам реализации процесса физкультурного воспитания обучающихся с учетом развития основных психических процессов, к которым можно отнести: упражнения с элементами идеомоторной тренировки, упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания, упражнения ролевого (образного) характера для тренировки двигательной памяти и т.д.;

3) соблюдение этапности формирования знаний: от чувственного познания до восприятия основных знаний на практике.

Заключение

Проведенный анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что образовательным организациям необходимо совершенствование физкультурно-спортивной работы в формировании физической культуры личности обучающегося на основе ВФСК «Готов к труду и обороне».

В рамках формирующего этапа эксперимента выявлена динамика изменений показателей ценностных ориентаций обучающихся в сфере физической культуры.

Полученные данные говорят об эффективности разработанной модели физкультурного воспитания в формировании физической культуры личности подростка и, как следствие, потребности школьника в овладении ценностями физической культуры.