Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

OLYMPIC MOVEMENT AS THE METHOD FOR PREVENTION PROFESSIONAL INCOMPETENCE OF FUTURE OBSTETRICIANS AND GYNECOLOGISTS

Mochalova M.N. 1 Mudrov V.A. 1 Mironenko A.Y. 1
1 Chita Medical State Academy
Students’ participation in obstetrics and gynecology science studies and in skills competition influence on developing their skills («to learn», «to manage», «to master») is reviewed in this article. On the basis of the Department of Obstetrics and Gynecology of the Medical and Dental Faculties (Chita State Medical Academy) the effectiveness of the competency-based approach implementation in the active implementation framework of the Olympiad movement has been assessed. The first stage of the study included an knowledge’s assessment of the 40 graduates of the Medical Faculty in 2019 with specialization in Obstetrics and Gynecology in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard 3+. The second stage of the study included an estimate the number of completed cases of the total number admitted to clinical residency at the Department of Obstetrics and Gynecology in period 2013–2019. Data resulting from the study: participation in obstetrics and gynecology science studies and in skills helps students to develop their higher level skills, to get a better idea about the Job, that will prevent occupational incompatible and professional burnout among future obstetrician-gynecologists.
obstetrics
gynecology
residency
student
Olympiad
competence

В настоящее время в здравоохранении остро стоит проблема эмоционального выгорания врачей, что связано не только с психологическими особенностями личности, но и с высокой частотой профессиональной некомпетентности в рамках конкретной специальности. Процесс обучения студентов в высших образовательных медицинских учреждениях в эпоху становления рыночных отношений не предполагает реализацию индивидуального подхода в получении необходимого объема знаний и контроле качества полученных практических навыков [1, 2]. Производственная практика студентов в условиях клиники характеризуется недостаточной обеспеченностью тематическими пациентами и необходимостью работы в условиях группы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации студенты образовательных медицинских учреждений жестко ограничены в возможности выполнения действий диагностического и лечебного характера на пациентах, что в первую очередь связано с отсутствием у них сертификата врача [2]. В связи с этим повсеместно внедряется симуляционное обучение, призванное нивелировать сложившиеся негативные тенденции. Между тем материальная база большинства медицинских вузов не позволяет получить достаточное качество необходимых практических навыков, что в свою очередь связано не только с несопоставимостью роботизированного манекена и реального пациента [3], но и с отсутствием профильного индивидуального обучения студентов в условиях ориентированности на подготовку врача общей практики [2]. Поэтому для профилактики профессиональной некомпетентности будущих врачей-специалистов на этапе обучения в высшем медицинском образовательном учреждении следует внедрять инновационные педагогические технологии, направленные в первую очередь на реализацию компетентностного подхода.

Такой инновационной технологией в настоящее время является олимпиадное движение, позволяющее подготовить компетентного стрессоустойчивого специалиста, способного и готового к реализации приобретенных в образовательном учреждении знаний, умений, навыков, в частности в рамках специальности «Акушерство и гинекология». Профильная подготовка студентов в рамках олимпиадного движения не только способствует повышению уровня владения практическими навыками, но и формирует умение концентрироваться на выполнении конкретных практических задач в условиях ограниченного интервала времени.

Профилактика эмоционального выгорания реализуется с помощью данной педагогической технологии путем мотивации для развития у студентов творческой и общественной активности, а также неподдельного интереса к освоению конкретной практической специальности и медицины в целом. В конечном итоге главной задачей олимпиадного движения является обеспечение высокого качества подготовки специалистов на основе овладения необходимыми навыками, знаниями и умениями в соответствии с актуальными потребностями практического здравоохранения и действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Олимпиадное движение по акушерству и гинекологии на данном этапе является одной из самых широко распространенных форм дополнительного обучения студентов в медицинском вузе. Популяризация данного движения приводит к формированию у большинства участников объективного представления о тяготах и трудностях практической работы врача акушера-гинеколога, а также позволяет реально оценить свои возможности в рамках получения данной специальности. Кроме того, данная технология дает возможность обучающимся овладевать различными видами профессиональной деятельности врача акушера-гинеколога. Формирование профессиональных компетенций у обучающихся способствует не только их медицинской, но и социальной адаптации. Выполняя целый ряд функций, олимпиада содействует формированию у студентов навыков самостоятельной организации рабочей и учебной деятельности, глубокому и прочному усвоению знаний, развитию инициативного подхода и устойчивого положительного эмоционального фона.

Олимпиада по акушерству и гинекологии – это форма интеллектуального соревнования обучающихся, позволяющая оценить уровень формирования компетенций («знать», «уметь», «владеть»), возможность их успешного применения в стрессовой ситуации, требующей не только логического, но и клинического осмысления. Идеальным контингентом для участия в олимпиадном движении по акушерству и гинекологии являются высокомотивированные к освоению специальности обучающиеся, имеющие высокий уровень как общих медицинских, так и специальных знаний и умений. Мотивация студентов должна базироваться не только на обучении в клинической ординатуре по специальности «Акушерство и гинекология».

В основе подготовки к олимпиадам лежит принцип системности и непрерывности обучения, позволяющий закрепить, а также расширить спектр стандартных знаний и умений. Качество образования в данной ситуации представляет собой баланс результата образования согласно Федеральным государственным образовательным стандартам и личностных потребностей студента в освоении дисциплины «Акушерство и гинекология».

Развитие навыка клинического мышления в рамках данной педагогической технологии происходит не только в форме симуляционного обучения, но и путем решения редких и сложных клинических задач в области акушерско-гинекологической практики. Практическая подготовка «олимпийцев» предполагает освоение навыков, превосходящих по сложности базовый уровень [4]. Олимпиадное движение определяет возможность профессионального самоопределения, что позволяет избежать нецелевого прохождения клинической ординатуры, а также снизить частоту профессиональной переподготовки и социальной неудовлетворенности медицинской общественности. Олимпиадная среда благоприятно сказывается на межличностных отношениях, способствует формированию межвузовских связей и целостности медицинского сообщества.

Цель исследования: изучить особенности реализации компетентностного подхода в рамках олимпиадного движения.

Материалы и методы исследования. На базе кафедры акушерства и гинекологии лечебного и стоматологического факультетов ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия» Минздрава России проведена оценка эффективности реализации компетентностного подхода в рамках активного внедрения олимпиадного движения.

Первый этап исследования включал оценку знаний 40 выпускников лечебного факультета в 2019 г. по специальности «Акушерство и гинекология» в соответствии с требованиями ФГОС 3+. Было выделено 2 группы: I группа включала 20 студентов, активно участвовавших в олимпиадном движении в период обучения на 4-м, 5-м и 6-м курсах лечебного факультета, II группа – 20 студентов, никогда не участвовавших в мероприятиях подобного рода. Студентам обеих групп было необходимо ответить на 50 тестовых вопросов, предполагающих выбор одного варианта ответа из пяти, а также выполнить на симуляторе ряд диагностических манипуляций (влагалищное исследование, осмотр шейки матки в зеркалах, забор мазков на степень чистоты влагалища, пальпация молочных желез, проведение наружного акушерского исследования, аускультация плода) и акушерское пособие (при одноплодных родах в переднем виде затылочного предлежания). Данные задания позволили оценить уровень формирования компетенций («знать», «уметь», «владеть») при освоении дисциплины «Акушерство и гинекология».

Второй этап исследования включал оценку количества законченных случаев от общего числа поступивших в клиническую ординатуру на кафедру акушерства и гинекологии лечебного и стоматологического факультетов ФГБОУ ВО ЧГМА МЗ РФ в период 2013–2019 гг. Ретроспективно было сформировано 2 группы: I группа включала 20 клинических ординаторов, активно участвовавших в олимпиадном движении в период обучения на 4-м, 5-м и 6-м курсах лечебного факультета, II группа – 11 ординаторов, никогда не участвовавших в мероприятиях подобного рода. Группы сопоставимы по полу, возрасту и общей успеваемости.

При проведении статистического анализа авторы руководствовались принципами Международного комитета редакторов медицинских журналов (ICMJE) и рекомендациями «Статистический анализ и методы в публикуемой литературе» (SAMPL) [5]. Учитывая численность исследуемых групп (менее 50), оценка нормальности распределения признаков проводилась с помощью критерия Шапиро–Уилка. Критерий Шапиро–Уилка W в данной ситуации является наиболее эффективным, так как он обладает большей мощностью по сравнению с альтернативными критериями проверки нормальности. Значения признаков, имеющих нормальное распределение, представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения: M (SD). Данные, распределение которых отличалось от нормального, представлены в виде медианы, первого и третьего квартилей: Me (Q1; Q3). Сравнительная статистика нормально распределенных данных представлена в виде t-критерия Стьюдента, степени свободы df и уровня значимости p. Статистическая значимость различий количественных и порядковых показателей, имеющих ненормальное распределение, между группами оценивалась путем определения критерия Манна–Уитни (U) и уровня значимости p. Во всех случаях р<0,05 считали статистически значимым. Оценка статистической значимости различий номинальных показателей исследования проводилась за счет построения произвольной таблицы сопряженности с использованием критерия хи-квадрат Пирсона. Зависимость относительных показателей оценивалась путем сравнения полученного значения критерия хи-квадрат с критическим (определяли уровень значимости p). Учитывая наличие результативных и факторных признаков, ретроспективный характер исследования, оценку значимости различий показателей II этапа исследования проводили за счет определения отношения шансов. Статистическая значимость отношения шансов (p) оценивалась исходя из значений 95%-ного доверительного интервала [5]. Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с помощью пакета программ «IBM SPSS Statistics Version 25.0» (International Business Machines Corporation, США).

Результаты исследования и их обсуждение. Студенты, входящие в структуру групп I этапа исследования, получали первичное постдипломное образование. Число лиц мужского пола в I группе составило 30% (6/20), во II группе – 40% (8/20) человек (χ2=0,440, df=1, p=0,508). Средний возраст студентов в I группе составил 23,0 (22,79; 23,31) года, во II группе – 23,0 (23,36; 24,01) года (U=142,500, р=0,083). Средний балл зачетной книжки в I группе равнялся 4,52±0,31 балла, во II группе – 4,29±0,47 балла (t=1,407, df=29, p=0,172). Медицинскую деятельность в качестве среднего медицинского персонала осуществляют 20% (4/20) ординаторов I группы, 40% (8/20) ординаторов II группы (χ2=1,905, df=1, p=0,168). Обращает на себя внимание тот факт, что исследуемые группы не имеют статистически значимых различий по перечисленным факторам, что определяет ведущую роль олимпиадного движения в формировании уровня профессиональных компетенций.

Студенты I группы в 80% (16/20) случаев имели 3-й уровень формирования компетенций («владею»), в 15% (3/20) – 2-й уровень («умею»), в 5% (1/20) – 1-й уровень («знаю»). Студенты II группы в 20% (4/20) случаев имели 3-й уровень («владею»), в 70% (14/20) – 2-й уровень («умею»), в 10% (2/20) – 1-й уровень («знаю») формирования компетенций (χ2=14,651, df=2, p=0,001) (рис. 1).

Рис. 1. Уровень формирования компетенций у студентов

Таким образом, следует сделать вывод, что олимпиадное движение по акушерству и гинекологии позволяет успешно формировать компетенции в рамках конкретной дисциплины, что гипотетически позволит «олимпийцам» успешно поступить в клиническую ординатуру на специальность «Акушерство и гинекология».

Кафедра акушерства и гинекологии лечебного и стоматологического факультетов ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия» Минздрава России активно участвует в олимпиадном движении в течение последних 6 лет (2013–2019 гг.). За данный период времени сборная ФГБОУ ВО ЧГМА стала победителем Байкальской олимпиады по акушерству и гинекологии в 2019 г. (г. Иркутск), двухкратным чемпионом Трансбайкальской олимпиады по акушерству и гинекологии в 2018–2019 гг. (г. Чита), трехкратным бронзовым призером Паназиатской олимпиады по акушерству и гинекологии в 2017–2019 гг. (г. Новосибирск), а также заняла IV место (из 40 команд-участников) на III Всероссийской студенческой олимпиаде по акушерству и гинекологии имени Л.С. Персианинова в 2019 г. (г. Москва). В 2020 г. сборная ЧГМА в олимпиадах не участвовала ввиду принятых противоэпидемических мер на территории Российской Федерации (по поводу коронавирусной инфекции).

С 2013 по 2019 гг. на базе кафедры проходил клиническую ординатуру по специальности 31 человек, 20 из которых активно участвовали в олимпиадном движении в период обучения на 4-м, 5-м и 6-м курсах лечебного факультета, они составили I группу. Во II группу вошли 11 ординаторов, никогда не участвовавших в мероприятиях подобного рода во время студенчества. Ординаторы обеих исследуемых групп получали первичное постдипломное образование. Число лиц мужского пола в I группе составило 20% (4/20), во II группе – 18% (2/11) человек (?2=0,015, df=1, p=0,903). Средний возраст ординаторов в I группе составил 25,0 (25,23; 25,81) года, во II группе – 25,0 (25,07; 25,84) года (U=109,500, р=0,982). Средний балл зачетной книжки в I группе равнялся 4,36±0,32 балла, во II группе – 4,18±0,39 балла (t=1,29, df=29, p=0,208). Медицинскую деятельность во время прохождения учебы в ЧГМА осуществляли 25% (5/20) ординаторов I группы, 27% (3/11) ординаторов II группы (χ2=0,019, df=1, p=0,89). Обращает на себя внимание тот факт, что исследуемые группы не имеют статистически значимых различий по перечисленным факторам, что определяет ведущую роль олимпиадного движения в формировании профессионального самоопределения.

Из 20 «олимпийцев» лишь один прекратил прохождение ординатуры ввиду своей профессиональной некомпетентности и связанного с ней эмоционального выгорания, оставшиеся 19 человек успешно освоили программу специальности «Акушерство и гинекология» и в настоящее время плодотворно работают врачами акушерами-гинекологами. Из 11 ординаторов, никогда не участвовавших в мероприятиях подобного рода во время студенчества, 5 прекратили прохождение ординатуры ввиду своей профессиональной некомпетентности и развития эмоционального выгорания во время обучения в ординатуре (χ2=7,441, p=0,007) (рис. 2).

Рис. 2. Уровень формирования компетенций у ординаторов

Шанс успешно закончить клиническую ординатуру в основной группе (группа «олимпийцев») составил 5,0, в контрольной группе – 0,316. Отношение шансов (OR) составляет 15,833 (95% ДИ 1,533–163,548), стандартная ошибка отношения шансов (S) – 1,191. Ординаторы, в прошлом активно участвовавшие в олимпиадном движении, имеют шанс закончить ординатуру в 16 раз выше, чем ординаторы контрольной группы. Уровень значимости данной взаимосвязи соответствует p<0,05, так как 95% ДИ не включает в себя единицу, значения его нижней и верхней границ больше 1.

Проведенное исследование свидетельствует о достаточно высоком уровне формирования компетенций у студентов, активно участвующих в олимпиадном движении по акушерству и гинекологии. Кроме того, результаты исследования показывают высокую значимость олимпиадного движения по акушерству и гинекологии как метода профилактики профессиональной некомпетентности будущих врачей акушеров-гинекологов.

Заключение. Таким образом, олимпиадное движение является приоритетным направлением практической подготовки студентов, позволяет успешно формировать компетенции в рамках конкретной дисциплины (специальности), служит одним из важных компонентов процесса становления врача-специалиста. Использование олимпиадного движения для реализации компетентностного подхода позволяет оптимизировать подготовку будущих клинических ординаторов, а также избежать непрофильного обучения и последующего эмоционального выгорания, требующих в дальнейшем профессиональной переподготовки.