Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF THE MEDICAL STUDENTS' GENERAL CULTURAL COMPETENCES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE WITHIN THE FRAMEWORK OF A STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY

Zabolotnaya S.G. 1 Korovina I.A. 1 Nazina O.V. 1
1 Orenburg state medical university
The ways and technique of the development of the medical students' general cultural competences during the acquisition of a foreign language (based on the activities of the students’ scientific society of the Orenburg State Medical University) are given in this article. It also describes the specifics of the work of the students’ language club, aimed at developing critical thinking and creative personality traits, formation of students’ research skills and conduction of discussions in a foreign language. In the present work the technology of the educational quest is considered which nowadays is actual in the field of pedagogy, psychology and social sciences as well. Authors also provide an algorithm of organization of multilingual student creative events, oriented to the development not only of creative potential, but also to the assumption of universal human and professional values, bringing up the students' sense of patriotism and, at the same time, interethnic tolerance. Axiological as well as competency-based approaches are the basis of our study. They meet modern requirements of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation on introduction and realization of new Federal State Educational Standards in higher schools. The formation and development of universal cultural competencies in future medical specialists will allow them to orientate in the socio-cultural environment, realize personal growth and increase the efficiency of the entire educational process.
medical student
foreign language
general cultural competence
values
student scientific society
language club
multilingual creative event
educational quest

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в области медицины крайне важной становится проблема развития комплекса профессиональных и общекультурных компетенций, необходимых в дальнейшем для осуществления качественной и эффективной врачебной деятельности, продуктивного саморазвития, совершенствования личностных и профессиональных качеств.

Цель данного исследования состоит в анализе специфики формирования и развития общекультурных компетенций студентов при обучении иностранному языку в образовательной среде медицинского вуза в рамках деятельности студенческого научного кружка.

Материал и методы исследования. Данное исследование базируется на материалах, актуальных формах и методах работы, анализе результатов деятельности студенческого научного кружка кафедры иностранных языков Оренбургского государственного медицинского университета (ОрГМУ). Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы: наблюдение, обобщение и сравнение, классификация, описательно-аналитический метод, дефиниционный, квантитативный и контекстуальный анализы. С целью выявления уровня мотивации студентов к участию в различных направлениях студенческого научного кружка кафедры иностранных языков ОрГМУ, а также степени заинтересованности в инновационных технологиях и формах работы, способствующих формированию их общекультурных компетенций, использованы методы анкетирования, опроса и интервьюирования.

Результаты исследования и их обсуждение. Инновации в современной образовательной системе, обусловленные требованиями ФГОС, повлекли за собой ряд изменений практической компоненты высшего профессионального (медицинского) образования, выдвигая на передний план аксиологический и компетентностный подходы, которые предполагают комплексное ценностное овладение системой знаний и умений для решения проблемных ситуаций и конкретных учебных, профессиональных и жизненных задач [1].

Понятие «компетентность» трактуется как совокупность личностных качеств обучаемого (ценностных ориентаций, способностей, знаний, умений и навыков), приобретенных в рамках определенной сферы деятельности [2, с. 138].

Владение компетенциями, первыми в ряду которых во ФГОС выступают общекультурные компетенции, является обязательным условием личностно-профессионального развития и становления любого специалиста, в том числе – в области медицины. Общекультурную компетенцию следует понимать как совокупность знаний, умений и навыков, элементов культурного опыта, позволяющих студенту свободно ориентироваться в социальном и культурном окружающем пространстве и оперировать его элементами. Сформированность общекультурных компетенций, способствующих личностному росту обучающихся и возрастанию эффективности всего образовательного процесса, в настоящее время приобретает особую значимость [3, с. 4].

Матрица компетенций, составленная в соответствии с требованиями ФГОС и положенная в основу рабочих программ Оренбургского государственного медицинского университета для направлений подготовки «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», отражает ряд общекультурных компетенций, которыми должен владеть выпускник медицинского вуза. В контексте преподавания гуманитарных дисциплин в аксиологическом пространстве медицинского вуза, в частности профессионально ориентированного иностранного языка, актуальными, на наш взгляд, являются следующие общекультурные компетенции:

ОК-1 – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

ОК-4 – способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

ОК-5 – готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала;

ОК-8   – готовность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Особое внимание в нашем исследовании уделяется ОК-5, поскольку развитие именно этой компетенции предполагается в соответствии с ФГОС в рамках реализации рабочих программ Оренбургского государственного медицинского университета по дисциплинам «Иностранный язык» и «Специальная лексика в медицине (английский язык)».

Развитие общекультурных компетенций у будущих специалистов в области медицины может осуществляться как на практических занятиях в аудиторное время, так и при реализации работы студенческих научных кружков внеаудиторно.

В целом участие в работе студенческого научного кружка способствует присвоению студентам общечеловеческих и профессиональных ценностей и дает им возможность:

– адаптироваться к вузовскому образованию;

– получить навыки исследовательской работы;

– сформировать готовность к последующему профессиональному самообучению и самореализации.

В контексте данной работы все приведенные выше аспекты актуальны с точки зрения привлечения обучающихся к более глубокому изучению профессионально ориентированного языка и возможностей иноязычной коммуникации в целом с позиции аксиологического и компетентностного подходов.

Работа студенческого научного кружка направлена в первую очередь на внедрение эффективных технологий, способствующих развитию у будущих специалистов в области медицины интеллектуально-творческого и ценностного потенциала, а также формированию общекультурных компетенций при изучении иностранного языка, в том числе внеаудиторно. Стоит отметить, что одним из аспектов деятельности студенческого научного кружка кафедры иностранных языков ОрГМУ является реализация работы студенческого языкового клуба.

Студенческий языковой клуб представляет собой особую форму работы, направленную прежде всего на поддержание мотивации к изучению иностранного языка в медицинском вузе. Основной целью работы клуба является создание педагогических условий для совершенствования языковых и речевых навыков в процессе иноязычной коммуникативной деятельности в неформальной обстановке.

Коллективная форма работы и интерактивность как неотъемлемые составляющие деятельности языкового клуба делают процесс овладения иноязычными компетенциями будущими специалистами в области медицины увлекательным и эффективным [4].

При подготовке собраний языкового клуба кафедры иностранных языков ОрГМУ нам удалось выделить два основных аспекта работы студентов на заседаниях:

– собственно коммуникативный;

– творческие мастерские.

Согласно первому направлению (коммуникативный элемент) студенты заранее выбирают тему заседания. В соответствии с выбранной тематикой студенты-медики – участники клуба готовят небольшие выступления на иностранном языке. После представления своих высказываний и этапа обсуждения студенты приступают к неформальному иноязычному общению под руководством куратора клуба.

Второе направление работы языкового клуба в форме творческой мастерской сформировалось по запросу его участников и с первых же заседаний обрело популярность. Анализируя в ходе работы впечатления и самоотчеты студентов, мы выяснили, что данный вид деятельности оказывает положительный эффект на конкретизацию студентами медицинского вуза общечеловеческих и профессиональных ценностей.

План работы языкового клуба создается согласно мнению студентов при выборе темы заседаний. Поскольку в работе языкового клуба принимают участие будущие специалисты в области медицины, пусть и разных курсов, темы заседаний посвящены прежде всего важным социальным проблемам. Однако студенческий возраст – это возраст поисков себя как личности будущего врача, возраст осмысления и присвоения личностных и профессиональных ценностей, поэтому безусловный интерес на заседаниях клуба представляли обсуждение статей из научно-популярных журналов, а также образцов художественной литературы, изучение видео- и аудиоматериалов на английском языке.

Актуальным направлением работы языкового клуба является проведение билингвальных круглых столов профессионально ориентированной тематической направленности, например на тему «The essence of my future occupation is to help people». Данная форма работы направлена на развитие критического и творческого мышления, формирование у студентов навыков ведения дискуссии на иностранном языке, а также самостоятельности суждений.

Деятельность языкового клуба направлена на формирование у его участников способности к абстрактному мышлению и анализу полученной информации (ОК-1). Участие в обсуждениях рассматриваемой темы позволяет его членам принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ценностную ответственность (ОК-4). Подготовка и участие в заседаниях клуба своим непосредственным результатом имеют развитие готовности к самообразованию и использованию творческого потенциала (ОК-5). Коллективная работа на встречах языкового клуба дает возможность формировать толерантное восприятие социокультурных различий (ОК-8).

Таким образом, студенческий языковой клуб является важным элементом внеуаудиторной деятельности студентов, вносящим вклад не только в развитие иноязычных навыков, но и в формирование общекультурных компетенций, а также способствующим расширению и конкретизации ценностей будущей профессии.

При обучении студентов ОрГМУ иностранному языку в рамках деятельности студенческого научного кружка осуществляется реализация квест-технологии в контексте аксиологизации лингвистического образования посредством углубления лингвострановедческих знаний и формирования общекультурных компетенций обучающихся [5]. Актуальность проведения образовательного квеста обусловлена возросшей популярностью данной интерактивной технологии и ее эффективностью в развитии интеллектуально-творческого потенциала его участников.

По своей целевой установке образовательный квест относится к воспитательным мероприятиям, направленным на расширение аксиосферы студентов и развитие у них творческого потенциала, познавательной активности, навыков командной работы.

По нашему мнению, образовательный квест представляет собой интерактивную педагогическую технологию, направленную на решение студентами определенных интеллектуальных задач, поиск, анализ и синтез информации при осуществлении исследовательской деятельности с целью развития ценностного личностного потенциала будущего специалиста в области медицины.

Формы организации квеста весьма разнообразны: от линейной, при которой участники получают очередные задания по завершении предыдущих; штурмовой, предполагающей постановку изначальной задачи и перечень точек с подсказками при самостоятельном выборе членами команды путей решения, до кольцевой, представляющей собой разновидность линейного квеста, в котором стартовые точки одновременно станут для участников финишными [6].

Структура образовательного квеста включает в себя введение с описанием сюжета, поэтапные интеллектуально-творческие задания с определенным порядком выполнения, а также подведение итогов игры.

Реализация педагогической технологии образовательного квеста на кафедре иностранных языков ОрГМУ осуществляется в ходе организации лингвострановедческого состязания «Hitch-hiking through Britain», в котором ежегодно принимают участие студенты первого и второго курсов оренбургских вузов. В ходе квеста, реализуемого согласно определенным алгоритмам действий, каждая из команд-участниц представляет заранее подготовленное небольшое выступление (диалог, сценку) на английском языке на тему «Случай из жизни в Британии», после чего проходит тематические станции, посвященные различным аспектам британской культуры: «English as it is», «British Literature», «Cinematography in Britain», «Music in Britain», «Traditions», «England in Faces».

Результаты опроса студентов, принявших участие в квесте, показали их высокую заинтересованность в подобных мероприятиях. Практически 100% студентов изъявили желание принять участие в подобном квесте еще раз. Респондентами было отмечено, что в ходе квеста они не только обогатили свои знания английского языка, расширили познания в области культуры Великобритании, но и развили навыки работы в команде, а также получили новый ценностный опыт коммуникации.

С точки зрения компетентностного подхода образовательный квест способствует формированию готовности работать в коллективе (ОК-8), способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1), умения действовать в нестандартных ситуациях и нести ответственность за принятые решения (ОК-4), готовности к самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-5). Стоит отметить безусловную ценностную синергию интереса, активности и самостоятельности участников процесса, что служит проявлением аксиологического подхода.

Таким образом, образовательный квест как эффективная педагогическая интерактивная технология может служить средством развития интеллектуально-творческого потенциала студентов, интериоризации коммуникативных ценностей, повышения качества образования и формирования общекультурных компетенций.

Формирование и развитие общекультурных компетенций студентов осуществляется в ходе организации кафедрой иностранных языков совместно с Музеем истории ОрГМУ полилингвальных студенческих творческих вечеров. Данные полилингвальные вечера представляют собой особый формат мероприятий, направленных на актуализацию творческого ценностного потенциала студентов и репрезентацию их этнической уникальности в поликультурном пространстве, что особенно актуально в рамках образовательной среды многонационального вуза.

Специфика проведения полилингвальных вечеров заключается в том, что его участники представляют творческие номера на родном или иностранном языке, воздействуя на зрителей через различные каналы восприятия: визуальный (зрительные образы, видео- и фотосопровождение в форме презентации), аудиальный (пение, декламация стихотворений, музыкальное сопровождение), дигитальный / кинестический посредством эмоционального воздействия и передачи чувственного опыта через движение (танец, театральная постановка).

Необходимо отметить, что для поддержания аутентичности студенты стараются выступать в национальных костюмах, сопровождая выход оригинальной народной музыкой и яркими иллюстрациями. Перед началом своего номера каждый выступающий дает краткое предисловие об особенностях языка, на котором представлено творческое произведение, а также об уникальности своей культуры.

С точки зрения компетентностного подхода полилингвальный студенческий творческий вечер способствует развитию общекультурных компетенций, которые в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом определены как «готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала» (ОК-5) и «готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» (ОК-8). С точки же зрения аксиологического подхода полилингвальный творческий вечер – это прекрасная возможность присваивать, развивать и совершенствовать общечеловеческие ценности, направленные на формирование патриотизма, толерантности, сопереживания и милосердия, которые сами по себе являются крайне важными составляющими аксиосферы будущего специалиста в области медицины.

Заключение. Таким образом, в образовательной среде медицинского вуза при обучении иностранному языку в рамках деятельности студенческого научного кружка применяются такие формы работы и технологии формирования и развития общекультурных компетенций студентов, а также присвоения общечеловеческих и профессиональных ценностей, как языковой клуб, образовательный лингвострановедческий квест, полилингвальный творческий вечер. Результаты проведенного исследования имеют практическую значимость в области решения проблем, связанных с развитием интеллектуально-творческого потенциала личности, межэтнической толерантности и патриотизма, критического мышления, расширения ценностной сферы студентов-медиков.