Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MODEL OF FORMATION OF APPROXIMATELY-GNOSTIC ACTIVITY OF FUTURE OFFICERS-NAVIGATORS

Karabanova O.R. 1
1 Branch of Military academic center of military air forces «Air Force Academy»
The article presents a structural and functional model of the formation of the approximate gnostic activity of future Navigator officers. The idea of developing this model is due to modern requirements for the professional training of military aviation specialists, the modernization of aviation equipment, and the increased complexity of training and combat tasks in a difficult military and political international environment. The structural and functional model of the formation of the approximate gnostic activity of future officers-navigators was developed and implemented with the allocation of system-activity, personality-oriented, anthropocentric methodological approaches. The author's model consists of three structural components: conative-attitude, fundamental-technological, and evaluative-effective. The conative-attitude component of the model includes three blocks. The first block of the component is aimed at personal and professional self-determination, the second block solves the problems of meaning formation of students ' activities, the third block determines the formation of readiness for approximate gnostic activity. The fundamental and technological component of the model provides for the implementation of the stages of formation of the approximate gnostic activity: organizational and content, functional and forming, control and regulation. The paper also describes each named component, and specifies the goals, main tasks, and functions. Implementation of the model in practice, in our opinion, will allow to successfully complete the flight task training and combat tasks, implement the rules of safety that will improve the training of future officers-navigators engaged in key professional activities – approximately-gnostic, and will have an impact on the preservation of life of crew and aircraft.
structural and functional model
approximate gnostic activity
military aviation university
future officer-navigator

Актуальность разработки «структурно-функциональной модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов» [1] обусловлена современными требованиями к профессиональной подготовке военных авиационных специалистов, модернизации авиационной техники, возросшими сложностями решаемых учебно-боевых задач в экстремальных условиях деятельности, непростой военно-политической обстановке. Успешность выполнения поставленных задач у летного состава во многом зависит от высокого и достаточного уровня сформированной ориентировочно-гностической деятельности (целостной деятельности функциональных механизмов по приему и переработке информации обо всей ситуации в данный момент времени). На формирование ориентировочно-гностической деятельности летного состава большое влияние имеет интеллектуальная активность, высокий уровень развития мыслительных операций, сформированные военно-профессиональные компетенции, профессионально-важные качества, личностные особенности.

Цель исследования

Исходя из важности поднятой проблемы, мы представляем авторскую «структурно-функциональную модель формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов» [1]. Структура и содержание модели разрабатывались на основе накопленного опыта психолого-педагогической деятельности военных вузов летного профиля, филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии» в г. Челябинске в частности.

Модель создавалась и реализовывалась в военном вузе с помощью выявленного комплекса «системно-деятельностного, личностно-ориентированного и антропоцентрического подходов» [1], каждый из которых направлен на решение поставленных исследовательских задач, основывается на определенных концепциях, принципах и методах.

Системно-деятельностный подход позволяет «осуществить решение проблемы формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов как целостной системы, в которой главное место занимает активная познавательная деятельность, основанная на принципе единства сознания и деятельности» [1].

Личностно-ориентированный подход позволяет сосредотачивать внимание на личности как основном субъекте, яркой индивидуальности, акцентируя внимание на ее саморазвитии и самореализации.

Антропоцентрический подход позиционирует «развитие профессионально важных качеств личности, творческого и практического операторского мышления», необходимого, чтобы выполнять летную деятельность на сложной военной технике [1].

Материалы и методы исследования

В теории педагогического моделирования предъявляются требования к созданию определенного рода моделей. Структурно-функциональная модель должна состоять из структурных компонентов, между которыми устанавливаются определенные связи с последующим выявлением функциональной составляющей каждого из них. Наша модель создана по этим правилам.

Структурно-функциональная модель формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов содержит: конативно-аттитюдный, функционально-технологический, оценочно-результативный компоненты. Каждый компонент имеет свои функции, о которых мы расскажем в контексте нашего повествования.

Цель модели – сформировать достаточный или высокий уровень ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов. Цель выступает внешним системообразующим фактором, а внутренним системообразующим фактором модели является управленческая деятельность субъектов, помогающая достичь решения поставленных задач.

Основываясь на положениях системно-деятельностного подхода, каждый компонент модели имеет программу деятельности, в которой подробно описано содержание действий субъектов образовательного процесса, что также является внутренним фактором единства функционирования модели.

Дадим краткую характеристику каждого компонента.

Первый компонент модели – конативно-аттитюдный. Термин «конативный» в переводе с латинского означает «усилие», «стремление», определяющие мотивы и цели любой деятельности; «аттитюдный» отражает предрасположенность субъекта к действиям в социуме или готовность проявлять себя «относительно данного социального объекта (явления) определённым образом» [2].

В целом конативно-аттитюдный компонент состоит из трех блоков по количеству решаемых задач.

Первый блок направлен на личностное, профессиональное самоопределение, основу которого составляет формирование социально-нравственной и военно-профессиональной направленности.

Второй блок поддерживает смыслообразование деятельности, выражающейся в формировании внутренних побуждений к самообразованию и развитию познавательного интереса, необходимого для овладения данной специальностью.

Третий блок решает задачи готовности к ориентировочно-гностической деятельности, направленной на повышение эмоционально-волевой устойчивости, физической выносливости и психологической готовности.

Стержнем данного компонента является мотивационно-целевая подструктура, базирующаяся на теории деятельности. Пользуясь данной теорией, отметим, что мотив и цель – важные составляющие смыслового содержания деятельности, которые влияют на формирование интереса к познавательной деятельности и реализацию усвоенных знаний и умений, поэтому мы уделяем большое внимание педагогической поддержке мотивации курсантов.

Конативно-аттитюдный компонент имеет функции: побуждающую, воспитательную, психологическую, целеполагающую.

Побуждающая функция стимулирует и обусловливает мотивационную активность курсантов в овладении ориентировочно-гностической деятельностью.

Воспитательная функция направлена на формирование военно-профессиональной и социально-нравственной направленности личности будущего офицера и стремление к самосовершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков.

Психологическая функция помогает формировать эмоционально-волевую устойчивость и психологическую готовность будущих офицеров-штурманов к профессиональной летной деятельности.

Целеполагающая функция определяет готовность к достижению цели, направляет на развитие познавательных, интеллектуальных, творческих способностей курсантов, формирование личностных и профессионально важных качеств.

Мы считаем, что в нашей модели целеполагающая функция является управляющей и системообразующей, отражает общую направленность и готовность к выполнению ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов. Эта функция, так же как и воспитательная, является основополагающей всех других функций модели и реализуется на каждом этапе и в каждом компоненте.

Реализация задач конативно-аттитюдного компонента ведется через формы воинского, гражданского, патриотического, нравственного, умственного, физического воспитания и морально-психологического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации.

Второй компонент модели – фундаментально-технологический.

Цель компонента: создание базы психолого-педагогического обеспечения формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов.

Под обеспечением мы понимаем создание психолого-педагогического инструментария – комплекса методов, средств, форм, помогающих реализовать поставленную цель. Разделяя мнение В.В. Измайловой, мы считаем, что педагогическому обеспечению присущи следующие принципы: «многогранность, ресурсность, мощность, целесообразность, динамичность» и др. [3, с. 14], что подчеркивает актуальность практического потенциала его внутреннего наполнения.

Основные задачи, решаемые в рамках данного компонента: определение этапов формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов; разработка и внедрение программы формирования указанной деятельности, опирающейся на

теоретические положения концепции формирования умственных действий П.Я. Гальперина [4], Н.Ф. Талызиной [5], идеи развивающего, проблемного обучения, исследования творческого мышления.

В определении этапов формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов мы исходили из общей теории организации военно-педагогического процесса «подготовительного – подготовки процесса; основного – осуществление процесса и заключительного – анализа результатов процесса» [6; 7].

Назовем задачи каждого из этапов фундаментально-технологического компонента.

Первый этап – организационно-содержательный. Его задачи: проведение организационных мероприятий и определение содержания обучения ориентировочно-гностической деятельности военного авиационного штурмана.

Данный этап реализует функции: организационную, аналитическую, диагностическую, прогностическую.

Организационная функция создает необходимые условия и ресурсы для осуществления процесса формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов.

Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния сформированности ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, выявление причин, условий, факторов, непосредственно влияющих на процесс ее формирования.

Диагностическая функция позволяет качественно и количественно оценить состояние сформированности ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, выявить истинное положение педагогического процесса и его возможностей.

Прогностическая функция позволяет прогнозировать и проектировать дальнейшие регулятивные действия по осуществлению образовательного процесса; устанавливать причинно-следственные связи между применяемым педагогическим инструментарием, реализуемыми педагогическими условиями и полученными промежуточными результатами по формированию данной деятельности.

Второй этап фундаментально-технологического компонента – функционально-формирующий. Его задача заключается в обучении специфике действий ориентировочно-гностической деятельности авиационного штурмана – приему и переработке информации в текущий момент времени.

Этап включает функции: обучающе-образовательную, развивающую, познавательную, сопровождающую.

Обучающе-образовательная функция направлена на приобретение курсантами общепрофессиональных и специальных знаний, умений, навыков с последующей их отработкой на практике.

Развивающая функция опосредует формирование и развитие практического мышления, психических процессов: памяти, внимания, логики, пространственного воображения и др.

Познавательная функция направлена на получение когнитивных умений, всестороннее изучение и приобретение теоретических и практических навыков ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, а также поддержание интереса к формируемой деятельности.

Этап также включает освоение знаний о методах и приемах ориентировки в ситуации и переработке информации, правил, алгоритмов деятельности, форм и развития умений и навыков ориентировочно-гностической деятельности.

Третий этап фундаментально-технологического компонента модели – контрольно-регулировочный.

Задача этапа состоит в организации системы контроля и регулирования формированием ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов.

Функции этапа: информационная, диагностическая, прогностическая, контрольно-корректировочная, стимулирующая, регулировочная.

Информационная функция направлена на источники сбора, обработки, обобщения, обсуждения информации по возникшим проблемам формирования ориентировочно-гностической деятельности.

Диагностическая функция позволяет осуществить констатацию показателей, характеристик развития качеств или процессов на момент обследования с помощью специально подобранных методик.

Прогностическая функция имеет аналогичное содержание, что и в фундаментально-технологическом компоненте нашей модели.

Контрольно-корректировочная функция помогает управлять педагогическим процессом, своевременно реагировать на возникшие проблемы, проводить контрольную диагностику, по необходимости вносить коррективы в содержание, методы, формы, средства учебной деятельности; проводить индивидуальную работу по развитию профессионально важных качеств курсантов, повышению психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.

Стимулирующая функция помогает обеспечивать взаимодействие, активность, интерес, как у курсантов, так и педагогов в конечном положительном результате, предполагает постоянную рефлексию, оценивание состояния и результатов формирования указанной деятельности.

Регулировочная функция обеспечивает выработку необходимых механизмов по устранению выявленных проблем.

Третий компонент модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов – результативно-оценочный.

Задачи компонента включают оценку степени достижения поставленной цели; определения мер по совершенствованию обучения, воспитания, профессиональной подготовки курсантов военного авиационного вуза.

Третий компонент нашей модели представляет конечный итог – завершение формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, логика которого требует оценивания по разработанным критериям и определение дальнейших мер по совершенствованию учебного процесса.

Оценочно-интерпретационная функция включает аттестацию и обобщение полученных результатов; представляет истолкование, комментарии, отражающие результативность деятельности всех участников образовательного процесса.

Проектировочная функция осуществляет планирование мер по совершенствованию процесса обучения.

Солидаризуясь с утверждением А.М. Новикова [8, с. 76], мы считаем, что результат деятельности зависит от когнитивных умений, развития мышления, памяти, внимания и других психических процессов, а также способности человека сохранять эмоциональную устойчивость, проявлять волевые решения по преодолению возникших трудностей.

Заключение

Таким образом, «структурно-функциональная модель формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов» [1] представляет интеграцию конативно-аттитюдного, функционально-технологического и оценочно-результативного компонентов.

Модель отличается многофункциональностью, единством теоретической и практической направленности, реализуется в социально-нравственном, интеллектуально-познавательном, профессионально-деятельностном направлениях.

Внедрение структурно-функциональной модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов в образовательный процесс военного авиационного вуза напрямую связано с повышенными требованиями к подготовке авиационных специалистов, недостаточно высоким уровнем ее сформированности у курсантов.

Реализация модели на практике, по нашему мнению, позволит успешно выполнять полетные задания, учебно-боевые задачи по предназначению, осуществлять правила безопасности полетов, что в комплексе улучшит подготовку будущих офицеров-штурманов, осуществляющих ключевую профессиональную деятельность – ориентировочно-гностическую, а также окажет влияние на сохранение жизни экипажа и воздушного судна.