Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE NEED TO DEVELOP DEPARTMENTAL STANDARDS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION FOR EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Makovich G.V. 1
1 Ural law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation
The article substantiates the need to take into account the content of the activities of internal Affairs bodies in the development of standards of higher professional education. Contradictions in the existing system of management of departmental education are identified and proposals are made for the development of departmental educational standards, as well as departmental standards of competence. Special competencies that are the prerogative of internal Affairs officers are not specified in the state educational standard. The competencies presented in the state educational standards are insufficient and, at the same time, redundant for building a competence profile of an internal Affairs officer. It is shown that the development of departmental educational standards and departmental standards of competence will allow educational institutions of the Ministry of internal Affairs to apply regulatory mechanisms more fully, consistently and systematically in their educational activities and ensure that the educational process and its results meet the requirements of the Department as a customer of training. The necessity of changing the nature of management of departmental educational organizations by state authorities and the Ministry of education is substantiated. It is shown that allowing the institutions of the Ministry of internal Affairs to apply internal regulatory mechanisms in their educational activities will ensure that the educational and educational processes and the results of these processes meet the requirements of the Department as a customer of training personnel ready to solve professional tasks.
competence
learning performance indicators
content of professional activity
departmental educational standard
departmental standard of competence

Содержанием деятельности органов внутренних дел являются обеспечение законности и правопорядка, противодействие криминализации через выявление, пресечение и раскрытие преступлений. Это особенное содержание деятельности и специальные технологии работы отличают органы внутренних дел от ряда других правоохранительных органов, также решающих задачи обеспечения общественной безопасности, – Федеральной службы безопасности, прокуратуры, Следственного комитета, таможенной службы, Федеральной налоговой службы.

Действующие государственные образовательные стандарты по специальностям 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» являются едиными при подготовке специалистов всех структур правоохранительной системы. Содержание государственного стандарта высшего профессионального образования фактически определяется сферой деятельности – правоохранительной, а не содержанием, специфичным в каждой из подсистем. Заданный государственным стандартом набор компетенций не соответствует в значительной части тем компетенциям, которые необходимы сотрудникам органов внутренних дел для решения профессиональных задач.

Специальные компетенции, владение которыми является прерогативой сотрудников внутренних дел, в государственном образовательном стандарте не обозначены. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел предполагает применение знаний, умений, навыков в экстремальных ситуациях и в условиях несения службы. Готовность к действиям в нестандартной ситуации, резко выходящей за пределы нормы, динамично прогрессирующей, нестабильной, с нарастающей напряженностью, неопределенностью, насыщенной противоречиями, которые требуют оперативного разрешения, предполагает отработку практических навыков на высоком уровне. Высокая сложность выполняемых задач, специфичность используемых технологий, высокая степень ответственности, уровень допуска к информации требуют глубины проработанности профессиональных компетенций в разных сферах: правовой, служебной, морально-психологической, тактико-специальной, огневой, физической.

Цель работы – поставить проблему недостаточной эффективности регулирования деятельности образовательных учреждений системы МВД действующими государственными образовательными стандартами, обосновать необходимость ее решения, предложить пути решения.

Под компетенцией традиционно понимают стремление и готовность обучающегося применять знания, умения, навыки, личностные качества для успешной деятельности в определенной области [1, с. 12]. Компетенция, таким образом, представляет собой сочетание рационального и иррационального в сознании и поведении человека. Ее ядром являются ценности – убеждения, определяющие установки, мотивы, усилия. Проявления сформированной компетенции – поведенческие модели – видимые и автоматизированные формы действий, предпринимаемые для решения задачи [2, с. 60].

Действующие государственные стандарты профессионального образования третьего поколения, закрепившие нормативно-правовой статус компетентностного подхода как основополагающего в системе российского образования, не смогли в полной мере решить проблемы отставания содержания образования, образовательных технологий, методов обучения от потребностей сферы труда. Сохраняется противоречие между учебной и профессиональной деятельностью.

Исходной ключевой точкой, определяющей это противоречие, является то, что государственный стандарт высшего профессионального образования четко не сориентирован на конкретное содержание профессиональной деятельности, к которой готовят обучающегося. Стандарт определяется рамками сферы деятельности.

Противоречия в системе взаимодействия между институтом высшего профессионального образования и рынком труда в значительной степени обусловлены нерешенностью ситуации с разработкой профессиональных стандартов. Требования к квалификации работника в целях осуществления им профессиональной деятельности содержатся в профессиональном стандарте. Эти требования сформулированы на основе изучения мнения профессионального сообщества. На данный момент из числа специализаций, по которым ведется обучение в образовательных организациях МВД России, разработан лишь профессиональный стандарт следователя-криминалиста [3]. Он принят в марте 2015 г., и его наличие дало возможность разработчикам Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)», утвержденного в декабре 2016 г., учитывать при разработке компетентностного профиля выпускника, подготавливающегося в рамках указанной специальности по специализации № 1 «Уголовно-правовая», требования работодателя, рынка труда к необходимому объему компетенций работника. При разработке рабочих учебных программ дисциплин и проектировании содержательной модели каждой образовательной компетенции требования профессионального стандарта к квалификации работника должны стать ключевыми.

В ситуации, когда профессиональные стандарты по другим специализациям в рамках специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)», а также по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)» не разработаны, четко определить ответственность учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности перед рынком труда не представляется возможным.

Профессиональные стандарты специалиста по экономической безопасности не содержат характеристику уровня выполнения деятельности сотрудников оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и не определяют нормативный компетентностный профиль сотрудника.

В норме, поскольку профессиональные стандарты основаны на анализе требований к трудовой деятельности и ее результатам, они позволяют определить результаты обучения, однако при отсутствии ориентации стандарта на содержание деятельности органов внутренних дел профессиональный стандарт лишается такой функции. Данную ситуацию во взаимодействии высшего профессионального образования в системе МВД России и рынка труда можно квалифицировать как содержащую риски и снижающую качество подготовки кадров. Решением проблемы может стать разработка ведомственных стандартов высшего профессионального образования для образовательных организаций МВД России.

С одной стороны, система подготовки кадров для органов внутренних дел является составной частью высшей школы, и все вопросы, связанные с аккредитацией, лицензированием, нормативно-правовым регулированием, находятся под управлением органов государственной власти, Министерства образования. С другой стороны, деятельность образовательных учреждений МВД автономна, поскольку регулируется большим количеством ведомственных документов, и это «подтверждает безусловный приоритет профессионального компонента над образовательным» [4, с. 225]. Только таким образом ведомство может подготовить кадры, соответствующие уровню стоящих перед ним задач обеспечения внутренней безопасности государства. В этом заложено глубокое противоречие между целями, стоящими перед системой подготовки кадров для органов внутренних дел, и общими образовательными функциями институтов МВД.

Ситуация, когда количество управленческих распорядительных документов, необходимых для адаптации государственного образовательного стандарта к задачам подготовки кадров для органов внутренних дел, значительно, определяет низкую регулятивную силу и низкий регулятивный потенциал государственного стандарта. Ведомственный подход к системе образования должен реализоваться в разработке ведомственных стандартов.

Если гражданские вузы, в том числе юридической направленности, осуществляют подготовку специалистов с высшим образованием вне зависимости от конкретной специфики организации, в которой предстоит работать выпускнику, то институты МВД готовят кадры к служебной деятельности на младших офицерских должностях с возможностью успешного прохождения аттестаций в период службы по определенным аттестационным критериям. Конечно, при происходящем сегодня в профессиональной сфере переходе на оценку кадров с позиции компетентностного подхода аттестационные критерии будет претерпевать изменения и в органах внутренних дел, но все равно диагностика профессионализма кадров будет происходить по специализированным параметрам.

Система образования для органов внутренних дел определяет приоритет таких задач, как формирование высоких морально-политических качеств, физическая, психологическая подготовка, умение действовать в экстремальных силовых ситуациях. Формируются ключевые качества курсантов – исполнительская дисциплина, ответственность, четко действуют механизмы внешнего контроля за действиями курсанта в процессе обучения со стороны преподавателя и командного состава.

Необходимый набор норм, профессиональных качеств, ценностей, моделей поведения, ролей может быть сформирован всем образовательно-воспитательным комплексом мероприятий, включая уставные, связанные с особенностями проживания и режима, и это формирует компетентностную модель выпускника. Не все профессиональные компетенции создаются в предметном обучении. Значительная их часть в образовательных учреждениях МВД формируется в системной внеаудиторной специализированной деятельности, с участием командиров, офицеров-воспитателей, структур по работе с личным составом. Цель и содержание подготовки по юридическим специальностям в гражданских вузах и институтах МВД существенно различаются. Курсанты обучаются приемам и навыкам выполнения своих функциональных обязанностей в особых условиях, с использованием специальных средств, оружия. Профессиональное образование в образовательных институтах МВД нельзя свести к получению гражданской специальности, определяемой ФГОС, и к получению военно-учетной специальности, как в гражданских вузах, где существует военная кафедра.

Обучение в соответствии со ФГОС по общему направлению подготовки создает для институтов МВД необходимость совершать «образовательные маневры» на очень небольшом предусмотренном государственными стандартами пространстве и в рамках этого пространства обеспечивать специальную подготовку кадров «в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка» [5, ч. 1, ст. 81].

Требуются разработка и внедрение образовательных стандартов ведомственного обучения. Вслед за ведомственными стандартами образования необходимо внедрять ведомственные стандарты компетентности, которые позволили бы еще в большей степени решить проблемы сближения образовательного процесса с реальными профессиональными запросами ведомственных организаций, для которых готовятся кадры.

В гражданских вузах все большой интерес вызывает практика сертификации. Студентам выпускных курсов предоставляется возможность определить свой профессиональный уровень, пройдя через процедуру квалификационного экзамена на территории работодателя. Результатом становится подтверждение квалификации сертификатом. Участие студентов гражданских вузов в процедуре профессиональной сертификации факультативно, но как интерес к ней, так и положительные и отрицательные результаты – это ключевая позиция для совершенствования образовательного процесса в вузе.

Ведомственные стандарты компетенций призваны задавать показатели результативности деятельности образовательных организаций в системе МВД и диагностировать способности курсанта-выпускника осуществлять свою деятельность с учетом внутриорганизационных требований.

В институтах МВД аналогом сертификации могли бы стать ведомственные стандарты компетенций, которые позволили бы диагностировать результаты обучения, умения выполнять конкретные профессиональные задачи. Деятельность органов внутренних дел жестко регламентирована и предполагает выполнение четко очерченного круга задач. Алгоритм выполнения каждой задачи четко прописан и закреплен в нормативно-правовых актах и методических материалах. Для того чтобы алгоритм был реализован и определенная последовательность профессиональных действий была совершена, необходима отработка действий на рефлекторном уровне, что достигается методом тренировок – моторных и ситуационных. Тренировки формируют стереотип действий. Они занимают в подготовке сотрудника органов внутренних дел ключевую позицию. Для формирования ведомственных стандартов компетенций и ведомственных стандартов необходима работа по составлению перечня профессиональных задач, особенно связанных с наступлением нестандартных ситуаций, и определению компетентностного профиля специалиста, способного эти задачи выполнять.

Усилению профессиональной направленности обучения в ведомственных вузах системы МВД способствует междисциплинарная интеграция. Например, установление междисциплинарных связей между такими предметами, как «Юридическая техника» и «Русский язык в деловой документации», работающими с терминологическими и лексическими значениями, осуществляющими анализ текстов, позволяет освоить технологии решения профессионально значимых задач написания, толкования и понимания правовых текстов, оценки публичных коммуникаций с точки зрения юридической нормы и этики. На пути реализации в образовательном процессе междисциплинарной интеграции создаются образовательные модули, в рамках каждого из которых происходит формирование определенной компетенции, и важно понимать ее профессиональное содержание и концентрированно выражать его. Междисциплинарная интеграция требует применения активных проектных форм обучения, интерактивного взаимодействия обучающихся, в результате чего формируется профессионально необходимый навык командной работы. Модульный принцип обучения и междисциплинарная интеграция – эффективные принципы организации образования в рамках ведомственных образовательных стандартов.

Практически ориентированное профессиональное обучение в ведомственных вузах, подготовка к решению задач, определяемых работодателем, должны быть преобладающими, но не тотальными. Требования работодателя выражаются в формате не столько знаний, сколько умений совершать определенные виды деятельности и действий. Ключевым признаком для отбора кадров работодатель называет личностные качества сотрудников.

При подготовке кадров в ведомственных вузах необходимо формирование компетенций, которые определены потребностями рынка труда и стратегическими перспективами развития общества. Современный рынок труда гибкий, изменчивый, он имеет инновационную динамику, требует от специалистов готовности к модернизации профессиональных квалификаций, эффективного поведения в конкурентной среде, умения строить профессиональную карьеру, искать и менять работу, рассматривать себя как товар на рынке труда и как личность, имеющую собственные интересы, заключать контракт с работодателем, ориентироваться на трудовую и профессиональную мобильность.

Если рассматривать кадры с точки зрения стратегии развития общества, то задачей является подготовка специалистов, обладающих инновационным и творческим типом мышления, умением работать в команде, адаптивных, умеющих учиться, ориентированных на саморазвитие, получение и использование новых знаний в различных формах профессиональной деятельности. Стратегически значимы специалист со сформированными аналитической, прогностической, коммуникативной компетенциями, рефлексивная личность с четко осмысленными ценностями.

Компетенции, которые определены потребностями рынка труда и стратегическими перспективами развития общества, не являются прагматическими, практико-ориентированными, они требуют уровня культуры и мышления, зависящих от глубины, полноты, ясности осознания ценностей, от наличия навыков для их осознания, от уровня знаний, от желания создать общественное благо или благо для другого человека. При формировании ведомственных образовательных стандартов работе по развитию общекультурных компетенций должно быть уделено значительное место.

Необходимо изменение характера управления ведомственными образовательными организациями со стороны органов государственной власти, Министерства образования. Предоставление возможности институтам МВД применять внутренние регулятивные механизмы в своей образовательной деятельности обеспечит более полное соответствие образовательного и воспитательного процессов и результатов этих процессов требованиям ведомства как заказчика подготовки кадров, готовых к решению профессиональных задач. Введение ведомственного стандарта позволит при изучении различных подсистем в правоохранительной системе увидеть связи и взаимоотношения между различными правоохранительными ведомствами, выявить нормативно-правовые коллизии, регулирующие их деятельность.