Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CHARACTERISTICS OF INDEPENDENT ACTIVITY OF FUTURE MILITARY SPECIALISTS IN THE INFOCOMMUNICATION PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Sklyarova O.N. 1
1 MESC AF "N.E.Zhukovsky and Y.A.Gagarin Air Force Academy"
The article presents a study of the relationship between a teacher and a cadet of a military University as subjects in the design of independent activities of future military specialists in the information and communication professional and educational environment of a military University in the process of forming professional and personal competencies. Contextual, personal and activity approaches are considered. Comparative organizational features of independent activity of students in civil and military universities are given. This allowed us to formulate the author's definition of the concept of independent activity of a military University cadet and clarify the tasks for improving the information and communication professional and educational environment as a specially organized integrated environment. As a sign of independent activity of the cadet, it is proposed to use the presence of indirect management on the part of the head, directing the development of his professional and personal potential. In fact, the independent activity of the cadet is an innovative component of his independent work. They are formed by the decision of the academic councils of military universities at the expense of the General Fund of independent work time. Individual characteristics of cadets in the process of independent activity are suggested to be taken into account through the form of organization of the choice situation. At the same time, the quality of independent activity of a cadet is largely determined by the state of information technologies at the University, the level of his knowledge, skills, and development of personal professional activity of the teacher.
cadet
self-development
independent activity
personal potential
professional competence
infocommunication professional and educational environment

Педагогическое взаимодействие в военном вузе предполагает жесткую взаимосвязанную деятельность педагога и курсанта. Благодаря этой деятельности обеспечивается протекание всех форм педагогического процесса. В настоящее время не вызывает сомнений положение о том, что процесс взаимодействия всех объектов и субъектов обучения и познания однозначно выражается в их взаимном изменении. Данные положения во временном континууме определяют состав, единство, структуру и динамику педагогического процесса. При этом взаимодействии проявляются факторы, реализация которых дает возможность трансформации личности курсанта от уровня объекта обучения до уровня субъекта.

В рамках компетентностной парадигмы образования в России дидактические и психологические особенности такого взаимодействия однозначно активизируют самостоятельную деятельность курсанта. Наполнение ее личностной заинтересованностью, стремлением достижения высоких уровней в процессах познания и преобразования действительности в плане приобретения профессионально-личностных компетенций определяет успешность достижения признания будущего военного специалиста и продвижения по служебной лестнице.

По мнению Т.Б. Старостиной, на преподавательский состав возложена актуальная задача формирования обучающегося как субъекта учебной деятельности, которая базируется на технологии осознанного действия и призвана обучать умению учиться, планировать, находить и выбирать нужную информацию, организовывать свою деятельность [1, с. 46].

Цель работы – выявить специфику зависимости между курсантами и преподавателями при проектировании самостоятельной деятельности будущих военных специалистов в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде военного вуза в процессе формирования профессионально-личностных компетенций.

Современные виды вооружения и военной техники, основанные на новейших достижениях науки, техники и технологии, сложность информационных потоков командного уровня и способов принятия решений в строевых частях определяют совокупность требований к ПФЛК современного офицера – выпускника военного вуза. Признаны значимыми такие качества офицера-командира, как личностная самооценка и профессионально-личностная самостоятельность. Основу формирования и развития этих качеств составляет самостоятельная деятельность курсанта на этапе учебы в вузе.

В рамках современной парадигмы профессионального образования преподаватель и курсант выступают в качестве субъектов в проектируемой самостоятельной деятельности будущих военных специалистов. Автор рассматривает контекстный, личностный и деятельностный подходы. Наиболее рациональной формой самостоятельной деятельности курсанта следует признать учебно-познавательную активность.

Особенности самостоятельной деятельности курсантов военного вуза принято делить на две группы: общие – характерные для студентов и частные – имеющие место для курсантской среды.

К основным общим признакам следует отнести следующие: индивидуально-психологические особенности студентов; мотивацию студентов к процессу обучения в вузе и их самостоятельную деятельность; присутствие личной ответственности; наличие у обучающихся способностей к обучению, умений самостоятельно ставить цели и самостоятельно их воплощать в процессе самостоятельной деятельности; наличие у студентов собственных подходов к организации своей самостоятельной деятельности и возможностей их реализации [2, с. 14].

К основным частным признакам следует отнести: ограничение личной самостоятельности курсантов с учетом специфики военного вуза, обусловленной иерархичностью подчинения; строгий распорядок второй половины дня по времени, обусловленный регламентом служебной деятельности; ограниченность возможностей курсантов в процессе самостоятельной деятельности при доступе к дополнительным источникам информации (печатным и электронным ресурсам) рамками одного вуза (в перспективе рассматривается создание закрытых информационных сетей Министерства обороны, в том числе и в интересах военного образования); выполнение курсантами служебных обязанностей, связанных с обучением в военном вузе: несение караульной службы; выполнение хозяйственных работ в казарме, учебных корпусах и на территории, которые реализуются в течение суток – или в первой половине дня, или во второй половине дня (это сопровождается значительной потерей учебного времени аудиторных занятий по объективным причинам и порождает необходимость ликвидировать образовавшуюся задолженность); дифференцированный уровень базовых знаний курсантов, поступивших в военный вуз после школы и после службы в строевых частях; различие у курсантов уровня адаптированности к условиям военного уклада жизни в военном вузе.

Автором под самостоятельной деятельностью понимаются целенаправленные действия курсанта, побуждаемые его потребностями и мотивами как индивидуума и личности, которые проявляются посредством активности его инициатив, направленных на достижение поставленных ближних и дальних целей, достигаемых за счет адекватной самооценки, критичности, чувства личной ответственности за итоги своей профессиональной деятельности.

Очевидно, что по сравнению со студентами курсант в процессе обучения испытывает значительное психологическое и эмоциональное напряжение. В первую очередь это вызвано трудностями адаптации к военной службе, приспособления к новому воинскому коллективу и быту. При этом вчерашних абитуриентов в воинском коллективе связывают учеба, выполнение служебных обязанностей, совместное проживание в казарме, общежитии, а также тривиальный быт воинской среды. Сегодняшние курсанты не лишены трудностей, характерных и для студенческой среды [3, с. 117].

В системе военного образования на самостоятельную работу традиционно отводится до 3 часов во второй половине дня под контролем командиров курсантских подразделений. Для самостоятельной деятельности используется, как правило, полностью вторая половина одного из рабочих дней середины недели: вторника, среды или четверга. Данное положение регламентируется внутренними документами военного вуза на основе решений ученого совета. Указанный вид работы осуществляется преподавателями: гражданским персоналом и военнослужащими из числа офицерского преподавательского состава. На младших курсах этот вид деятельности реализуется преподавателями непосредственно при осуществлении ими различных форм управления и обучения, а на старших курсах – опосредованно, что развивает профессионально-личностную самостоятельность курсантов. В последнее время к реализации самостоятельной деятельности курсантов привлекаются и офицеры курсового звена, проявляющие интерес к разрабатываемой научной тематике на кафедрах.     

Выполненный анализ сложившихся форм самостоятельной деятельности в гражданских и военных вузах страны дает возможность заключить, что именно эта деятельность позволяет развить профессионально-личностный потенциал обучающегося с основой на его профессионально-личностной мотивации. При этом необходимыми являются процедуры целеполагания, планирования, самоуправления, самоконтроля и самооценки, умений как приобретать, так и применять полученные знания [1, с. 46].

В случае самостоятельной деятельности курсантов военных вузов последняя выступает как форма профессионально-личностного самообразования. При этом возрастающая самостоятельность обучающегося позволяет поэтапно формировать составляющие профессионально-личностной компетенции: знания, умения, навыки профессиональной деятельности в форме достигаемого дифференцированного качества.

Самым важным признаком самостоятельной деятельности является наличие опосредованного управления со стороны научного руководителя. На начальном этапе эта деятельность курсанта сочетается с рефлексией, которая определяется «субъект-объектным» взаимодействием посредством контекстности обучения. Через последовательное решение процессуальных задач этого уровня достигаются близлежащие цели, формируются характер личности, начальные знания, умения и навыки будущего профессионала. На завершающем этапе самостоятельной деятельности курсант достигает творческого и эвристического уровней подготовки, в рамках которого реализуются «субъект-субъектные» отношения, и окончательно формирует интегральные общие/итоговые профессионально-личностные компетенции будущего военного специалиста. 

Данный подход определяет возможность рассматривать организацию самостоятельной деятельности курсантов в военном вузе с системных позиций. На современном этапе ресурсом в организации этой деятельности признаны информационные технологии. Их возможности системного уровня расширяют условия реализации самостоятельной деятельности за счет высокой степени интеграции информационных потоков учебного и научного уровней, обеспечивающих результативность и общую целостность системы.

В условиях цифровизации социально-экономической составляющей уклада в России данная задача является многоплановой, с решением которой сопряжены и новые проблемы: дальнейшее развитие инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды военного вуза; воспитание культуры самостоятельной деятельности курсантов; развитие профессиональной деятельности преподавателя [4, с. 90]. При этом возможности инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды позволяют осуществлять: реализацию оптимальных условий на системном уровне для организации мотивированной в профессиональном отношении самостоятельной деятельности курсантов; построение вариативных индивидуальных траекторий профессионального развития курсанта; развитие профессионально-личностного потенциала курсантов путем поэтапного трансформирования «субъектно-объектных» отношений преподавателя и курсанта в «субъектно-субъектные» с целью достижения профессионально-личностной самостоятельности; поэтапное формирование высокого интегрального уровня развития профессионально-личностных компетенций военных специалистов.

По мнению И.Ф. Бережной, индивидуальная траектория профессионального развития будущего специалиста рассматривается как персональная стратегия профессионального роста обучающегося, определяющая совершенствование и самосовершенствование его личностных качеств и профессиональных компетенций, признание уникальности каждой личности и необходимости реализации ее потенциала [5, c. 247].

В нашем исследовании под инфокоммуникационной профессионально-образовательной средой понимается специально организованная интегрированная среда, обеспечивающая доступ курсантов к общим и специальным (закрытым) информационным образовательным ресурсам военного вуза, объединяющая совокупность факторов, которые определяют характер информационных и межличностных отношений, профессиональное обучение, самостоятельную деятельность и развитие курсанта путем освоения междисциплинарных знаний, приобретения им определенных профессиональных навыков, коммуникационных способностей, формирование профессионально-личностных компетенций, что обеспечивает высококвалифицированную подготовку будущих военных специалистов [6]. Такая среда обладает высокой степенью свободы, что определяет ее открытость к инновациям. Этим достигаются ее универсализм и применимость в качестве внешнего организационного начала при подготовке высокообразованного профессионального военного специалиста.

Индивидуальные особенности курсантов в процессе их самостоятельной деятельности неоднозначно приводят к итоговому результату – выбору того или иного способа действия. Фактически имеет место ситуационная позиция, которая требует специфического решения в рамках индивидуальных траекторий профессионального развития. Для выхода из проблемной ситуации может быть предложена нестандартная форма организации самостоятельной деятельности курсанта, получившая название «ситуация выбора»

Ситуации выбора рассматривали ведущие психологи и педагоги: В.П. Беспалько, А.В. Брушлинский, Л.П. Гурова и др. [7–9]. Использованием различных ситуаций выбора деятельности в учебной практике занимались Е.И. Ильин, Т.В. Машарова, В.Ф. Шаталов.

Понятие «выбор» предполагает множество вариантов, а действительный выбор в процессе самостоятельной деятельности осуществляет курсант. Психологи вкладывают поведение людей в некоторый список возможных действий: 1) рациональный поиск решения; 2) эмоциональный поиск; 3) бессознательный поиск; 4) поиск знаков судьбы; 5) действенный поиск решений (пробы, испытания и т.п.) [10]. В контексте самостоятельной деятельности курсантов мы опирались на положения Е.Н. Ермишкиной, которая выделяет три вида такой ситуации: ситуацию выбора деятельности, ситуацию планирования деятельности, ситуацию оценки и самооценки деятельности [11, с. 146].

Теперь образование перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний. В информационном обществе образование становится способом обмена информацией между его индивидуумами. Этот обмен может осуществляться сколь угодно долго, а сама личность может являться источником новой информации [12, с. 142]. Принципиально важно с позиции эффективности обучения условие, чтобы проект самостоятельной деятельности был результативным в педагогическом отношении.

Реформирование учебного процесса в вузах Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) в условиях цифровизации определяет дальнейшее совершенствование базовой информационной подготовки и информационной культуры будущих выпускников. В процессе самостоятельной деятельности курсантам доступна работа со всеми видами информационных потоков. Им предоставлено право: перерабатывать и обмениваться информацией в сети вуза; формировать обоснованные действия по претворению их в жизнь; постоянно учитывать поток новых поступающих сведений. Следует отметить, что в военные вузы МО РФ значительно возросли поставки персональных вычислительных средств. В настоящее время практически весь личный состав выпускников академии обеспечен ноутбуками и планшетами. Однако уровень эффективного использования этой техники еще недостаточен. Данное положение определяется объективными и субъективными причинами.

Поэтому в среде современных военных вузов назрело решение проблемы развития и совершенствования инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды как на уровне конкретного вуза, так и на системном уровне Министерства обороны. Это однозначно определяет и проблему разработки концепции проектирования самостоятельной деятельности будущих военных специалистов в данной среде военного вуза. Очевидно, что необходимо внедрение новых современных инновационных технологий и методических подходов, которые бы представляли собой следующие системы: автоматизированное проектирование самостоятельной деятельности курсантов в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде военного вуза, включая формирование индивидуальных траекторий профессионального развития; реализация комплексной оценки достигнутого уровня профессионально-личностного развития индивидуума; управление обучением и коррекция индивидуальных траекторий профессионального развития за счет внутренних и внешних факторов с целью достижения гарантированного качества обученности и сформированных профессионально-личностных компетенций; воспроизводство процесса обучения [6].

Для достижения эффективности и результативности обучения в плане изучаемой научной проблемы проектирование самостоятельной деятельности будущего военного специалиста должно рассматриваться как некоторая психолого-педагогическая проблема, особенности которой изложены в работе [13].

С одной стороны, обучение курсантов – потребность государства в профессиональных военнослужащих, способных управлять войсками, квалифицированно применять современные образцы вооружения и военной техники, заниматься воспитательной работой среди личного состава воинских подразделений, быть социально адаптированными к условиям жизни в государстве. С другой стороны, курсант выступает и как личность, и как субъект деятельности, в рамках которой проявляются психофизические возможности/особенности индивидуума. Очевидно, что задача проектирования эффективной самостоятельной деятельности курсантов может быть решена на базе достоверных знаний характеристик взаимодействия преподавателя, курсанта в рамках инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды военного вуза.

Выводы

  1. Проблема организации самостоятельной деятельности курсантов в военном вузе обусловлена следующими факторами: дальнейшим повышением ее роли и места в развитии профессионально-личностных компетенций будущих военных специалистов в современном учебном процессе военного вуза; возможностью применения инновационных технологий в рамках инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды; возможностью использования отечественного и зарубежного опыта самостоятельной деятельности обучающихся в практике проектирования учебно-познавательного процесса военного вуза.
  2. Значимыми профессиональными качествами личности будущего военного специалиста являются профессионально-личностная самооценка и профессионально-личностная самостоятельность, формируемые и развиваемые в процессе самостоятельной деятельности курсанта в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде военного вуза и играющие важную роль при развитии профессионально-личностных компетенций.
  3. Самостоятельная деятельность курсанта позволяет развивать профессионально-личностный потенциал будущих военных специалистов с учетом его профессионально-личностной мотивации и учебно-познавательной активности, с опорой на профессионально-личностное самообразование и самосовершенствование путем реализации инновационных форм самообразования, которые требуют знания процедур реализации этапов приобретения новых знаний и их применения. Признаком самостоятельной деятельности курсанта является наличие опосредованного управления со стороны руководителя, направляющего развитие его профессионально-личностного потенциала.
  4. Решение проблемы организации самостоятельной деятельности курсантов должно опираться на развитие инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды с учетом следующих положений: реализации на системном уровне оптимальных условий для организации мотивированной в профессиональном отношении самостоятельной деятельности курсантов; построения вариативных индивидуальных траекторий профессионально-личностного развития курсанта с гарантированным уровнем качества обучения; развития профессионально-личностного потенциала курсантов путем поэтапного трансформирования «субъектно-объектных» отношений преподавателя и курсанта в «субъектно-субъектные» с целью достижения профессионально-личностной самостоятельности; поэтапного формирования высокого интегрального уровня развития профессионально-личностных компетенций военных специалистов.