Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF TEENAGERS TO CREATIVE ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF A RURAL SCHOOL

Dekina E.V. 1 Shalaginova K.S. 1
1 FGBOU VO "The Tula state pedagogical university of L.N. Tolstoy"
The article discusses the possibilities of developing the motivation of adolescents to creative activities by means of psychological and pedagogical activity, corresponding to the motivational-need sphere of the adolescent. The theoretical study of creative development issues is combined with the organization of a formative experiment, in which 40 teenagers from a rural school took part. The diagnostic program included 4 methods for studying the characteristics of the motivational sphere of adolescents, their focus on success and self-development. The authors note that the motivation of adolescents to creative activity includes the need for self-development and self-realization, which are a prerequisite for the creative activity of students. Of interest is a model for the development of teenagers' motivation for creative activities, developed and tested taking into account the specifics of a rural school, which includes targeted, substantive, creative, and motivational blocks. Criteria indicators of the development of the motivational sphere of adolescents and their creativity, forms and methods of work are proposed. The presented model made it possible to form a steady motivation for creative activity among adolescents. The results of the study can be used by teachers (leaders of the Russian movement of schoolchildren, circles, design, research activities of students, class teachers, etc.) in working with adolescents in organizing innovative creative activities in an educational institution, an institution of additional education, a youth center.
adolescence
motivation
creative activities
model
rural school

Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью в людях творческих, активных, способных нестандартно мыслить, не только формулировать инновационные идеи, но и реализовывать их. Именно в школе важно закладывать основы развития личности и индивидуальности, готовность к изменениям, к творческому поиску, постоянному развитию себя, работе в команде, что очень важно в современном мире. Соответственно педагог должен быть готов и способен решать задачи развития детей педагогическими средствами, оказывая поддержку в раскрытии талантов и способностей, которые есть у каждого ребенка, в реализации своих устремлений. Развитие мотивации подростков к творчеству требует от педагогов особого подхода, поскольку для этого необходимо не только организовывать и проводить нестандартные занятия, но и изучать мотивационную сферу подростков, их нацеленность на успех. В.В. Давыдов в качестве ведущей для подростков определял общественно значимую деятельность, включающую такие ее виды, как трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная [1]. Включаясь в различные виды деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, что очень важно для удовлетворения потребности в общении со сверстниками, в самореализации, для становления самостоятельности в поведении. Отношения со сверстниками начинают охватывать более широкий диапазон видов деятельности: от личного общения на жизненно важные темы до совместного труда и творчества [2]. В настоящее время имеет место проблема поиска новых видов и форм творческой деятельности, практик, открывающих возможности для экспериментирования, пробы себя, реализации собственных проектов, самовыражения. Актуальность статьи связана с изучением особенностей развития общественно направленной мотивации подростков к творческим видам деятельности.

Основные теории мотивации рассматривались в социологии, психологии и педагогике такими авторами, как Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Х. Маслоу, Г.В. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, П.М. Якобсон и др. Мотивационная сфера человека определяется его индивидуальными и личностными особенностями, средой, в которой человек воспитывается, имеющимися у него знаниями и умениями и т.д. Особенности подросткового периода жизни, мотивационной сферы подростков анализировались в работах И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, А.К. Марковой, К.Н. Поливановой, Д.Б. Эльконина и др. Именно интересы Л.С. Выготский считал ключом ко всей проблеме психологического развития подростков [3]. И.В. Дубровина отмечает, что основными мотивационными линиями в подростковом возрасте выступают самовыражение, самопознание и самоутверждение [4]. Мотивация подростков к творческой деятельности включает в себя потребность в саморазвитии и самореализации, что является важной предпосылкой к творческой активности ребенка. П.А. Зверев ориентирует на достижение успеха, который усиливает формирование мотивации и повышает творческие возможности подростков [5]. А.Н. Либерзон, Е.А. Ходырева выделяют следующие составляющие творческой активности подростков: мотивационную, связанную с формированием направленности на творчество, операционально-деятельностную, обеспечивающую развитие чувства новизны, и рефлексивную, ориентированную на формирование критичности [6]. И.В. Сеньчукова рассматривает создание социокультурной среды как воспитывающей среды образовательной организации [7]. Е.Н. Соколова определяет условия, способы и приемы формирования устойчивого интереса школьников к художественно-творческой деятельности [8], И.О. Сулейманова, И.А. Богданец обращают внимание на создание проблемных ситуаций творческого характера, организацию самостоятельной творческой работы учащихся и т.д. [9], А.К Лукина, А.С. Севостьянова определяют параметры школьного уклада для развития учащихся городской и сельской школ [10]. Анализ литературы показал, что управление процессом развития мотивации подростков к творческой деятельности требует к себе иного подхода и обусловливается отличными от учебного процесса условиями, в том числе строится на основе принципов самореализации подростков, включенности в разные виды деятельности, взаимосвязи педагогического управления и ученического самоуправления и др. Классного руководителя, педагога-организатора важно вооружить инструментами для формирования у современных подростков интереса к развитию своих творческих способностей, открытию новых интересов и возможностей для развития творческих и личностных компетенций. Проблема развития мотивации подростков к творческим видам деятельности пока не получила надлежащего научного рассмотрения.

Особенно остро проблема мотивации подростков к творческим видам деятельности встает в условиях сельской школы, что определяется в первую очередь запросами современного общества, его потребностью в креативном подрастающем поколении, готовом самостоятельно ставить и решать новые задачи, в том числе в нестандартных ситуациях. Сложившийся образ жизни в условиях сельской местности, замкнутость, некая автономия, а в ряде случаев отдаленность от городских культурных и образовательных центров во много усложняют решение обозначенной проблемы. Необходимость детей заниматься физическим трудом, помогать старшим, несмотря на положительные аспекты, иногда становится причиной отказа от самообразования, низкого уровня притязаний, отсутствия стремлений к дальнейшему развитию.

Анализ работ отечественных исследователей, занимавшихся изучением специфики сельской школы, проблемой образования и воспитания в условиях малокомплектности, анализом особенностей развития, психолого-педагогических, морфофизиологических особенностей, адаптации учащихся сельских школ не позволяет выделить специфические отличия в мотивационной сфере обучающихся городских и сельских школ. Между тем специфика обучения в условиях сельской школы, особенности комплектования классов, организация учебного процесса, социальное окружение, влияние различных факторов требуют учета при организации работы. Речь идет о низкой ресурсности сельских школ в плане потенциальных факторов развития личности, меньшем количестве по сравнению с городом факторов, влияющих на формирование индивидуальности, что затрудняет процесс становления личностного «Я», готового к социальным переменам и, более того, готового стать источником социальных инноваций [11].

В сельской школе в силу того, что детьми многие аспекты новой социальной реальности воспринимаются преимущественно через Интернет, СМИ, так называемый конфликт поколений проявляется особенно ярко, приобретает социально-экономический и ценностный характер [11].

Сельская школа не только занимается воспитанием и обучением детей, она является системообразующей всего села и вообще центром его жизни. Осложняется описанная выше ситуация отсутствием в условиях села педагогов, владеющих современными технологиями работы с детьми и молодежью, способных и готовых увлечь, заинтересовать, повести подростков за собой. Положительные аспекты особенностей функционирования сельской школы мы постарались максимально учесть при обосновании, наполнении содержанием нашей модели. Речь идет в первую очередь о возможности более тесных, близких контактов детей и педагогов, практической направленности обучения, возможности реализации деятельностного подхода и т.д. [12].

Цель исследования: выявить особенности мотивационной сферы современных подростков, обучающихся в условиях сельской школы, разработать и апробировать модель развития мотивации подростков к творческим видам деятельности с учетом специфики организации процесса обучения в сельской школе.

Материал и методы исследования. Был использован комплекс методов, включающий анализ исследований по данной проблеме, методы анализа эмпирических данных, в том числе формирующий эксперимент. Диагностическая программа включала следующие методики: «Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой; «Диагностика мотивационной сферы личности подростков» Ж. Ньютена; «Мотивация успеха и боязнь неудач» (МУН) А.А. Реана; «Тест креативности П. Торренса» – и использовалась на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование было проведено на базе сельской школы Щекинского района Тульской области. В исследовании приняли участие 40 учащихся 8–9-х классов.

Была разработана и апробирована модель развития мотивации подростков к творческим видам деятельности, которая включает в себя целевой, содержательный, творческий и мотивационный компоненты (рис. 1). Мотивационное обеспечение данного процесса осуществляется на каждом этапе взаимодействия с подростками и предполагает формирование интереса к творческой деятельности, практику творческой деятельности и социальной активности, рефлексию. В разработанной модели развития мотивации подростков к творческим видам деятельности учитывались условия сельской школы: разные возможности образования в сельских и городских школах, условия обучения и жизни в городе и селе, социально-психологические особенности сельского ученика (практичность, терпимость, меньший уровень речевой культуры, повышенный уровень монотомии, более заниженная приспособляемость к повышенным психологическим нагрузкам, склонность к привычным формам поведения, недостаточная адаптация к быстро меняющимся условиям и др.).

Целевой блок модели основывается на формировании у подростков устойчивой мотивации к творческим видам деятельности; содержательный – на психолого-педагогических условиях, которые определяют технологии работы с подростками, критерии, позволяющие оценить уровень развития способности к творческой деятельности у подростков: создание воспитывающей среды, направленной на развитие творческой деятельности в образовательном учреждении; учет индивидуально-психологических особенностей подростков и специфики их мотивационной сферы; включение следующих методов: проблемного, поискового, исследовательского, проектного, метода творческих и нестандартных заданий, развития критического мышления и т.д.; организация индивидуальной и коллективной творческой деятельности; сопровождение педагогом творческой деятельности подростков и оказание им необходимой поддержки; привлечение подростков к участию в различных конкурсах, связанных с творческой деятельностью; создание ситуации успеха; поощрение инициативы, самостоятельности, активности подростков и др. При реализации данного блока модели необходимо учитывать, что не все учащиеся сельской школы имеют активную жизненную позицию, в то же время из-за малочисленности учащихся педагоги имеют возможность развивать способности каждого, но не всегда владеют технологиями для их применения в полной мере.

Для выявления уровня развития мотивации подростков к творческой деятельности были разработаны следующие критерии оценки: уровень развития стремления подростков к самореализации (показатель стремления учащихся к использованию имеющихся у них знаний, умений и навыков); уровень развития направленности подростков на саморазвитие (показатель стремления подростков к постоянному самосовершенствованию, что способствует развитию целеполагания и целереализации); уровень развития направленности подростков на успех в выполняемой деятельности (показатель активности подростков, их способности к проявлению инициативы); уровень развития креативности (показатель умения создавать качественно новый продукт или результат).

Творческий блок реализуется через следующие формы: творческая мастерская, факультативные занятия, предметные кружки, викторины, ученические конференции, конкурсы проектов, олимпиады, творческие площадки и т.д. Так, если на начальном этапе используется система игр, викторин, занимательных бесед, квестов, мастер-классов по закреплению первичного интереса, то дальнейшее его формирование включает проведение практических занятий с созданием инновационных продуктов творческой деятельности. Для подростка сельской школы важно представить результаты творческой деятельности на различных конкурсах, олимпиадах, получить экспертное заключение других наставников, кроме педагогов своей школы, с целью дальнейшего самосовершенствования, что иногда весьма затруднено в условиях сельской школы. Учащимся сельской школы важно получить опыт самопрезентации и представления результатов творческой деятельности, чтобы не разочароваться в своих способностях, а продолжить развивать свою творческую индивидуальность. Мотивационный блок направлен на формирование у подростков интереса к творческой деятельности, соотнесение мотивов и целей выполняемой ими творческой деятельности. Это действие ставит подростка в активную позицию по отношению к своей мотивации, выработке жизненных перспектив, помогает осознать важность того или иного мотива, что соответствует происходящим в данном возрасте процессам самосознания. Для сельской школы характерен более доверительный стиль отношений педагога с учащимися, что способствует раскрепощению, самовыражению подростков в классе.

Цель: развитие мотивации подростков к творческим видам деятельности с учетом специфики организации процесса обучения в сельской школе

Блоки модели

Содержательный

Содержание, технологии работы с подростками, критерии оценки уровня развития мотивации к творческим видам деятельности

Показатели процесса развития мотивации подростков

Организация работы по развитию мотивации подростков к творческим видам деятельности

 

Условия развития мотивации подростков к творческим видам деятельности в условиях сельской школы

Содержание программ, мероприятий, подбор психологических методик, ориентированных на изучение и развитие мотивации подростков к творческим видам деятельности

Содержательные

условия

Связь с народными традициями, значимость трудового воспитания, межпоколенческие связи, специфика расположения сельской местности, важность расширения творческой направленности проводимых мероприятий

Формы работы, актуализирующие развитие мотивации к творческим видам деятельности, выстраивание индивидуальной траектории развития и саморазвития подростка

Организационные условия

Небольшая альтернативность выбора, важность расширения участия в творческих мероприятиях, получения опыта самопрезентации и представления результатов творческой деятельности на различных конкурсах, достижения творческих успехов

Выстраивание диалогового общения как основы взаимодействия педагога и обучающихся, подростков друг с другом

Психолого-педагогические

условия

Полифункциональность сельского учителя, актуальность работы с разными наставниками, психологической поддержки подростков при участии в различных конкурсах

Формы и методы развития мотивации подростков к творческим видам деятельности

Формы – творческая мастерская, факультативные занятия, предметные кружки, викторины, ученические конференции, конкурсы проектов, олимпиады, творческие площадки и т.д.

Методы – проблемный, поисковый, исследовательский, проектный, метод творческих и нестандартных заданий, развития критического мышления и т.д.

Критерии уровня развития мотивации подростков к творческим видам деятельности

– уровень развития стремления подростков к самореализации;

– уровень развития направленности подростков на саморазвитие;

– уровень развития направленности подростков на успех в выполняемой творческой деятельности;

– уровень развития креативности

Результат – формирование устойчивой мотивации подростков к творческим видам деятельности

Рис. 1. Модель развития мотивации подростков к творческим видам деятельности в сельской школе

Проведем анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах после апробации модели управления процессом развития мотивации подростков к творческим видам деятельности.

На рисунке 2 представим сравнительный анализ результатов исследования по методике «Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой. Для сравнения были взяты средние показатели по каждой из потребностей на исследуемую группу, полученные на констатирующем и контрольном этапах исследования. На контрольном этапе снизились потребность испытуемых в определенном материальном положении (на 2,4 балла; с 18,1 до 15,7 балла) и потребность в безопасности (на 2,3 балла; с 18,8 до 16,5 балла), возросли потребность в межличностных связях (на 2 балла; с 19,5 до 21,5 балла), потребность в уважении со стороны окружающих (на 1,3 балла; с 20 до 21,3 балла) и потребность в самореализации (на 4 балла; с 17 до 22 баллов). У респондентов по-прежнему доминируют потребности в общении с окружающими, что соответствует возрастным особенностям данного возраста, отчетливо проявилось стремление к самореализации.

Рис. 2. Сравнение показателей удовлетворенности потребностей испытуемых

Анализ результатов исследования по методике «Диагностика мотивационной сферы личности подростков» Ж. Ньютена представлен на рисунке 3. Так, на контрольном этапе у испытуемых повысились мотивы познания (с 25% до 63%), саморазвития (с 25% до 77%), мотив достижения (с 34% до 74%), снизились мотив материальных ценностей (с 88% до 58%), мотив агрессии (с 13% до 10%) и доминирования (с 23% до 18%).

Рис. 3. Сравнение выраженности мотивов испытуемых

Анализ результатов по методике «Мотивация успеха и боязнь неудач» А.А. Реана представлен на рисунке 4.

p>

Рис. 4. Сравнение выраженности мотивации на неудачу и мотивации

на успех у испытуемых

На контрольном этапе увеличилось количество испытуемых с мотивацией на успех (с 35% до 62%), что указывает на развитие у подростков склонности к активности, проявлению инициативы и т.д.

Наглядное сравнение результатов исследования по методике «Тест креативности П. Торренса» представлено на рисунке 5.

p>

Рис. 5. Сравнение уровня креативности (способности к творчеству)

Как видно из рисунка 5, на контрольном этапе исследования в группе подростков увеличилось количество испытуемых с высоким уровнем креативности (способности к творчеству) (с 20% до 62%).

Для статистического подтверждения полученных в ходе проведения исследования выводов показатели испытуемых по указанным методикам были проанализированы с помощью U-критерия Манна–Уитни. Сводные показатели, полученные в результате данного анализа, представлены в таблице.

Результаты сравнения показателей испытуемых с помощью U-критерия Манна–Уитни

Показатель

Uкр

Uэмп

р≤0,01

р≤0,05

Методика И.А. Акиндиновой:

– материальное положение;

– потребность в безопасности;

– потребность в межличностных связях;

– потребность в уважении со стороны окружающих;

– потребность в саморазвитии

557

557

557

557

557

628

628

628

628

628

627,5

650,5

661,5

692,5

477,5*

Методика А.А. Реана

557

628

490*

Тест П. Торренса

557

628

490*

Согласно данным таблицы статистической значимости достигают расхождения между показателями испытуемых по потребности в саморазвитии, мотивации на успех или на неудачу и по уровню креативности.

Таким образом, если на констатирующем этапе исследования у подростков была отмечена низкая мотивация к творческим видам деятельности, то после реализации модели управления процессом развития мотивации подростков к творческим видам деятельности и проведения повторного тестирования были отмечены положительные изменения: повысился уровень мотивации к творческой деятельности, что проявилось в готовности и способности к самореализации и саморазвитию; повысился уровень мотивации на успех, что выразилось в формировании активной позиции самого подростка при осуществлении творческой деятельности. К особенностям мотивационной сферы подростков сельской школы можно отнести выраженность творческой и познавательной потребности, склонность к активности и проявлению инициативы, саморазвитию, при этом для учащихся велика роль школы и педагога для их культурного общения, развития и саморазвития, самоутверждения, достижения творческих успехов.

Выводы. Основными мотивационными линиями в подростковом возрасте выступают самовыражение, самопознание и самоутверждение, на этом этапе данные процессы являются психологической основой развития мотивации подростков к творческим видам деятельности.

Модель развития мотивации подростков к творческим видам деятельности включает в себя целевой, содержательный, творческий и мотивационный блоки, позволяет развить способность подростков к творческой деятельности, сформировать у них устойчивую мотивацию к творческой деятельности. Технологии реализации модели развития мотивации подростков к творческим видам деятельности направлены на формирование способностей к творчеству и проявлению креативности, мотивации к занятию творческой деятельностью, умения включаться в данную деятельность и самостоятельно организовывать ее, выстроить индивидуальную траекторию развития. К этапам развития мотивации можно отнести следующие: создание пространства для творчества; сотрудничество педагога и подростков в процессе решения творческой задачи; определение индивидуального направления творческой деятельности для подростка; формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности путем отработки умений и навыков творчески мыслить; демонстрацию образцов творческой деятельности и включение личного опыта участников творческого процесса; создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия; предоставление возможности для демонстрации результатов творческой деятельности на конкурсах, выстраивание направлений дальнейшего развития.

Формированию мотивации способствуют: общая атмосфера положительного отношения к различным видам деятельности и получению новых знаний; включенность подростков в совместную деятельность; построение отношений «педагог – учащийся» на основе совместной деятельности; использование инновационных технологий, анализ опыта творческой деятельности как самих педагогов, так и подростков и др. Содержательно педагог оказывает помощь в выстраивании индивидуальной траектории развития подростка; в получении новых знаний; в разработке проектов; в поиске и реализации новых идей, самореализации в каком-либо виде творческой деятельности и т.д. Организационно педагог может выступать в различных ролях: консультант, наставник, руководитель проекта, помощник и т.д. Для этого он должен владеть психолого-педагогическими технологиями выявления и развития интересов учащегося, содействия дальнейшему творческому развитию, что особенно важно для ученика сельской школы.

Развитию творческой деятельности подростков будут способствовать учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков, специфики организации обучения в условиях сельской школы, особенностей мотивационной сферы подростков; использование системного подхода к занятиям и включение методов, позволяющих развивать мотивационную сферу подростков; создание условий, необходимых для активизации творческой деятельности, использования полученных навыков в дальнейшем творческом росте обучающегося.