Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF MUSICAL MEMORY OF SCHOOLCHILDREN IN MODERN EDUCATIONAL SPACE GENERAL AND SUPPLEMENTARY EDUCATION

Nazarova E.O. 1 Grebenyuk E.V. 1
1 Herzen State Pedagogical University of Russia
The search for ways to develop the memory of schoolchildren in general and additional education today remains a pressing problem. Experts are increasingly paying attention to the specific features of the cognitive processes of a modern student and the need to clarify some of the provisions in this field. One of the strategic tasks of artistic education is formation of musical memory of students during perception and performance of musical work. In general, the methodology, "school" - significantly more stable phenomena than the practice of implementation. These are those objective changes (informatization of the environment, speed of introduction of new technologies, socio-economic, psychological prerequisites, etc.) that affect the formation of cognitive processes of the younger generation. Of course, musicians need to analyze the successful experience of past years and be able to transform it to modern reality. The domestic pedagogy of musical education has the richest material presented by outstanding masters: V.I. Mutsmacher, V.I. Petrushin, G.M. Tsypin, A.D. Alekseyev, V.V. Medushevsky, L.A. Mazel, D.B. Kabalevski, K. Orf and others. Generalization of developments on theory and implementation of technologies in the sphere of memory, can be useful to teachers, students of creative universities, students of advanced training courses.
musical arts
musical education
spiritual culture
musical abilities
musical activity
artistic content
musical memory
analysis of musical work

В начале XXI века в сфере общего и профессионального образования актуализируется важность формирования нестандартно мыслящей, креативной личности. Музыкальное искусство – это эффективное средство воздействия на внутренний мир подрастающего поколения, дающее возможность соприкосновения с художественным творчеством. Целью музыкального воспитания на различных его уровнях является «приобщение детей к музыке как части духовной культуры» [1]. Конкретизируя эту мысль, важно отметить единство целеполагания общей и специальной подготовки. В первом варианте: «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» [2]; для дополнительного образования – обучаясь игре на инструменте, «духовно овладеть музыкой» [2].

Цель исследования – обоснование необходимости и способов формирования музыкальной памяти школьников в системе общего и дополнительного образования.

Материал и методы исследования

Материалом исследования послужили научные тексты по проблемам общего и профессионального музыкального о бразования, фортепианной педагогики, общей и музыкальной психологии.

Методы исследования – анализ педагогической, музыкально-теоретической и методической литературы, нормативной и учебно-методической документации.

Результаты исследования и их обсуждение. Положения работы обсуждались на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена», а также на различных научно-практических конференциях.

Музыкальная деятельность требует не только особых способностей, а также богатой эмоциональности, тонкой наблюдательности, творческого воображения и личностного совершенствования.

Музыкальные способности определяются психологией как специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовной деятельности человека. Развивающиеся задатки позволяют более тонко чувствовать красоту и выразительность, воспринимать художественное содержание и воспроизводить его в исполнении. Задачи формирования общих и музыкальных способностей учащихся должны ставиться и решаться на всех уровнях обучения.

Проблема памяти является сложной и одновременно актуальной в системе общего и дополнительного образования. В современную информационно перенасыщенную эпоху ее развитие становится еще более значимым. Быстрое запоминание, прочное усвоение и максимально точное воспроизведение спустя длительный срок – все эти компоненты необходимы школьнику для успешного освоения различных предметов. Запоминание – запечатление и последующее сохранение информации – делится на механическое и осмысленное. Первое основывается на ассоциации по смежности, второе, более продуктивное, – на понимании внутренних логических связей между отдельными частями воспринимаемого.

Общие закономерности памяти распространяются на музыкальную память. В психологии последняя рассматривается как особый вид отражения окружающего мира, а важной чертой значится ее созидательный характер. К факторам, влияющим на прочность, относятся знания, эрудиция, кругозор, мышление, включая такие категории его, как анализ и синтез, обобщение и сравнение.

Музыкальная память – это процесс, обеспечивающий художественное обучение и исполнительскую деятельность. Самый низкий уровень способностей, когда ребенок не может спеть элементарную мелодию, характеризуется ее узнаванием. Дальнейшие навыки воспроизведения и мышления строятся на накоплении интонационного запаса посредством памяти. Любое исполнительство базируется на ней: необходимо запоминание нотного текста и всей информации для реализации музыки в интонировании.

Вопрос о том, входит ли музыкальная память в число специальных способностей, остается дискуссионным в науке по сей день. В классификации же ее видов мнения идентичны: среди них двигательная (моторная, двигательно-моторная); эмоциональная; зрительная; слуховая (слухо-образная); логическая (конструктивно-логическая).

В современных научных исследованиях последнего десятилетия упоминания о музыкальной памяти в дополнительном образовании детей встречаются:

- в работах по структуре общих и музыкальных способностей (Т.М. Земцова [3], О.В. Ерусёва [4], Е.М. Пилкова [5], Д.С. Кульпина [6], М.Г. Ефремова [7]);

- в контексте творческого развития в классе фортепиано (Е.В. Бурдина [8], Л.В. Шумная [9], М.А. Васильев [10]).

Музыкальная память поддается развитию с детских лет при условии педагогических воздействий. Важно фиксировать внимание на наиболее рациональном запоминании, так как «профессиональная память отличается от памяти непрофессиональной прочной опорой на понимание явлений, на абстрактно-логическое мышление» [11]. Современная тенденция методики и практики – интеллектуализация различных форм эстетической деятельности: наряду с восприятием произведения, необходимо активизировать мыслительные способности ученика. В науке давно доказана связь образного и логического компонентов, при этом чем богаче чувственная реакция, тем качественнее интеллектуальная обработка. Это положение применимо к памяти, так как запоминание обусловливается с осмыслением материала и эмоциональным отношением к нему. Задатки памяти формируются в достаточно высокой степени целенаправленными действиями учащегося и преподавателя. Применительно к музыкальной памяти такие усилия означают произвольное, намеренное запоминание нотного материала на основе его прочувствования и понимания. Процесс работы над сочинением, подкрепленный подробным анализом, оказывается не только более быстрым, но и более прочным, чем заучивание с преимущественной опорой на моторную, зрительную или слуховую память. Выявление структуры произведения, его особенностей в сочетании средств выразительности, нахождение черт нового в его связи с традицией, подробное рассмотрение образных характеристик и линий их развития – все это помогает нахождению исполнительского толкования творческого замысла композитора [11]. Включение разбора до непосредственной практико-исполнительской деятельности показывает значение понимания смысловых особенностей пьесы в качестве приемов активного запоминания.

Анализ в сфере музыкальной педагогики является и самостоятельной работой по слушанию и постижению произведений музыкального искусства, и элементом изучения музыки в контексте иных форм музицирования.

О роли анализа исполняемого произведения в обучении детей говорили известнейшие пианисты: А. Рубинштейн, А. Есипова, А. Гольденвейзер, С. Фейнберг, Г. Коган, Г. Нейгауз, Н. Голубовская и другие [12]. Г.Г. Нейгауз, например, отмечает, что изучение особенностей музыки дает возможность учащимся любого возраста найти объяснение тем эстетическим чувствам, которые возникают у него в связи с исполняемым произведением. Осмысление музыкальной формы в единстве с практическими умениями направляется на раскрытие средствами пианизма содержания музыки, ее идейно-эмоциональной сущности [13].

За элементарный анализ произведения уже на этапе начального обучения высказывались Л.А. Баренбойм, Б.Е. Милич, Г.Ф. Кимеклис и многие другие. В учебных программах по фортепиано уже с первого класса ДМШ и ДШИ специально подчеркивается: «Широко распространенные в преподавании образные характеристики музыки незаменимы в тех случаях, когда нужно подтолкнуть фантазию ученика, эмоционально настроить его, но их явно недостаточно, когда требуется научить постигать структуру музыки, проследить ее развитие. Уроки по специальности должны постоянно сопровождаться конкретным анализом сочинений» [14].

Работа над произведением – основа процесса обучения игре на фортепиано. Общими задачами ее этапов обозначаются: постижение содержания через изучение авторского текста и воссоздание художественного образа в интонировании наизусть на базе развитой музыкальной памяти. Воспитание юного исполнителя включает и освоение музыкального языка (закономерностей, выразительных возможностей, конструктивных связей); понимание строения подразумевает не только анализ структуры, но и выявление значения каждого элемента формы в замысле [12].

Разбор сочинений со школьниками включает вслушивание в особенности музыкальной речи, знакомство с выразительными средствами. Аналитический подход помогает раскрытию образа, осознанию его характерных черт, способствует более полноценному воплощению в исполнении. Этот вид работы должен сопровождать весь путь разучивания, а также применяться как средство формирования музыкальной памяти на доступном уровне уже с начала подготовки. Логическое постижения музыки для учащихся достаточно сложно. Необходимо соединить две стороны работы с текстом: как с конкретным, данным, единичным и как с общим [12, с. 203]. Так как содержание выражается специфическими музыкальными средствами, то для его понимания необходимо представление о выразительном значении всех этих элементов: «Чем своевременнее ученик поймет особенности музыкальной речи, тем осмысленнее он приступит к овладению отдельными частностями произведения и его интерпретации в целом» [15]. Соответственно, с первых шагов первоочередное внимание в фортепианном классе должно отводиться не только ярким ассоциативным представлениям и чувственным восприятиям образов, но и осмыслению (с учетом возрастных возможностей) основных закономерностей языковой и речевой организации музыкальных явлений [12, с. 203-204].

Задача воспитания музыкальных способностей в целом, и музыкальной памяти в частности, ставится не только в системе специального, но и общего образования. Урок музыки в общеобразовательной школе с его комплексом видов деятельности (включающим, в том числе, восприятие и анализ прослушиваемых и исполняемых произведений) является главным средством приобщения детской аудитории, основой формирования культуры просвещенного любительства в стране.

В современных диссертационных исследованиях по общему музыкальному воспитанию детей и подростков вопросы музыкальной памяти упоминаются:

- в контексте гуманистических и музыкально-педагогических технологий (Н.К. Солертовская [16], Т.В. Львова [17], М.А. Шангутова [18]);

- при использовании различных видов деятельности на уроке музыки (Э.Р. Половинко [19], О.Г. Ким [20], Е.О. Зеленина [21]);

- в свете формирования духовной культуры и нравственности (Ю.В. Смольская [22], В.В. Лоренц [23], Т.Б. Сандапкина [24]).

В настоящее время главной целью преподавания предметного образовательного курса области «Музыка», сформулированной ФГОС [25], становится духовно-нравственное развитие ребенка посредством постижения ценностей мировой художественной культуры. Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

  • расширить представление детей об окружающем мире посредством введения их в круг музыкальных понятий и представлений;
  • постичь нравственные устои мировой культуры через изучение образцов профессионального и народного искусства;
  • познакомить с народными праздниками и духовно-нравственным укладом жизни;
  • содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения, любви к родителям и другим людям; доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию;
  • воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, своему народу, культуре;
  • развивать образно-ассоциативное мышление, память, слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой художественной культуры прошлого и настоящего.

Достижение максимальной пользы от слушания музыки зависит от применения педагогом различных методов обучения. Наиболее эффективные в данном виде деятельности – словесные: рассказ, объяснение, дискуссия, беседа.

Беседа должна вызывать яркий эмоциональный отклик у учащихся. Заинтересованность, сосредоточенность на музыкальном произведении – залог успешной педагогической работы в классе. Дискуссии по поводу художественного образа сочинения непременно должны поощряться и поддерживаться, так как именно в такой работе формируется личная позиция ученика.

Среди методов, которые активизирует осознанное восприятие музыки, можно выделить:

метод размышления, ориентированный на личностное, индивидуальное, творческое освоение духовных ценностей. Противоречие мнений, новые, ранее неизвестные истины, открываются посредством его внедрения;

метод забегания вперед и возвращения к пройденному, дающий возможность установить связи между темами и формирующий целостное восприятие музыки.

В процессе знакомства детей с наиболее сложными примерами «взрослой» музыки Ю.Б. Алиев [26] предлагает пользоваться примером «парного восприятия». Его суть в том, чтобы к классическому произведению подобрать менее сложное сочинение, содержание которого детально анализируется, после чего дети постигают настроение пьесы, а затем переходят к прослушиванию классического произведения. Наглядно-слуховой и наглядно-зрительный методы, предполагающие демонстрацию как живого звучания инструмента или голоса, так и воспроизведение мультимедиа. Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности учителя в предоставлении школьникам лучших образцов музыкального искусства (фрагменты опер, балетов, симфонических концертов отечественных и зарубежных исполнителей, живописные произведения, презентации и др.). При этом живое исполнение музыки учителем невозможно переоценить.

Практический метод активизирует музыкальное восприятие и вовлеченность учащихся в активную исполнительскую деятельность: игру на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, вокальную и инструментальную импровизацию.

Полезными для развития музыкальных способностей и памяти являются творческие задания:

  • определение характера музыки, рассказ о том, что она изображает;
  • сравнение двух разных по характеру пьес, контрастное сопоставление музыкальных произведений, выдвижение гипотез относительно причины выбранных средств музыкальной выразительности;
  • графическое, цветовое воплощение музыки;
  • ритмопластика для прочувствования жанров музыки (вальс, марш, мазурка, полонез и др.);
  • подбор музыкального материала и составление коллекций на интересную для детей тему;
  • нахождение связей искусств (литература, живопись, театр).

Современная дидактика располагает широким спектром методов, средств обучения и воспитания.

Их использование зависит от творческой фантазии, изобретательности и, конечно, профессионализма педагога.

Выводы

  1. Целью обучения школьников в системе общего и профессионального образования является всестороннее развитие личности, приобщение к музыке как части духовной культуры.
  2. В современную информационную эпоху актуализируется проблема совершенствования памяти.
  3. Музыкальная память – процесс, обеспечивающий функционирование всех видов музыкальной деятельности.
  4. При комплексном взаимодействии усиливается значение логической памяти для оптимизации работы по изучению музыкальных сочинений.
  5. Использование элементов анализа произведений помогает пониманию смысловых особенностей (художественного образа, структуры, выразительных средств) в качестве приема активного запоминания.
  6. О роли аналитического подхода в специальном образовании говорят выдающиеся исполнители и известные педагоги-практики прошлого и современности; элементарный анализ исполняемых пьес прописывается в программах дисциплин дополнительного образования.
  7. В общем музыкальном воспитании весь комплекс видов деятельности нацеливается на общемузыкальное развитие и формирование музыкальной культуры учащихся.
  8. Методы работы программ по музыке для общеобразовательных школ способствуют развитию музыкальных способностей (в том числе и памяти).