Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ABOUT CREATION OF CONDITIONS FOR COMMUNICATION OF STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS IN TEACHER TRAINING COLLEGE

Abramova N.A. 1 Fadeeva P.V. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University"
В статье актуализирована важность создания условий для успешной коммуникации студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном учебном заведении, рассмотрены сущность понятий «коммуникация», «коммуникативные навыки» с точки зрения различных авторов, уровни сформированности коммуникативной компетентности. Охарактеризованы результаты проведения экспериментального исследования со студентами первого курса с ограниченными возможностями здоровья в Якутском педагогическом колледже имени С.Ф. Гоголева. Проанализированы результаты анкетирования студентов педагогического колледжа с ограниченными возможностями здоровья, выявляющие спектр проблем, приводящих к трудностям адаптации обучающихся в новом образовательном пространстве колледжа. Обосновывается необходимость разработки рабочей программы дисциплины адаптационного цикла «Коммуникативный практикум» для студентов первого курса с ограниченными возможностями здоровья. Обозначено содержание этапов коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков студентов первого курса с особыми образовательными потребностями. Описаны показатели развития коммуникативных навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, полученные после проведенного исследования: толерантность восприятия и правильность оценивания людей; выбор соответствующих средств, стиля, приемов общения; нахождение путей преодоления конфликтных ситуаций; ориентировка в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации, правильное оценивание сложившихся ситуаций; эффективное взаимодействие в команде; постановка задач профессионального и личностного развития.
The importance of creating conditions for successful communication of students with special needs in professional educational institution is updated; the essence of the concepts "communication" and "communicative skills" from the point of view of different authors, the levels of developing communicative competence are considered in the article. The results of carrying out a pilot study among first-year students with limited health capacities in Yakutsk Teacher Training College named after S.F. Gogolev are described. The results of survey and questioning of Teacher Training College students with special needs eliciting a range of problems resulting in difficulties of students’ adaptation in a new educational college environment are analyzed. The necessity of the development of adaptation cycle academic course working program «Communicative Practical Course» for first-year students with special needs is proved. The content of stages on correctional and pedagogical work on the development of communicative skills of first-year students with special educational needs is specified. The indicators of the development of communicative skills of limited health capacities received after the conducted research are described: tolerance of perception and accuracy of people assessment; choice of appropriate means, styles and methods of communication; finding the ways of overcoming conflict situations; orientation in new studying aspects and life activity in the conditions of educational organization; the correct assessment of current situation; effective interaction in team; statement of problems of professional and personal development.
students with limited opportunities of health of teacher training college
inclusive education
communicative skills
development of communicative skills
to difficulties of adaptation of students
discipline of an adaptation cycle

Инклюзивное профессиональное образование определяется как часть образования, законодательно предполагающая доступность и адаптивность обучения для всех категорий студентов, в частности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В соответствии с возможностями и способностями обучающихся для их социальной интеграции образовательный процесс включает приобретение ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой и профессиональной деятельности. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. При реализации принципа инклюзии образовательными организациями профессионального образования создаются и реализуются условия для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого студента с помо­щью адаптированной образовательной программы. Процесс обучения выстраивается в соответствии с ФГОС СПО, что подразумевает соблюдение не только равных возможностей для получения образования, но и одинаковых требований к обучающимся, что и определяет формирование профессиональной компетентности будущих специалистов и тем самым создает последующую успешную конкурентоспо­собность на рынке труда.

Рассматривая трудности и вопросы адаптации и социализации студентов с ОВЗ в образовательной организации профессионального образования, необходимо изучить возможности образовательной организации в плане психолого-педагогической поддержки обучающихся, создания условий для развития их коммуникативных компетенций и навыков межличностного общения с однокурсниками и преподавателями.

Обучающиеся с ОВЗ затрудняются выстраивать межличностные отношения, у них весьма ярко проявляется неадекватность самовосприятия, что формирует неудовлетворенность отношениями с окружающими людьми и в дальнейшем приводит к нарушению социально-психологической адаптации. В связи с этим цель нашего исследования заключается в определении уровня сформированности коммуникативных навыков у первокурсников с ОВЗ в образовательной организации профессионального образования и разработке программы дисциплины адаптационного цикла для проведения дальнейшей коррекционно-профилактической работы в данном направлении.

Анализ теории и практики по данной проблеме свидетельствует, что в отечественной психолого-педагогической литературе понятию «коммуникация» уделяется достаточно серьезное внимание. Трактовки «коммуникация», «коммуникативные умения и навыки» в каких-то моментах тесно переплетаются между собой, и отдельные авторы отождествляют эти понятия, воспринимая их как процесс приема и передачи информации. Однако большинство исследователей, изучающих межличностные отношения, отмечают, что имеются различия между общением и коммуникацией. Так, В.В. Вилков считает, что коммуникация представляет собой специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, в результате чего могут передаваться умения и навыки [1, с. 18]. Тем самым исследователь рассматривает коммуникативные умения как способность человека грамотно и доступно объяснить мысль, умение слушать и слышать собеседника и адекватно воспринимать партнеров по общению [1, с. 18].

В качестве методологической позиции нами выбран тезис С.Л. Рубинштейна, где он рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития взаимоотношений между людьми в совместной деятельности, включающий обмен информацией, потребность в выработке единого мнения и дальнейших планов действия, приводящих к намеченным результатам [2, с. 458]. Считаем, что в данной трактовке коммуникативные умения понимаются как отражение коммуникативной способности, проявляющейся в практическом общении и отражающейся в коммуникативных навыках [2, с. 460].

Широкий диапазон коммуникативных умений представлен в современных психолого-педагогических исследованиях, где чаще всего используются следующие: общие умения (умение говорить и слушать); специальные умения (умения, необходимые в какой-либо конкретной профессиональной деятельности). В обоих блоках выделяются вербальные и невербальные составляющие. Так, А.В. Мудрик предлагает классифицировать их на основе умения ориентироваться в партнерах, ситуациях, видах деятельности [3, с. 78]. Исследователем выделены следующие основные умения: умение адекватно воспринимать окружающих людей, понимать их настроение и характер; знание правил общения; умение совместно ставить цели, намечать примерные пути для их достижения, умение коллективно выполнять, анализировать и оценивать достигнутое [3, с. 78].

По мнению исследователя Н.М. Полуэктовой, можно выделить следующие этапы формирования коммуникативных умений у обучающихся:

– мотивационный (раскрытие значимости коммуникативных умений для достижения успеха в процессе общения);

– ознакомительный (знакомство с содержанием коммуникативных умений, сбор знаний о них);

– овладение умением (организация учебного диалога в конкретной ситуации, содержательно-предметное взаимодействие обучающихся и педагога);

– совершенствование умения (использование коммуникативных умений в процессе самостоятельного общения и свободного выполнения разного рода творчества) [4, с. 45].

Материал и методы исследования. Пилотное исследование проводилось с сентября по декабрь 2018 г. на базе ГБПОУ РС (Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева» (г. Якутск). В эксперименте приняли участие десять первокурсниц: из них пять девушек с ОВЗ (экспериментальная группа) и пять обучающихся без каких-либо ограничений развития (контрольная группа). В экспериментальной группе все испытуемые были с сохранным интеллектом, из них: три девушки имели тугоухость 1-й и 2-й степени, одна – нарушение зрения (слабовидящая), у одной было нарушение функции опорно-двигательного аппарата легкой степени (детский церебральный паралич). Все они были выпускницами средних общеобразовательных школ из разных улусов Республики.

В ходе экспериментального исследования изучался уровень развития коммуникативных навыков у студенток с помощью методик «Диагностика уровня социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда; «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)» В.В. Синявского и В.А. Федоришина; «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского.

Так, для выявления уровня развития коммуникативной компетентности у студентов с ОВЗ мы опирались на статью Н.А. Козеловой [5, с. 80], которая предлагает характеристику уровней сформированности коммуникативной компетентности, раскрытых в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика уровней развития коммуникативной компетентности

(по Н.А. Козеловой)

 

Уровень

Характеристика уровня

1

Низкий

Не умеют самостоятельно вести диалог; практически не владеют навыками слушания; имеют проблемы в установлении контактов с другими людьми; равнодушны к переживаниям собеседника; не умеют адекватно оценивать собственное поведение

2

Средний

Не распознают поведение других людей, навыки эффективного слушания развиты слабо; не во всех ситуациях общения имеют адекватную самооценку

3

Высокий

Умеют грамотно вести диалог; легко вступают в контакты с другими людьми; умеют сопереживать; владеют достаточными навыками эффективного слушания; имеют адекватную самооценку

 

Результаты многолетних наблюдений Н.Ф Долгополовой показывают, что большинство студентов с ОВЗ находятся на сравнительно низком уровне развития коммуникативных умений. Автор отмечает, что на этот процесс оказывают влияние два фактора: низкий уровень сформированности общих коммуникативных умений и необходимость овладения профессиональными коммуникативными умениями; необходимость овладения коммуникативными умениями с использованием информационно-коммуникационных технологий в учебной и профессиональной деятельности студентов [6, с. 188].

При этом исследователь отмечает, что у студентов с ОВЗ выявляются некоторые особенности развития коммуникации: неумение устанавливать социальные контакты приводит к тому, что обучающийся с ОВЗ старается уклониться от дальнейших контактов с окружающими, предпочитает находиться отдельно от группы. Видимые трудности в общении с малознакомыми людьми могут также являться одной из причин, ведущих к проблемам в учебе, поиске работы, дальнейшем трудоустройстве, а также при создании семьи. Последствием сложностей коммуникации может служить и неадекватная самооценка студентов с ОВЗ. Чаще всего они имеют заниженную самооценку, что связано с тем, что они воспринимают себя как «особого» человека, отличающегося от других, а так как не могут, по их мнению, стать полноценной частью общества, начинают считать себя хуже окружающих [6, с. 188].

Чрезмерно длительное пребывание студентов вне студенческой группы приводит к ощущению собственной ненужности, непониманию своей роли в обществе, своей жизненной цели, это становится причиной апатии, депрессии, возможно, и суицида. Наличие острого желания стать частью социальной группы и имеющиеся трудности в установлении коммуникативных связей также служат причинами неадекватного поведения, ухода в субкультуры и контркультуры.

Профессиональное обучение лиц с ОВЗ является важной сферой образования, оно позволяет им обрести личную экономическую независимость и самостоятельность, дающие последующую возможность их успешной интеграции в общество. Однако при выборе будущей профессии лицами с ОВЗ существуют определенные ограничения, связанные в первую очередь с различной нозологией их заболеваний. В связи с этим в профориентационной работе, еще в школе, необходимо правильно подбирать профессии в соответствии со знаниями и умениями учеников, нозологией с учетом списка рекомендуемых профессий и специальностей для лиц с ОВЗ [7, с. 14], в котором отсутствуют педагогические специальности.

Тем не менее жизненная практика показывает, что ежегодно возрастает количество абитуриентов с ОВЗ по педагогическим специальностям. Однако при этом, к сожалению, не учитываются особенности их коммуникации, формирования личности, вытекающие из хронических соматических заболеваний, физических дефектов, которые часто становятся преградой на пути к адаптации и социализации студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. После проведенного нами экспериментального исследования можно констатировать, что у пятерых обследованных нами студентов с ОВЗ (100%) на констатирующем этапе исследования выявлен низкий уровень развития коммуникативных навыков, обусловленный в основном их первичными нарушениями, включающий: неумение или нежелание устанавливать социальные контакты, присутствие развитого эгоцентризма, ограниченные возможности коммуникации, барьеры коммуникации и др. У 100% девушек из контрольной группы был выявлен высокий уровень развития коммуникативных навыков.

Группой преподавателей колледжа была подготовлена рабочая программа дисциплины адаптационного цикла «Коммуникативный практикум» в помощь студентам первого курса с ОВЗ и инвалидностью с целью создания условий для формирования умения правильно вступать в коммуникацию с окружающими (своими однокурсниками и преподавателями). Программа была разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. Преподавание в начальных классах и методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования. Данная программа была рассчитана на 36 часов и включала 4 раздела: паспорт программы; структуру; условия реализации; контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.

Содержание коррекционно-педагогической работы реализуется на 5 этапах, таких как вводный, этап контакта, этап лабилизации, основной и заключительный. Так, вводный этап направлен на знакомство участников с целями и задачами курса, а также друг с другом. Студентов знакомят со спецификой эффективного общения, коммуникативными умениями, техниками активного слушания, техниками постановки открытых вопросов. Далее конкретизируются ожидания обучающихся. Этап контакта нацелен на создание непринужденной и творческой атмосферы в группе, снижение уровня психологической защиты, усвоение обучающимися групповых норм и правил поведения. Этап лабилизации направлен на создание творческого рабочего настроя обучающихся, повышение уровня рефлексии, самоконтроля, демонстрацию возможного искажения информации в процессе коммуникации. Также на данном этапе проводится работа по осознанию студентами проблем в реализации эффективного общения.

На основном – обучающем – этапе происходит реализация самой программы, состоящей из разделов, ориентированных на развитие умения ставить открытые вопросы и закрепление навыка использования техники активного слушания; постановку закрытых вопросов и отработку навыка использования техники активного слушания; развитие коммуникативных умений и навыков вербализации информации; формирование и закрепление навыков использования невербальных средств общения; развитие умений поддержать разговор и отработку навыка использования техник малого разговора в процессе коммуникации; развитие умений и навыков проявления и восприятия эмоций и чувств в ситуации коммуникации; формирование умений и навыков использования техники регуляции эмоционального напряжения в процессе коммуникации; развитие коммуникативности личности; формирование умений и навыков адекватного поведения в ситуации межличностной коммуникации. На заключительном этапе коррекционно-педагогической работы подводятся итоги всего курса, осуществляется рефлексия.

Заключение

После прохождения дисциплины адаптационного цикла первокурсницы с ОВЗ показали положительную динамику в развитии коммуникативных навыков. По результатам проведенного исследования выявлено, что в экспериментальной группе у двух девушек с ОВЗ (40%) из пяти обнаружен высокий уровень развития коммуникативных навыков: они свободно вступали во взаимодействие с однокурсниками, другими людьми, грамотно вели диалог, адекватно интерпретировали и правильно передавали получаемую информацию, прислушивались к мнению других, высказывали свою точку зрения, приходили к компромиссному решению, умели аргументировать и отстаивать свою позицию.

У трех девушек с ОВЗ (60%) выявлен средний уровень развития коммуникативных навыков: они умеют вступать в диалог, но еще отмечаются незначительные трудности; у них наблюдаются проблемы эффективного слушания, мешающие полноценному общению; они стараются находить оптимальные способы общения, но не всегда адекватно оценивают свои собственные действия.

По результатам проведенного исследования нами обнаружено, что после прохождения данной программы обучающиеся с ОВЗ показали достаточную положительную динамику в развитии коммуникативных навыков: они стали более открыты, менее тревожны, научились взаимодействовать с другими студентами как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Таким образом, данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что одним из педагогических условий развития коммуникативных навыков у студентов с ОВЗ является включение в учебные планы специальностей среднего профессионального образования дисциплины адаптационного цикла «Коммуникативный практикум» для студентов с ОВЗ, способствующей их безболезненному вхождению в условия нового образовательного пространства.