Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL READINESS OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION TO THE SOCIALIZATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN MOVEMENT AND GAMING ACTIVITIES

Serykh L.V. 1 Bogacheva E.A. 1 Reprintseva G.A. 1
1 Regional State Autonomous Educational Institution of Supplementary Professional Education «Belgorod Institute of Education Development»
The problem of professional readiness of teachers of preschool education to socialize older preschoolers in motor and play activities is of particular importance, since 25% of graduates of preschool organizations have a low level of socialization, inability to interact with peers in play activities and everyday situations, and a General motor lag. The solution of professional tasks related to the preservation and strengthening of the health of older preschoolers, the search for new technologies for their socialization, is impossible without the formation of teachers ' readiness to implement modern educational programs for physical development and education of preschoolers. The Belgorod region has experience in developing and implementing partial programs for physical development of preschool children based on game programs and technologies, taking into account the process of socialization of the child in modern conditions. The article analyzes the professional readiness of 138 teachers of preschool education in the Belgorod region to use educational programs and technologies of socialization of older preschoolers in motor and game activities; professional deficits in some areas of professional activity are identified, primarily due to a lack of understanding of the structure and content of the educational process using game programs for physical development of older preschoolers; insufficient professional experience in the formation of a methodological case of diagnostic methods related to the identification of the level of socialization of older preschoolers in motor and gaming activities and further educational activities to correct the identified problems.
professional readiness
model of professional readiness
diagnostics of professional readiness of teachers
socialization of preschool children
physical development of preschool children

Феномен профессиональной готовности давно известен исследователям в области педагогики и психологии. Мобилизация личностного потенциала на решение профессиональных задач, эффективная коммуникация, творческая активность – важные качества профессиональной готовности воспитателя к профессиональной деятельности. Академик А.Г. Асмолов, выступая на Московском международном салоне – 2020, отметил, что воспитатель сегодня – это «мотиватор, навигатор, коммуникатор, а, главное – эксперт в поддержке разнообразия детства».

Анализ современных источников показывает, что профессиональная готовность воспитателя рассматривается в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1]; профессиональной готовности к инновационной деятельности [2]; готовности к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми дошкольного возраста [3].

Цель исследования – выявление профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к использованию образовательных программ и технологий социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

Материал и методы исследования

Изучение профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к использованию образовательных программ и технологий социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности включало два этапа – теоретический и эмпирический. Моделирование приближения содержания профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к использованию образовательных программ и технологий социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности было выполнено исходя из обобщения данных современных исследований здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования.

В эмпирическом блоке исследования профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к использованию образовательных программ и технологий социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности применялись анкеты: «Карта здоровьесберегающих знаний и умений» [4], анкета по определению готовности к выполнению здоровьесберегающей функции специалистов по дошкольному образованию [4].

Выборка составила 250 человек (руководящие и педагогические работники системы дошкольного образования Белгородской области).

Результаты исследования и их обсуждение

Анкетирование руководителей дошкольных образовательных организаций Белгородской области (112 человек) с целью выявления профессиональных дефицитов показало, что в настоящее время образовательное пространство региона нуждается в педагогах, способных решать профессиональные проблемы (62%), владеющих современными методиками развития дошкольников (78%), способных к саморазвитию и самообразованию (41%). Кроме того, руководители детских садов отметили, что готовы внедрять новые образовательные программы и технологии физического развития дошкольников (98%); однако знания о программах и технологиях социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности остаются на довольно низком уровне (23%).

Проблема профессиональной готовности педагогов системы дошкольного образования к социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности является актуальной в условиях вариативного дошкольного образования, многообразия программ и технологий физического развития и воспитания дошкольников, запросов родителей и общества.

С целью решения актуальных проблем дошкольного и профессионального образования разработана и апробируется многовекторная модель профессиональной готовности педагогов системы дошкольного образования региона к социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

К структурным элементам модели относятся:

1) методологический компонент: понимание воспитателями дошкольных образовательных организаций сущности, структуры, функций процесса социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности;

2) методический компонент: знания об особенностях образовательных программ физического воспитания и развития дошкольников, их реализации в образовательном процессе, создании развивающей среды для детей раннего и дошкольного возраста с учетом социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности;

3) технологический компонент: образовательные программы физического воспитания дошкольников; технологии взаимодействия педагогов детского сада, родителей и детей в двигательно-игровой деятельности; использование социально-игровых форм и проблемных ситуаций для повышения двигательной активности дошкольников и их межличностного общения;

4) аналитико-прогностический компонент: умения, базирующиеся на целеполагании, прогнозировании конечного результата; определение эффективности социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности;

5) рефлексивный компонент: самооценка и экспертная оценка уровня профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к решению проблем социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

Необходимо отметить, что в регионе создан научно-методический кластер «вуз – институт развития образования – дошкольная образовательная организация» [5], направленный на интеграцию педагогической науки и практики в современном профессиональном и дошкольном образовании. Учеными и практиками осуществляются разработка и внедрение игровых программ и технологий физического развития дошкольников, которые оказывают положительное влияние на их социализацию. Образовательная программа физического воспитания и развития дошкольников «Играйте на здоровье» [6] направлена на физическое воспитание и развитие детей с учетом двигательно-игровых технологий, использования спортивных, народных игр, разновозрастного взаимодействия, привлечения потенциала семей дошкольников.

В рамках работ по гранту РФФИ № 20-013-00752\20 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности» в 2020 г. была проведена диагностика профессиональной готовности педагогов детского сада к решению задач социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

В рамках исследования когнитивной составляющей готовности педагогов детского сада к решению задач социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности воспитателям дошкольных образовательных организаций Белгородской области (выборка составила 96 респондентов) была предложена «Карта здоровьесберегающих знаний и умений [4, с. 152]); результаты проведенной самодиагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки педагогами своих здоровьесберегающих знаний и умений

СОДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПЕДАГОГАМИ

(самооценка по 5-балльной системе)

Средний

(3 балла)

Выше среднего

(4 балла)

Высокий

(5 баллов)

Методологические знания

 

Знание сущности (функций, структуры) культуры здоровья дошкольников

5

(5,2%)

29

(30, 2%)

62

(64,6%)

Знание сущности (функций, структуры) культуры профессионального здоровья педагога как части профессионально-педагогической культуры

3

(3,1%)

29

(30, 2%)

64

(66,7%)

Методические знания

 

Знание основных принципов, средств, форм, методов и приемов здоровьесберегающей деятельности дошкольников

3

(3,1%)

29

(30, 2%)

64

(66,7%)

Знание факторов, негативно влияющих на состояние здоровья

2

(2,1%)

16

(16,7%)

78

(81,2%)

Знание факторов, негативно влияющих на состояние профессионального здоровья педагога

0

16

(16,7%)

80

(83,3%)

Технологические знания

Знание основных здоровьесберегающих технологий

3

(3,1%)

19

(19,8%)

74

(77,1%)

Индивидуальные здоровьесберегающие знания

 

Знание своих индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, состояния собственного здоровья

0

(0,0%)

24

(25,0%)

72

(75,0%)

Прогностические умения

Умение определять цели и задачи здоровьесберегающей деятельности, находить способы их решения, прогнозировать конечный результат

8

(8,3%)

25

(26,1%)

63

(65,6%)

Аналитические умения

 

Умение диагностировать состояние здоровья воспитанников, анализировать полученные результаты

2

(2,1%)

34

(35,4%)

60

(62,5%)

Умение диагностировать состояние собственного здоровья, анализировать полученные результаты

3

(3,1%)

21

(21,9%)

72

(75,0%)

Умение выявлять эффективность здоровьесберегающих мероприятий, на основе полученных результатов выдвигать и обосновывать новые здравосохраняющие задачи

3

(3,1%)

32

(33,4%)

61

(63,5%)

Технологические умения

Владение современными здоровьесберегающими технологиями, направленными на конструирование, поддержание и укрепление профессионального здоровья

8

(8,3%)

32

(33,4%)

56

(58,3%)

Владение современными здоровьесберегающими технологиями, направленными на конструирование, поддержание и укрепление здоровья дошкольников

8

(8,3%)

26

(27,1%)

62

(64,6%)

Организаторские умения

Организация целесообразного режима профессионально-педагогической деятельности, рационального чередования режима труда и отдыха, оздоровительных мероприятий

2

(2,1%)

36

(37,5%)

58

(60,4%)

Организация целесообразного режима деятельности дошкольников, оздоровительных мероприятий

0

(0%)

15

(15,6%)

81

(84,4%)

 

Анализ полученных в ходе опроса данных показывает, что, несмотря на закономерное преобладание высоких уровней в самооценке педагогами своих здоровьесберегающих знаний и умений (эффект социальной желательности), можно обнаружить различия в оценке педагогами знаний о собственном здоровье и о здоровье детей в контексте профессионально-педагогической деятельности. Так, знание основных принципов, средств, форм, методов и приемов здоровьесберегающей деятельности дошкольников оценено педагогами на порядок ниже, чем знание факторов, негативно влияющих на состояние профессионального здоровья педагога (66,7% педагогов на высоком уровне оценили свои знания о здоровьесбережении дошкольников и 83,3% – в отношении здоровьесбережения педагогов, хотя и в негативном ключе).

В деятельностном плане педагоги выше оценили умения по организации целесообразного режима деятельности дошкольников и оздоровительных мероприятий (84,4% педагогов указали высокий уровень), чем умения организовать целесообразный режим профессионально-педагогической деятельности, рациональное чередование режима труда и отдыха (на высоком уроне это умение оценили только 60,4% воспитателей). Определенные дефициты в прогностической и диагностической деятельности педагогов отразились на результатах самооценки этих составляющих здоровьесберегающей деятельности (высокий уровень самооценки – у 62,5–65,6% опрошенных). Самооценка технологического аспекта здоровьесберегающей деятельности также демонстрирует наличие пробелов в умениях педагогов (высокий уровень – у 58,3–64,6%).

В опросе об организации двигательной активности и двигательного режима детей дошкольного возраста в ДОУ приняли участие 138 воспитателей детских садов Белгородской области.

На вопрос: «Какое влияние на развитие ребенка-дошкольника, на Ваш взгляд, оказывает правильно организованная двигательная деятельность?» – были даны следующие варианты ответов:

– «Укрепляет здоровье / оздоравливает / обеспечивает укрепление физического и психического здоровья дошкольников»;

– «Укрепляет и развивает» / «Под влиянием движений развиваются эмоциональная, волевая, познавательная сферы»;

– «Воспитывает организованность, выносливость» / «Развивает физические качества»;

– «Обеспечивает развитие моторики, улучшение состояния здоровья, работоспособности, настроения, способствует успешному усвоению материала».

Кроме того, встречаются ответы, соотносимые с развитием профессиональной компетенции педагогов:

– «Создание необходимых условий»;

– «Самообразование»;

– «Применение современных психолого-педагогических технологий».

На вопрос: «Является ли проблема оптимизации двигательной активности дошкольников актуальной в современной педагогической практике; если да, то с чем это связано?» – 91 респондент (65,6% опрошенных) ответил утвердительно. В качестве аргументов были приведены следующие варианты пояснений:

– «Это обусловлено многими факторами, связанными с проблемами пребывания в учреждении и процессом обучения, который рассчитан на среднестатистического ребенка, большим количеством разнообразных программных направлений и дополнительным внепрограммным образованием, снижением двигательной активности»;

– «Поскольку дети сейчас малоактивны и много времени проводят за современными гаджетами»;

– «Это связано с гипокинезией»;

– «С малоподвижным образом жизни взрослых и детей».

84,1% воспитателей (116 человек) ответили «Нет» на вопрос: «Как вы считаете, имеет ли место проблема гипокинезии (недостаточности двигательной активности, что проявляется снижением темпа и ограничением движений) в практике работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ; если да, то в чем это выражается, на Ваш взгляд?» При этом признавшие такую проблему объяснили ее недостаточным физическим развитием детей.

71,7% педагогов (99 воспитателей) отметили, что гиперкинезия для практики ДОО нехарактерна, ответив отрицательно на вопрос: «Как вы считаете, имеет ли место проблема гиперкинезии (избыточный характер патологической двигательной активности) в практике работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ; если да, то в чем это выражается, на Ваш взгляд?» А те, кто придерживаются противоположной точки зрения, аргументировали ее плохой организацией детей, травмами или проблемой с концентрацией внимания ребенка на знаниях.

7,97% воспитателей считают, что повседневный двигательный режим дошкольников в течение дня должен организовываться с учетом усредненных возрастных особенностей детей. 30,43% опрошенных педагогов полагают, что он должен организовываться с учетом индивидуальных двигательных особенностей детей конкретной группы. 61,60% воспитателей придерживаются мнения о том, что повседневный двигательный режим дошкольников в течение дня должен быть един для всех детей в группе, однако приемы и средства стимуляции двигательной активности зависят от индивидуальных особенностей детей.

Подавляющая часть воспитателей отметили, что самостоятельная двигательная деятельность в режиме дня группы должна быть реализована на прогулках в первой и во второй половине дня (83,3% опрошенных), а 16,6% – на физкультурных занятиях. Вариантом ответа на вопрос, предполагающим иное мнение, никто из воспитателей не воспользовался.

Вопрос о приоритетах в развитии двигательной сферы: «Как Вы думаете, что является наиболее актуальным для развития ребенка дошкольного возраста: стимуляция развития мелкой моторики или крупной, и почему Вы так считаете?» – показал единодушие воспитателей, подчеркнувших важность гармоничного сочетания указанных направлений развития ребенка-дошкольника (100% опрошенных).

В качестве средства стимуляции двигательной активности в работе с детьми дошкольного возраста опрошенные воспитатели чаще всего применяют:

– проблемно-двигательной ситуации, предметно-действенные схемы, игровые ситуации;

– утреннюю гимнастику, ходьбу по массажным дорожкам, пальчиковую гимнастику, физкультминутки;

– подвижные игры, индивидуальные упражнения с детьми / вовлечение в эстафеты, подвижные игры, активные игры;

– игры-загадки, квесты, утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры, игру-путешествие;

– игры с мячом.

Таким образом, прослеживается отставание технологической составляющей готовности от мотивационной.

По вопросу применения межвозрастного взаимодействия для стимуляции двигательной активности детей опрошенные педагоги разделилась на две группы почти поровну: 51,45% воспитателей не используют этот педагогический прием, ссылаясь на «разные физические возможности детей», а 48,55% его применяют:

– в разновозрастных группах для формирования навыков социальной ориентации у детей;

– ежедневно на прогулках;

– посредством мини-походов по ДОУ;

– во время соревнований и проведения физкультурных развлечений, для того, чтобы дети младшего возраста тянулись за старшими.

В аспекте диагностики двигательной активности детей воспитатели отметили, что владеют методами шагометрии и пульсометрии (21,74%), используют специализированные схемы наблюдения (17,39%), но большая часть опираются на результаты наблюдений «за детьми в течение дня без использования специальных средств, так как двигательные особенности детей очевидны» (60,87%).

Показательно, что, отвечая на прямой вопрос: «Как вы оцениваете свои специальные знания в области двигательного развития дошкольников?», воспитатели продемонстрировали завышенный уровень самооценки. Ответы распределились следующим образом:

– «Имею достаточно знаний, чтобы правильно организовать двигательный режим детей в группе и на прогулке, в течение дня, а также двигательный режим детей в целом (круглогодично), и использую их в профессиональной деятельности» – 83,33%;

– «Имею достаточные знания, однако реализую знания на практике эпизодически» – 12,33%;

– «Имею достаточные знания, однако на их реализацию катастрофически не хватает времени» – 2,17%;

– «Думаю, что моих знаний недостаточно, чтобы правильно организовать двигательный режим детей» – 2,17%.

В целом анализ свидетельствует о среднем уровне профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности. Педагоги испытывают профессиональные дефициты по следующим направлениям профессиональной деятельности:

– организация образовательного процесса с учетом социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности в контексте использования игровых программ и технологий;

– использование современного оборудования для организации двигательной активности (фитнес-браслетов как наиболее доступного и эффективного способа определения физической нагрузки);

– применение социально-игровых форм и проблемных ситуаций для повышения двигательной активности дошкольников и их межличностного общения;

– самооценка и экспертная оценка уровня профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к решению проблем социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

Выводы

С целью повышения уровня профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности необходимо предлагать педагогам современные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, которые включают теоретический, практический и программный модули. В основе программного модуля может лежать образовательная программа физического воспитания и развития дошкольников «Играйте на здоровье!» [6], в основе дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Технологии социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности» – активные методические формы обучения педагогов, современный диагностический блок и эффективное взаимодействие.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности»