Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

UPDATE THE SOCIAL FUNCTION OF THE DESIGN ON THE PLATFORM ART EDUCATION

Tkalich S.K. 1 Tkalich A.I. 2 Fen Yang 1
1 Institute of Fine Arts, Moscow State Pedagogical University
2 Orthodox St. Tikhon University for the Humanities
Today, art education has a specific form of expression in a large list of professions. We consider the formation of a new scientific environment on the platform of artistic education as an important ideological system-forming factor. The pedagogical vector of research opens up new trajectories of scientific routes, updating the meanings of the social function of design. The desire of design to find its place in art education, where countless professions of service converge in one space of knowledge and creative ideas, is revealed. It is time to change the attitude towards scientific tourism in our country. In the situation of complications of all forms of socio-economic activity on the planet (pandemic 2020) it is important to pay attention to the regional resource of scientific routes of domestic Russian tourism with cultural and educational dominant. In the 20th century, design gained recognition and advantage in the regulation of all kinds of industry, trade, which forms the features of economic development of the country's regions. In the 21st century, the role of design in the public consciousness is very important. The design received preferences in the field of philosophical thought, aesthetic culture of the environment, in the design of electronic and printed books. The international draft of the collective article is supported by the results of scientific activities and consultations with students of Russian creative universities, students of pedagogical master's and postgraduate studies from China, Thailand.
art education
new meanings in design
scientific vector of research
local areas of graphic culture

Рассматривая проблемы художественного образования, А.С. Дружинин отмечает, что в современности изменился характер взаимодействия человека с культурными ценностями, это существенно влияет на процесс развития художественного образования. Культурные ценности становятся все более доступными, знакомство с ними – все проще, вместе с этим меняется характер восприятия. В связи с этим стали применяться новые формы и способы связи с искусством для решения данной проблемы [1].

В научно-педагогическом пространстве понятие «художественное образование» используется в трех категориях:

  • совокупность знаний и навыков в области искусства;
  • методы художественно-творческой деятельности;
  • структурированное художественное обучение.

Более эффективное использование ресурсов искусства дает художественное образование. Мы согласны с мнением А.С. Дружинина, что большое количество научных работ по периодизации развития искусства, по использованию методов и средств выразительности в художественном образовании не создает впечатления целостности. В связи с этим выявление и обоснование ресурсного потенциала искусства, выраженного в том числе региональными формами художественных достижений, является основной задачей, где можно спрогнозировать новые исследовательские маршруты и стартапы бизнес-технологий.

Достижения российских ученых-теоретиков и педагогов-практиков сформировали прочную платформу художественного образования, на которой сегодня формируется российская модель дистанционного обучения. Наряду с отмечаемыми в СМИ успехами наблюдается появление зон риска в новом информационно-образовательном пространстве. Для педагогов-исследователей, ученых гуманитарных наук не будет неожиданной новостью, что в условиях ускоренного режима модернизации используются порой незавершенные исследования, являющиеся, по сути, капсулами невнятно сформулированных идей и алгоритмов действий.

Опасность заключается в том, что в пространстве художественного образования, где доминирует теоретико-методологический подход к пояснению многих узловых моментов, могут найти «законспирированное убежище» предположения вместо конкретных формул развития. Риск состоит в том, что научные предположения не могут превратиться в прорывные технологии, но будут строительным материалом для замкнутой системы художественного образования.

А.С Дружинин в качестве целей исследования полагает изучение проблем художественного образования и определение дальнейших путей его развития. Мы дополнительно предлагаем обратить внимание на коммуникативный ресурс регионального наследия, что обогатит платформу художественного образования национально-культурным колоритом.

Аналитика текущего состояния выделяет «сигнальную кнопку со слабым контактом» («signal button. with weak contact»). Это означает, что условием подготовки к участию в формате дистанционного вебинара должен быть стандарт формулировки ответов сообразно регламенту времени: кратких и содержательно емких, отражающих формулу собственных результатов исследований.

Почему мы акцентируем внимание на этом, понятном на первый взгляд, нормативном условии?

Уточним, что в условиях дистанционного вебинара студенты магистратуры и аспирантуры могут демонстрировать неосознанную подмену научных смысловых понятий о социальной ценности результатов исследования в границах художественного образования подробностями технического характера: перечислением использованных инструментальных компьютерных программ для анимационных вставок, составляющих блоков интерфейса, приемов инфографики. В этом случае в ответе обучающегося доминирует технический показатель подготовленности. Импульс новой смысловой идеи не показан.

Пример из практики: российская школа академического художественного образования точно определяет свои границы и формы обучения. Более молодой российский дизайн на 80% состоит из зарубежных аналогов (наше мнение), которые используют студенты-дизайнеры для обоснования своих новаторских предложений. У нового поколения дизайнеров-графиков наблюдается тенденция отстранения от достижений многонациональной культуры российского общества.

В художественном образовании актуально внедрить новое требование дистанционного общения «педагог – студент»: «Смысловое содержание новаторского предложения должно быть представлено формулой, в которую входят элементы дидактики, новаторский метод, конструкция графического интерфейса, поясняющего пролонгацию идеи, и визуально воспринимаемые акценты завершенного проекта». Наиболее сложными, как показала практика работы со студентами магистратуры, являются понимание «пролонгации идеи» и назначение этого понятия.

Поясним, что магистратура в определенном смысле является отборочным фильтром, где может проявить себя будущий педагог-исследователь, в перспективе студент аспирантуры. Идея, получившая одобрение в дипломном проекте бакалавра, должна быть реализована/пролонгирована в дипломном проекте магистратуры в более мощной модели НИРС – научно-исследовательской работы студента. Успехи студента магистратуры не останутся вне поля зрения профессорско-преподавательского состава. Мотивация магистранта к исследовательской деятельности, умение пояснить и показать адаптацию педагогического новшества на практике всегда будут отмечены и поддержаны. Следовательно, такой студент будет желанным в аспирантуре, ему будет предоставлен выбор направления образовательной программы в границах художественного образования.

Вернемся еще раз к пониманию роли и назначения пролонгации: «от идеи, прозвучавшей в дипломном проекте бакалавра, – к более мощной модели осмысления новаторского предложения в магистратуре – к графической модели исследовательского вектора концептуальной парадигмы в аспирантуре». Таким образом, предложенный нами метод пролонгации – это вспомогательный механизм для осознания своих способностей и научных интересов студентом, выбирающим профессиональную карьеру педагога-исследователя. Научная пролонгация идеи помогает выстроить (или сконструировать) индивидуальную траекторию исследований в педагогической науке на платформе художественного образования на перспективу.

Например, этот метод визуальной демонстрации своей научной идеи использовал аспирант из Китая Фэнь Янь [2]. Автор статьи отмечает, что объем достижений и вектор индивидуальной траектории исследования сложно пояснить на уровне коммуникативного общения, но графическая формула мгновенно раскрывает весь спектр выполненной и запланированной научной работы. В аннотации к опубликованной статье автор отмечает, что художественное образование как основа эстетического воспитания может не только повысить эстетическую потребность в рефлексии студентов на обновление методик, но и сыграть позитивную роль в формировании нравственной чистоты мышления в процессе обучения искусству живописи и графики. Автор убеждает нас, что в основу художественного образования с востребованным креативным компонентом должны быть заложены философские и культурные императивы.

Сегодня все страны перешли на дистанционное обучение. Вузам не остается времени на размышление: вариант длительного поиска исключается. Чтобы реализовать цель художественного образования, следует разработать наиболее целесообразные дистанционные формы обучения.

Таким образом, возникает перспектива разработки востребованной новой интегративной научной парадигмы в художественном образовании с креативным компонентом, где закреплены принцип № 1 – достоверной информационной эстетики и принцип № 2 – гибких конструктивных модулей обучения с воспитательным эффектом воздействия на формы художественного самовыражения студентов выпускающих творческих кафедр.

Суммарный эффект графических формул, шифрующих авторские новаторские достижения, станет основой научной российской платформы в границах художественного образования. В перспективе взаимодействие авторских формул сформирует масштабную визуальную конструкцию интерфейса платформы художественного образования с исследовательским вектором.

Мы полагаем, что такой концептуальный навигатор действий обновит представление о научных достижениях учебного заведения или факультета, авторской научной школы по принципу «знаковой информатики». Экспертам такой норматив представления авторской новации поможет проводить сравнительный анализ, не теряя времени на изучение описательных текстов в 200–250 страниц.

Смысловое звено «региональный дизайн на платформе художественного образования» формирует новые возможности для профессиональной и научной подготовки педагогов-исследователей в системе художественного образования.

Внимательность к детализации национально-культурных артефактов в регионах многонациональной страны мы рассматриваем как особый профессиональный навык педагога-исследователя, который можно формировать в процессе занятий. Именно на платформе художественного образования можно уловить нюансы технических приемов декорирования поверхности повседневной, охотничьей и военной одежды, предметов бытовой культуры, изделий для обмена из натурального сырья.

Дизайнерам-графикам можно рекомендовать изучать уникальные артефакты дописьменного периода: метафорическую образность графических сообщений на внутренней коре дерева жителей тайги, неповторимую ценность знаковой символики татуировки на лице и руках женщин Заполярья, якутские колчаны для стрел.

Аналитика новых смыслов социальной функции дизайна на платформе художественного образования выявляет увлечение цифровизацией образовательных ресурсов и одновременно прекращение поступлений от новых открытий в локальных ареалах многонациональной страны. Российский дизайн и его социальная функция создания новых эталонов арт-объектов в разных индустриях востребованы сегодня в глобальных проектах социально-экономического развития регионов РФ.

Взаимное понимание в научно-исследовательской деятельности мы находим в работах молодого ученого Фэнь Янь (2018. Технологический университет, г. Ухань) из Китая. Темой для изучения в магистратуре автор выбрал традиционные культурные символы на примере гончарных артефактов нематериального культурного наследия. Как студент аспирантуры российского вуза автор демонстрирует реализацию идеи об интеграции универсального философского, национально-символического и информационного языка в разработке дизайна книги [2].

В процессе педагогической практики со студентами магистратуры удалось реализовать несколько тематических отчетных постеров для визуализации персональных достижений студентов по заданиям НИРС. Сравнительный анализ представленных отчетных постеров, выполненных студентами магистратуры из России (2017–2019), Таиланда (2018), Китая (2019–2020), показал возможность многозначности графических достижений в границах художественного образования [3–5].

Достижения российских ученых-теоретиков и педагогов-практиков сформировали платформу, на которой реализуется современная модель дистанционного обучения. Эластичные модули ЦОР используются на всех уровнях образовательной системы РФ. Эластичность (наш термин) позволяет разворачивать и сжимать содержательный контент.

Эластичность модулей (The elasticity of the modules) – важный фактор для творческих поисков на основе дизайн-комбинаторики и новаторских предложений студентов магистратуры и аспирантуры.

Образец 1: универсальная формула / Sample 1: universal formula. Длительный педагогический эксперимент требует упорядоченной системы управления процессом лабораторных и полевых исследований, в том числе охраны отечественных достижений. В нашей интерпретации структура процессной педагогической модели представлена формулой:

ЛОКСУ/НИР=УПМ+КК+УМК/базовый+КК (1) +[ПК-УМК эксперимент]+ПК-амэ, где:

1) ЛОКСУ/НИР – локальная система управления деятельностью научно-исследовательской лаборатории;

2) УПМ – управленческий процессный метод;

3) КК – комплекс контроля (мониторинг, промежуточный просмотр, оценочная шкала);

4) ПК-УМК – базовый промежуточный контроль выполнения практических заданий базового УМК;

5) ПК-амэ – промежуточный контроль адаптации методов к эксперименту.

Как видим, формула ЛОКСУ/НИР (5) позволяет формализовать длительный процесс управления лабораторными и полевыми исследованиями в экспериментальных группах разных специализаций. Формализация единой структуры управления устанавливает поэтапный алгоритм длительного эксперимента, график проведения мониторинга, что обеспечивает максимум позитивной результативности эксперимента в целом.

Образец 2: региональная формула / Sample 2: regional formula. Региональная художественная константа представлена структурно-информационной матрицей, которая предлагается в качестве информационно-познавательного обучающего модуля. Информационная матрица включает в себя достижения, которые современные ученые относят к категории духовного и нематериального наследия. Знание студентов-дизайнеров и будущих специалистов в сферах изящных искусств, социально-культурной деятельности, креативной индустрии постепенно уплотняется разнообразием традиционных артефактов и предметов-символов современного художественного творчества, сформировавшегося в регионе в ХХ в.

Региональная художественная константа состоит из блоков дефицитных знаний о природных и культурных ландшафтах конкретной территории. Правильно организованная исследовательская деятельность ориентирована на увеличение количества информационных блоков. В этом заключается суть эластичной модели информационно-познавательной матрицы.

Например, в задании выделена объектом поиска графическая культура коренных жителей Крайнего Северо-Востока Сибири. Поиск ее элементов включает в себя достаточно развернутый временной континуум: дописьменный период (с XVI в.), советский период (ХХ в.), постсоветский период (ХХI в.); сбор информации в процессе поисковой деятельности в массиве духовного и нематериального наследия и создание информационно-познавательного модуля будут научным достижением автора исследования.

Таким образом, в контексте профессиональной подготовки дизайнеров на платформе художественного образования предлагается новаторский метод «сжатия информации» до уровня смысловой формулы. Такой метод в условиях дистанционного образования наиболее приемлем, на наш взгляд, для обоснования научных достижений студентов магистратуры и аспирантуры на платформе художественного образования.

Заключение

Социальная и научно-педагогическая ценность эксперимента (2017–2020 гг.) состоит в том, что на первый план выдвигается актуальность повышения научной квалификации у педагогов-исследователей. Каждый педагог, выполняющий функцию научного руководителя в процессе подготовки магистерской диссертации в творческом вузе, должен понимать свою ответственность и контролировать маршрут исследования по выбранной траектории. Предлагаемое нововведение в терминологический аппарат педагогов-исследователей: «обновление смыслов социальной функции дизайна на платформе художественного образования» – сопровождается результатами авторского наблюдения и консультаций в процессе работы со студентами магистратуры из России, Таиланда, Китая. Все задания НИРС (научно-исследовательской работы) были нацелены на уточнение пошаговой пролонгации идеи «бакалавриат – магистратура – аспирантура» как алгоритм продвижения научной мысли. Заключительным «аккордом» можно считать представление аспирантом Фэнь Янь (выпускником университета г. Ухань, Китай) своего научно-исследовательского маршрута. Фэнь Янь представил развернутый и детализированный маршрут пролонгации своей идеи в формате графической схемы.

Данный механизм выявления студентов со способностями исследователя еще на этапе выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра формирует новый индикатор требований к повышению качества подготовки магистров и аспирантов на платформе художественного образования.