Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PREPARING TEACHERS TO FORM A COMPLETE PICTURE OF THE WORLD FOR OLDER PRESCHOOLERS

Maksimova S.M. 1 Zatsepina M.B. 2
1 Moscow state educational institution «School in the South-East named after Marshal V.I. Chuikov»
2 Moscow state pedagogical University
В статье представлены направления, содержание и формы реализации методической работы с педагогами для повышения их компетентности в вопросах включения театрализованной деятельности в педагогический процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира. Раскрыто толкование автором понятий «целостная картина мира старшего дошкольника» и «театрализованная деятельность дошкольника»; определены критерии качественной оценки педагогических условий формирования у дошкольников картины мира в дошкольном отделении образовательной организации и успешности детей при выполнении заданий диагностической программы. Представлены результаты констатирующего изучения указанных педагогических условий и успешности формирования у старших дошкольников компонентов целостной картины мира. Обоснована актуальность повышения компетентности педагогов дошкольного образования по вопросам формирования у старших дошкольников целостной картины мира (ЦКМ) средствами театрализованной деятельности. Раскрыто содержание методической подготовки педагогов в выделенных автором направлениях «Выявление успешности формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ», «Организация театрализованной деятельности дошкольников», «Формирование у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности», а также определены формы работы с педагогами. Выделены целевой, содержательный, мотивационный, организационный, деятельностный и результативный компоненты системы профессиональной подготовки педагогов.
The article presents the directions, content and forms of implementation of methodological work with teachers to increase their competence in the issues of including theatrical activities in the pedagogical process of forming a complete picture of the world for children of senior preschool age. The author's interpretation of the concepts «a complete picture of the world of an older preschooler» and «the atrical activity of a preschool child»; the criteria for qualitative assessment of pedagogical conditions for the formation of a picture of the world in the preschool Department of an educational organization and the success of children in performing tasks of the diagnostic program are disclosed. The results of the ascertaining study of these pedagogical conditions and the success of the formation of components of a holistic picture of the world in older preschoolers are presented. The relevance of improving the competence of preschool education teachers on the formation of a holistic picture of the world for older preschoolers by means of theatrical activities is substantiated. The author reveals the content of methodological training of teachers in the areas identified by the author: «Identification of the success of the formation of the components of the CCM in older preschoolers», «Organization of theatrical activities of preschoolers», «Formation of the CCM in older preschoolers by means of theatrical activities», as well as the forms of work with teachers. The target, content, motivational, organizational, activity and effective components of the system of professional training of teachers are highlighted.
preschool children
a complete picture of the world
teacher training

Реализация в практике дошкольного отделения (ДО) ГБОУ «Лицейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке» г. Москвы (с 2017 г. «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова») опытно-экспериментальной работы по формированию у старших дошкольников целостной картины мира (ЦКМ) средствами театрализованной деятельности способствовала определению необходимых для этого педагогических условий, одним из которых является профессиональная подготовка педагогов. В соответствии с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, указанными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [1], мы:

- рассматриваем целостную картину мира старшего дошкольника как соответствующий обобщению и систематизации доступных ему знаний уровень представлений о себе, явлениях природного и социального мира при эмоционально-ценностном и эстетическом отношении к ним, развитии у ребенка самостоятельности, инициативы, навыков коммуникации и взаимодействия со сверстниками, реализации его творческого потенциала;

- выделяем в структуре ЦКМ познавательный, эмоционально-ценностный, коммуникативный и поведенческий компоненты.

Термин «театрализованная деятельность дошкольника» требует уточнения содержания. Мы поддерживаем позицию С.Е. Киселевой, в исследовании которой эта деятельность раскрыта как «среда самовыражения и становления социокультурного опыта, представляющего собой духовный внутренний скрытый смысл личности, способный проявиться в ролевом поведении и на различном уровне в социокультурных ситуациях» [2, 52], и отмечаем значимость для моделирования ребенком такого поведения эмоционального, ценностного и эстетического восприятия социального мира при взаимодействии со сверстниками и взрослыми в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности.

Выполненный нами анализ педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что в научных работах С.В. Батуевой [3], В.В. Комлевой [4], В.И Лесняк [5] и иных исследователей раскрыты методы, средства и педагогические условия формирования у дошкольников социального и культурного опыта при использовании театрализованных сюжетно-ролевых игр. Однако методическое обеспечение в области диагностического изучения, а также качественной и количественной оценки успешности формирования у детей 6-го и 7-го года жизни компонентов ЦКМ, использования средств театрализованной деятельности как инструмента для формирования у старших дошкольников ЦКМ представлено недостаточно.

С целью выявления актуальности подготовки педагогов ДО к формированию у старших дошкольников ЦКМ при включении средств театрализованной деятельности и разработки необходимого для этого методического обеспечения при нашем непосредственном участии был организован и проведен констатирующий эксперимент.

Материал и методы исследования

В этом исследовании приняли участие 200 старших дошкольников и 40 работающих с ними педагогов. Детей мы объединили в экспериментальные группы ЭГ1 (60 детей 7-го года жизни), ЭГ2 (40 детей 6-го года жизни) и контрольные группы КГ1 (60 детей 7-го года жизни), КГ2 (40 детей 6-го года жизни). Для выявления педагогических условий формирования у старших дошкольников картины мира в ДО были предложены следующие методы: анкетирование педагогов; изучение педагогической документации (годовых планов работы ДО, планов календарно-тематического планирования, планов самообразования педагогов и др.); анализ содержания педагогических советов и консультаций для воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов-психологов и наблюдений за работой педагогов со старшими дошкольниками.

Нас интересовало следующее. Ставят ли педагоги при организации воспитательно-образовательной работы в ДО задачи, которые способствуют формированию у старших дошкольников ЦКМ? Постановка таких задач имеет системный или фрагментарный характер? При использовании каких форм и средств работы с детьми педагоги решают указанные задачи? Взаимодействуют ли педагоги ДО при формировании у детей картины мира? Каково содержание такого взаимодействия (при его наличии)?

Для выявления представлений старших дошкольников о социальных явлениях и их взаимосвязях была разработана диагностическая программа, которая включала беседу, выполнение рисунков и пояснение детьми содержания изображений, совместную продуктивную и игровую деятельность дошкольников, проблемные ситуации, задание по методике Н.Я. Семаго [6, с. 311–321]. Качественная оценка успешности детей при выполнении предложенных заданий были осуществлена с помощью критериев «полнота», «обобщенность», «осознанность» и «системность» содержания представлений дошкольника; изучались его эмоциональное отношение к явлениям окружающей действительности, к общению со сверстниками, понимание настроения и эмоционального состояния детей и взрослых; выделение ребенком значимых для него объектов и событий социального мира; умение выразить отношение к ним и другим людям; соответствие поведения старшего дошкольника культурным нормам; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в совместной игровой и продуктивной деятельности; проявление ребенком инициативы и самостоятельности при получении информации об окружающей действительности. Указанные критерии позволили нам выделить 3 уровня успешности выполнения детьми заданий и формирования компонентов ЦКМ: условно высокий, средний и низкий.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках констатирующего исследования было установлено следующее:

- картину мира ребенка старшего дошкольного возраста педагоги понимают как когнитивные представления о явлениях природного и социального мира; они не выделяют ее эмоционально-ценностный, коммуникативный и поведенческий компоненты; не рассматривают взаимосвязи представлений в структуре системы;

- в целом работа по формированию у старших дошкольников картины мира в ДО является нерегулярной и фрагментарной, что подтверждается несогласованностью планирования работы в этом направлении с детьми каждой группы разными педагогами, а также различными целями и задачами взаимодействия взрослых с дошкольниками;

- педагоги указали значимость для формирования у дошкольников представлений об окружающей действительности своего профессионального взаимодействия; сотрудничества с родителями в форме бесед, конкурсов и проектов; игровой и познавательной деятельности детей, их взаимодействия со сверстниками и взрослыми, однако при изучении документации и наблюдениях за педагогическим процессом в ДО мы не выявили целенаправленной реализации этих положений в практике работы;

- педагоги проявили заинтересованность в формировании у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности и выразили готовность повысить свою компетентность в этом направлении;

- успешность формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ преимущественно соответствует низкому и среднему уровням, что наглядно представлено на рисунке.

Результаты констатирующего исследования позволили нам сделать вывод об актуальности повышения компетентности педагогов дошкольного образования по вопросам формирования у детей ЦКМ средствами театрализованной деятельности.

Целевой и содержательный аспекты такой подготовки в рамках опытно-экспериментальной работы были определены нами с учетом положений ФГОС ДО; Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [7]; выявленных в констатирующем исследовании педагогических условий формирования у старших дошкольников картины мира в ДО и результатов успешности формирования у детей 6–7-го года жизни компонентов ЦКМ [8].

Успешность формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ.

Констатирующее исследование: ЭГ1 (60 детей 7-го года жизни) и ЭГ2 (40 детей 6-го года жизни) – экспериментальные группы; КГ1 (60 детей 7-го года жизни), КГ2 (40 детей 6-го года жизни) – контрольные группы

При организации подготовки педагогов к формированию у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности нами выделены три направления. Раскроем их содержание и формы реализации.

1. Выявление успешности формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ. ЦКМ как система знаний и представлений старшего дошкольника. Содержание ЦКМ, ее компоненты. Диагностические задания для выявления успешности формирования у старших дошкольников ЦКМ. Критерии и показатели успешности выполнения детьми диагностических заданий. Качественная и количественная оценка успешности формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ.

Были разработаны и проведены консультации «Диагностическая программа для изучения успешности формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ», «Предъявление дошкольникам диагностических заданий: методика и оборудование», «Критерии и показатели успешности выполнения детьми заданий диагностической программы»; практикумы «Качественная и количественная оценка успешности формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ».

В рамках самообразования педагоги подготовили доклады и видеопрезентации «Изучение эмоционально-личностных особенностей старшего дошкольника», «Анализ детских рисунков», «Развитие способности детей к образному восприятию мира людей, культуры, природы» и др.

2. Организация театрализованной деятельности дошкольников. Театрализованная деятельность дошкольников в основном и дополнительном образовании. Использование средств театрализованной деятельности в непосредственно образовательной и свободной деятельности старших дошкольников. Театрально-зрелищные формы (игровая, кукольная, пластическая, хореографическая и др.). Виды театра. Декорации и атрибуты. Формы детской театрализованной деятельности. Подготовка к управлению персонажами пальчикового и кукольного театра. Пространство сцены. Речевые и неречевые средства выразительности. Подготовка сценария и его адаптация к решению поставленных педагогом задач. Постановочный план театрализованного действия. Особенности распределения ролей. Этапы и содержание подготовки детей к самостоятельной театрализованной деятельности. Сотрудничество с родителями. Приемы руководства детской театрализованной деятельностью.

Были разработаны и проведены консультации для педагогов «Формы и содержание театрализованной деятельности старших дошкольников», «Использование средств театрализованной деятельности в педагогической работе с дошкольниками», «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к творчеству в театрализованной деятельности», «Развитие у дошкольников в театрализованной деятельности навыков импровизации», «Чувства и переживания персонажей сказок и литературных произведений: учим понимать и выражать»; круглый стол «Организация детской театрализованной деятельности»; консультации для родителей «Семейный театр», «Выбор роли для ребенка», круглый стол для родителей и педагогов «Развитие детей в театрализованной деятельности со сверстниками и взрослыми».

В рамках самообразования педагоги подготовили сообщения с использованием средств наглядности «Моделирование ситуаций в театрализованной деятельности дошкольников», «Развитие творческого мышления с помощью ассоциативных сравнений», «Подготовка детского спектакля», «Метод творческой беседы и создание художественного образа» и др.

3. Формирование у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности. Модель формирования у старших дошкольников ЦКМ в театрализованной деятельности. Определение задач и содержания театрализованной деятельности старших дошкольников с учетом успешности формирования у них компонентов ЦКМ. Взаимодействие педагогов основного и дополнительного образования при формировании у дошкольников ЦКМ. Особенности ознакомления старших дошкольников с произведениями детской художественной литературы. Выразительное представление образов персонажей с помощью речевых и неречевых средств. Условия отражения детьми отношения к героям будущей театрализованной постановки и их поступкам в беседе и продуктивной деятельности. Формирование у дошкольников навыков понимания и выражения чужих эмоций. Моделирование обстановки театрализованного действия. Сценический образ. Взаимодействие детей и взрослых в театрализованной деятельности.

Для педагогов были разработаны и проведены консультации «Коммуникативное развитие дошкольников в художественно-эстетической деятельности», «Воспитание нравственных качеств ребенка средствами театрализованной деятельности»; круглый стол «Задачи, принципы и методы формирования у старших дошкольников ЦКМ»; практикум «Детская театрализованная деятельность как направление творческого поиска педагога».

Родители приняли участие в круглом столе «Сказки и коллективные игры в культурных традициях народов России», консультациях «Развитие познавательного интереса дошкольников средствами театрализованной деятельности», «Подготовка дошкольников к управлению куклами».

Педагоги подготовили также варианты тематического оформления родительских уголков: «Виды театра», «Театр – мир познания», «Значение театрализованных игр для гармоничного развития личности ребенка» и др. В рамках самообразования педагоги представили доклады и видеопрезентации «Путешествие в сказку: актеры и зрители», «Формирование ЦКМ при интеграции образовательных областей», «Обогащение словарного запаса дошкольников средствами театрализованной деятельности» и др.

К факторам, влияющим на мотивацию педагогов при реализации их подготовки, мы относим осмысление опыта формирования у детей картины мира и осознание значимости театрализованной деятельности для разностороннего развития дошкольников, формирования у них ЦКМ, успешной социализации. Методическая работа с педагогами ДО позволила подвести их к самоанализу собственного опыта и его самооценке; разработке содержания взаимодействия с другими педагогами ДО, в том числе и с педагогами дополнительного образования; к организации развивающей театрализованной среды и целенаправленному сотрудничеству с родителями.

Заключение. Таким образом, нами предложена система подготовки педагогов, в структуре которой выделены целевой, мотивационный, содержательный, организационный, деятельностный и результативный компоненты. Система способна реагировать на воздействия внешней среды, что выражается в вариативном характере содержательного наполнения ее компонентов. Представленная профессиональная подготовка педагогов была в дальнейшем успешно реализована в формирующем исследовании.