Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL MODEL FORMING THE PRAXIOLOGICAL CULTURE OF A STUDENT OF A TECHNICAL UNIVERSITY

Devyatlovskiy D.N. 1
1 Branch of SibSU
This article provides a solution to the pedagogical problem associated with the development and description of a model for the formation of the praxiological culture of an engineer of the future in the context of his professional training at a higher educational institution. The praxiological culture is associated with the formation of a student of a technical university of social relations for professional activities, which is expressed in his attitude to work and its results, to himself as a professional, to members of the work collective. To solve this problem, the article on the basis of the analysis of psychological, pedagogical and regulatory literature identified and described the components of the process under study, its stages, the set of necessary pedagogical conditions, and the result. It is proved that the process of formation of the praxiological culture is effective due to the orientation of the student on the praxiological culture; raising awareness of praxiological culture; intensification of the praxiological culture of the student. The developed model acts as a tool for the effective organization of the process of forming the praxiological culture of a student in the educational process of a technical university. The pedagogical model can be used in the process of professional training of students of both technical areas of study and humanitarian areas, as well as in the process of advanced training for teachers of secondary professional and higher educational institutions.
student
model
pedagogical conditions
praxiological culture
vocational training

В настоящее время инженерная подготовка в вузах является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики. Без создания соответствующего кадрового обеспечения для функционирования различных отраслей промышленности невозможно технологическое перевооружение промышленных предприятий [1]. Именно для «экономической и технологической независимости Российской Федерации необходимо продолжить совершенствовать качество подготовки будущих инженеров в высшей школе» [2].

Сегодняшние реалии показывают, что инженер будущего должен быть готов к решению разнообразных профессиональных задач в области социально-технических нововведений и инженерных трансформаций. Его деятельность как профессионала включает в себя промышленное производство и социальную практику. В связи с этим социальные аспекты человеческой деятельности являются не менее важными в социотехническом проектировании, чем машинные компоненты. «Социотехническое проектирование сегодня гораздо шире традиционной схемы “наука – инженерия – производство” и в настоящее время является самостоятельной отраслью современной культуры» [3]. Поэтому к профессиональной деятельности будущего инженера предъявляются новые требования, обусловленные необходимостью овладения им «hard skills» (профессиональными компетенциями) и «soft skills» (надпрофессиональными компетенциями), которые включают в себя умение командной работы, поиска оптимального решения инженерной задачи, выбора наиболее рациональных методов работы [4]. Это указывает на то, что современный инженер для успешной профессиональной деятельности должен обладать праксиологической культурой.

Цель исследования – решение научной задачи, связанной с разработкой педагогической модели формирования праксиологической культуры студента технического вуза.

Материал и методы исследования. Согласно ранее проведенному исследованию процесс формирования праксиологической культуры студента технического вуза является неотъемлемым компонентом его профессиональной подготовки, направленной на освоение социальных аспектов профессиональной деятельности. К основным компонентам исследуемого процесса отнесены познавательный, аксиологический, организационный и творческий, определяющие особенности организации его праксиологической деятельности. Познавательный компонент предусматривает действия по изучению и осознанному усвоению будущим инженером сущности и содержания праксиологических знаний, умений и опыта деятельности. Аксиологический компонент конкретизирует действия по формированию у студента ценностного отношения к праксиологическим знаниям, умениям, опыту праксиологической деятельности. Организационный компонент отражает действия по приумножению опыта праксиологической деятельности будущего инженера за счет самостоятельного практического использования в профессиональной деятельности праксиологических знаний и умений. Творческий компонент конкретизирует действия по обогащению индивидуального опыта праксиологической деятельности будущего инженера посредством использования студентом праксиологических знаний и умений в нестандартных профессиональных ситуациях [5].

Формирование праксиологической культуры будущего инженера связано с последовательной реализацией комплекса необходимых педагогических условий, таких как:

· ориентация на праксиологическую культуру;

· повышение информированности о праксиологической культуре;

· активизация праксиологической культуры студента;

· подготовка профессорско-преподавательского состава к изучению и оценке сформированности праксиологической культуры будущего инженера (рис. 1).

Педагогическое условие «Ориентация на праксиологическую культуру» предусматривает формирование ценностного отношения к праксиологическим знаниям, умениям, опыту праксиологической деятельности. Ориентация предполагает организацию деятельности будущего инженера по переводу его ценностных мыслей и взглядов из социально значимых в личностно значимые. Педагогическим обеспечением реализации данного условия являются: метод квазипрофессиональной деятельности, диалоги-споры, взаимообучение и смысловое видение; «эвристические вопросы», прием «виртуальное путешествие», «проблемный вопрос», а также задания и ситуации праксиологической направленности [5, с. 72].

Педагогическое условие «Расширение представлений о праксиологической культуре» предполагает усвоение будущим инженером сущности и содержания праксиологических знаний, умений, опыта. Обогащение рассматривается как педагогические действия по введению, присоединению, приобщению будущего инженера к процессу уяснения и осознанного усвоения праксиологических знаний, умений, опыта деятельности для успешного решения профессиональных задач. «Реализация данного условия предусматривает три этапа: восприятие – знакомство студента с сущностью праксиологических знаний, умений, опыта; их осмысление и осознание; фиксация – закрепление будущим инженером информации о праксиологических знаниях, умениях, опыте. Педагогическим обеспечением реализации данного условия являются: метод “конструирование правил” (приемы “выведения правила” и “подведения под правило”); наглядные методы (прием “аналитическое описание”); практические методы (имитационные упражнения, переработка источников профессиональной информации (подготовка докладов и рефератов профессиональной тематики); коучинг индивидуально и в группах» [5, с. 73].

Педагогическое условие «Активизация праксиологической культуры студента» предусматривает отработку будущим инженером праксиологических знаний и умений в нестандартных профессиональных ситуациях. Активизация включает: содержательный элемент (решение заданий праксиологического характера); технологический элемент (цикловое обучение). Деятельность студента выражается в многократном повторении учебно-профессиональных заданий (ситуаций) праксиологического характера, что обеспечивается системой цикловых семинаров. В качестве педагогического обеспечения используются: праксиологические памятки, правила-ориентиры, задания-упражнения праксиологической направленности; метод инструктирования, консультирования, взаимообучение в мини-группах, игровые ситуации праксиологической направленности [5, с. 74].

Рис. 1. Технологическая модель формирования праксиологической

культуры будущего инженера

Педагогическое условие «Подготовка преподавателей к изучению и оценке сформированности праксиологической культуры будущего инженера» направлено на подготовку преподавателей, которые готовы оценивать сформированность праксиологической культуры будущего инженера. Преподаватели выступают как эксперты, которые проводят экспертизу сформированности праксиологической культуры студента и обеспечивают праксиологическую направленность его образовательного процесса. Для подготовки преподавателей разработана программа повышения квалификации по организации педагогической экспертизы сформированности праксиологической культуры будущего инженера. «Педагогическим обеспечением реализации данного условия являются: метод “квазипрофессиональная деятельность”, метод “мозговой атаки”, консультирование, взаимообучение в мини-группах, дискуссионные методы, а также проблемные игры праксиологической направленности» [5, с. 75].

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ психолого-педагогической и научной литературы по исследуемому процессу позволил смоделировать процесс формирования праксиологической культуры студента технического вуза и представить его в виде педагогической модели (рис. 2).

Рис. 2. Педагогическая модель формирования праксиологической культуры студента технического вуза

С целью проверки результативности осуществленного исследования проведена опытно-экспериментальная работа [5], в которой приняли участие студенты – будущие инженеры (429 человек) и их преподаватели (48 человек).

Анализ результатов проведенного исследования (рис. 3) показал, что количество будущих инженеров, у которых праксиологическая культура не сформирована, составляет 31,93% (137 человек). Количество студентов, у которых праксиологическая культура имеет непостоянный характер, сократилось до 56,88% (244 человек). В то же время количество студентов, у которых праксиологическая культура имеет постоянный характер, увеличилось до 11,19% (48 человек).

Рис. 3. Динамика уровней сформированности праксиологической культуры будущих инженеров по всем критериям

Результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались с будущими инженерами, большинство из которых отметили, что ранее они не задумывались о значимости праксиологической культуры для профессиональной деятельности, не имели представлений о ее сущности, содержании праксиологических знаний и умений. Теперь они свободно могут использовать и применять в своей будущей профессиональной деятельности праксиологические знания и умения, что в конечном итоге будет способствовать достижению профессионального успеха и карьерному росту.

Заключение. Таким образом, представленная педагогическая модель, в которой отражены компоненты, этапы, комплекс условий и результат, позволяет результативно организовать в образовательном пространстве технического вуза процесс формирования праксиологической культуры будущего инженера.