«Ничто не является для человека такой сильной
нагрузкой и таким испытанием, как другой человек»
Г. Фидгор
Практический интерес к эмоциональному выгоранию в педагогической сфере деятельности остается постоянным и актуальным (А.А. Шингарёва, 2009; Н.Б. Буртовая, 2010; Т.А. Мамон, 2010; М.А. Лисняк, 2010; Н.В. Прокопцева, 2013; Т.Ю. Овсянникова, 2014; И.А. Ледовских, 2015; Е.Н. Самсонюк, 2015; Я.В. Кириллова, 2016; Л.В. Тихватулина, 2016; Н.В. Полунина, 2018; Н.Е. Колесникова, 2019; А.Е. Макаренко, 2020 и др.) и обусловлен тем [1], что данный вид профессиональных деструкций является отражением все возрастающих требований, сопровождающих образовательный процесс в любом типе образовательной организации. Именно преподаватели вузов формируют у будущих специалистов способность к саморазвитию. Для этого педагог должен сам обладать способностью к самоизменению, творческому обновлению, саморегуляции. Нельзя недооценивать роль преподавателя военных вузов в становлении личности будущего офицера: имеющиеся профессиональные деформации у преподавателя транслируются курсантами в форме моделей поведения, установок, отношения.
Цель исследования: оценка эффективности применения тренинга саморегуляции как средства профилактики эмоционального выгорания у преподавателей военных вузов.
Материалы и методы исследования. В психолого-педагогической литературе достаточно подробно описаны различные проявления эмоционального выгорания: физические (усталость, истощение, астенизация и др.); соматические (головные боли, избыток или недостаток веса, одышка и др.); эмоциональные (беспокойство, депрессия, снижение удовлетворения от работы, скука, обида, разочарование, чувство невостребованности, раздражительность, чувство гнева и др.); поведенческие (отчуждение, дистанцирование от коллег, снижение энтузиазма, поведенческая непоследовательность и др.); субъектно-личностные (неуверенность в себе, подозрительность, снижение мотивации к труду, придирчивость, стремление оставить профессию, самоуверенность, общая негативная установка на жизненные перспективы и др.).
В ходе экспериментальной работы был исследован комплекс методов, которые позволили изучить интеллектуальные, личностные, эмоциональные параметры гибкости, проанализировать поведение и мотивационные аспекты деловой и коммуникативной компетентности преподавателей военных вузов.
Одним из эффективных методов саморегуляции является тренинг как метод активного обучения и коррекции. Тренинг позволяет участникам осознанно пересмотреть сформированные ранее стереотипы отношений и поведения, овладеть навыками эффективной деятельности и ее регуляции, приобрести опыт позитивного отношения к себе, окружающим и миру, решить личностные проблемы.
В рамках настоящего исследования эмоциональное выгорание преподавателей военных вузов рассматривается как особый негативно окрашенный комплекс свойств и качеств личности, характеризующийся психоэмоциональным истощением, проявляющийся в малопродуктивном профессиональном поведении и влияющий на характер межличностных отношений и качество военно-образовательного процесса [2–4].
В ходе проведения исследования применялись теоретические и практические методы: изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, педагогического опыта; инструментальные методы психологической диагностики; методы статистической обработки и анализа полученных данных.
Результаты исследования и их обсуждение. Не вызывает сомнения, что педагогическая профессия относится к потенциально эмоциогенной. Рабочие перегрузки, многозадачность, высокий динамизм, ответственность, сложность педагогических ситуаций, осложненные спецификой образовательного процесса военного вуза, безусловно, могут способствовать возникновению и развитию у преподавателей военных вузов синдрома эмоционального выгорания, что требует от них актуализации резервов самообладания и саморегуляции. Кроме того, источниками выгорания могут стать и личностные характеристики, обусловленные особенностями нервной системы и характера, неадекватной самооценкой, неудовлетворенностью от возможностей самореализации в профессии, низкой рефлексией, отсутствием навыков саморегуляции состояний и поведения и др. Как и любая профессионально-личностная деформация, эмоциональное выгорание приводит к негативным последствиям в различных сферах жизни и деятельности, обуславливая постоянный поиск эффективных путей и способов его преодоления и профилактики.
Целью такой профилактики, по нашему мнению, должно стать содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности преподавателя военного вуза, предупреждение возможных кризисов, личностных и межличностных конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-профессиональных условий самореализации преподавателя, с учетом формирующихся профессионально-административных и межличностных отношений; создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности преподавателя на трудности взаимодействия с миром профессии.
Анализ работ отечественных исследователей (Г.С. Корытова, 2007; И.В. Кочерга, 2007; М.А. Воробьева, 2008; О.А. Папанова, 2008; И.В. Комаревцева, 2014; Т.И. Левашова, 2017; О.А. Колосова, К.А. Ремизова, 2018; И.Ф. Яцковская, С.Н. Бегидова, 2020) позволил выделить ряд психолого-педагогических условий, реализация которых ориентирована на профилактику эмоционального выгорания у разных категорий специалистов. Однако сформулированные авторами условия в значительной степени психологизированы и трудноприменимы в ряде случаев к образовательному процессу военного вуза [4; 5]. Это позволило сформулировать авторское видение педагогических условий, применение которых способствовало бы профилактике эмоционального выгорания у преподавателей военных вузов:
- поддержание развивающей профессионально-образовательной среды;
- создание и поддержание в коллективе благоприятного морально-психологического климата;
- обеспечение эффективного стиля руководства коллективом;
- стимулирование положительной профессиональной установки;
- усиление мотивации непрерывного самосовершенствования;
- формирование навыков саморегуляции.
В научных работах ряда специалистов отмечается, что высокий уровень саморегуляции не только повышает стрессоустойчивость, но и снижает риск эмоционального выгорания [1; 6], что позволило нам рассмотреть в рамках настоящего исследования возможности формирования навыков саморегуляции как педагогического условия профилактики эмоционального выгорания у преподавателей военных вузов.
В настоящее время существует множество определений понятия «саморегуляция». Так, Л.П. Гримак рассматривает саморегуляцию как «психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний» [3].
Г.И. Семикин определяет саморегуляцию как «способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности, проявляющуюся в намеренной, произвольной регуляции личностью параметров состояния и поведения» [7].
В.Ф. Сопов трактует саморегуляцию как «воздействие на себя с помощью слов и образов в целях управления деятельностью и психическими состояниями» [цит. по: 8, с. 224].
В.И. Моросанова понимает под данным феноменом «интегративные психические явления, процессы и состояния, обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности, целостность индивидуальности и становление бытия человека» [2, с. 12].
Показателями развитой сферы саморегуляции являются умения контролировать напряжение и снимать внутренние «зажимы», высокий уровень уверенности в себе, разнообразие репертуаров выхода из стрессовых ситуаций.
Приемы саморегуляции комплексны и затрагивают сенсорную, перцептивную, интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности. Традиционно их можно рассматривать как вербальные (самоанализ, самовнушение, самоубеждение, анализ сложных ситуаций, аффирмации и др.) и невербальные (дыхательные упражнения, физические упражнения, визуализация, арт-терапия, БОС-технологии и др.). В свою очередь, методы саморегуляции представляют собой сочетание вышеуказанных приемов.
Одним из эффективных методов формирования и развития навыков саморегуляции, по мнению специалистов, является тренинг как метод активного обучения и коррекции, как система воздействий и упражнений, направленных на формирование, развитие или коррекцию каких-либо качеств специалиста. Тренинг позволяет его участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы отношений и поведения, овладеть навыками эффективной деятельности и ее регуляции, приобрести опыт позитивного отношения к себе, окружающим и миру, решить личностные проблемы.
Разработка здоровьесберегающего тренинга саморегуляции была направлена на профилактику и коррекцию эмоционального выгорания с учетом развития его проявлений в регулятивной сфере. Предполагалось, что активизация стилевых механизмов саморегуляции будет способствовать развитию субъектности преподавателей военных вузов, проявляющейся в самоорганизации, самокоррекции и самореализации.
Программа тренинга, направленного на формирование навыков саморегуляции, состояла из нескольких блоков.
Ценностно-смысловой блок был представлен набором психотехник и упражнений, ориентированных на переструктурирование смыслов профессиональной и личной жизни, переосмысление кризисов профессионального и личностного развития, построение новых путей самоактуализации.
Диагностический блок состоял из методик, оценивающих регуляторные возможности участников тренинга (опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения»), а также проявления эмоционального выгорания (опросник В.В. Бойко «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания», опросник Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой «Профессиональное выгорание»).
Когнитивный блок включал различные формы и средства, направленные на приобретение участниками тренинга конкретных знаний в области психологии саморегуляции: ее функций, видов, механизмов, средств, методов и т.п.
Развивающий блок объединял собственно техники и упражнения, обучающие эффективной психической саморегуляции, оптимизации психических состояний, мобилизации психоэнергетического потенциала.
Рефлексивный блок состоял из рациональных и эмоциональных рефлексивных техник, методов и приемов, способствующих интенсификации формирования у участников тренинга целостного осознаваемого образа своих регуляторных возможностей и резервов, осмыслению дальнейших возможностей личностного и профессионального развития.
Методом случайного выбора из числа преподавателей военного вуза была определена группа участников тренинга саморегуляции (n=44). Различия по половому, гендерному признаку, стажу преподавания и профессиональной специализации не учитывались.
Результаты диагностики эмоционального выгорания участников эксперимента показали, что примерно у 25% респондентов была сформирована фаза напряжения, проявляющаяся в сильных эмоциональных переживаниях обстоятельств, раздражительности, ощущении «загнанности в клетку», безысходности. У 55% опрошенных эмоциональное выгорание проявилось в фазе резистенции, характеризующейся избирательным эмоциональным реагированием и редукцией профессиональных обязанностей. У 20% участников эксперимента была диагностирована фаза истощения, выражающаяся выраженным спадом общего энергетического тонуса и профессиональной работоспособности.
Занятия в группах осуществлялись раз в неделю в течение 6 месяцев. Продолжительность каждого учебного занятия по освоению и развитию навыков саморегуляции составляла 2 часа, самостоятельной работы – от 20 до 40 минут в день. Кроме того, по запросу проводились индивидуальные занятия и консультации.
Мероприятия по развитию саморегуляции осуществлялись в несколько этапов:
- информационно-стимулирующий, направленный на установление психологического контакта с участниками тренинга;
- диагностический, ориентированный на выявление фонового уровня развития личностных и профессионально важных качеств;
- практический, включающий мероприятия по развитию навыков целеполагания, рефлексии, креативности, коммуникативной компетентности, навыков саморегуляции и др.;
- акмеологический, связанный с отработкой рефлексивных навыков и выработкой навыков построения индивидуальных траекторий профессионального и личностного развития.
Система последовательно усложняющихся техник, заданий и упражнений психической и психомоторной саморегуляции была направлена на получение и развитие у участников тренинга опыта быстрого и пролонгированного достижения оптимального психоэмоционального и функционального состояния, снятие напряжения, формирование позитивного мышления. Усилению эффекта от занятий способствовало применение мобильного комплекса экспресс-восстановления работоспособности «Здрава» [7; 8]. Данный комплекс состоит из:
- мобильного кресла-шезлонга с нулевой гравитацией;
- массажной накидки, работающей в различных режимах, позволяющей снимать мышечное напряжение и активизировать кровообращение;
- массажных очков, стимулирующих нервные окончания, улучшающих функции головного мозга, уменьшающих болевые ощущения при мигрени и иных негативных неврологических состояниях;
- ультразвукового аромадиффузора, позволяющего в зависимости от комбинаций эфирных масел купировать депрессивные состояния, оптимизировать уровень нервно-психической напряженности, расширять адаптивные возможности организма;
- ионизатора воздуха, увеличивающего количество кислорода, доставляемого к тканям, повышающего сопротивляемость организма к различным заболеваниям, повышающего работоспособность.
Проверка эффективности тренинга проводилась путем сравнения динамики показателей по методикам, предъявленным участникам до и после тренинга.
В таблице 1 представлены результаты диагностики регуляторных ресурсов преподавателей до и после участия в тренинговой программе.
Таблица 1
Показатели саморегуляции у преподавателей военных вузов
до и после тренинга саморегуляции
Показатели саморегуляции |
до тренинга |
после тренинга |
||||
КГ |
ЭГ |
р |
КГ |
ЭГ |
р |
|
Настойчивость |
6,38±0,8 |
6,67±0,4 |
>0,01 |
6,67±0,7 |
8,49±0,4 |
<0,001 |
Самообладание |
5,94±0,5 |
5,87±0,3 |
>0,01 |
6,01±0,4 |
7,99±0,7 |
<0,001 |
Планирование |
2,94±0,2 |
3,01±0,2 |
>0,05 |
3,02±0,3 |
5,12±0,5 |
<0,001 |
Моделирование |
3,54±0,3 |
3,62±0,2 |
>0,01 |
3,58±0,2 |
5,11±0,4 |
<0,002 |
Прогнозирование |
3,40±0,4 |
3,23±0,4 |
>0,05 |
3,16±0,4 |
4,95±0,5 |
<0,003 |
Оценивание результатов |
4,25±0,7 |
4,13±0,5 |
>0,01 |
4,56±0,4 |
5,58±0,5 |
<0,005 |
Самостоятельность |
5,77±0,8 |
5,42±0,4 |
>0,05 |
5,41±0,5 |
7,32±0,9 |
<0,001 |
Гибкость |
5,51±0,5 |
4,47±0,4 |
>0,05 |
5,31±0,7 |
7,56±0,7 |
<0,003 |
Общий уровень саморегуляции |
25,41±1,9 |
23,88±1,5 |
>0,01 |
25,04±1,7 |
35,64±2,5 |
<0,001 |
Сопоставление доэкспериментальных и послеэкспериментальных показателей саморегуляции показало достоверное их повышение по всем шкалам в экспериментальной группе. Наибольший прирост результатов отмечен по показателям «гибкость», «самообладание», «планирование», «самостоятельность» и «настойчивость». В ходе бесед по окончании эксперимента участники тренинга отмечали появившуюся легкость в построении иерархии целей деятельности, выделении значимых условий достижения целей как в актуальной ситуации, так и на перспективу, гибкость при выборе моделей поведения, большую уверенность в себе и своих силах, устойчивость намерений и, главное, способность достаточно быстро и эффективно корректировать свое психоэмоциональное состояние. В то же время в контрольной группе статистически достоверных изменений по окончании эксперимента зафиксировать не удалось.
Так как в настоящем исследовании саморегуляция рассматривается как один из показателей проявления эмоционального выгорания у преподавателей военных вузов, было проведено тестирование по методике «Профессиональное выгорание».
Сравнительный анализ показателей эмоционального выгорания, представленных в таблице 2, позволил обнаружить достоверное их изменение у участников тренинговой группы.
Таблица 2
Показатели эмоционального выгорания у преподавателей военных вузов
до и после тренинга саморегуляции
Показатели эмоционального выгорания |
до тренинга |
после тренинга |
||||
КГ |
ЭГ |
р |
КГ |
ЭГ |
р |
|
Эмоциональное истощение |
23,25±6,7 |
25,02±4,2 |
>0,05 |
25,12±7,9 |
12,32±4,2 |
<0,001 |
Деперсонализация |
22,14±5,2 |
21,89±4,8 |
>0,01 |
22,94±3,7 |
15,16±5,6 |
<0,050 |
Профессиональная редукция |
13,39±4,1 |
12,47±4,4 |
>0,05 |
14,58±2,7 |
21,54±3,9 |
<0,003 |
В то же время статистически достоверных изменений показателей эмоционального выгорания в контрольной группе не произошло, более того, наблюдалась дальнейшая тенденция к нарастанию признаков и негативных проявлений данной профессиональной деструкции.
Заключение. Таким образом, реализация тренинга саморегуляции позволила стабилизировать состояние психологического благополучия его участников, снизить показатели эмоционального выгорания и тем самым актуализировать внутренние ресурсы обеспечения эффективной профессионально-педагогической деятельности. Следует помнить, что непременным условием эффективности подобных тренингов является установка на личностный рост педагога, позитивное принятие его ценностно-смысловых отношений к профессии, создание и подержание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.