Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SCIENTIFIC AND METHODICAL SEMINAR IN THE SYSTEM OF METHODICAL WORK OF THE DEPARTMENT

Igonina L.L. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar branch
The article is devoted to substantiating the role of a permanent scientific and methodological seminar in the system of methodological work of the department. The tasks of the modern stage of higher education determine the formation of the need for the innovative nature of training students, which, in turn, requires improving the quality of methodological training of scientific and pedagogical personnel. The functional purpose of the scientific and methodological seminar of the department is expressed in a controlled impact on the improvement of the content, methodological support of the educational process and teaching methods; study of the results of scientific research on educational problems, the introduction of productive scientific and pedagogical experience; collective development of new technologies, progressive methods and teaching aids; integration into the educational process of innovative technologies, methods and forms of management of the educational process. The result that embodies this functional purpose is the development of the subject-methodological competence of teachers, their scientific and methodological culture and sensitivity to progressive changes. The article presents an approach to assessing the effectiveness of the scientific and methodological seminar in the system of methodological work of the department, which involves the selection of a set of criteria that implement the functional purpose of the scientific and methodological seminar, and their descriptors. The role of the scientific and methodological seminar in the development of professional and methodological competencies of the teaching staff of the department is considered through the prism of its implementation as a reflexive-managerial technology and technology of a continuous training process.
scientific and methodological seminar
methodological work
professional and methodological competencies

Современный этап развития высшего образования протекает в условиях распространения новых информационно-коммуникационных технологий, цифровизации экономики и общества, определяющих формирование потребности в новых типах компетенций и инновационного контура подготовки обучающихся, обеспечивающих индивидуальное разностороннее личностное и профессиональное развитие. Соответственно, он связан с радикальным обновлением содержания и методик обучения, что определяет существенное возрастание роли методического обеспечения образовательного процесса, повышения качества и адаптивности научно-педагогических кадров, развития их научно-методической культуры, восприимчивости к прогрессивным изменениям, инкорпорирования передового научного и педагогического опыта.

Появляются новые требования к преподавателю высшей школы, состоящие в том, что он не только должен знать преподаваемый предмет, но и обладать творческой индивидуальностью, оригинальным, гибким, проблемно-педагогическим и критическим мышлением, способностью к созданию инвариантных программ, отражающих новые технологии обучения, к принятию решений с учетом достижений педагогической науки [1-3]. Преподаватель, реализующий задачи формирования у студентов способности непрерывно учиться, работать в команде, мыслить самостоятельно, выбирать собственную траекторию развития, в свою очередь сам должен обладать соответствующими качествами, реализующими его личностно-профессиональное развитие.

Важнейшей коллективной формой методической подготовки, способствующей повышению ее действенности и результативности на научной основе, выступает научно-методический семинар кафедры. Данная форма работы способствует разрешению противоречия между требованиями к результатам методической работы преподавателей, ведущих образовательную деятельность в динамично изменяющихся условиях, и фактическим уровнем их методической компетентности.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа организации научно-методического семинара кафедры дать комплексное представление о его роли в системе научно-методической работы кафедры, оценить результативность в развитии профессиональных и методических компетенций преподавателей.

Материал и методы исследования

Теоретическую основу исследования роли научно-методического семинара в системе научно-методической работы кафедры составили концепции непрерывного образования, личностного и профессионального развития, исследования научно-методической деятельности преподавателя вуза.

Для реализации цели исследования использованы методы контент-анализа, ситуационного анализа, сопоставления, обобщения, интерпретации, а также эмпирические методы (наблюдение, изучение документации, результатов научно-методической деятельности преподавателей, изучение имеющегося опыта, экспертные оценки).

Анализ роли научно-методического семинара в системе научно-методической работы кафедры проведен на основе организации научно-методического семинара кафедры «Экономика и финансы» Краснодарского филиала Финуниверситета.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование показывает, что большинство исследователей в качестве основной цели методической работы видят создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса [4, 5, 6]. Методическая работа, проводимая на кафедре, ориентирована на повышение качества преподавания дисциплин, закрепленных за кафедрой, оптимизацию и интенсификацию образовательного процесса, улучшение методического обеспечения, рост профессиональной и педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава [7]. Реализация задач, обеспечивающих имплементацию основной цели методической работы, осуществляется посредством учебно-методической, научно-методической и организационно-методической работы [8]. Научно-методический семинар кафедры выступает своеобразной формой интеграции этих видов методической работы (рис. 1), обеспечивая возможность эффективно поддерживать и развивать образовательное направление работы кафедры, уделяя особое внимание качеству преподавания и его методическому обеспечению.

Научно-методический семинар, как и вся проектируемая система методической работы на кафедре, является открытым. Открытость системы методической работы выражается в ее способности к постановке новых целей и опережающей реновации ее содержания [9], открытость научно-методического семинара – в участии профессорско-преподавательского состава других кафедр вуза, студентов, иных заинтересованных лиц, профессиональные деятельность и интересы которых затрагивают использование и развитие обучающих технологий. Кроме того, открытость научно-методического семинара проявляется в широкой доступности полученных результатов, обеспечиваемой посредством их размещения на сайте организации.

Ежегодно с участием всего профессорско-преподавательского состава кафедры выбираются темы научно-методического семинара, предлагаемые для изучения и обсуждения.

Рис. 1. Научно-методический семинар в системе методической работы кафедры

Составляется и утверждается план проведения научно-методического семинара кафедры, который выступает одной из составляющих плана работы кафедры на соответствующий период (учебный год, календарный год). При выборе тем научно-методического семинара учитываются актуальные тренды методической работы, определяющие особенности научно-методической подготовки профессорско-преподавательского состава кафедры с учетом задач современного этапа развития высшего образования. В целом можно выделить следующие основные тематические направления научно-методического семинара кафедры: современные формы организации учебного процесса; инновационные подходы и методы обучения с применением инструментария научных исследований; методы и формы организации и контроля самостоятельной работы студентов; внедрение информационных и коммуникационных технологий в обучение в условиях развития информационно-образовательной среды (табл. 1).

Таблица 1

Основные направления и тематика научно-методического семинара кафедры

«Экономика и финансы»

Основные направления научно-методического семинара

Темы заседаний научно-методического семинара

Современные формы организации учебного процесса

1. Организация и осуществление образовательной деятельности в соответствии с модернизацией ФГОС ВО.

2. Актуальные методики подготовки и проведения семинарских и практических семинарских занятий в интерактивной форме.

3. Методы и формы проведения экспресс-контроля успеваемости

Инновационные подходы и методы обучения с применением инструментария научных исследований

1. Проблемы межпредметных связей в преподавании экономических дисциплин.

2. Математические модели в экономических исследованиях. Интеллектуальные методики диагностики финансовой несостоятельности субъектов экономики.

3. Математические модели в экономических исследованиях. Игры, конфликты, контракты, математическая простота и гуманитарная сложность.

4. Математические модели в экономических исследованиях. Особенности, возможности и практика применения метода анализа иерархий в области принятия решений.

5. Воркшоп (Wоrkshop) как технология динамического обучения в преподавании экономических дисциплин

Методы и формы организации и контроля самостоятельной работы студентов

1. Формы и виды организации самостоятельной работы студентов: методическое обеспечение и руководство.

2. Методики организации текущих форм контроля.

3. Методики организации и выполнения выпускных квалификационных работ

Внедрение информационных и коммуникационных технологий в обучение в условиях развития информационно-образовательной среды

1. Использование дистанционных образовательных технологий в преподавании экономических дисциплин.

2. Методические подходы к использованию информационно-справочных систем в преподавании экономических дисциплин.

3. Методы и формы проведения контроля самостоятельной работы студентов в ИОП

 

Оценку результативности научно-методического семинара в системе методической работы кафедры и развитии профессиональных и методических компетенций участвующих в нем преподавателей можно осуществить по комплексу критериев, реализующих функциональное назначение научно-методического семинара (табл. 2). Определяя роль научно-методического семинара в развитии профессиональных и методических компетенций профессорско-преподавательского состава кафедры, можно рассматривать его прежде всего в контексте применения рефлексивно-управленческой технологии и технологии непрерывного процесса повышения квалификации.

Таблица 2

Критерии оценки результативности научно-методического семинара в системе методической работы кафедры в разрезе раскрывающих их дескрипторов

Критерии оценки результативности научно-методического семинара

Дескрипторы

Совершенствование содержания, методического сопровождения учебного процесса и методики преподавания

1. Способность конструировать образовательный процесс в области преподаваемого предмета, направленный на достижение целей образования.

2. Выбор технологий и методик обучения, адекватных поставленным образовательным целям.

3. Организация и осуществление образовательной деятельности в соответствии с модернизацией высшего образования

Изучение результатов научных исследований по проблемам образования, внедрение продуктивного научно-педагогического опыта

1.Уровень ориентации в современных исследованиях по проблемам образования.

2.Способность к исследованиям в области разработки проблем, связанных с созданием методологической базы высшего образования.

3.Умение внедрять прогрессивный научно-педагогический опыт в образовательный процесс

Коллективное освоение новых технологий, прогрессивных методов и средств обучения

1. Способность устанавливать эффективное взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса.

2. Способность к использованию диагностического инструментария эффективности используемых технологий, методов и средств обучения

Встраивание в учебный процесс инновационных технологий и форм управления образовательным процессом

1. Умение внедрять инновационные технологии и формы управления образовательным процессом в практическую деятельность.

2. Способность использовать ресурсы единой информационной среды образовательного пространства

 

Рефлексия в педагогической науке и практике рассматривается как процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого [10], как фундамент всего образовательного процесса [11, 12].

Научно-методический семинар, на наш взгляд, способствует рефлексивной самоорганизации преподавателей, что формирует необходимое условие успешного развития их предметно-методологической компетентности в динамично изменяющихся условиях современного образовательного процесса (рис. 2).

Участие в работе научно-методических семинаров кафедры вносит свой вклад в систему непрерывного повышения квалификации путем адаптации профессиональных и методических компетенций профессорско-преподавательского состава к запросам и потребностям субъектов образовательного процесса, обновления содержания, структуры и форм методической работы, приведения их в соответствие с задачами образовательного учреждения.

Рис. 2. Роль научно-методического семинара в развитии профессиональных и методических компетенций преподавателей

В отличие от иных, часто дискретных и информационно-инструктивных форм повышения квалификации, оно обеспечивает действительную непрерывность образования, подготовку профессионалов, готовых к изменениям и нестандартным решениям, преемственность в работе, интерактивный характер взаимодействия.

Заключение

Организация постоянно действующего научно-методического семинара способствует достижению целей развития системы методической работы кафедры и системы кафедрального контроля качества образования. Интегрируя основные виды методической работы кафедры, научно-методический семинар выступает как платформа, на базе которой реализуются рефлексивно-управленческая технология и технология непрерывного процесса повышения квалификации научно-педагогических кадров, адаптация предметно-методологической компетентности преподавателей к условиям современного образовательного процесса с учетом прогрессивных трендов высшего образования, что позволяет существенно повысить результативность методической работы кафедры.