Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EXPERIENCE IN ORGANIZING AND USING PROBLEM-BASED LEARNING OF STUDENTS IN THE COURSE OF GEOGRAPHY OF RUSSIA

Shevchenko I.A. 1 Skvortsova A.A. 1 Soloveva K.A. 1 Fedyantseva O.O. 1 Bikmaeva A.V. 2
1 FGBOU IN "Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin"
2 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
The article deals with the actual problem of modern geographical education modernization. it is necessary to talk about the reflection of the latest achievements of science, technology and best practices in the educational process, so that all types of training sessions have a problematic nature and contribute to the deepening of students ' independent work. When evaluating the role of problem-based learning in training, one should keep in mind the special creative nature of pedagogical work. Obviously, the problem of learning will find a place in various types of educational activities in high school, where at least half of the school time is devoted to lectures. The article considers the features of classes in the regional part of the course of economic geography of Russia, where students master the necessary competencies that provide a solid factor Foundation for the organization of problem presentation of knowledge. The role of special courses and seminars is defined. Experience shows that the introduction of problem-based learning in the teaching of geographical subjects gives positive results. At the intermediate or final certification, students ' responses became deeper, more logical, and even more problematic. At the same time, problems in the teaching of geographical disciplines contributed to a more skilful establishment of inter-subject relations, and allowed us to get deep and interesting answers to complex multi-faceted questions. The introduction of problem-based approaches to training is aimed at improving the research work of students, which contributes to improving the quality of training of students. Systematic problem-based learning in special disciplines of the geographical cycle, not only in practical classes, but also in lectures, will allow students to successfully teach the ability to see geographical problems and, consequently, raise the scientific and methodological level of training. In the future, it is necessary to develop a system of problem-based learning that covers all types of training sessions. The materials of this article will enrich the economic sections, in particular, regional sections, programs on the geography of Russia.
geographical
education
geography
of russia
problem-solving
creativity
problem-based
learning
approach
situations

В рамках модернизации современного географического образования необходимо говорить об отражении в учебном процессе новейших достижений науки, техники и передового опыта, чтобы все виды учебных занятий носили проблемный характер и способствовали углублению самостоятельной работы обучающихся. Поиски путей совершенствования подготовки постоянно приводят к необходимости включения в учебный процесс активных методов обучения [1]. Одной из назревших проблем методики преподавания является широкое распространение проблемного обучения. Как можно заключить из методической литературы, проблемный подход в обучении связан с необходимостью активизации обучения. Оценивая роль проблемного обучения в подготовке, следует иметь в виду особый творческий характер педагогического труда. Ведь именно учителя средних школ закладывают фундамент знаний будущих работников всех профессий без исключения. Н.Н. Баранский одним из первых советских экономгеографов обратил внимание на методические пути преподавания экономической географии. Его идеи в области методологии экономгеографии нашли широкую реализацию в среде ученых. Подготовка творчески мыслящих людей, умеющих принимать самостоятельные решения, требует от учителя умения разбудить познавательный интерес учащихся. Для развития творческого потенциала обучающихся необходим поиск путей и средств проведения проблемных занятий в школе. «Давно замечено, что обычно учителя учат так, как их учили самих», – писал М.Н. Скаткин. Поставленная задача в той же мере относится и к подготовке обучающихся, деятельность которых тесно связана с жизнью и производством [2].

Цель исследования заключается в анализе опыта организации и использования проблемного обучения учащихся в курсе географии России. Проблемное обучение – одно из средств развития самостоятельного и творческого мышления школьников. Учителя должны развивать формы творческого овладения знаниями, воспитывать у обучающихся стремление к обновлению, обогащению знаний. Проблемное обучение в практике средней школы имеет уже немалые традиции.  Именно средняя школа ближе всего стоит к науке, объективному источнику проблемности. Элементы проблемности наблюдаются уже в сократовских эвристических беседах. Однако Демокрит говорил: «Ни искусство красноречия, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».

Материалы и методы исследования

В настоящее время широко известны работы по вопросам проблемного обучения, написанные И.Я. Лернером, А.М. Матюшкиным, М.И. Махмутовым, В. Оконем, М.Н. Скаткиным, И.М. Фейгенбергом и др. Накоплен некоторый опыт по внедрению проблемного обучения в школе и в вузе. Но вместе с тем вызывает немало споров и вопросов трактовка основных понятий проблемного обучения, его методов и роли в системе других методов обучения.Для решения поставленных задач исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение документов, материалов периодической печати, интернет-источников, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа с учащимися, беседа с учителями по вопросам решения основных проблем исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Как известно, главная задача в науке – это определение причин явлений, позволяющих раскрыть их закономерности.Подобная методика может быть успешно использована и в учебном процессе. В методической литературе по географии для средней школы проблемное обучение получило значительное отражение. Очевидно, проблемность обучения найдет себе место и в различных видах учебных занятий в старшей школе, где не менее половины учебного времени отведено на лекционные занятия. Если в основной школе на уроках учитель применяет различные методы изучения нового материала, что позволяет ему привлекать учащихся к активным формам обучения, то на лекции обучающиеся относительно пассивно участвуют в процессе обучения. Даже на практических занятиях сравнительно проще активировать познавательную деятельность студентов, чем на лекциях.Как известно, сущность проблемности обучения основана на использовании определенной суммы знаний, которыми вооружены учащиеся, для дальнейшего познания.

Согласно концепции М.Н. Скаткина проблемное обучение осуществляется в трех основных формах – проблемного обучения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности[3].

Первая форма включает чтение проблемных лекций, сообщения о незавершенности отдельных проблем, о различных точках зрения или концепциях, высказывание по этому поводу своего мнения (при свободе слушателей формулировать другие суждения). Ссылка в лекции на литературные источники, дающие ответ на поставленные вопросы, постановка проблемных вопросов, сопоставление различных вариантов решения той или иной проблемы должны быть характерны для лекций по экономической географии России. В них необходимо сформулировать основные научные проблемы курса, содержащие в себе объективную противоречивость между познанным и еще не познанным[4].

Например, выявляя признаки промышленного узла, обучающиеся сталкиваются с трудностями в проведении его границ. Тогда привлекаются точки зрения разных ученых по данному вопросу. Например, В.Г. Давидович считает, что границы промышленного узла можно провести на расстоянии часовой поездки от его ядра. А.Т. Хрущев полагает, что главное в промышленном узле – экономические и технологические связи. Ощущение трудности решения является отправным пунктом формулирования проблемы. Высказываются гипотезы по определению границ конкретного промышленного узла. Есть проблемы, которые можно решить только частично, т.е. показать незавершенность исследований в этом плане.

Чтение проблемных лекций требует от преподавателя серьезной подготовки и большой методической работы. Среди важнейших задач должна быть решена задача создания системы проблемных заданий – как фундамента проблемного обучения.Для проблемного изложения знаний на лекциях требуется существенное условие. Обучающиеся должны владеть необходимой суммой научных знаний и фактов, исходя из которых преподаватель сможет развивать «научно-исследовательское начало». К моменту начала чтения районной части курса экономической географии России такая предпосылка уже обеспечена. Школьники изучили общую часть экономической географии России, из которой они узнали об основных закономерностях территориальной организации производства, получили представление о факторах, влияющих на размещение многих социально-экономических элементов общества. К моменту начала занятий по районной части курса экономической географии России обучающиеся получили необходимые компетенции, которые обеспечивают прочный факторный фундамент организации проблемного изложения знаний. Данное обстоятельство выдвигает требование широкого использования знаний межпредметного характера среди цикла географических дисциплин. К сказанному необходимо добавить, что ценной базой являются личные практические навыки, приобретенные к этому времени обучающимися: часть из них имеют базу личного жизненно-производственного опыта.Во время практических занятий путем умело организованной дискуссии проблемное обучение продолжается.

Районная часть курса экономической географии России содержит исключительные возможности для формулировки вопросов по созданию проблемных ситуаций. Можно сказать, что этот курс чреват проблемными ситуациями. Проблемность преподавания тут базируется на особенностях экономики государства, характеризующихся динамичностью. Последнее обстоятельство обусловленоцелью удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей людей. Поэтому, какой бы темы мы ни коснулись, какой бы район ни стали рассматривать на лекции, они всегда насыщены проблемами социально-экономического развития, связанными с проблемами рационального природопользования, эффективного развития территориально-производственных комплексов, рационального разделения труда в едином хозяйственном комплексе страны, а также с проблемами интеграции.

Как известно, специфической задачей географии считается изучение различий явлений от места к месту, поскольку одни «места» (территории) объективно отличаются от других «мест» очень многими характеристиками. История хозяйственного развития в разных частях страны различна, различны физико-географические условия, обеспеченность энергетическими и минеральными ресурсами, демографическая обстановка, неодинакова обеспеченность трудовыми ресурсами и сетью транспортных путей, одно место отличается от другого экономико-географическим положением и т.д. Особенно важно изучать состояние всех явлений на определенной территории, которое также зависит от места.

Далее выдвигаются конкретные задачи территориального аспекта, связанные с освоением новых агроклиматических, природно-минеральных, растительных и животных ресурсов, с рациональным использованием трудовых ресурсов, с реконструкцией хозяйственной деятельности в освоенных ранее районах. Эти задачи формулируются в хозяйственных планах на каждый год, а наиболее узловые задачи определяются и на отдаленную перспективу. В качестве общей проблемной ситуации при изучении практически любого экономического района России может быть использована проблема формирования или совершенствования ТПК. В каждом экономическом районе ТПК характеризуются индивидуальностью, поэтому повторение проблемных ситуаций на методологических лекциях будет способствовать формированию взглядов и убеждений – очень важному качеству молодых людей [5].

Подготовка проблемных заданий по экономической географии России требует от преподавателя сложной предварительной работы, чтобы обучающиеся могли использовать частично-поисковый метод. Особенно хорошие результаты дают индивидуальные задания.Выполняя индивидуальные проблемные задания, обучающиеся выдвигают свои гипотезы, обоснования. Так, по теме «География черной металлургии России» они получают задание обосновать развитие металлургической базы в определенном районе. Исходя из принципов размещения и важнейших технико-экономических показателей они предлагают разместить новый металлургический завод в том или ином пункте, обосновывают свои предложения. На этой базе возникает дискуссия, высказываются собственные обоснования (с учетом положительных и отрицательных факторов). Поскольку обучающиеся выполняют индивидуальные задания, дискуссия захватывает всю группу, а дело преподавателя – умело направлять ее, используя важнейшие теоретические положения.

На практических занятиях обучающиеся используют частично-поисковый метод, межпредметные связи. Частично-поисковый (эвристический) метод сложно применять на лекциях в организационном отношении, поскольку перед преподавателем находится большая аудитория, что затрудняет управление обучением. Другое дело – на практических занятиях, где эвристический метод может эффективно обеспечить пути реализации проблемного обучения. Так, при выполнении названного задания школьникиопределяют запасы железной руды, выясняют ее качество, расстояние до места потребления, технико-экономические показатели добычи и т.д. При этом используются литературные источники, статистический, картографический и математический методы. Такие занятия проходят живо, интересно, привлекают внимание всех обучающихся, вызывают их активность; преподавателю надо разработать систему проблемных заданий для практических занятий и методические указания для их выполнения. Существующие практикумы по экономической географии России не удовлетворяют таким требованиям [6].

В раскрытии проблемной ситуации при изучении экономических районов России, на наш взгляд, очень эффективным путем является факторный анализ, т.е. анализ тех факторов, которые участвуют в формировании и функционировании ТПК. Таких факторов сравнительно немного. Они в принципе обеспечивают возможность создания и действенности ТПК экономического района любого иерархического ранга, однако в каждом конкретном случае их проявление различно. Это особенно важно при раскрытии проблемной ситуации, ибо действенность каждого фактора необходимо доказать, только при этом фактор «сыграет». Факторами формирования экономических районов необходимо считать: 1) экономико-географическое положение; 2) природные условия и природные ресурсы; 3) историко-географическое развитие хозяйства; 4) расселение населения и трудовые ресурсы. В данной статье нет необходимости доказывать роль перечисленных факторов в формировании ТПК районов. Анализ этих факторов при их сопоставлении обеспечивает преподавателю возможность подвести обучающихся к логическому обоснованию специализации ТПК и его структурных элементов отраслей специализации, вспомогательных отраслей, обслуживающих отраслей, его локальных производственных комплексов, промышленных узлов и центров. При характеристике каждого экономического района на основе директивных документов с успехом можно сформулировать проблемную ситуацию и предоставить ее доказательность. Этот анализ также обеспечивает доказательность выбора путей дальнейшего развития и совершенствования экономического района [7].

Исключительно ценным в решении проблемности обучения следует считать метод энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) Н.Н. Колосовского. На его основе на многих занятиях можно успешно строить схемы ЭПЦ, типичных для того или иного экономического района, с показом межцикловых связей и их логическим доказательством. Проблемные ситуации успешно можно создать на основе просмотренных видеофрагментов, специально отобранных для этих целей. Особую ценность представляют те кадры, в которых показаны новые приемы разработки месторождений минеральных ископаемых, технологические процессы и связи предприятий производственных объединений или аграрно-индустриальных объединений, типичных для конкретного экономического района. Постоянным и одним из главных информационных и методических пособий на занятиях являются экономико-географические карты и специальные картосхемы, с помощью которых успешно раскрываются проблемные ситуации при изучении экономических районов России [8].

Немаловажное значение при внедрении проблемности в обучение имеют спецкурсы, спецсеминары, факультативы. Например, спецкурс «Экономическая и социальная география России» включает элементы конструктивной географии, использования географических знаний на практике. Это обусловливает вариантность решения ряда проблем, имеющих практическое значение. Второй спецкурс «Современные проблемы экономической и социальной географии» имеет важнейшее теоретическое и методологическое значение. Так, в рамках спецкурса проводился спецсеминар «История географических исследований». Доклады самих обучающихся показывали пути научных поисков и методов географических исследований, борьбу различных течений в науке, главные идеи важнейших достижений науки. На спецсеминаре были заслушаны сообщения и об использовании новейших достижений географической науки, привлекались материалы научных работ известных географов-экономистов.Учебно-исследовательская работа обучающихся получает такую организацию учебного процесса, при которой программный материал становится достоянием обучающегося в результате его личного «открытия», обучение максимально уподобляется научно-исследовательскому процессу [9].

Нами накопленнемалый опыт по использованию проблемных подходов в процессе внеаудиторных мероприятий. Уже несколько лет работают две проблемные группы обучающихся: по проблемам географии населения и по проблемам экономической интеграции. Над проблемами народонаселенияобучающиеся работают по местной тематике. Они используют все методы научных географических исследований: исторический, сравнительный, картографический, статистический, математический. Студенты, работающие в проблемных группах, выступают с докладами на конференциях различного уровня. Исследования в проблемной группе находят продолжение в научно-исследовательской работе. Каждый год обучающиеся получают дипломы победителей и призеров всероссийских научно-практических конференцийи конкурсов научных работ. Тематика таких работ в проблемных группах весьма широка. В качестве примера приведем следующую тему: «Связь территориальной организации производительных сил с расселением (на примере конкретного района области)». Затем на заседаниях проблемных групп проводятся дискуссии, высказываются предложения по реконструкции существующих форм расселения и территориальной организации производительных сил, причем предлагаются разные варианты. Обучающиеся приобретают научные знания в личном поиске. Работа проблемных групп в значительной степени усиливает теоретическую подготовку обучающихся. Защита научных работ проводится на заседаниях групп, где обучающиеся учатся отстаивать свою точку зрения, делать правильные выводы, пользуясь своей научно-исследовательской работой [10].

Выводы

Опыт показывает, что внедрение проблемного обучения в преподавание географических дисциплин дает положительные результаты. На промежуточной или итоговой аттестации ответы обучающихся стали глубже, логичнее и даже проблематичнее. Вместе с тем проблемность в преподавании географических дисциплин способствовала более умелому установлению межпредметных связей и позволила получить глубокие и интересные ответы на сложные многоплановые вопросы. Внедрение проблемных подходов в обучение направлено на улучшение научно-исследовательской работы обучающихся, что способствует повышению качества их подготовки. Систематичность проблемного обучения при изучении специальных дисциплин географического цикла не только на практических занятиях, но и на лекциях позволит успешнее научить обучающихся умению видеть географические проблемы и, следовательно, поднять научно-методический уровень подготовки.В дальнейшем необходимо разработать систему проблемного обучения, охватывающую все виды учебных занятий.