Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF IMPLEMENTING INCLUSIVE EDUCATION IN ENGINEERING UNIVERSITIES

Lukashov S.V. 1 Khokhlova M.V. 2
1 Bryansk State Ingineering and Technology University
2 Bryansk state technical university
The article describes the experience of solving a number of organizational and methodological issues in the implementation of inclusive education in higher education. The article analyzes the requirements for inclusive education introduced into the professional education system by the law "on education in the Russian Federation" and international documents. The assessment of inclusive education from the point of view of ensuring the availability of vocational education by adapting educational institutions and the educational process to the diverse needs and individual characteristics of students with disabilities is made. The article presents research data on the readiness of students and teachers to implement inclusive education programs on the example of the Bryansk state University of engineering and technology. Factors that prevent integration of disabled students into the educational environment of an engineering University are highlighted. The article presents an analysis of the assessment of the readiness of the engineering University to implement inclusive education according to such criteria as: organizational and regulatory requirements for professional educational organizations; requirements for personnel support of professional educational organizations; requirements for accessibility of buildings and structures of professional educational organizations and safe location in them; requirements for material and technical support of the educational process requirements for the organization of the educational process using remote educational technologies, etc.
inclusive education
engineering university
principles of pedagogical monitoring
criteria for evaluating the effectiveness of inclusive education

Термин «инклюзивный» в переводе с французского означает «включающий в себя». Основная идея «включения» – это обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных образовательных организациях [1]. В современной высшей школе все студенты выполняют требования основной образовательной программы, которые не всегда учитывают индивидуальные особенности обучающихся [2]. Однако зачисление абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья в специальные образовательные организации не пользуется популярностью ни среди родителей, ни среди абитуриентов и, как правило, происходит в том случае, если физиологические особенности организма человека не позволяют обучаться на общих условиях.

В связи с этим цель настоящей работы состояла в рассмотрении организационно-методических аспектов проблемы реализации инклюзивного образования в инженерном вузе.

Основными задачами исследования являлись: изучение отечественного и зарубежного опыта по проблеме инклюзивного образования; исследование готовности студентов и преподавателей инженерного вуза к реализации программ в сфере инклюзивного образования.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: анализ законодательных, нормативных документов и научной литературы по проблеме инклюзивного образования; анкетирование; включенное наблюдение; анализ различных форм учебных занятий.

В настоящее время социальная и образовательная стратегии России выстраиваются в соответствии с требованиями, установленными Конвенцией о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 г. [3]. В основу инклюзивного образования положены следующие принципы: исключение дискриминации; создание единого образовательного пространства; право на образование, реализуемое в соответствии с потребностями; вариативность образовательного процесса, учитывающая индивидуальные особенности человека, его склонности и интересы. Содержание профессионального образования должно обеспечивать результаты обучения в соответствии с уровнем развития и потребностями обучающихся [4, 5].

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» организация образовательного процесса для лиц с ОВЗ в высших учебных заведениях является обязательной [6]. Данное требование закрепляется в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), на основании которых разрабатываются образовательные программы в образовательных организациях. Критерии процедуры государственной аккредитации и лицензирования образовательной деятельности также содержат требования к условиям организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ [7, 8].

Нами была исследована готовность студентов и преподавателей к реализации программ инклюзивного образования на примере ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет». Исследование проводилось на протяжении 5 лет (2015–2020 гг.).

Для нашего исследования были отобраны экспериментальные и контрольные группы, состав которых представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Группы респондентов социально-психологического исследования

Нами были изучены и проанализированы особенности преподавания по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. При этом была сделана оценка учебной активности обучающихся первой и второй групп, отобранных для эксперимента: анализировались число ответов на практических занятиях, скорость решения тестов и расчетных задач; поведение в коллективе (число студентов, которым необходима регулярная помощь со стороны сокурсников и преподавателей в учебной деятельности, степень коммуникативного взаимодействия обучающихся вне учебных занятий), материально-технические условия и методическое оснащение учебного процесса.

Исследование мнений студентов и преподавателей о факторах, отрицательно влияющих на активную интеграцию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду вуза, осуществлялось нами на основе анкетирования во всех группах респондентов по вопросам: «Назовите причины (если таковые имеются), которые ограничивают возможность инвалидов участвовать в общественной жизни вуза», «Перечислите предубеждения (если таковые имеются) в восприятии студентов с ОВЗ», «Знаете ли вы специальные технологии обучения людей с ограниченными возможностями здоровья?», «Как вы оцениваете степень готовности образовательной среды вуза к обучению инвалидов?», «Используют ли преподаватели специальные формы и методы обучения для студентов с ОВЗ?»

Результаты анкетирования распределились следующим образом: 81% обучающихся 3–4-х курсов первой группы выделили факторы, которые, по их мнению, препятствуют вовлечению в коллектив ребят с ОВЗ. Примерно пятая часть преподавателей (22%), работающих с обучающимися из числа лиц с ОВЗ, отметили отсутствие препятствий к их адаптации в инженерном университете, при этом респонденты указали, что проблемы адаптации бывают и у студентов, не имеющих ограничений по состоянию здоровья. Студенты 1–2-х курсов в обеих выделенных экспериментальных группах практически не смогли указать факторы, которые не позволяют обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в полной мере участвовать в жизни коллектива. При этом большинство студентов младших курсов указали, что требования к обучению не должны различаться даже в том случае, если обучающийся имеет ограничения по здоровью.

В процессе исследования нами были выявлены факторы, не позволяющие обучающимся с ОВЗ в полной мере интегрироваться в студенческий коллектив:

  • материально-техническая структура университета и городской среды. Так, 75,8% респондентов в первой экспериментальной группе и 71,7% во второй экспериментальной группе отрицательно оценили необходимость переезда из корпуса в корпус, непригодность городской инфраструктуры для перемещения инвалидов. Их мнение разделили и более 90% обучающихся 3–4-х курсов второй экспериментальной группы;
  • ограниченное применение мультимедийных технологий в образовательном процессе;
  • отсутствие полноценной материальной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • психологические стереотипы и предубеждения. При ответе на вопрос: «Перечислите предубеждения (если таковые имеются) в восприятии студентов с ОВЗ» были получены следующие результаты: 82% обучающихся и 89% 1–2-х курсов первой и второй экспериментальных групп отметили, что в современном обществе очень много предубеждений по отношению к людям, имеющим ограничения по здоровью или степень инвалидности. Около 75% преподавателей указали на стереотипы и предвзятое отношение к студентам с ОВЗ. К основным проблемам восприятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно отнести следующие: 95,1% обучающихся 1–2-х курсов первой экспериментальной группы отмечают, что абитуриенты с ОВЗ не имеют возможности выбрать ту инженерную специальность или специализацию, которая им интересна, из-за состояния физического здоровья и «умственных возможностей». Этот стереотип не подтверждается данными анкетирования обучающихся второй экспериментальной группы, которые имеют степень инвалидности: только около 37,4% выбрали инженерную специализацию, не отвечающую их первоначальным интересам, и, как правило, выбор был обусловлен причинами, не имеющими отношения к состоянию здоровья. 97% преподавателей, входящих в экспериментальную группу, считают, что студенты с ограниченными возможностями здоровья не могут проходить обучение на некоторых направлениях подготовки в университете.

Более 80% обучающихся 1–2-х курсов первой и второй контрольных групп полагают, что необходимым условием обучения студентов с ОВЗ является применение современных интерактивных технологий обучения, а 95,5% считают, что лицам с ОВЗ необходимо большее количество аудиторных занятий для успешного освоения образовательной программы. Практически все преподаватели отметили необходимость обучения обучающихся с ОВЗ по индивидуальным планам.

Степень готовности университета к реализации образовательных программ в сфере инклюзивного образования выявлялась с помощью анализа внутренних нормативных документов, мониторинга качества освоения основных профессиональных образовательных программ и оценки материально-технической инфраструктуры вуза. С этой целью нами предлагается система критериев оценки степени готовности инженерного университета к реализации инклюзивного образования (рис. 2).

Оценка степени готовности университета к реализации программ инклюзивного образования была проведена в соответствии с данными критериями.

При анализе первой группы критериев было установлено, что в университете функции по организации образовательного процесса обучения лиц с ОВЗ возложены на соответствующие директораты и учебный отдел.

С целью регулирования деятельности университета по организации обучения инвалидов были внесены изменения в локальные нормативные акты.

  1. В «Положение об организации учебного процесса ФГБОУ ВО БГИТУ» добавлены пункты: «…для обучающихся с различной степенью инвалидности и ограничениями здоровья срок освоения образовательной программы может быть увеличен до 1 года»; «…для обучающихся с различной степенью инвалидности и ограничениями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны соответствовать особенностям их здоровья».
  2. В «Положение о практике студентов ФГБОУ ВО БГИТУ» внесен пункт «Для обучающихся с различной степенью инвалидности и ограничениями здоровья университет предоставляет такие организации и предприятия, которые отвечают требованиям по доступности для указанных групп студентов» и др.

Рис. 2. Группы критериев оценки готовности университета к реализации инклюзивного образования

Функции учета инвалидов и лиц с ОВЗ возложены на соответствующие директораты и отдел кадров университета. Учет ведется по сведениям, предоставляемым приемной комиссией. На официальном сайте университета размещена информация о наличии условий для поступления студентов с ОВЗ, которая тоже отражена в правилах приема.

По II группе критериев следует отметить, что в университетские программы дополнительного образования добавлен модуль по реализации образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Запланировано проведение обучающих семинаров, на которых педагогические работники получат навыки работы со студентами, имеющими степень инвалидности и ограничения по здоровью.

В процессе изучения выполнения требований доступности зданий и сооружений университета для лиц с ОВЗ (III группа критериев) было установлено, что не все помещения отвечают предъявляемым требованиям обеспечения доступной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ. При этом следует отметить, что в каждом корпусе предполагается оборудование пандуса для инвалидов-опорников. Запланировано выделение помещений для обучения инвалидов-колясочников на первых этажах учебных корпусов.

Материально-технические условия организации образовательного процесса в отношении лиц с ОВЗ по IV группе критериев выполнены частично – в каждом учебном корпусе оборудована аудитория, которая оснащена звукоусиливающей и мультимедийной аппаратурой.

Анализ V группы критериев показал, что в университете используются следующие элементы профессиональной ориентации абитуриентов и обучающихся: выявление профпригодности по различным методикам, знакомство со структурой и историей университета, консультации абитуриентов с ОВЗ и их родственников, попечителей по вопросам поступления в вуз и обучения в нем, взаимодействие с образовательными и иными организациями, осуществляющими социально-психологическое сопровождение данной категории лиц.

В университете в полной мере реализованы требования к адаптации образовательных программ для их освоения лицами с ограниченными возможностями здоровья (VI группа критериев). По VII группе критериев следует отметить, что образовательная информация, представленная на сайте для дистанционного обучения, соответствует предъявляемым требованиям.

Выполнение требований к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению в университете интегрируется в образовательный процесс в соответствии с действующей системой качества образовательной организации [9]. Следует отметить приоритетную роль педагогического мониторинга для оценки результатов обучения на уровне всех участников образовательного процесса [10, 11].

Таким образом, на основании представленных выше данных можно сделать вывод, что современный инженерный университет в целом готов к реализации образовательных программ для студентов с ограниченными возможностями здоровья [12].

Тем не менее следует выделить ряд направлений работы со студентами, имеющими ограничения здоровья, которые, по нашему мнению, будут способствовать наиболее полному включению их в образовательный процесс. Во-первых, организация работы с абитуриентами должна быть направлена на привлечение студентов с ОВЗ к сотрудничеству. Во-вторых, необходимо создать базу данных обучающихся с ограничениями по здоровью, что позволит заранее выбирать средства и методы обучения студентов, относящихся к данной категории. В-третьих, необходимо предусмотреть последовательную психологическую помощь студентам с ограниченными возможностями здоровья, начиная с довузовской подготовки. В-четвертых, обязателен индивидуальный подход к каждому студенту, так как только в этом случае становится возможным выявить и развить креативные способности каждого человека.