Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ACTUAL PROBLEMS OF THE FORMATION OF THE CONCEPTUAL APPARATUS IN THE STUDY OF HISTORY IN BASIC SCHOOL

Ivanova K.A. 1
1 Moscow city pedagogical University
This article examines the problems of the formation of the conceptual apparatus in the study of history in basic school and the achievement of subject and metasubject educational results. The author pays special attention in the article to a comprehensive analysis of the results of students in the state final certification (the main state exam, the unified state exam) on a block of tasks that test the knowledge of historical concepts at the level of basic general education. Based on the analysis of the results of the main state exam, the methodological recommendations allow us to trace the dynamics and draw conclusions about the formation of the conceptual apparatus of the graduates of the basic school. The article analyzes the volume of historical concepts that must be mastered by students on the basis of the historical and cultural standard and educational and methodological kits, which are included in the federal list of textbooks. The author examines in detail the ways of working with historical concepts in history lessons, which could be aimed at achieving high educational indicators in the field of subject and metasubject educational results and eliminating methodological deficiencies that may arise in the learning process. The study of topical issues of the formation of the concept of apparatus in the study of history in basic school led us to the conclusion that it is necessary to systematize and expand the methodological base of techniques aimed at forming the conceptual apparatus of history, to conduct a more detailed study of the issues of psychological and pedagogical conditions for the formation of concepts.
history teaching methodology
concept formation
methodological technique
main state exam
historical and cultural standard
subject educational results
metasubject educational results

Формирование понятийного аппарата при изучении истории в основной школе является необходимым условием исторического образования. Основные требования к результатам подготовки обучающихся рассмотрены в Федеральном государственном образовательном стандарте, Историко-культурном стандарте по отечественной истории. По мнению многих исследователей, понятийный аппарат является важным системообразующим элементом, в том числе в обновленных моделях содержания исторического образования [1].

Цель исследования: изучение актуальных проблем формирования понятийного аппарата в школьном историческом образовании.

Материалы и методы исследования. В рамках итоговой аттестации на уровне основного общего образования и среднего общего образования контрольно-измерительные материалы предъявляют ряд заданий, связанных с проверкой знания исторических терминов.

Методические рекомендации, основанные на анализе результатов проведения ОГЭ, позволяют проследить динамику и сделать выводы о сформированности понятийного аппарата у выпускников основной школы. Обратимся к информации за 2015–2019 гг.

В контрольно-измерительных материалах 2015 г. на проверку знания исторических понятий было направлено два задания (25, 26) [2]. В среднем с этими заданиями справились около 42% обучающихся. Этот показатель нельзя считать удовлетворительными, так как задания 25–26 – базового уровня (табл. 1).

Таблица 1

Результаты за 2015 г.

Задание

Проверяемые умения, виды

деятельности

2015 г.

% выполнения

25

Выбор одного элемента из данного ряда

42%

26

Определение термина по нескольким признакам

42%

 

В 2016 г. с изменением модели контрольно-измерительных материалов на проверку знания исторических терминов были направлены задания 3, 4. Данная модель работы оставалась актуальной с 2016 по 2019 гг.

Таблица 2

Результаты ГИА за 2016–2019 гг.

Задание

Проверяемые умения, виды

деятельности

2016 г., % выполнения [3]

2017 г., % выполнения [4]

2018 г., % выполнения [5]

2019 г., % выполнения [6]

3

Определение

терминов

(множественный

выбор)

40,8%

65,2%

63,7%

69,1%

4

Определение

термина

по нескольким

признакам

55,8%

45,5%

51,5%

59,7%

 

На основе полученных данных по выборке (табл. 2) можно сделать вывод о некоторой позитивной динамике выполнения заданий, проверяющих знание исторических терминов. Однако эксперты указывают на проблему: обучающиеся демонстрируют недостаточное понимание процессов, явлений, происходивших в конкретные исторические периоды. Одной из причин следует считать незнание или неполное усвоение отдельных признаков исторических понятий.

Обратимся к объему понятийного аппарата (табл. 3) при изучении истории на уровне основного общего образования. На основе анализа Историко-культурного стандарта по отечественной истории, УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова и УМК по истории России под редакцией И.Л. Андреева было выявлено, что количественные показатели в учебниках превышают рекомендованные. Это связано с тем, что историко-культурный стандарт предъявляет минимальные требования к результатам освоения курса, в то время как на Государственной итоговой аттестации по истории задания дифференцируются на задания базового уровня, повышенного уровня и высокого уровня сложности. В связи с этим можно констатировать некоторый перегруз учебно-методических комплексов понятийным аппаратом.

Таблица 3

Объем исторических понятий

 

6-й класс

7-й класс

8-й класс

9-й класс

Всего

 

История России

Количество понятий в Историко-культурном стандарте по отечественной истории

72

28

35

26

161

Количество понятий в УМК История России под редакцией А.В. Торкунова («Просвещение»)

141

28

73

109

281

Количество понятий в УМК И.Л. Андреева, О.В. Волобуева. История («Дрофа»)

105

79

55

77

316

 

Всеобщая история

 

6-й класс

7-й класс

8-й класс

9-й класс

Всего

Количество понятий в УМК по всеобщей истории А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы. 5–9-й классы

114

101

80

71

366

 

Для эффективной системы формирования понятий необходима работа по формированию образных представлений. Исторические понятия используются в процессе систематизации фактов, присвоения других понятий. По мнению методистов, следует обращать внимание на то, что процесс формирования понятий должен происходить постепенно в результате их конкретизации. Определенную последовательность формирования понятий обосновали психологи: первоначально мы создаем наглядные представления, а затем переходим к первоначальным понятиям, от простых понятий – к понятиям более высокого уровня сложности; от менее сложных понятий — к более сложным; от понятий, допускающих широкую конкретизацию с помощью наглядного материала, – к понятиям, которые могут быть конкретизированы только через другие понятия [7].

Эффективным способом формирования понятий является поэтапный разбор их содержания, который сводится к выделению основных признаков данных понятий. Следующим шагом служит определение характерных особенностей каждого признака рассматриваемого понятия. Заключительным этапом выступает синтез признаков и особенностей.

Понятия в школьном курсе истории можно разделить на три группы: 1) частные исторические; 2) общеисторические; 3) социологические [7].

Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрим понятие «монархия», которое относится к социологической группе. В учебнике по истории России для 6-го класса под редакцией А.В. Торкунова понятие сводится к следующему содержанию: монархия – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному правителю (князю, царю, императору и т.д.). В учебнике по всеобщей истории для 7-го класса под редакцией А.А. Вигасина это понятие трактуется как форма правления, при которой главой государства является одно и то же несменяемое лицо – наследственный или выборный монарх. Главным родовым признаком является в данном случае форма правления, а видовыми признаками – принадлежность власти одному лицу и передача власти по наследству. Учащимся могут быть заданы вопросы, которые помогут им выстроить логику усвоения содержания понятия (рис. 1).

Рис.1. Работа с понятием

В образовательном процессе при формировании исторических понятий на уроке учитель должен использовать разнообразные формы работы. Важной формой деятельности является работа с текстом учебника. При работе с учебником могут быть достигнуты следующие результаты. Например, по окончании 5-го класса обучающиеся должны уметь вычленять главную мысль во фрагменте текста, уметь ориентироваться в содержании учебника, используя оглавление, уметь пересказывать, используя иллюстрации и изображения, уметь составлять простой план текста. В 6-м классе обучающиеся должны освоить умение выделять существенное содержание в параграфе, уметь пересказывать, используя нескольких источников, уметь рассматривать вопрос в развитии. Обучающиеся 7-го класса должны демонстрировать умение излагать материал на основе нескольких параграфов, уметь строить план сложного типа. Ученики 8-го и 9-го классов должны демонстрировать умение приводить доказательства к выводу, сформулированному учителем, уметь составлять план темы, уметь самостоятельно формулировать понятия и термины, уметь сравнивать и соотносить тексты двух и более учебников.

Рассмотрим некоторые актуальные приемы, направленные на формирование исторических понятий.

Прием «Текст с пропусками». Данный методический прием направлен на развитие умения ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл, соотносить исторический процесс с ключевыми понятиями. Учитель составляет учебный текст, в котором пропущены ключевые понятия, изучаемые в рамках темы. Обучающимся необходимо вставить пропущенные термины. Приведем пример задания для 5-го класса.

1. В Северо-восточной Африке располагалось государство ___________.

2. По его территории протекала река _________________ , которая впадала в Средиземное море.

3. В месте впадения в море река распадалась на несколько рукавов, образуя треугольник – ____________.

4. Управлял этим государством правитель, которого именовали _______________.

5. Столицей этого государства был город _______________.

Для вставок могут быть предложены следующие термины: Египет, Междуречье, Нил, Евфрат, альфа, дельта, вождь, фараон, Урук, Мемфис.

Прием «Текст с историческими ошибками» положен в основу задания ГИА-9 по истории. Задание 19 проверяет умение использовать данные различных исторических и современных источников (текста; схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнении свидетельств разных источников. Данное задание направлено на применение исторического понятия в контексте конкретной исторической ситуации. Приведем пример такого задания.

Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

«В период становления Древнерусского государства киевские князья стремились установить свою власть на все восточнославянские племена. При Игоре сбор дани с племен осуществлялся в ходе пожилого – объезда князем с дружиной подвластных земель. Княгиня Ольга изменила порядок сбора дани, установила точный размер – урок и места ее сбора – ряд».

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом:

Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)

 

2)

 

 

В правильном ответе должно быть указано:

Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

1) При Игоре сбор дани с племен осуществлялся в ходе пожилого

При Игоре сбор дани с племен осуществлялся в ходе полюдья

2) Княгиня Ольга изменила порядок сбора дани, установила точный размер – урок и места ее сбора – ряд.

Княгиня Ольга изменила порядок сбора дани, установила точный размер – урок и места ее сбора – погосты.

 

Эффективным приемом по формированию исторических понятий является «Исторический фартук». В основе данного приема лежит умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации [8]. Обучающимся предлагается «наполнить» карманы фартука историческими понятиями. Каждый карман должен быть подписан, в качестве подписей могут быть использованы персоналии, события, даты, исторические эпохи, названия государств. Приведем пример такого задания, направленного на подготовку ко Всероссийской проверочной работе по истории в 5-м классе.

Карманы «фартука» подписаны в соответствии с названиями государств: 1 – Египет, 2 – Междуречье, 3 – Финикия (рис. 2). Обучающимся необходимо распределить исторические понятия между государствами. Для работы могут быть предложены следующие термины: «фараон», «дельта», «ил», «Нил», «Тигр», «клинопись», «пурпур», «папирус», «Евфрат» и т.д.

Рис. 2. Прием «фартук»

Прием «Работа с таблицами» может быть использован для сравнения понятий и выделения характерных признаков сходных родовых понятий. Для работы следует использовать таблицу, сравнение производится по критериям, выделенным учителем. Таким образом, обучающиеся должны производить сравнение по видовым признакам. Например, в 5-м классе изучается процесс перехода от родовой общины к соседской общине. Ниже приведем пример такой таблицы.

Таблица 4

Прием работы с таблицей

Критерии

Родовая община

Соседская община

Кто владеет землей?

   

Какой тип труда используется?

   

Кто владеет имуществом?

   

Какие занятия характерны?

   

 

Методический прием «Кубик Блума» позволяет сформировать у обучающихся умение выделять характерные признаки понятий и коммуникативные учебные действия, направленные на постановку вопросов, – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. На каждой грани размещаются вопросное слово или глагол. Могут быть предложены следующие слова: «почему», «объясни», «поделись», «предложи», «придумай», «какой», «каким образом» и т.д. Например, при работе с понятием «государство» можно сформулировать следующие вопросы: «Почему возникло государство?», «Какие признаки у государства?» и т.д. Учитель может наносить на грани иные слова в соответствии с образовательными потребностями. Таким образом, умение ставить вопросы является важной формой работы по развитию устной и письменной речи обучающихся.

Вывод. Анализ актуальных вопросов формирования понятийного аппарата при изучении истории в основной школе привел нас к выводу о необходимости систематизации и расширения методической базы приемов, направленных на формирование понятийного аппарата по истории, проведения более подробного изучения вопросов психолого-педагогических условий формирования понятий.