Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

A STUDY OF PECULIARITIES OF STUDENTS’ ACADEMIC MOTIVATION UNDER A SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION (USING MEDICAL COLLEGE OF VOLGOGRAD STATE MEDICAL UNIVERSITY EXAMPLE)

Sorokina E.V. 1 Lapteva E.A. 1 Kalinchenko E.I. 1
1 Volgograd State medical University
The article is devoted to the problem of peculiarities of students’ academic motivation during educational activity in the medical college. This study contains the results of the experimental research in educational motivation of the VSMU’s medical college students. Academic motivation and its components are settled. The study takes into account various aspects of students’ educational motivation. Educational motives are considered being a dynamic system, which can be shaped. The features of students’ educational motivation are investigated at three departments under a system of secondary vocational education (Pharmacy, Nursing and Orthopedic stomatology). The investigation is based on anonymous survey of students with subsequent statistical data processing. 126 students answer the questionnaire. Groups of first-year students and graduate courses are studied by means of comparison scale of the dominant motives. Cognitive and communicative motives are revealed as dominants in educational motivation. The ways to improve the obtained data are proposed for increasing the academic motivation of this institution’s students. The current article demonstrates the students’ need in motivation by forming motivational systems in the College.
motivation
students of medical college
educational activity
academic motivation

Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения [1]. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов; уровня развития студенческой группы; организации учебного процесса; от преподавателей и их отношения как к своим предметам, так и к личности студента; от программы обучения и т.д. Овладение знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем сформируют фундамент профессиональной деятельности будущего специалиста, является важным фактором, влияющим на мотивацию студентов. Однако кто-то хочет учиться сам, кого-то необходимо мотивировать, именно поэтому очень важно разрабатывать на основе эмпирических данных мотивационные системы, которые способствовали бы повышению интереса студентов к учебе и их активности в научно-поисковой и творческой деятельности [2]. Учебная мотивация – сложная, многокомпонентная категория, требующая системного подхода.

Целью нашего исследования является выявление основных мотивационных составляющих студентов медицинского колледжа Волгоградского государственного медицинского университета, обучающихся по специальностям «Стоматология ортопедическая», «Сестринское дело» и «Фармация».

При изучении вопроса учебной мотивации студентов можно встретить разные подходы к классификации последней. Из всех существующих следующая классификация учебных мотивов студентов, на наш взгляд, является наиболее полной и понятной:

- познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стремление стать более эрудированным);

- широкие социальные мотивы (подразумевают долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, принести пользу обществу); выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение;

- прагматические мотивы (иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд);

- профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

- эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);

- статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);

- коммуникативные мотивы (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);

- традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

- утилитарно-практические мотивы (меркантильные, научиться самообразованию, стремление усвоить отдельный интересующий предмет);

- учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

- мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном ближайшем социальном окружении);

- неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу) [1].

Все перечисленные мотивы могут образовывать единую учебную мотивацию. Один или несколько могут доминировать в формировании общей мотивации. Из перечисленных мотивов лишь последний (неосознанные мотивы) можно считать абсолютно негативным в системе формирования общей мотивации, т.к. в случае доминирования такого мотива общая учебная мотивация сложно поддается коррекции. Коммуникативные мотивы также не всегда полезны в доминанте общей учебной мотивации, поскольку нахождение в образовательном учреждении лишь для общения негативно сказывается на успеваемости данных студентов.

Материалы и методы исследования. Нами было проведено анонимное анкетирование студентов медицинского колледжа, обучающихся в медицинского колледже Волгоградского государственного медицинского университета по одной из трех специальностей: «Фармация», «Стоматология ортопедическая» и «Сестринское дело». Для сравнительного анализа учебной мотивации студентов и оценки динамики учебной мотивации анкетирование было проведено на первом и выпускном курсах.

Анкета содержала следующие вопросы.

  1. Что Вам нравится в процессе учебы?

а) Получение знаний

б) Организация учебного процесса

в) Участие в различных мероприятиях

г) Методы обучения

д) Участие в научной работе

ж) Другое ______________________________________

  1. Что не нравится в процессе учебы?

а) Большая загруженность

б) Мало свободного времени

в) Отношения с преподавателями

г) Отношения со студентами

д) Другое ________________________________________

  1. Соответствует ли учеба Вашим ожиданиям до поступления в колледж?

а) Соответствует

б) Не совсем соответствует

в) Не соответствует

г) Затрудняюсь ответить

  1. Довольны ли Вы результатами своей учебы?

а) Да

б) Нет

в) Не совсем

  1. Считаете ли Вы, что процесс обучения способствует раскрытию и реализации ваших индивидуальных способностей?

а) Да

б) Нет

в) Я имею смутное представление о своих индивидуальных способностях

г) Считаю, что не развитие способностей определяет успех профессиональной деятельности, а реальные условия трудоустройства и построения карьеры.

  1. Что является, по Вашему мнению, главными причинами неуспеваемости студентов?

а) Несистематическая работа в семестре

б) Неэффективность аудиторных занятий

в) Завышенные требования преподавателей

г) Другое _____________________________________

  1. Что, на Ваш взгляд, в наибольшей степени может способствовать повышению успеваемости?

а) Систематическая работа студента в семестре

б) Постоянное ведение конспектов и протоколов занятий

в) Методические материалы с разбором типовых задач и примерами

г) Укажите другое _____________________________________

  1. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями, сложившимися между студентами в группе?

а) Да

б) Не всегда

в) Нет

  1. Имеете ли Вы возможности для проявления самостоятельности и личной инициативы как участник образовательного процесса?

а) Да

б) Не всегда

в) Нет

  1. Курс_____________

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ анкет проводился отдельно по курсам и специальностям, затем сравнивались результаты, полученные от студентов первого и выпускного курсов. Всего было опрошено 129 респондентов, обучающихся на специальностях «Фармация», «Сестринское дело» и «Стоматология ортопедическая» Медицинского колледжа ФГБОУ ВО «ВолгГМУ». Научная новизна исследования заключается в том, что мотивация студентов данных специальностей, реализуемых в университетском колледже, изучалась впервые.

В целом студенты 1 курса специальности «Фармация» продемонстрировали не очень высокую мотивацию, что, возможно, связано с адаптационным периодом в образовательном учреждении (время проведения опроса – октябрь). Так, на вопрос о том, что нравится в процессе учебы, ответ «знания» указали 60% респондентов. При этом 1% обучающихся указали вариант «другое» - отметив общение в коллективе. На вопрос о том, что не нравится в процессе учебы, 40% студентов ответили – «большая загруженность» и 49% - «мало свободного времени». Кроме того, 6% респондентов не выбрали предложенные варианты, указав, что все нравится. На вопрос «Соответствует ли учеба Вашим ожиданиям до поступления в колледж?» утвердительно ответили 49% студентов, затруднились ответить 43%. По поводу удовлетворенности результатами своей учебы 64,6% затруднились ответить, что объясняется малым количеством времени обучения с начала семестра. 51% респондентов считают, что процесс обучения способствует раскрытию и реализации индивидуальных способностей обучающегося. Оценку причинам низкой успеваемости студентов «несистематическая работа в семестре» дали 39%, а 33% отметили завышенные требования преподавателей. 20% респондентов указали другие причины, среди них: отсутствие дисциплины, лень, повышенная утомляемость, тревога и переживания. Способствовать повышению успеваемости студентов должна в 36% - систематическая работа на занятиях, 38% - методические материалы с разборами типовых задачам и примерами. 6% опрошенных указали другие причины, такие как интерес к предмету, телесные наказания и требовательность преподавателя. На вопрос «Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями, сложившимися между студентами в группе?» утвердительно ответили 79% респондентов. Вероятность для проявления самостоятельности и инициативы обучающегося как участника образовательного процесса обнаружили 53% студентов.

Результаты анкетирования студентов 3 курса показали, что получение знаний в процессе обучения в приоритете у 81% опрошенных, что на 21% выше аналогичного показателя у студентов-первокурсников. На вопрос о том, что не нравится в процессе обучения, 33% респондентов ответили – «большая загруженность». Остальные ответы в различных сочетаниях составили по 5-7%. По сравнению с ответами студентов 1 курса отчетливо видно, что студенты научились правильно распределять свое время, и всего лишь треть все также указывает наличие большой загруженности. На вопрос о соответствии учебы ожиданиям затруднились ответить 9,3%. Абсолютное большинство – 88% - ответили утвердительно. Это в 2 раза больший показатель, чем аналогичный у студентов первого года обучения. 33% удовлетворены результатами своей учебы, а 53% затрудняются дать четкую оценку. Данный вопрос вызвал спорный резонанс среди студентов, так как многие не сочли возможными самостоятельно определить результаты своей учебы. Более половины будущих выпускников (56%) считают, что процесс обучения способствует раскрытию и реализации их индивидуальных способностей. Показатель немногим превышает аналогичный у первокурсников. Главной причиной низкой успеваемости студентов 51% опрошенных указали несистематическую работу в семестре, 26% - завышенные требования преподавателей. Способствовать успеваемости, по мнению выпускников, может методическая база (43%) и систематическая работа в семестре (33%). 81% респондентов довольны отношениями в группе. Показатель практически равен таковому у опрошенных первокурсников. 67% студентов 3 курса отметили возможность для проявления и инициативы и самостоятельности при участии в образовательном процессе, 26% затруднились дать четкую оценку.

Результаты анкетирования студентов 1 и 3 курсов по специальности «Стоматология ортопедическая» выявили следующие результаты: на вопрос о том, что нравится в процессе учебы – 72% первокурсников и 62% студентов третьего курса ответили – «получение знаний». Абсолютное большинство студентов – 45% на 1 курсе и 75% на 3 курсе считают, что у них мало свободного времени, 22% и 12% соответственно указали большую загруженность. Также практически единогласны респонденты были в вопросе о соответствии учебы их ожиданиям – 63% и 54% соответственно. Удовлетворены результатами своей учебы 63% первокурсников и 41% будущих выпускников специальности «Стоматология ортопедическая». 68% опрошенных студентов 1 курса считают, что процесс обучения способствует раскрытию и реализации индивидуальных способностей студента, с ними согласны 58% респондентов 3 курса. Несистематическую работу в семестре как результат низкой успеваемости студентов отметили 68% первокурсников и 75% студентов третьего курса. А способствует успеваемости, по мнению студентов, систематическая работа на занятиях – это отметили 36% студентов 1 курса и 70% студентов 3 курса. Кроме того, 36% первокурсников отметили также необходимость постоянного ведения конспектов лекций. 63% опрошенных студентов 1 курса и 91% - 3 курса довольны взаимоотношениями, сложившимися в группе. Первокурсники и будущие выпускники - 54% и 62% соответственно отметили возможность для проявления самостоятельности и инициативы в процессе учебной деятельности.

70% студентов 1 курса специальности «Сестринское дело» на вопрос о том, что нравится в процессе учебы, указали ответ «знания». При этом 22% обучающихся также указали варианты «методы обучения» и «организация учебного процесса». На вопрос «Что не нравится в процессе обучения?» абсолютное большинство (65%) ответили, что мало свободного времени. На вопрос «Соответствует ли учеба Вашим ожиданиям до поступления в колледж?» утвердительно ответили 43% студентов, ответ «не совсем соответствует» дали 30% респондентов. 52% опрошенных первокурсников удовлетворены результатами своей учебы, а 43% не совсем удовлетворены. 57% студентов считают, что процесс обучения способствует раскрытию и реализации их индивидуальных способностей. Несистематическую работу в семестре причиной низкой успеваемости отметили 48% первокурсников, 17% также отметили лень. Для повышения успеваемости студенты указали «систематическую работу в семестре» - 43% и «методические материалы с разбором типовых задач» - 48%. 78% опрошенных студентов довольны сложившимися взаимоотношениями в группе. 52% респондентов ответили, что не всегда имеют ресурсы для проявления самостоятельности и инициативы как участники образовательного процесса. Студенты выпускного курса дали следующие ответы на вопросы анкеты: 79% отметили, что получение знаний в приоритете при обучении; как недостаток - 33% отметили большую загруженность и по 25% - отношения со студентами и преподавателями. 54% респондентов отметили, что обучение не совсем соответствует их ожиданиям. 63% не совсем удовлетворены результатами своей учебы. То, что учебный процесс способствует раскрытию и реализации индивидуальных способностей, отметили 42% обучающихся. 58% будущих выпускников отметили несистематическую работу студента в семестре в качестве причины низкой успеваемости и, соответственно, 50% также указали систематическую работу как фактор повышения успеваемости студентов. Большинство студентов не совсем довольны (42%) или недовольны (38%) взаимоотношениями в группе. 50% респондентов считают, что учебный процесс не всегда способствует раскрытию и реализации индивидуальных способностей обучающихся.

Выводы. Студенты специальностей «Фармация», «Сестринское дело» и «Стоматология ортопедическая» показали положительную динамику в расстановке доминант учебной мотивации. Так, по результатам анкетирования установлено, что в группах обучающихся ведущую роль играют познавательные и коммуникативные мотивы. Однако в группах 3 курса специальности «Сестринское дело» коммуникативные мотивы снижены.

Возможные шаги по повышению учебной мотивации:

- взаимодействие студент-преподаватель не только в плоскости обучения конкретному предмету, но и в научной области, разнообразии видов самостоятельной работы обучающегося, различных методов формирования компетенций в процессе учебной и внеучебной деятельности студентов при изучении комплекса учебных дисциплин и профессиональных модулей [3-5];

- разработка методической продукции с разбором наиболее сложных разделов дисциплины;

- обучение студентов основам тайм-менеджмента;

- использование групповых и индивидуальных заданий для раскрытия и реализации индивидуальных способностей и проявления самостоятельности и инициативы;

- применение методов малых групп для сплочения студенческого коллектива;

- оптимизация режима труда и отдыха студентов медицинского колледжа.