Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF ART UNIVERSITY STUDENTS AS A BASIS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES

Rakhimbaeva I.E. 1
1 Saratov State University
The analysis of the process of formation of autopsychological competence of students of art universities as the basis for future professional activity is presented. Analysis of the literature on the problem made it possible to note that today, in the age of digitalization and globalization of society, students should be able to activate their own mental resources for the implementation of productive professional activities. The formation of autopsychological competence is of particular interest in the context of training students in art universities. It has long been believed that one of the conditions for successful human activity is the artistic development of the individual, which affects, on the one hand, the spiritual culture of a person, and on the other, the realization of his creative inclinations. Thus, education in the field of art is aimed at the formation of a culture of perception of the surrounding world, at the development of the individual's ability to transform himself and reality, and artistic activity teaches a person to see the world in all the diversity of its forms, phenomena, colors. Therefore, it is important for students of art universities to develop creativity, creative self-realization, and creative potential. After all, active creative activity requires the inclusion of extensive personal potential, which, undoubtedly, will have a positive effect on the formation of autopsychological competence and the formation of a future professional with original thinking, an original and independent personal position, open to new experience, capable of non-standard solutions to the tasks set.
autopsychological competence
art universities
professional activity
ways of forming autopsychological competence

Сегодня мир меняется стремительно и непредсказуемо. И трансформация образования в соответствии с требованиями современного цифрового общества неизбежна. Данные изменения не могут не касаться образования в области искусства и культуры, хотя ничем не ограниченный поиск самовыражения остается характерной его составляющей. По-прежнему в основе художественного образования лежит стремление к формированию креативной активности, творческого сознания обучающегося, что является основой его будущей эффективной профессиональной деятельности. Профессионализм и компетентность выпускников становятся залогом успешности и конкурентоспособности на рынке труда, именно это привлекает работодателей. Но сформировать яркую личность профессионала нельзя только с помощью традиционных составляющих учебно-образовательного процесса. Важно научить студентов активизировать собственные психические ресурсы в целях создания благоприятной для профессиональной деятельности ситуации. Поэтому идея формирования у студентов вузов искусства аутопсихологической компетенции представляется нам актуальной.

Цель исследования – рассмотреть особенности формирования аутопсихологической компетентности как основы будущей профессиональной деятельности у студентов вузов искусства.

Материал и методы исследования

Современное общество предъявляет сегодня высокие требования к выпускникам вузов, подчеркивая, что важно эффективно использовать все то, чем владеет человек, уметь адекватно оценить имеющийся потенциал и быть способным применить его с наибольшими результатами в своей профессиональной деятельности. Именно акцент на потенциальных возможностях личности выпускника обусловливает необходимость изучения аутопсихологической компетентности.

В основу данного термина, введенного в научную теорию и практику не так давно, легли идеи субъекта и личности (К.А. Абульханова-Славская [1], А.Н. Леонтьев [2] и др.); изучение проблем самосознания, самопознания, самооценки, самоотношения человека и пр. (А.В. Брушлинский [3], В.А. Петровский [4] и др.).

Интерес с точки зрения нашего исследования представляют работы ученых, направленные на то, чтобы показать зависимость и связь аутопсихологической компетентности с успешной будущей профессиональной деятельностью. Акмеологический подход к этой проблеме помогает шире представить процесс формирования важных профессионально-личностных качеств. (А.А. Деркач [5] и др.). Обобщая представленные материалы, можно отметить, что в данном контексте аутопсихологическая компетентность рассматривается как способность и готовность будущих специалистов к самопознанию, саморазвитию, самореализации и прочим самопроцессам.

Подготовка специалистов творческих специальностей и формирование у них аутопсихологической компетентности вызывают особый интерес. И это не случайно. Ведь всегда считалось, что одним из условий успешной деятельности является художественное развитие личности, что, в свою очередь, влияет на ее духовную сферу и на реализацию творческих задатков. Именно художественное образование помогает развивать способности человека преобразовывать и изменять себя и действительность, а художественная деятельность учит замечать и воспринимать все многообразие окружающего мира.

Вместе с тем в ряде исследований можно найти интересные факты о такой проблеме, как инфантилизм в профессиональной деятельности выпускников творческих специальностей вуза, когда они не в состоянии организовать благоприятные условия для работы с опорой на собственные внутренние ресурсы (В.И. Герчиков [6] и др.), что позволяет говорить о незащищенности начинающих педагогов перед проблемами современного мира. Поэтому востребованность формирования аутопсихологической компетентности у студентов вузов искусства возрастает, ведь именно наличие данной компетентности позволяет выпускнику разрешать профессиональные проблемы.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучив проблему компетентности, которая последнее время не перестает привлекать исследователей, мы согласились с мнением, что под компетентностью понимается «актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональная характеристика человека, его личностное качество» [7, с. 49].

По мнению Н.В. Кузьминой [8], формирование любого вида компетентности, в том числе и аутопсихологической, составляет основу профессионализма и лежит в основе профессиональной подготовки будущего специалиста (в нашем случае художественно-творческого профиля). Особенностью аутопсихологической компетентности можно считать направленность личности к самому себе как субъекту жизнедеятельности.

В этой позиции нас привлекает то, что аутопсихологическая компетентность оказывается включена в структуру профессионализма и должна формироваться в процессе профессиональной подготовки студентов вузов искусства. При этом многие исследователи изучали аутопсихологическую компетентность как фактор успешной профессиональной деятельности.

А.К. Маркова [9] в своих исследованиях подчеркивает, что каждая личность сама ответственна за свое развитие, что будет помогать в дальнейшем полно и эффективно решать возникающие в процессе профессиональной деятельности сложные задачи. Термин «аутопсихологическая компетентность» возник недавно и в работах А.К. Марковой не встречается. Но исследователь представляет такие виды компетентности, как личностная и индивидуальная профессиональная компетентность, которые включают многие характеристики аутопсихологической компетентности.

Для студентов вузов искусства важно формирование аутопсихологической компетентности, поскольку в процессе профессиональной подготовки они знакомятся с художественным способом освоения мира, когда социальный опыт и знания передаются через эмоционально-образное постижение действительности. Это требует от профессионала высокого уровня развития креативности и активного включения в художественно-творческую деятельность. Только в этом случае можно говорить о том, что образовательный процесс становится эмоционально и личностно окрашенным, позволяя сочетать разум и чувство, углубляя рамки познавательной деятельности обучающегося. Искусство как объект изучения помогает в развитии у обучающихся системы ценностей, оригинального, творчески-ориентированного мышления, открытости к знаниям и новому опыту, способности к импровизации и пр. Креативность, творческий потенциал, способность к самореализации в художественно-творческой деятельности являются важными составляющими аутопсихологической компетентности студентов вузов искусства. И это не случайно. Ведь в центре образовательного процесса находится искусство, оно является и основным компонентом будущей профессиональной деятельности. Опытом и исследованиями многих лет доказано, что художественная деятельность обучаемого положительно влияет на развитие всех сфер его личности. При этом роль искусства возрастает тогда, когда человек особенно ярко и эмоционально воспринимает ту сторону жизни, которая в образной форме содержится в произведениях искусства (музыкальных, изобразительных, литературных). Искусство, таким образом, является важным стимулом формирования образного мышления, интеллектуальных и творческих способностей, духовных и нравственных качеств личности, основой художественно-творческой деятельности. И сегодня развитие личности средствами искусства служит важной составляющей художественного образования.

Традиционно понятие «искусство» трактуется как мастерство как таковое, как творческая составляющая любой профессии и как форма художественной деятельности. Следовательно, искусство пронизывает всю нашу жизнь и является наиболее продуктивным средством воспитания по законам красоты, когда ярко и активно происходит становление «Я» индивидуума, что помогает в эмоциональном самовыражении, раскрепощении и выявлении уникальных личностных качеств в качестве результата воспитания творческого начала в каждом. Рассматривая то, как человек, взаимодействуя с искусством, испытывает необычайно сильные потребности в восприятии и создании прекрасного, можно увидеть и более глубокие последствия, когда искусство начинает интерпретироваться как основа для развития универсальной творческой способности, помогающая реализоваться в любом виде деятельности: научной, политической, просветительской, образовательной и пр. [10]. Общение с искусством помогает человеку осознать себя в современном мире, понять и принять свое место в нем. Знания, навыки, приобретенные в процессе художественного творчества, человек может переносить во все сферы своей деятельности, добавляя в них красоту и совершенство.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что аутопсихологическую компетентность важно рассматривать не только как базовую в характеристике профессиональной подготовки, но и как структурный элемент развитой и творчески совершенной личности, способной к самореализации.

Рассмотрим возможные пути формирования аутопсихологической компетентности в условиях учебно-образовательного процесса в Институте искусств СГУ имени Н.Г. Чернышевского. Эффективность формирования аутопсихологической компетентности становится возможной при единстве всех видов деятельности студентов. Остановимся подробнее на самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность является важной составляющей образовательной деятельности студентов и нацеливает их на самостоятельное приобретение знаний и умений аутопсихологической компетентности в процессе самоподготовки (таких как поиск необходимой информации, подготовка к занятиям, выполнение самостоятельных заданий по специальным дисциплинам («Вокал», «Дирижирование», «Инструмент»), составление и реализация собственных программ формирования аутопсихологической компетентности, обмен опытом со своими товарищами посредством информационных и иных ресурсов).

Прежде всего, мы попытались выяснить мотивацию выбора студентами высшего образования в области искусства, проведя исследование на тему: «Образование в области искусства для меня – это…». В результате анализа полученных данных мы смогли определить отношение обучающихся к образованию в области искусства и выявить их потребности и цели. Предложенные в исследовании позиции были ранжированы следующим образом: интерес к предметам художественно-творческой направленности (25,5% опрошенных); желание обучаться данному предмету (11,2%); желание иметь высшее образование в области искусства (25,9%); желание заниматься практической деятельностью в области искусства (14,3%); стремление посвятить себя обучению и воспитанию детей (11%); осознание своих творческих способностей (2,3%); возможность саморазвития и самореализации (2,7%);           стремление к профессиональной стабильности (2,1%); стремление к профессиональной успешности (2,5%); разное (1,5%).

Полученные данные позволяют отметить, что студентов в большей степени привлекают желание получить высшее образование в области искусства, собственный интерес к предметам художественно-творческой направленности и желание заниматься практической деятельностью в области искусства. Такие составляющие аутопсихологической компетентности, как осознание своих творческих способностей, возможность саморазвития и самореализации, стремление к профессиональной успешности и иное, не осознаются обучающимися как важные.

Студентам было предложено самостоятельно подготовить небольшое эссе на тему «Способен ли я к саморазвитию, или что такое аутопсихологическая компетентность?». Для первокурсников это было сложное задание и предполагало активизацию внимания на основных составляющих профессиональной компетентности и выделении важности самопроцессов в профессиональной подготовке. Как результат при анализе студенческих работ были выделены оптимальные качества профессионала, составлен коллективный портрет специалиста в области искусства, намечены пути воспитания тех или иных качеств, отсутствующих у обучающихся и необходимых им как профессионалам в своей области.

Индивидуальные занятия по специальным дисциплинам играют важную роль в формировании аутопсихологической компетенции, поскольку самостоятельная работа является обязательной составляющей таких занятий. Творческие задания, опирающиеся на знания специфики музыкального искусства и других видов искусства в их взаимосвязи, традиционно включаются в план занятий. Например, студентам предлагается для лучшего освоения изучаемого в классе материала подобрать картины (выбор художника зависит от исполняемого произведения), раскрывающие общее настроение исполняемого произведения; представить содержательный анализ картин (время их создания, настроение автора, особенности живописного письма); разработать исполнительский анализ исполняемых произведений; создать исполнительский музыкальный образ, овладеть специфическими техническими трудностями, характерными для композиторов определенного направления, и пр.

Работа над пьесами школьного репертуара также направлена на формирование основных составляющих профессиональной компетентности, в нашем случае – аутопсихологической. В основе лежала эскизная форма работы, которая предполагала лишь овладение материалом, а не концертно-исполнительскую завершенность работы над ним. Это позволяло студенту проработать и изучить большое количество музыкального материала, что расширяло его исполнительский кругозор. Каждый обучающийся с опорой на свой музыкальный опыт и подготовку выбирал удобные произведения, которые мог за короткое время представить ярко и эмоционально. Обогащение исполнительского репертуара дополнительно освоенными в процессе самостоятельной работы произведениями позволит студентам в дальнейшем использовать их в своей профессиональной деятельности.

Посещение мастер-классов также являлось важным моментом в процессе формирования аутопсихологической компетентности. Это позволяло обучающимся изучить опыт ведущих преподавателей-профессионалов, а последующий детальный анализ их работы помогал закрепить представленный на практике опыт успешной профессиональной деятельности, что способствовало его применению и в собственной практике.

Большую роль в процессе работы играл дневник формирования аутопсихологической компетентности, в котором студенты вели подробный отчет о проделанной работе, пытались сформулировать возникающие в процессе профессиональной подготовки трудности и проблемы, искали пути их устранения, обоснованно старались выбрать те виды профессиональной деятельности и формы обучения, которые, на их взгляд, могли бы помочь им в эффективном формировании аутопсихологической компетентности. В дневник заносились личные достижения обучающегося (участие в конференциях, концертах, конкурсах, подготовка докладов, презентаций и т.д.), препятствия, конфликты и пр.

Таким образом, можно сделать вывод, что выявленные взаимосвязи показывают, что сформированность аутопсихологической компетентности в процессе профессиональной подготовки в вузе искусства определяет успешность профессиональной деятельности за счет развития интеллекта, который в совокупности с определенным набором личностных качеств предопределяет качественное решение разноплановых педагогических задач студентами вузов искусства.