Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN AS A MEANS OF PREVENTING AGGRESSIVE ACTIONS

Molub M.S. 1 Kuraeva D.A. 1
1 Kuban state university
This article discusses the prevention of aggressive actions among preschool children by means of developing communicative competence. The opinions of many experts, both domestic and foreign, are analyzed, which allows us to talk about two main factors that affect aggressive manifestations at an early age: frustration and family upbringing. Developing the communicative competence of older preschool children is an important means of preventing aggressive behavior in preschool children. The importance of developing communicative competence in order to prevent aggressive actions of preschool children is considered, and the program «The World in which we live!». The purpose of this program is to develop and implement a system of work on the formation of communicative competencies in children of older preschool age through specially organized game situations, the basis of which is to create conditions for children to acquire skills of communicative behavior and positive social experience. The program provides for the main implementation blocks and sets out the principles of its use. The key to the presented program is its universality, as well as working not only with children, but also actively working.
communicative competence
aggressive actions
the phenomenon of aggression
aggressive manifestations
skills of communicative behavior

В последнее время в научной литературе все чаще появляются публикации, посвященные вопросам агрессивных проявлений детей и подростков. Проблема изучения феномена агрессии была и остается весьма актуальной. Педагоги, психологи пытаются найти объяснения и раскрыть причины агрессивных действий детей. В современной психологической литературе можно найти подтверждение мнения ученых о том, что уже у детей раннего возраста существуют агрессивные проявления. Об этом свидетельствует мнение таких ученых, как Д. Ричардсон, Д. Винар, П. Керинг, С.Л. Колосова, Н.М. Платонова и др. Существует много различных трактовок феномена агрессивного поведения. Исследователи В.П. Зинченко, Д.Н. Ушакова, Б.Г. Мещерякова и иные под агрессивными проявлениями в поведении детей раннего возраста понимают «действия детей, направленные на причинение вреда себе или объектам окружающей среды (одушевленным или неодушевленным, в соответствии с их внутренними состояниями дискомфорта, вызванными неблагоприятными в физическом и/или психологическом отношении жизненными ситуациями».

Таким образом, правомерно считать, что многие специалисты в области психологии говорят о том, что уже с раннего возраста детям свойственны агрессивные проявления. Например, исследования Д. Коннора подтверждают мысль о том, что в раннем возрасте агрессивные проявления присущи многим нормально развивающимся детям. По мнению Д. Коннора, возникающие агрессивные проявления рождаются вследствие конфликтной ситуации и являются своеобразной тренировкой для дальнейшего применения данной модели поведения. В дальнейшем ребенок уже активнее использует знакомую ему технику общения и самоутверждения среди сверстников или в общении с родителями и педагогами. Подобную точку зрения разделяют и другие специалисты, говоря о том, что детям раннего возраста свойственно конфликтовать из-за желания владеть определенным предметом.

Цель исследования: разработать теоретическое обоснование и проектирование представленной программы как средства предупреждения агрессивных действий детей старшего дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования

Мнения многих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, позволяют говорить о двух основных факторах, влияющих на агрессивные проявления в раннем возрасте: это фрустрация и семейное воспитание (И.А. Фурманов, Н.М. Платонова, Д. Коннор, П. Керинг и др.) [1].

В целом мы разделяем мнение И.А. Фурманова, который подытожил анализ изученных теорий и отметил, что, прежде всего, агрессивные проявления представляют собой реакцию на кризисную ситуацию, возникающую вследствие депривации или фрустрации актуальных потребностей.

Многие исследователи, такие как И.А. Фурманов, Д. Коннор, П. Керинг и иные, отмечают, что характер агрессивных проявлений у детей в дальнейшем начинает меняться. В исследованиях Д. Коннор отмечает тот факт, что в возрасте от двух до четырех лет жизни происходит уменьшение доли физической агрессии и увеличение вербальной. В период двух-трех лет родители часто жалуются на упрямство ребенка [1].

Когда ребенок попадает в конфликтную ситуацию между его собственным внезапно появившимся спонтанным интересом и родительским запретом, то, безусловно, в этом случае он испытывает депривацию. Именно в данный момент в ребенке рождается злость, которая может вылиться в агрессивные проявления. А. Фромм, рассматривая данный феномен, говорит о существовании так называемого эффекта перенесения, т.е. перенесения своих агрессивных эмоций или проявлений на более безобидный объект. Данная модель поведения характерна в основном для детей трех-четырех лет. Далее ребенок, взрослея, уже учится контролировать свои агрессивные проявления и может их проявлять в более приемлемых рамках [2, 3].

В целом можно заключить, что собственные агрессивные проявления или постоянное их ожидание от ближнего окружения ребенка влияют на активность его поведения, усиливают его тревожность, способствует формированию заниженной самооценки. Таким образом, в целом происходит пагубное влияние на развитие всех высших психических функций ребенка дошкольного возраста.

Следует учитывать, что дошкольный возраст – сензитивный период в жизни человека, и от позиции педагогов и родителей во многом будут зависеть правильное направление или вектор, который получит ребенок, склонный к проявлению агрессивных действий [4].

На наш взгляд, эффективным средством профилактики агрессивных действий среди дошкольников будет развитие их коммуникативных компетенций. Психолого-педагогические аспекты коммуникативной компетентности раскрываются в исследованиях Ю.Н. Емильянцева, Ю.М. Жукова, С.И. Ершовой, И.В. Гришняевой, О.И. Муравьевой и др. [5, 6].

Мы разделяем мнение О.В. Дзюба о том, что коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста представляет собой некую совокупность приобретенных знаний, умений и навыков, обусловливающих эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Данные знания, умения и навыки применяются дошкольниками не только при выстраивании речевого взаимодействия, но и при планировании ситуаций общения, его оценке и интерпретации в дальнейшем.

Исследователь О.В. Дыбина к ключевым компетенциям дошкольников относит технологическую, информационную и коммуникативную компетентности. Именно коммуникативная компетентность, по мнению многих авторов, принадлежит к группе ключевых, поэтому ее формированию необходимо уделять пристальное внимание.

Развитие коммуникативной компетентности в дальнейшем будет способствовать успешной адаптации ребенка к школе, а также обеспечивать эмоциональное благополучие в коллективе сверстников. Кроме того, формирование коммуникативной компетентности в дальнейшем благоприятно скажется на развитии самой личности ребенка и его благополучии во взрослой жизни.

Коммуникативные умения можно разделить на две основные группы, которые взаимодополняют друг друга: базовые и процессуальные [6]. К базовым можно отнести умения, отражающие содержательную суть общения ребенка и взрослого (например, приветствие, прощание, просьба о чем-либо, слова благодарности и др.). К процессуальным умениям можно отнести умения, которые помогают обеспечивать процедуру общения: это, прежде всего, умение слушать собеседника, умение поддерживать беседу на определенную тему, конструктивно сотрудничать с собеседником и др. Как нами уже отмечалось выше, все перечисленные умения невозможно представить себе без их взаимосвязи друг с другом, поэтому работа по развитию перечисленных умений должна вестись комплексно.

Нами были проанализированы основные общеобразовательные программы дошкольных образовательных организаций, такие как «От рождения до школы», «Детство», «Радуга». В целом, говоря о развитии коммуникативных умений детей дошкольного возраста, можно сказать, что указанные программы не прописывают конкретных шагов и форм организации по реализации данной задачи. Также нами были изучены рабочие программы воспитателей, которые недостаточно отражают деятельность в этом направлении, что говорит об актуальности и необходимости такой работы.

Подведя итоги всего вышесказанного и изучив теоретическое основание представленной проблемы, мы разработали программу по развитию коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем!», определили цель программы как разработку и внедрение системы работы по формированию коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста посредством специально организованных игровых ситуаций, основой которых является создание условий для приобретения детьми навыков коммуникативного поведения и положительного социального опыта. Мы предполагаем, что именно такая деятельность будет способствовать развитию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

При разработке данной программы нами были учтены требования-принципы не только общепедагогические, но и принципы, реализующие идеи дошкольного образования в целом, и принципы, способствующие профилактике агрессивных действий в образовательной среде [6].

Основной задачей реализации данной программы является определение оптимальных психолого-педагогических условий, необходимых для формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста как средства предупреждения агрессивных действий в процессе специально организованных игровых ситуаций. Данные игровые ситуации были разработаны нами и предложены в дошкольной образовательной организации с целью применения их как на занятиях, так и в свободной деятельности дошкольников.

Нами определена система работы, включающая четыре основных компонента: проективный, содержательный, процессуально-технологический и контрольно-учетный.

Проективный компонент содержит следующие группы задач: воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.

Воспитательные задачи ориентированы, прежде всего, на становление нравственных ориентиров в коммуникативном поведении и деятельности, что способствует воспитанию у ребенка положительных качеств личности. Воспитательные задачи, которые планируется реализовывать в программе, разнообразны и направлены на развитие личности ребенка в целом, а также на решение вопросов социализации дошкольника в обществе в целом.

Коррекционно-развивающая группа задач, являющаяся первостепенной, ориентирована на формирование у дошкольников умений выстраивать конструктивное взаимодействие и со своими сверстниками, и с педагогами, и с родителями. Решение этой группы задач предполагает организацию обучающих мероприятий для родителей и педагогов, направленных на обучение отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, развивающим умение выстраивать конструктивное взаимодействие с окружающими, что будет в дальнейшем способствовать успешной адаптации к школе. Данный блок работы мы считаем наиболее важным, так как родители должны владеть необходимыми приемами в целях укрепления взаимоотношений с детьми.

В рамках реализации проекта «Счастливы вместе!» нами разработаны тематические семинары для родителей совместно с детьми. Предложенная тематика семинаров с родителями обсуждалась с родительским комитетом дошкольной образовательной организации и педагогами с целью выбора оптимальных и наиболее интересных тем. Данная работа должна осуществляться в тесной взаимосвязи со специалистами ДОО на основе комплексного подхода к решению проблемы.

Образовательные задачи направлены в основном на формирование у детей собственного личного коммуникативного опыта в процессе взаимодействия с окружающей действительностью, в ситуациях взаимодействия и сотрудничества с педагогом и сверстниками, характерных для этого возрастного периода.

В основу игровой и совместной образовательной деятельности положены принципы гармоничного воспитания, предложенные В.А. Петровским.

  1. Учет психологического возраста ребенка и его особенностей – способствует развитию познавательного интереса у ребенка дошкольного возраста, рациональному освоению им окружающего мира.
  2. Принцип открытия нового и интересного – способствует постоянному поиску новых целей, самостоятельному решению поставленных задач и решению интересных вопросов.
  3. «Равноценность основных сфер»: когда ребенку открываются новые возможности для освоения основных сфер его жизнедеятельности.
  4. «Свободный выбор». Для ребенка важно осуществлять самостоятельный выбор – с кем играть и в какую именно игру, определяет он сам. Развиваются умения предложить партнеру игру, объяснить и договориться о взаимном участии в игре.

Содержательный компонент методики представлен особенностями организации процесса формирования навыков взаимодействия с окружающими, а также составом средств, форм и методов для организации работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников в условиях ДОО.

Основные методы, используемые нами в разработке программы, можно разделить на две группы: методы стимулирования интереса к окружающему миру (обучающие дискуссии, поиск новой информации, создание ситуаций успеха в познании и открытии нового); методы стимулирования ответственного поведения. Здесь можно включить различный спектр мероприятий, таких как конкурсы, соревновательные мероприятия, метод примера, поощрение и др.

Содержательный компонент программы по развитию коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста также раскрывает сущность изучаемого явления и выполняет в целом когнитивную функцию. Содержательный компонент представлен следующими блоками.

  1. Мотивационный блок. При его разработке мы использовали изученные материалы таких авторов, как А. Бандура, К. Лоренц, В.В. Линеев, П.А. Ковалев, А.А. Реан и др. [7, 8]. Практические материалы (средства, формы и методы взаимодействия с дошкольниками), разработанные и подобранные в данном блоке, будут способствовать построению конструктивного взаимодействия между дошкольниками, снижению уровня конфликтов, агрессивных действий среди детей, а также уменьшению проявлений отрицательных эмоций, таких как злость, обида и др. В целом практические материалы, включенные в данный блок, будут работать на повышение интереса к культуре речи, способствовать развитию умения и желания ребенка вести конструктивный диалог с собеседником.
  2. Информационно-познавательный блок.

Практические материалы, включенные в данный блок, будут способствовать функциональному использованию поведенческих знаний и умений, развитию умения воспринимать новую информацию, желания познавать новое, а также умения выстраивать свое поведение с учетом знаний о культуре поведения в целом и знаний о культуре поведения в других странах.

  1. Перцептивный блок предполагает работу над правильным восприятием партнера и построением межличностных отношений, развитие гибкости в использовании форм поведения, толерантности во взаимодействии с собеседником и компенсаторных умений и навыков, положительного настроя на взаимодействие [4].

Процессуально-технологический компонент методики представлен методическими рекомендациями по работе педагогов в условиях специально организованной игровой деятельности, составом основных задач по реализации освоения дошкольниками навыков социального взаимодействия с окружающими.

Педагогами осуществляется подбор игрового материала в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Совместно организованная деятельность с использованием игровых ситуаций осуществляется педагогом-психологом и педагогом (воспитателем), который использует игровой материал вне занятий с учетом режима интеллектуальной и двигательной нагрузки групп общеразвивающей направленности. Не менее важной является необходимость организации предметно-развивающей среды, в которой пребывает ребенок: она должна быть вариативной с учетом гендерных предпочтений, предусматривать оснащение игровым и развивающим материалом в соответствии с возрастом и предпочтениями детей для осуществления индивидуальной и групповой работы с воспитанниками и др.

Подобная организация совместной деятельности детей и взрослых определяет личностно-развивающий характер взаимодействия с учетом интересов ребенка, его личного настроя; таким образом, совместная деятельность реализуется на параллельной основе, т.е. «мы рядом, мы вместе способны решить все».

Результаты исследования и их обсуждение. Мы предполагаем, что разработанная нами программа покажет свою востребованность и результативность на практике, так в ее состав включены различные методики, доказавшие свою эффективность. Контрольно-учетный компонент методики представлен комплексом диагностических методик, направленных, прежде всего, на организацию психологического обследования воспитанников в целях определения уровня сформированности компонентов коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. По итогам диагностической работы определяются направления работы по развитию коммуникативных навыков как средства преодоления агрессивных действий старших дошкольников.

Основным видом деятельности дошкольников является игра, и именно в ней происходит эмоциональное и социальное развитие ребенка. Именно в игре создаются первые модели взаимоотношений, выстраиваются стратегии поведения, приобретаются навыки общения ребенка с окружающими [9].

Как говорилось выше, основным компонентом представленной нами системы работы по формированию коммуникативной компетентности является проективный, он представлен следующими разделами.

Раздел «Любимая группа» включает работу, направленную на комфортное пребывание ребенка в группе, эмоциональное сближение всех членов группы и создание в целом атмосферы защищенности и комфорта для дошкольников. Для этого обеспечиваются не только эстетически красивая и комфортная среда пребывания, но и соответствующий эмоциональный настрой.

В разделе «Я в группе» предусмотрена работа по установлению эмоционального контакта с каждым ребенком в отдельности. Эмоциональный настрой во многом будет способствовать установлению дружеских отношений внутри детского коллектива и с педагогами.

В разделе «В мире чувств» нами предполагаются использование специально организованных игровых ситуаций, направленных на проигрывание различных ситуаций и объяснение поведенческих реакций, работа с эмоциями, изучение природы их возникновения. В этом разделе мы подобрали много различных игровых ситуаций, которые вызовут эмоциональный отклик и интерес у детей. Тематика игровых заданий и упражнений в данном разделе предполагает обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно находить правильные пути решения и регуляции, а также умению предотвращать ссору. Предлагается работа как в группе, так и индивидуально с каждым ребенком. Разработан тематический план в данном разделе, включающий различные мероприятия, направленные на работу с чувствами (например, «Счастье», «Радость», «Злость», «Покой» и др.). Форма и интенсивность предложенных игр и занятий определяются индивидуальными особенностями ребенка, в мероприятиях предполагается обратная связь, предоставляемая дошкольником (это могут быть мимика, высказывания, жесты).

Раздел «Я и мои друзья» направлен на проживание детьми социального опыта в специально организованных ситуациях. В данном разделе нами подобраны игры и упражнения, способствующие развитию эмпатии, навыков коммуникативного поведения, применяемых детьми в различных ситуациях взаимодействия со сверстниками. Использование различных ситуаций предусмотрено не только посредством проведения непосредственной образовательной деятельности, но и включением их в различные режимные моменты, что, по нашему мнению, будет способствовать развитию интереса к данному виду деятельности. Данный раздел призван обучить дошкольников позитивным приемам общения со сверстниками.

По нашему мнению, гарантом результативности предложенной нами программы будет готовность педагогов и родителей осуществлять взаимодействие с целью развития компетентности у старших дошкольников. Родители являются активными участниками педагогического процесса. Для этого необходимо мотивировать их к активной и включенной деятельности совместно с педагогами. Мотивационной составляющей будут являться информированность и заинтересованность каждого родителя. Для этого нами были продуманы различные формы работы с родителями и разработан и предложен тематический план взаимодействия педагогов и родителей дошкольников, включающий в себя различные мероприятия со всеми участниками образовательного процесса. Только полная включенность в работу по освоению ребенком позитивного опыта как педагога в условиях образовательного учреждения, так и родителя в условиях повседневной жизни поможет ему в овладении коммуникативными умениями и навыками, в развитии социальных способностей и уверенности [10-12].

Заключение

Разработанная нами программа позволяет гармонично сочетать игровую, учебную и творческую деятельность, что способствует формированию у детей навыков социального взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми и представляет собой важное условие для формирования коммуникативной компетентности как средства преодоления агрессивных проявлений у дошкольников, что требуется для их успешной социальной адаптации. Программа характеризуется своей композиционной целостностью, открытостью, прагматичностью, так как является средством реализации практических действий. В дальнейшем мы планируем опубликовать результаты проверки эффективности предложенной программы. Работа по проверке ее эффективности уже начата на базе дошкольных образовательных организаций Краснодарского края и города Краснодара.

Статья подготовлена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» на 2020 год № 073-00032-20-00 по проекту «Разработка современной концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде и ее научно-методическое обеспечение, включая апробацию и подготовку к внедрению».