Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PATTERN OF THE WORLDSKILLS’ CHAMPIONSHIP MOVEMENT DURING THE PROFESSIONAL TRAINING OF PEDAGOGICAL EDUCATION BACHELORS

Ankudinova E.V. 1 Ponkratenko G.F. 1 Ankudinova M.A. 1 Fedotova A.V. 1
1 FGBOU VO «Amursk State Humanitarian Pedagogical University"
In this article we have explored the pattern of the WorldSkills’ championship movement in the process of students’ professional education. WorldSkills is an international non-profit movement whose goal is the development of the professional education through co-application of best practices and professional standards worldwide. The mission of WorldSkills is to promote the information about the importance of skills and high standards of competence and their effect on the economic success of countries as well as on the development of the individual abilities of participants. WorldSkills’ movement is the integral part of approbation and introduction of newest forms of students’ professional education. The patterns of the WorldSkills’ championship movement allow to significantly increase the qualification level by involving experts of the professional education and by helping students achieve confidence and belief in their skills in order to advance in their studies as well as to contribute to their professional and personal growth. Therefore for this application new changes into the educational system are required and the main principle of these changes’ introduction is the implication of the need for the pedagogy bachelors to be prepared for their specialty not only on the theoretical and practical levels, but also on the personal one, meaning these students are ought to have certain personality traits and values. In connection to this it is necessary to create and approve new individually-oriented educational techniques that can serve as the basis for modern programs of students’ professional education which should lead to creation of the new improved educational process for the development of the professional competence in accordance with national educational standards of higher education.
professional education
the patterns of the worldskills’ championship movement
the modernization of the education
the training of the education system staff
the patterns of the professional education

Качество результатов высшего педагогического образования напрямую определяется степенью сформированности у выпускников общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВО. Подготовке кадров с высшим педагогическим образованием в настоящее время уделяется большое значение: успешная деятельность педагогических университетов напрямую определяет качество инновационного социально-экономического развития регионов.

Цель исследования. В рамках данного исследования нами предпринята попытка проанализировать одну из современных технологий профессионального воспитания студентов вуза – технологию чемпионатного движения WorldSkills, использование которой в процессе профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования является, на наш взгляд, весьма эффективным.

Материал и методы исследования. Чемпионатное движение WorldSkills в настоящее время является площадками для обмена опытом между лучшими педагогами профессионального образования мира, решения актуальных вопросов в области развития технологий, разработки инновационных стандартов образования в мировом масштабе. Проводимые WorldSkills конкурсные испытания позволяют педагогам, осуществляющим подготовку по определенным компетенциям, знакомиться со спецификой и методами обучения в различных образовательных практиках, требованиями профессиональных стандартов на международном уровне, осваивать новые технологии подготовки, тем самым обновляя собственную систему профессиональной подготовки.

Согласно регламентам чемпионатов цель чемпионатного движения WorldSkills направлена на гармонизацию различных практик профессионального и высшего образования, развитие стандартов и спецификаций подготовки профессионалов в разных странах мира. География движения на настоящий момент широка, так как к проведению профессиональных конкурсов присоединяются все новые страны, таким образом, интеграция практик подготовки по различным компетенциям профессионального и высшего образования идет как на уровне страны, так и в межгосударственном масштабе. WorldSkills не только содействует раскрытию личностного потенциала участников движения, но и формированию их профессиональной успешности, а также пропагандирует идею взаимосвязи достижения экономического успеха стран и высоких стандартов профессий.

WorldSkills не только содействует раскрытию личностного потенциала участников движения, но и формированию их профессиональной успешности, а также пропагандирует идею взаимосвязи достижения экономического успеха стран и высоких стандартов профессий.

Профессиональное воспитание бакалавров педагогического вуза рассматривается нами как процесс формирования личности будущего специалиста, его профессионально важных качеств, как индивидуальных свойств субъекта деятельности, необходимых и достаточных для реализации профессиональной деятельности на нормативно заданном уровне. Процесс профессионального воспитания выстраивается в трех сферах воздействия, позволяющих реализовать профессионально значимую и воспитательно-ценностную его составляющую. Когнитивная сфера воздействия включает инфраструктурную среду организации, состав которой направлен на расширение профессиональных интересов и профессионального кругозора студентов, формирование профессионально значимых интересов, ценностей, идеалов и привычек, а также позволяет развивать направленность личности на содержание профессии. Эмоциональная сфера воздействия позволяет расширять систему нравственно-этических и эмоциональных чувств будущих педагогов, совершенствовать их индивидуальность. Деятельностно-практическая сфера воздействия призвана включать обучающихся в активную деятельность по профилю будущей профессии и в профессионально направленный досуг.

В контексте наших рассуждений необходимо уточнить содержание профессионального воспитания. Исходя из существующих подходов к данному явлению, профессиональное воспитание направлено на формирование и совершенствование общей и профессиональной культуры личности и в общем может рассматриваться как система факторов, направленных на выстраивание личности в профессии, в будущей профессиональной деятельности. Это сложный многофакторный процесс, включающий две составляющие: инвариантную и вариативную. Так, инвариантная часть содержания процесса профессионального воспитания определяется как система различных видов воспитательной деятельности в вузе, согласно требованиям обязательных задач воспитательной деятельности в высшей школе. Вариативная часть содержания процесса профессионального воспитания определяется сложившимися в образовательной организации традициями воспитательной работы; спецификой профессиональной подготовки будущих специалистов (например, особенностями профессиональной деятельности педагога); особенностями социокультурной среды, окружающей образовательную организацию; реальным уровнем профессиональной воспитанности студентов.

С 2017 г. в движении появилась новая вузовская ветвь, что дало возможность проведения собственных чемпионатов и участия в межвузовском чемпионате на национальном уровне. Мы осознаем, что участие в чемпионатах «WorldSkills Россия» дает возможность вузу актуализировать содержание и технологии организации образовательного процесса; а студентам познакомиться с передовым опытом в профессиональной квалификации и карьере, позволяет повысить статус и качество профессиональной подготовки, получить престижную востребованную на рынке труда профессию и успешно представлять себя на рынке труда.

Для обеспечения образовательных организаций квалифицированными кадрами выдвигаются задачи приведения структуры высшего педагогического образования в соответствие с потребностями рынка труда, что помогает сформировать необходимые условия для перехода к эпохе профессионализма: формируется ресурсная база образования, появляются инновационные функции для системообразующих структур образовательных организаций, формируется тенденция выхода на компетентностно ориентированное образование. Следует отметить, что именно через движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) происходит апробация и внедрение инновационных форм профессионального воспитания студентов.

Следует отметить, что участие в чемпионатах WorldSkills дает возможность студентам познакомиться с новейшим передовым опытом в профессиональной квалификации и карьере, позволяет повысить статус и качество подготовки, способствует грамотной профориентации и в конечном итоге обеспечивает систему образования современными качественными кадрами. Движение «WorldSkills Россия» способствует разработке новых стандартов профессий (в т.ч. в сфере образования), меняет экзаменационную систему в вузах, способствует осознанному формированию профессиональной компетентности, выступает связующим звеном между работодателями и молодыми специалистами и в целом повышает качество процесса профессиональной подготовки. Саймон Бартли (президент WSI) отмечает, что исторические цели движения WorldSkills - превратить соревнования в некую ролевую модель для молодежи, которая способствует повышению осознанности профессиональной подготовки, взаимодействию экспертов и преподавателей разных стран, а в рамках глобализации современного общества дает участникам возможность действовать на мировом рынке профессионалов. Система высшего педагогического образования готовит не просто нового работника-профессионала, а конкурентоспособного, адаптированного к современной ситуации на рынке труда человека, способного работать с современным оборудованием (например, робототехникой) в системе «Технология 8.0», постоянно расширяя свои знания. Развитие новейших международных стандартов качества предъявляет требования к подготовке квалифицированных кадров, способных к освоению новых инструментов, технологий, стандартов.

Основной целью изменений является то, что бакалавры педагогического образования готовятся к работе в новых условиях реализации проектов развития образования теоретически и практически, но и личностно, т.е. обладать определенными личностными качествами, личностными ценностями. В связи с этим для их профессионального воспитания необходимо разработать и апробировать новые практико-ориентированные образовательные технологии, которые лягут в основу современных программ профессионального воспитания. А это в свою очередь приведет к созданию новой образовательной среды, определяющей формировать у студентов профессиональные компетенции, определенные ФГОС ВО.

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет (АмГПГУ) в процессе подготовки педагогов для образования региона функционирует с учетом внутренней целостности системы, а именно его вариативной и инвариантной частей, связанных с адаптацией к изменениям социума и формированием у специалистов педагогических ценностей новой образовательной реальности. В АмГПГУ, как одном из значимых звеньев системы непрерывного профессионального педагогического образования Хабаровского края, выделяют следующие основные задачи деятельности:

  1. подготовка кадров для системы общего, профессионального и высшего образования, конкурентоспособных на рынке труда, в соответствии с требованиями федеральных стандартов профессиональной подготовки и стандартов педагогической деятельности к основным функциям и направлениям деятельности педагогов;
  2. использование ресурсов сетевых партнеров для прохождения производственных практик студентами в местах возможного будущего места работы после окончания обучения в вузе в соответствии с требованиями раннего распределения выпускников;
  3. сопровождение молодых педагогов (выпускников университета) на их рабочих местах для того, чтобы они закреплялись по месту распределения более чем на 3 года;
  4. повышение статуса и привлекательности профессии педагог в нашем обществе.

Изменение образовательных технологий, содержания подготовки в педагогическом вузе (с опором на требования системы образования региона), развитие возможности у студентов получать образование по обмену в других вузах, использование ресурсов сетевых партнёров – это то, что является для университета приоритетным. Можно акцентировать внимание на значимые результаты, полученные при решении этих задач: проектирование программ образования, апробация новых образовательных модулей магистратуры, создание компетентностно ориентированных контрольно-измерительных материалов для проверки результативности обучения, деятельность регионального педагогического кластера «Регион-27». Следует отметить, что в университете делается ставка на разработку проектов подготовки педагогических кадров, ориентированных на работу в конкретных условиях системы образования Хабаровского края. Руководство и профессорско-преподавательский состав университета отмечают важность согласования системы подготовки в вузе не только с профессиональным стандартом деятельности педагога, но и с требованиями новых стандартов к профессиям (например, по стандартам «WorldSkills Россия») [1].

Технология профессионального воспитания рассматривается как система способов, методов и средств взаимодействия, которые несут в себе основные ценности воспитания профессионала и обеспечивают значимые профессионально-направленные изменения будущего специалиста. Технологии профессионального воспитания необходимо реализовывать в массовых мероприятиях студенческих коллективов. Данный тезис, возможно, вызовет сомнения в использовании технологии чемпионатного движения WorldSkills в профессиональном воспитании, т.к. все же согласно требованиям регламента в соревновании по компетенции могут принимать участие от 5 до 12 человек, а мы говорим об использовании этой технологии для большего числа студентов. Здесь нужно сделать акценты на следующем:

  • во-первых, технологию можно реализовывать для сопровождения наиболее успешных студентов - проведение чемпионатов с возможностью выхода на межвузовский чемпионат;
  • во-вторых, проведение мини-чемпионатов для группы студентов, когда можно отбирать ряд заданий и проводить соревнования в рамках учебных дисциплин или внеучебной работы, что, безусловно, будет способствовать развитию мотивации для дальнейшего освоения педагогической профессии;
  • в-третьих, что также является весьма важным – при проведении соревнования необходимо привлечение волонтеров, которые помогают представлять выполненные задания конкурсантам, что также в конечном итоге позволяет погрузить студентов в профессиональную деятельность, расширить их кругозор и стимулировать на дальнейшее профессиональное развитие.

Реализация технологии WorldSkills в качестве технологии профессионального воспитания требует учитывать несколько условий, при которых обеспечивается целесообразный желаемый результат: во-первых, распределить студентов по стадиям профессиональной воспитанности, выраженности профессионально важных личностных качеств; во-вторых, определить для каждой из выделенных групп педагогические воздействия, четко подобранные по интенсивности и содержанию. Таким образом, можно произвести отбор групп для внедрения вышеизложенных вариантов использования чемпионатного движения.

АмГПГУ включился в чемпионатное движение WorldSkills в рамках участия в Региональном чемпионате Хабаровского края в 2015 г. Студенты и преподаватели вуза принимают участие в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по следующим компетенциям: «Преподавание в младших классах» и «Дошкольное воспитание», рассматриваются возможности участия в новых компетенциях, развитие которых связано с появлением вузовской ветви движения, таких как «Преподавание в основной и средней школе», «Преподавание английского языка в дистанционном формате», «Физическая культура, спорт и фитнес» и др. На базе университета соревнования по компетенциям «Преподавание в младших классах» и «Дошкольное воспитание» проводились в 2017, 2018 гг., в 2018 г. площадка АмГПГУ была приравнена к площадке отборочного чемпионата для участия в Межвузовском чемпионате.

Можно выделить два направления реализации технологии чемпионатного движения WorldSkills в процессе профессионального воспитания бакалавров педагогического образования:

  1. непосредственное проведение чемпионатов, с привлечением лучших студентов к участию в нем;
  2. внедрение средств технологии в образовательный процесс.

Следует отметить, что первое направление позволяет создать ситуацию успеха для наиболее успешных студентов, позволяет обновить содержание профессиональных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО, профессиональных стандартов WorldSkills Russia, работодателей, разрабатывать комплекты оценочных средств, внедрение промежуточной и итоговой аттестаций студентов в форме демонстрационного экзамена согласно стандартам профессий по направлениям. Реализация второго направления будет способствовать как раз совершенствованию процесса профессионального воспитания студентов, повышению качества профессиональной подготовки, выработке новых подходов к развитию творческих способностей студентов, развитию их учебной мотивации.

Адаптация выпускников становится одним из важнейших направлений деятельности вуза и включает не только готовность молодых педагогов к функционированию в профессиональной деятельности, но и наличие у них личностной зрелости.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования последнего поколения направлены на реализацию компетентностного подхода, в основе которого лежит направленность на формирование профессионалов, готовых применять полученные знания и умения для успешной деятельности в определенной области и имеющих личностные качества, соответствующие полученной профессии, но и в основе чемпионатного движения WorldSkills находится проверка уровня развития профессиональных компетенций у участников. На чемпионатах WorldSkills студенты показывают приобретенные ими профессиональные навыки в соответствии с модулями профессиональной деятельности, делают определенные заявки на будущее и получают дополнительный стимул для дальнейшего развития процесса собственного образования. Но что более значимо – технология чемпионатного движения позволяет сделать процесс профессиональной подготовки личностно значимым и индивидуализированным, так как эта технология является личностно ориентированной.

Современный рынок труда предъявляет четкие требования к профессиональной компетентности и профессиональной мобильности выпускников высшего образования, постепенно смещая акценты на развитие в процессе получения профессии познавательной активности и мотивации на получение профессии. Это подводит систему профессионального образования к смещению акцентов с увеличения объема получаемой в вузе информации на создание условий для развития личностной активности, осмысленности и целеустремленности с целью того, чтобы студенты смогли выражать себя как субъектов образовательной деятельности и своей индивидуальности. Высшее педагогическое образование должно способствовать решению важных социальных задач, таких как интеллектуальное и профессиональное развитие в интересах инновационной экономики, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования.

Подготовка студентов к практическому выполнению заданий в рамках чемпионата в условиях вуза, как и внедрение технологии чемпионатного движения в образовательный процесс в целом, происходит через последовательное введение студентов в выбранную профессию и дальнейшее его сопровождение в процессе обучения в вузе. Основополагающим принципом участия студентов в движении WorldSkills является направленный интерес на профессию в целом; увлеченность профессией, желание сформировать у себя профессиональную компетентность в соответствии с требованиями к профессии, стремление представить себя потенциальным работодателям как будущего профессионала, свои знания и умения в конкретной сфере, владение умениями четко осознавать все достоинства и недостатки своей профессиональной подготовки.

Следует отметить, что технология чемпионатного движения позволяет качественно повысить уровень подготовки через привлечение экспертов к процессу профессиональной подготовки, посредством укрепления у студента веры в свои профессиональные возможности, в достижение успеха, овладения новыми техниками и дальнейшего личностно-профессионального развития и профессионального роста [2].

Данная технология позволяет развивать следующие личностные параметры: желание профессионально развиваться и определять собственные цели по реализации себя в профессии (в ближней и дальней перспективе); способность критически оценивать себя и осознанно относится к конструктивной критике; умение самостоятельно продуктивно и качественно работать по формированию теоретических знаний и практических навыков. Студенты, которые принимали участие в чемпионатах в качестве участников и волонтеров, отмечают, что непосредственно чемпионатные соревнования формируют у них такие качества, как внимательность, умение распределять время и организовывать собственную деятельность; умения оперативно принимать решения, оценивать свои действия, понимать и принимать ошибки собственной профессиональной деятельности, выстраивать вектор их дальнейшего исправления и, возможно, изменения вектора собственной профессиональной подготовки. Данная технология помогает сформировать у студентов необходимые навыки в выгодном ракурсе представлять себя как будущего профессионала, а это является одним из основополагающих критериев конкурентоспособности профессионала на рынке труда. Очевидно, что и внедрение технологии в реальный образовательный процесс будет способствовать профессиональному развитию личности всех студентов [3-5].

В конечном итоге технология чемпионатного движения WorldSkills направлена на:

  • формирование профессионального мировоззрения личности;
  • организацию деятельности и формирования опыта профессионального поведения;
  • стимулирование поведения и деятельности.

Стандарты «WorldSkills Россия» органично включены в образовательный процесс профессионального образования, показали свою эффективность в процессе подготовки, что показывает необходимость их реализации и при подготовке специалистов в высшем образовании. Более того, это требование времени, когда теоретические знания должны быть сформированы в определенных профессиональных умениях. Современная модель непрерывного педагогического образования делает акцент на такое профессиональное становление педагога, которое определяет дальнейший путь выпускника по становлению профессионализма и достижению педагогического мастерства, как удивительного путешествия в профессии длиною в жизнь (К. Роджерс). Технология чемпионатного движения WorldSkills позволяет активизировать период адаптации (период обучения в профессиональном учреждении) в процессе становления будущего педагога, что позволяет в дальнейшем интенсифицировать как период адаптации (вхождения в профессию), так и периоды интернала (время становления как опытного педагога), мастерства (приобретения своей индивидуальности) и авторитета.

Успешность вхождения молодого педагога в профессиональную деятельность решается разрешением противоречия между требованиями профессиональной деятельности педагога и его личности и фактической операциональной готовности выпускника реализовывать профессиональные задачи. Решению данного противоречия способствует внедрение технологий, позволяющих разрешать проблемы целей профессионального образования, совершенствовать структуру и содержание педагогического образования.

Выводы или заключение. Из вышеизложенного следует, что реализацию в процессе профессиональной подготовки технологии чемпионатного движения «WorldSkills Россия» можно рассматривать как условие эффективной профессиональной подготовки будущих учителей, бакалавров педагогического образования. К тому же спецификация профессий в стандартах «WorldSkills Россия» претерпевает изменения, а это ведет и к изменению спектра конкурсных заданий, что требует от участников постоянно совершенствоваться в собственных профессиональных знаниях, умениях и навыках, а в образовательном процессе учитывать направленность на опережение в профессиональной подготовке, смещение требований в сферу практико-ориентированности, самостоятельности, активности и заинтересованности студентов в процессе собственной профессиональной подготовки.