Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL WORLD VIEW VS WORLD VIEW OF PROFESSIONAL

Shakin D.A. 1
1 Saratov military the red banner order of Zhukov Institute of the national guard of the Russian Federation
The article provides a comparative analysis of such concepts as" professional worldview "and"professional worldview". The professional worldview is the worldview of a person's personality, which is the subject of study from the point of view of the researcher's acceptance of the importance of professional values learned by a person. While the professional worldview is presented to the author of the article as a projection of the individual's worldview on the area of his professional interests. The author emphasizes the difference between the professional worldview (the professional worldview) as a theoretical construct and as a quality inherent in each person. There are separate types of military-professional worldview – informational and legal worldview, military-Patriotic worldview, etc. The practical implementation of the theoretical design is presented. it describes the process of forming the information and legal worldview of cadets as one of the types of military-professional worldview. Two main pedagogical constructs are explained and used: "professional worldview" and "formation of a professional worldview" with the definition of the very concept of a pedagogical construct, which is understood as a system of ideal objects that are reflected in pedagogical practice and theory, and United into a single whole due to logical connections. Using the example of information and legal worldview of cadets who receive education in higher education institutions of the national guard of the Russian Federation, the structure of this type of professional worldview is revealed, and methods of its formation are discussed.
national guard of russia
miliary-professional worldview
worldview of an officer of the national guard of russia
information and legal worldview of cadets

В первой части работы (раздел 2) предлагается авторская трактовка понятий «профессиональное мировоззрение» и «мировоззрение профессионала», вторая часть работы (раздел 3) включает в себя практическую реализацию представленной в первой части теоретической конструкции – дается описание процесса формирования информационно-правового мировоззрение курсантов как одного из видов военно-профессионального мировоззрения. Для того чтобы выявить сущность понятия «формирование профессионального мировоззрения», мы во втором разделе даем строгое определение феномена «профессиональное мировоззрение». Достаточно эксплицитно указанная сущность, по мнению автора статьи, проявляется методом сравнительного анализа понятий «профессиональное мировоззрение» и «мировоззрение профессионала». В основе сравнительного анализа лежит соотнесение с изучаемым явлением (т.е. с «профессиональным мировоззрением») теоретического конструкта (формализации данной нам реальности) и, собственно, обозначение самой реальности. Такой подход позволяет достаточно корректно формализовать систему формирования профессионального мировоззрения. Что и осуществляется в третьем разделе.

В работе объясняются и используются два основных педагогических конструкта: «профессиональное мировоззрение» и «формирование профессионального мировоззрения». Мотивацией обращения к указанным конструктам послужила потребность в проектировании системы формирования информационно-правового мировоззрения курсантов военных вузов. Педагогический конструкт представляет собой систему идеальных объектов, находящих отражение в педагогической практике и теории и объединенных в единое целое благодаря логическим связям. Педагоги заимствовали идею использования конструктов у психологов [1, с. 185], которые первыми осознали, что для изучения психологических феноменов действенным методом является метод моделирования, посредством которого психологическое явление заменяется соответствующим ей теоретическим конструктом. В основу представления о конструкте в психологической науке заложена идея о том, что «каждый человек представляет собой исследователя, стремящегося найти смысл своей деятельности и смысл тех ситуаций, в которые он попадает. Для этого он создает и перестраивает различные собственные “теории мира”, представляющие собой определенным образом организованные системы конструктов» [2, с. 15]. Любой исследователь вынужден обращаться к построению конструктов. К самым известным конструктам можно отнести интеллект, душу и т.д. Замена реального явления его конструктом упрощает изучение явления. Собственно, изучается сам конструкт, и в результате изучения конструкта появляются знания, характеризующие исследуемое явление. Чем точнее и проще конструкт, тем достовернее полученные знания об изучаемом явлении.

Цель исследования - проанализировать сущность понятий «профессиональное мировоззрение» и «мировоззрение профессионала».

Конструкты «профессиональное мировоззрение» и «мировоззрение профессионала»

Необходимость в построении указанных во введении конструктов ясно осознается после знакомства с универсальным определением мировоззрения, которое с некоторой модификацией кочует из одного научного исследования в другое [3-5]:

«Обстоятельства жизни человека и его личные качества оказывают влияние на формирование позиции человека по отношению к миру. Эта позиция может быть отождествлена с мировоззрением человека, с совокупностью внутренне непротиворечивых и устойчивых представлений человека об окружающем его мире».

Принято говорить о мировоззрении человека. То есть носителем мировоззрения всегда является конкретный человек, хотя тут же, как правило, от мировоззрения человека переходят к мировоззрению группы людей и даже целых народов. Если попытаться соотнести сформулированное выше определение с «реальным» мировоззрением человека (никто не будет спорить с тем, что человек обладает, пусть и не всегда осознанным, представлением об окружающей его действительности), то тут же возникают многочисленные вопросы:

1. Что значит «полная» система взглядов? Слово «полная» можно понимать по-разному. Например, «полная» - значит, включает представления обо всем. Или «полная» - значит, вся система взглядов, присущая конкретному индивиду.

2. Что значит «устойчивая» система взглядов? Неизменная во времени или неизменная в другом смысле (например, не зависящая от обстоятельств)?

3. Что значит «внутренне непротиворечивая» система взглядов? Во-первых, даже самый совершенный ученый может держать одновременно в голове немыслимое множество суждений, возможно, противоречивых и постоянно меняющихся. Да и где взять столь компетентностного судью, ответственного утверждать о противоречивости системы взглядов отдельного человека?

Принято мировоззрение человека подразделять на повседневное мировоззрение, в котором главную роль играет жизненный опыт, чувства, эмоции и представления, и научно-теоретическое мировоззрение, вбирающее в себя научные и философские концепции.

И если первая трактовка мировоззрения не вызывает никаких сомнений, то во втором случае возникает резонный вопрос: «Каков статус научно-теоретического мировоззрения, может ли человек являться носителем такого мировоззрения?».

Все становится на свои места, если понимать приведенное в начале раздела определение мировоззрения как описание полезного для исследователя конструкта. Указанный конструкт можно отнести к педагогическим конструктам, если обозначить правила его формирования у разных категорий обучающихся.

К общепризнанным типам мировоззрения относят научное, философское и некоторые другие типы. Каждый из перечисленных типов мировоззрения является самостоятельным конструктом и допускает исследование в общем контексте исследования мировоззрения конкретного человека. Мы здесь вновь делаем акцент на том, что конструкт создается для изучения реального явления, временно замещая это явление, становясь предметом изучения.

Основное понятие нашего исследования, понятие мировоззрения, остается весьма противоречивым. Как будто бы всеми принят тезис о том, что мировоззрение не существует без конкретного носителя. Но тогда возникает резонный вопрос – а что же понимать под мировоззрением группы людей и даже всего общества? Более того, даже такое, казалось бы, естественное обсуждение вопроса формирования мировоззрения у конкретного индивида также вызывает немало вопросов. Ученое сообщество традиционно следует принципам аристотелевской логики. В соответствии с замыслом Аристотеля любое определение объекта предполагает выделение этого объекта из более широкого ряда объектов посредством наложения на них конкретных требований. Например, «равнобедренный треугольник - это треугольник с двумя равными сторонами». Привнося этот принцип в контекст нашего исследования, мы обязаны при формировании профессионального или иного мировоззрения иметь некий образец или континуум таких образцов. Следовательно, должно существовать некое эталонное мировоззрение, некий «рукотворный» образчик того мировоззрения, которое мы беремся формировать у определенной категории субъектов. В своем исследовании мы опираемся на лучшие труды философов, социологов, педагогов и т.д., на тот интегрированный образ «идеального» мировоззрения, который необходим нам для формирования и экспертизы профессионального мировоззрения курсантов. По умолчанию считается, что «идеальное» мировоззрение отвечает духу времени и свободно от внутренних противоречий. Однако отсутствие противоречий не должно быть основополагающим признаком профессионального мировоззрения конкретного человека. Даже если речь идет о научном мировоззрении. Человеку свойственно ошибаться, и лучшее, на что мы можем рассчитывать, так это на то, что, ошибаясь, человек тем не менее движется дальше на пути к истине, пытаясь избавляться от перманентных заблуждений.

Обратимся теперь к какому-нибудь конкретному типу мировоззрения, например к религиозному мировоззрению. При этом в качестве отдельной проблемы рассмотрим более широкий аспект. А именно, мировоззрение вообще включает в себя религиозное мировоззрение как некую составляющую. А именно, когда мы задаемся вопросом о том, как формировалось мировоззрение конкретного человека, мы принимаем во внимание его социальное окружение, профессиональную принадлежность и прочее.

Пьер Паоло Пазолини – известный итальянский поэт, прозаик, кинорежиссер, сценарист, зверски убитый за свои антифашистские убеждения. Мировоззрение Пазолини – это мировоззрение марксиста, выросшего в католической семье. В своих киноработах Пазолини в основном использовал классические литературные произведения («Евангелие от Матвея», «Царь Эдип» и др.). Каждое произведение Пазолини в той или иной степени выражает его мировоззренческие позиции. Одно дело – «расшифровать» эти позиции, а другое дело – понять, что определяет мировоззрение маэстро, к примеру, политическое кредо марксиста или религиозные устои его семьи? Другими словами, возможно, чрезмерно редуцируя сформулированную проблему, скажем иначе: «О чьем мировоззрении мы говорим, о мировоззрении марксиста или о мировоззрении как минимум сочувствующего христианской религии?». Подобные рассуждения привели нас к необходимости разделения таких понятий, как «профессиональное мировоззрение» и «мировоззрение профессионала».

Остановимся на некоторых типичных трактовках понятия «профессиональное мировоззрение».

Для того чтобы понятие «профессиональное мировоззрение» проанализировать с научной позиции, необходимо провести выделение в профессиональной деятельности отдельных предметных сфер. В этой связи возникает вопрос, каким образом результат выделения отражается на формулировке самого понятия.

В настоящее время нам неизвестно разделяемое всеми определение понятия «профессиональное мировоззрение». К наиболее популярным следует отнести определение Т.С. Туркиной, описывающей «профессиональное мировоззрение как совокупность специальных знаний, ценностных ориентаций, принципов, оценок и убеждений, влияющих на профессиональное становление индивида, способствующих формированию готовности индивида к обучению через всю жизнь, вырабатывающих способность индивида к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда» [6, с. 50].

По-другому к определению профессионального мировоззрения подходит А.Я. Лопушенко, понимая под этим феноменом «систему взглядов на мир, в которой главную роль выполняют социальные ценности конкретной профессии» [7, с. 186]. В соответствии с нашей интерпретацией обсуждаемых понятий А.Я. Лопушенко как раз и определяет то, что мы называем мировоззрением профессионала. В свою очередь Е.В. Дмитриева отождествляет профессиональное педагогическое мировоззрение с динамически развивающейся системой «взглядов, убеждений, ценностей и идеалов учителя, основанных на философских, психолого-педагогических, экономических, правовых научных знаниях, определяющих направленность его профессиональной деятельности и находящих свое выражение в самостоятельной личностной позиции» [8, с. 113]. Как мы видим, у этих двух определений много общего. И в том и в другом случае присутствуют система взглядов на мир и ценности конкретной профессии. Примерно так же, но о врачах пишет В.В. Коновалова, полагая, что мировоззрение врача «представляет собой комплекс естественно-научных, философско-гуманитарных, психологических, социальных и профессиональных знаний, духовно-нравственных убеждений, принципов и идеалов, формирующих совокупную систему взглядов на окружающий мир, общество и целостное видение человека в нем» [9, с. 34]. С.В. Манецкая под профессиональным мировоззрением военных понимает «интегративную систему профессиональных качеств миропонимания и мировосприятия специалиста, формируемых под влиянием знаний и опыта в сфере практической деятельности» [10, с. 16]. Оборот «интегративная система профессиональных качеств миропонимания» приближает определение С.В. Манецкой к нашему пониманию феномена «профессиональное мировоззрение».

В соответствии с нашей исследовательской позицией специфика профессиональной деятельности индивида накладывает отпечаток на все виды мировоззрения его носителя, включая научное мировоззрение. Именно система взглядов на окружающий мир сквозь призму своей профессиональной принадлежности и составляет существо мировоззрения профессионала.

В 2016 г. формируются войска национальной гвардии РФ, представляющие собой военную организацию, призванную в первую очередь обеспечивать общественную и государственную безопасность. Появление в военной структуре государства новой подструктуры повлекло за собой и необходимость подготовки принципиально новых кадров в военных институтах страны. Формирование военно-профессионального мировоззрения курсантов является высшей целью военного образования. Следуя Аристотелю, для разъяснения понятия «военно-профессиональное мировоззрение» мы обращаемся к понятию «мировоззрение». Это понятие большей частью представлено в учебниках по философии. Следует привести, как пример, учебник авторов Л.Н. Кочеткова, Л.Ф. Матронина, Е.В. Гладышева и других. Они определяют это понятие, как «общий взгляд на мир и место человека в нем, как отношение человека к миру и совокупность взглядов человека на мир» [11, с. 86]. Несколько сужая смысл этого понятия, мы определяем военно-профессиональное мировоззрение (ВПМ) курсантов как общий взгляд на мир и общие представления курсантов о роли национальной гвардии в поддержании порядка в этом мире. Об этом говорят многие авторы [12, с. 6; 13, с. 64].

Профессиональный вид мировоззрения в литературе [14, с. 303; 15, с. 241; 16, с. 155] определяется как система профессиональных качеств специалиста, включая его восприятие и понимание мира. Мы считаем, что это определение больше соответствует понятию мировоззрения профессионала: видение мира сквозь призму своей профессиональной принадлежности. Таким образом, имеется тонкое различие между профессиональным мировоззрением и мировоззрением профессионала. В первом случае мир выступает в качестве внешнего фона, а во втором случае внешний фон замещается профессиональной спецификой [17, с. 182].

Военная служба представляет собой такой род человеческой деятельности, целью которой выступает защита Родины. Отсюда и особое отношение в обществе к людям, которые выполняют свой долг перед Отечеством [18, с. 118].

Формирование информационно-правового мировоззрения курсантов

Так же как и мировоззрение вообще, военно-профессиональное мировоззрение допускает корректное выделение в нем конкретизированных подвидов мировоззрения: информационно-правовое мировоззрение, военно-патриотическое мировоззрение и др. [19, с. 7; 20, с. 19]. Важно понимать, что эти и другие возможные виды военно-профессионального мировоззрения существуют лишь умозрительно и служат для упорядочения исследовательской деятельности.

Условно третий раздел можно представить в виде объединения трех подразделов. В первом подразделе дается обоснование выбора именно этого типа профессионального мировоззрения. Во втором подразделе мы занимаемся построением двух конструктов: «информационно-правовое мировоззрение» и «мировоззрение курсанта, центрированное на информационно-правовой компетентности». В третьем подразделе мы предлагаем и реализуем технологию формирования информационно-правового мировоззрения.

Как отмечается в Указе Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», одним из основных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран и террористических организаций возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру Российской Федерации в военных целях.

С целью реализации указа президента о стратегических целях обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной политики и с учетом специфики профессиональной деятельности офицера войск национальной гвардии РФ мы предлагаем усилить педагогическое сопровождение специальности 40.05.01. «Правовое обеспечение национальной безопасности» за счет проектирования и реализации технологии формирования у курсантов информационно-правового мировоззрения.

Используя определение профессионального мировоззрения, данное С.В. Манецкой, под информационно-правовым мировоззрением будем понимать интегративную систему профессиональных качеств миропонимания и мировосприятия специалиста, формируемых под влиянием знаний и опыта в сфере информационно-правовой деятельности. Другими словами, информационно-правовое мировоззрение курсанта включает в себя систему взглядов на место информационно-правовых отношений в окружающем его мире, о своем месте как носителе соответствующих компетенций в этом мире.

Обратимся теперь к понятию «мировоззрение курсанта, центрированное на информационно-правовой компетентности». Мы полагаем, что указанное понятие включает в себя систему взглядов курсанта на окружающий его мир, при этом основу этой системы составляет информационно-правовая компетентность.

Укажем на некоторые положения, лежащие в основе технологии формирования информационно-правового мировоззрения курсантов.

1. Информационно-правовое мировоззрение курсантов формируется на протяжении всего обучения в военном вузе и разбивается на три периода.

2. Первый период (1, 2 курсы) сводится к формированию информационно-правовой компетентности курсантов.

3. Второй период (3, 4 курсы) посвящен знакомству курсантов с прикладными аспектами полученных им знаний и умений в области правовой информатики.

4. На последнем, третьем этапе в случае положительного результата реализации технологии формирования информационно-правового мировоззрения у курсантов формируется мировоззрение, находящееся под влиянием знаний и опыта в сфере информационно-правовой деятельности.

Заключение

Как показало проведенное исследование, имеется тонкое различие между профессиональным мировоззрением и мировоззрением профессионала. Это различие фиксируется построением конструктов – формальных определений рассматриваемых понятий. Конструкт – это рабочее определение изучаемого явления, необходимое для упорядочения исследовательской деятельности. Сравнительный анализ понятий «профессиональное мировоззрение» и «мировоззрение профессионала» позволил ввести понятие информационно-правового мировоззрения, релевантное специфике обучения в военных вузах.

Vs - сокращение от латинского слова versus, означающее «против». Один против другого.