Успешное решение задачи воспитания и всестороннего развития детей возможно только в условиях активного взаимодействия семьи и школы.
С.Т. Шацкий был убежден, что культуру быта, которую ребенок приобретает в школе, он обязательно внесет и в быт своей семьи [1, с. 56–57].
Л.В. Бойбордова считает, что формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей – длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:
1) обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;
2) организация совместного творчества учителя, учащихся и их родителей;
3) гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей школьника;
4) интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;
5) управление взаимодействием детей и родителей [2, с. 156–158; 3, с. 12–19] .
Рассмотрим основные требования по перечисленным выше принципам:
1) создание спокойной, доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу:
– взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
– учет личных проблем и трудностей, возникающих у родителей в воспитании детей;
– способность к оказанию психологической поддержки;
2) формирование общего воспитательного поля вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов;
– взаимная договоренность между родителями и педагогами по основным направлениям воспитания школьника;
– единство требований и стиля отношения к ребенку;
– совместная деятельность педагога, детей и родителей;
3) опора на положительные качества родителей и детей;
– осуществление действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей;
– доверие к воспитательным возможностям родителей;
– недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи;
– опора на сильные стороны семейного воспитания;
4) в этом принципе предусматриваются взаимное доверие и уважение, поддержка, помощь, ответственность по отношению друг к другу. В начале процесса развития ребенка доминирует семья. Когда ребенок идет в школу, на него также начинают воздействовать педагоги и одноклассники. В процессе формирования и развития ребенка участвуют не только семья и школа, но и окружающая его социальная среда.
Не следует забывать, что влияние семьи на развитие и формирование детей связано с эффектом раннего воспитания, согласно которому основы личного развития человека закладываются в раннем детстве, иногда даже до пятилетнего возраста [4].
П.П. Блонским было отмечено, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей [5] .
В воспитательной работе, особенно со школьниками младших классов, контакты между педагогами и родителями имеют важное значение [6]. В среднем, 69% опрошенных родителей учеников начальных классов являются сторонниками необходимости тесного сотрудничества с педагогами. Родители должны всемерно поддерживать авторитет учителя в глазах ребенка, критика школьных педагогов в присутствии детей является совершенно неприемлемой. Из опрошенных родителей 77% считают, что критика в адрес педагогов в присутствии детей всегда приводит к возникновению и углублению недопонимания, в целом способствуя появлению негативных взаимоотношений между учениками и учителями.
С целью приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:
– различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);
– совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, празднования дней рождений);
– совместные с родителями семинары по темам, связанным с патриотическим воспитанием школьников, а также с приобщением последних к новшествам и достижениям научно-технического прогресса в понятном и соответствующем их возрасту и интеллектуальной подготовке контексте.
При тесных и плодотворных взаимоотношениях между классным руководителем и родителями значительно облегчаются разработки мероприятий, направленных на борьбу как с полной, так и с частичной неуспеваемостью учащихся.
Перед началом учебного года предлагается проводить дифференцирование неуспевающих школьников в соответствии с их общими знаниями, навыками и способностями согласно их возрасту. Дифференцирование дает возможность под началом классного руководителя при активном участии педагогов-предметников, школьного психолога и представителя родителей разработать план мероприятий для организации внеклассных занятий для неуспевающих детей. Указанный метод является новым, не имеющим аналога в научной литературе. Уровень знания неуспевающих детей проверяется заданием № 1.
Задание № 1
1. Фамилия, имя и отчество родителей.
2. Количество и наименования предметов школьной программы.
3. Времена года.
4. Число дней в году.
5. Число часов в сутки.
6. Число минут в часе.
7. Число секунд в минуте.
8. Число месяцев в году.
9. Число мальчиков и девочек в вашем классе.
10. Адрес вашей школы.
По указанному заданию проверялись неуспевающие дети из полных и неполных семьей, четырех классов – 3а, 3б, 3в, 3г школы № 2 им. Х. Абовяна г. Еревана РА. Ниже приводится число неуспевающих детей полных и неполных семьей:
3а – неуспевающих учеников 5: 3 из полных и 2 из неполных семей;
3б – неуспевающих ученика 4: 3 из полных и 1 из неполной семьи;
3в – неуспевающих ученика 4: 2 из полных и 2 из неполных семей;
3г – неуспевающих учеников 6: 2 из полных и 4 из неполных семей.
За правильный ответ на каждый вопрос присуждается 1 балл.
Ниже в таблице 1 приводятся результаты опросов детей по заданию № 1.
Таблица 1
Результаты опросов детей из полных и неполных семей по заданию № 1
КЛАССЫ |
ИМЕНА ШКОЛЬНИКОВ, СОЦ.ПОЛОЖЕНИЕ
|
ОТВЕТЫ ПО БАЛЛАМ |
ОБЩ. |
|||||||||
НОМЕРА ВОПРОСОВ |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
3а
|
Из полных семей 1. Артур 2. Нвард 3. Сурен Из неполных семьей 1. Роза 2. Сона
|
1,0 - - - -
|
1,0 - -
- 1,0 |
- 1,0 –
- 1,0
|
- - 1,0
1,0 -
|
- 1,0 -
- -
|
1,0 - 1,0
- - |
- - 1,0
- -
|
- - 1,0
1,0 -
|
1,0 1, 0 1, 0
1,0 1, 0
|
1,0 1,0 -
- - |
5,0 4,0 5,0
3,0 3, 0
|
ИТОГО
|
|
1,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
1,0 |
2,0 |
1,0 |
2,0 |
5,0 |
2,0 |
20,0 |
3б |
Из полных семьей 1. Николай 2. Таня 3. Лаура Из неполных семьей 1. Анушик
|
1,0 1, 0 -
- |
1,0 - 1,0
- |
- - 1,0
- |
1,0 1, 0 1,0
- |
- - 1,0
1,0 |
1,0 1, 0 -
- |
- - -
- |
1,0 1, 0 1,0
- |
1,0 1, 0 1,0
1,0 |
- - -
- |
6,0 5,0 6,0
2,0 |
ИТОГО |
|
2,0 |
2,0 |
1,0 |
3,0 |
2,0 |
2,0 |
- |
3,0 |
4,0 |
- |
19,0 |
3в |
Из полных семьей 1. Артем 2. Сильва |
- 1,0 |
1,0 - |
- - |
1,0 1, 0 |
- - |
- - |
- 1,0 |
1,0 – |
- 1,0 |
1,0 - |
4,0 4,0
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
Из неполных семьей 1. Варсеник 2. Элиза |
- 1,0 |
1,0 - |
- - |
1,0 - |
- - |
- - |
- - |
- 1,0 |
1,0 1, 0 |
- - |
3,0 3,0 |
ИТОГО |
|
2,0 |
2,0 |
- |
3,0 |
- |
- |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
1,0 |
14,0 |
3г |
Из полных семьей 1. Ншан 2. Владимир Из неполных семьей 1. Нуне 2. Света 3. Аревик 4. Вазген |
1,0 -
1,0 - - - |
1,0 1,0
1,0 - 1,0 1,0 |
1,0 -
1,0 - - - |
- 1,0
1,0 1,0 1,0 1,0 |
- 1,0
- 1,0 - - |
1,0 -
- - - 1,0 |
- -
- - - - |
1,0 1,0
1,0 1,0 1,0 - |
- 1,0
1,0 1,0 1,0 1,0 |
- 1,0
- - - - |
5,0 6,0
6,0 4,0 4,0 4,0 |
ИТОГО |
|
2,0 |
5,0 |
2,0 |
5,0 |
2,0 |
2,0 |
- |
5,0 |
5,0 |
1,0 |
29,0 |
Задания считаются выполненными, если число правильных ответов на вопросы, представленные в таблице 1, как по классам, так и в отдельности школьниками, составляет не менее 50%.
Проведем анализ результатов, представленных в таблице 1, по отдельным классам.
1. 3a – суммарные баллы, полученные школьниками, от теоретического. Составляют 40% (20/50•100). В данном классе только два ученика (Артур и Сурен) смогли ответить на вопросы на 50%. Ответы остальных школьников (3 девочек) не оценивались. Доля баллов, полученных детьми из полных семей, – 0,7,а из неполных семей – 0,3. Доля положительных ответа на вопросы у мальчиков равна 0,59, а у девочек – 0,41. Из этих данных следует, что мальчики в 1,5 раза лучше справились с заданием.
2. 3b – суммарные баллы, полученные школьниками, от теоретического составляют 47,5% (19/40•100). В классе трое школьников (Николай, Таня и Лаура) смогли набрать более 50%. В этом классе только Анушик набрала всего 2,0 балла. Доля баллов, набранных школьниками из полных семей, – 0,89, из неполных семей – 0,11. В среднем мальчики в 8,1 раза лучше справились с заданием, чем Анушик – ученица, набравшая самые низкие баллы.
3. 3в – ответы школьников на вопросы задания составили 35% от теоретического (14/40•100). Доля баллов детей из полных семей – 0,57,из неполных семей – 0,43. Доля баллов мальчиков – 0,54, а девочек – 0,46. Мальчики в 1,17 раза лучше справились с заданием, чем девочки.
4. 3г – Ответы детей на вопросы задания 48,33 % от теоретического (29/60•100). Доля баллов детей полных семей составляет 0,55, а из неполных семей – 0,45. Доля баллов мальчиков – 0,52, а девочек – 0,48. Мальчики справились с заданием в 1,1 раза лучше, чем девочки.
Таким образом, из четырех классов (3a, 3б, 3в, 3г) – 18 опрошенных неуспевающих детей – только 8 школьников показали относительно неплохие знания по общим, сравнительно несложным вопросам. Из указанного числа детей только 5 входят в категорию полностью неуспевающих (эти дети набрали до 4 баллов).
Далее классный руководитель разрабатывает стратегию мероприятий по организации внеклассных занятий с неуспевающими детьми, как уже упоминалось выше, при активном участии педагогов-предметников, психолога и представителей родителей.
Уровень знания неуспевающих детей после завершения внеклассных занятий проверяется заданием № 2.
Вопросы на задания № 2
1. Количество букв в армянском алфавите.
2. Гласные и согласные буквы в армянском алфавите.
3. Составьте предложение из заданных слов: зеленый, поляна, цветы.
4. На дереве сидели 10 воробьев и 5 голубей. Улетели 7 воробьев и 3 голубя. Сколько птиц осталось сидеть на дереве?
5. Из чисел от 1 до 20 выбрать те, которые делятся на 2.
6. Какой самый большой океан?
7. Назвать времена года.
8. Чем отличаются фрукты от овощей?
9. Назвать травоядных и плотоядных животных.
10. Назвать домашних и диких животных.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Таблица 2
Вопросы и ответы на задания № 2
КЛАССЫ |
ИМЕНА ШКОЛЬНИКОВ, СОЦ. ПОЛОЖЕНИЕ
|
ОТВЕТЫ ПО БАЛЛАМ |
ОБЩ. |
|||||||||
НОМЕРА ВОПРОСОВ |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
3а
|
Из полных семей 1. Артур 2. Нвард 3. Сурен Из неполных семей 1. Роза 2. Сона |
1,0 1, 0 1, 0
1,0 1,0 |
1,0 1, 0 -
- - |
- 1,0 1, 0
- |
1,0 - 1,0
- -1,0 |
1 - 1,0
1,0 1,0 |
1,0 1, 0 -
1,0 - |
- 1,0 1, 0
- -
|
- 1,01,0
1,0 1, 0
|
1,0 - -
1,0 1, 0
|
1,0 1,0 1,0
1,0 - |
7,0 7, 0 7, 0
6,0 5,0 |
ИТОГО |
|
5,0 |
2,0 |
3,0 |
2,0 |
4,0 |
3,0 |
2,0 |
4,0 |
3,0 |
4,0 |
32,0 |
3б |
Из полных семей 1. Николай 2. Таня 3. Лаура Из неполных семей 1. Анушик
|
1,0 1, 0 1,0
- |
1,0 1,01,0
- |
- 1,0 -
- |
1,0 - -
- |
1,0 - -
- |
1,0 1, 0 1,0
- |
1,0 - -
1,0 |
1,0 1, 0 1, 0
1,0 |
1,0 1, 0 1,0
- |
1,0 1,0 1, 0
1,0 |
9,0 7,0 6,0
3,0 |
ИТОГО |
|
3,0 |
3,0 |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
2,0 |
4,0 |
3,0 |
4,0 |
25,0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
3в
|
Из полных семьей 1. Артем 2. Сильва Из неполных семьей 1. Варсеник 2. Элиза |
1,0 1, 0
1,0 1, 0 |
1,0 -
- - |
1,0 - - - |
- 1,0
- - |
- 1,0
- - |
- -
1,0 - |
1,0 -
1,0 1, 0 |
1,0 1, 0
- 1,0 |
- 1,0
- 1,0 |
1,0 1, 0
1,0 1,0 |
6,0 6,0
4,0 5,0 |
ИТОГО |
|
4,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
3,0 |
3,0 |
2,0 |
4,0 |
21,0 |
3г |
Из полных семьей 1. Ншан 2. Владимир Из неполных семьей 1. Нуне 2. Света 3. Аревик 4. Вазген |
1,0 1,0
1,0 - 1,0 1,0 |
- 1,0
1,0 1,0 1,0 - |
- -
1,01,0 - 1,0 |
1,0 1,0
- - - - |
1,0 1,0
1,0 - 1,0 1,0 |
- -
1,0 1,0 - 1,0 |
1,0 -
- - - - |
1,0 1,0
1,0 1,0 1,0 1,0 |
- 1,0
1,0 1,0 1,0 - |
1,0 1,0
1,0 1,0 1,0 1,0 |
6,0 7,0
8,0 6,0 6,0 6,0 |
ИТОГО |
|
5,0 |
4,0 |
3,0 |
2,0 |
5,0 |
3,0 |
1,0 |
6,0 |
4,0 |
6,0 |
39,0 |
Задание считается выполненным, если число правильных ответов составляет не менее 50% от общих вопросов. Из таблицы 2 следует, что все классы справились с вопросами задания № 2. Сравнивая данные, приведенные в таблицах 1 и 2, можно заметить положительную роль внеклассных занятий в динамике сокращения числа неуспевающих школьников. Таким образом, совместная целенаправленная и плодотворная работа педагогов и родителей с использованием метода внеклассных занятий привела к существенному снижению числа отстающих школьников (с 18 до 2).
Две ученицы – Анушик из класса 3б и Варсеник из класса 3в – даже после проведения внеклассных занятий оставались неуспевающими. Семьи этих девочек достаточно большие, многодетные, притом что матери являются единственными кормильцами. Следовательно, в силу своей занятости на работе они физически не успевают заниматься с детьми и сотрудничать с соответствующими педагогами. С такими учениками предлагается готовить домашние задания во время внеклассных занятий, в присутствии классного руководителя или соответствующего педагога, что поможет компенсировать нехватку должного внимания и контроля со стороны родителей в ходе учебного процесса.
Выводы
1. Система внеклассных занятий может стать ключевой для решения проблем неуспеваемости учеников. Для этого необходимо привлечение как педагогов-предметников и классных руководителей, так и родителей неуспевающих детей.
2. План работы внеклассных занятий с неуспевающими детьми должен обсуждаться на педагогическом совете и утверждаться руководителем школы, а ход ее выполнения вносится в обязанности классного руководителя.
3. Приобретенные знания детей после проведенных внеклассных занятий проверяются путем заданий, составленных из вопросов, охватывающих основные предметы школьной программы, соответствующей данному учебному году.