Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES CADETS IN THE CONDITIONS OF ADVANCED TRAINING IN A MILITARY UNIVERSITY

Elagina V.S. 1 Bykov V.P. 1
1 Branch of Military academic center of military air forces «Air Force Academy»
The formation of professional competencies, considered by us as a process of mastering knowledge and skills, significant personal qualities necessary for solving military-professional tasks, is the strategic goal of military education. The article actualizes the need to organize advanced education in a military university, which will change the attitude of teachers and cadets to the traditional ways of acquiring ready-made knowledge and skills-templates. Advanced education focuses cadets as subjects of training on active, independent development of academic disciplines, the manifestation of creative abilities, cognitive interest in new knowledge, mastering new professional skills necessary for decision-making in complex problem situations. Advanced education promotes purposeful and systematic search for new information, methods and technologies of training, opens up new opportunities for the formation of knowledge, skills and competencies. Interactive methods and technologies of training, involving team, collective forms of training, the formation of knowledge and skills in dialogue, joint creative activities, can be effective ways to build an educational process of a proactive nature. The step-by-step advance introduction of educational material considered in the article, the study of it in small portions, with systematic subsequent repetition, contributes to a deep and solid assimilation of the curriculum of the discipline.
competencies
professional competence
advanced education
professional skills
interactive learning
interactive teaching methods

Модернизация Вооруженных сил Российской Федерации выдвигает высокие требования к качеству подготовки авиационных специалистов, которые находят выражение в их готовности и способности осуществлять профессиональную деятельность непосредственно по окончании обучения в вузе. Профессиональная деятельность офицерских кадров является сложной, многогранной и многофункциональной. Она требует высокого уровня профессионализма и воинского мастерства, интеллектуальных качеств и способностей.

Конструирование содержания профессиональной подготовки военных специалистов с позиции ФГОС ВО нового поколения предполагает формирование у обучающихся определенного перечня компетенций как единства умений и опыта, необходимых для принятия решений в неизвестной или нестандартной ситуации.

Профессиональные умения как базовые компоненты личности выражают ведущие характеристики процесса профессионального становления будущего специалиста (штурмана), отражают универсальность структурных элементов общепрофессиональных и специальных (военно-профессиональных) компетенций, сформированность которых является залогом успешного и эффективного выполнения профессиональных функций.

Выраженные способность и готовность личности обучающихся применять теоретические знания и практические умения для решения профессиональных, социальных и личностных проблем определяют уровень профессиональной подготовленности. Формирование профессиональной компетентности, рассматриваемой нами как процесс овладения обучающимися системой научных знаний и умений, профессиональными ценностями и мотивами военной деятельности, развития творческих и коммуникативных способностей, является стратегической целью военного образования. Качественное военное образование рассматривается как ресурс развития вооруженных сил, как фактор их стабильности.

Высокий уровень сформированности профессиональной компетентности военного специалиста находит отражение в его конкурентоспособности, профессиональной ответственности и самостоятельности, эффективности военного труда, ориентированности в различных областях военной науки, готовности к профессиональному росту, мобильности и потребности в постоянном самосовершенствовании, а также в успешной социальной и профессиональной адаптации.

Быстрое развитие военной науки и практики, современной техники и новейшие технологии, характеризующие современное состояние Вооруженных сил РФ, ориентируют военное образование на опережающее развитие, не только учитывающее факторы, состояние и тенденции развития образования в настоящее время, но и прогнозирующее, проектирующее образование будущего. А следовательно, приоритетом современного военного образования должна стать подготовка специалиста, способного быстро реагировать на изменения профессиональной и социальной действительности, критически мыслить, принимать продуктивные решения, носящие многовариативный и междисциплинарный характер, интеллектуально и профессионально развиваться и самоизменяться.

Цель исследования ‒ формирование профессиональных компетенций будущих штурманов в условиях опережающего обучения в военном вузе с применением активных методов и интерактивных форм обучения.

Материал и методы исследования

Методологической основой исследования являются идеи опережающего обучения, нашедшие свое отражение в работах Л.С. Выготского, Б.М. Бим-Бада, М.Д. Китайгородского, А.С. Киселева, П.Н. Новикова, А.Д. Урсула, Н.В. Гафуровой, С.И. Осиповой и др.

По мнению А.Д. Урсула, образование должно непрерывно эволюционировать, изменяя акцент с модернизации образования на его футуризацию и меняя при этом свои формы и содержание [1].

В проекте Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития подчеркивается, что современное образование должно быть переориентировано с передачи обучающимся готовых знаний на определение, анализ и поиск путей решения профессиональных, социальных и личностных проблем. В этом случае педагогам «придется отказаться от роли исключительно передаточного звена, а обучающимся – от роли исключительно получателей, вместо этого им следует действовать совместно» [2, с. 7].

Необходимость перехода к опережающему образованию Н.В. Гафурова и С.И.Осипова объясняют особенностями современного человека, характеризуя его как «личность с новой нравственно-гуманистической, интеллектуальной идеологией, способной решать проблемы в условиях неопределенности, принимая ответственность за последствия реализации этих решений» [3, с. 3].

Опережающее образование, в отличие от традиционного образования, нацелено на будущее. Оно предполагает не только подготовку к конкретной профессиональной деятельности, но и формирование у обучающегося интеллекта, развитие у него способности опережать, предвидеть, прогнозировать и управлять своей деятельностью, а также потребности к постоянному саморазвитию и самообразованию.

Основными образовательными и личностными ценностями опережающего образования являются:

– ответственность обучающихся перед настоящим и будущим;

– практическое и конструктивное мировоззрение;

– способность ориентироваться в новейших технологиях;

– информационная грамотность, стойкая склонность и способность обучающихся к напряженному продуктивному труду;

– навыки коллективной познавательной деятельности;

– готовность к трудностям и испытаниям, способность справляться с противоречиями действительности и др. [4, с. 53].

В опережающее образование включается, прежде всего, общеобразовательная подготовка как база любой последующей специализации, участия в различных видах деятельности. Она нацелена преимущественно на развитие общих способностей, склонностей, интересов, убеждений, идеалов, мировоззрения, направленности личности, одновременно создавая возможности для выявления и формирования призвания, помогая молодым людям в их жизненном и профессиональном самоопределении. Опережать – значит быть способным к постоянному, целенаправленному и систематическому усвоению системы знаний, умений, навыков, ценностей, отношений, ориентации, норм поведения, способов и форм общения [5, с. 245].

На современном этапе развития образования главная задача человека, по мнению Т.Ю. Гвильдис и А.В. Окерешко, заключается в том, чтобы научиться работать с информацией, анализировать, синтезировать и обрабатывать ее, пропуская через свой жизненный опыт, осмысливая ее с критических позиций, делать аргументированные выводы, решать задачи и осуществлять выбор в различных жизненных сферах, при этом самостоятельно открывая новое и находя новые креативные способы решения проблем, предвидеть перспективы развития, и только в этом случае человек может стать успешным в профессиональной деятельности и в личностной самореализации, что принесет ему в итоге удовлетворенность качеством жизни [6, с. 134].

Военно-профессиональное образование опережающего характера, на наш взгляд, должно быть направлено на формирование у курсантов способностей к активной познавательной деятельности, обеспечивающих развитие прогностического образа мышления, преобразующего интеллекта, творческих способностей. Развитие перечисленных способностей возможно за счет оптимального сочетания традиционных и инновационных методов, форм и технологий обучения, использования их на всех этапах профессиональной подготовки будущих штурманов.

Обучение курсантов в вузе должно быть ориентировано на выработку умений осуществлять самостоятельный поиск и приобретение знаний, необходимых для выполнения теоретических и практико-ориентированных учебных и квазипрофессиональных задач и заданий. При этом приращение новых знаний и умений осуществляется не только в рамках специально организованных аудиторных и внеаудиторных занятий, но и через самообразование обучающихся.

Следует отметить, что реализации опережающего образования в военном вузе способствует интенсификация технологий обучения. Их выбор определяется характером профессиональных умений, опытом и личностными качествами, уровнем развития интеллектуальных и познавательных способностей и возможностей курсантов как субъектов образовательного процесса. Совокупность перечисленных факторов, безусловно, будет способствовать формированию у курсантов профессиональных компетенций, определяющих профессионализм специалиста и эффективность его военно-профессиональной деятельности.

Процесс опережающего профессионального образования мы рассматриваем как образование обучающихся, ориентированное на их будущее, т.е. на условия их профессиональной деятельности и жизни, в которых окажется военный специалист после завершения своего обучения в вузе. Поэтому деятельность преподавателя военного вуза, работающего на опережение, должна быть направлена на формирование у будущих офицеров фундаментальных знаний, профессиональных компетенций, творческих способностей, навыков самообразования, умений находить самостоятельные и ответственные решения в ситуациях неопределенности.

Результаты исследования и их обсуждение

Совершенствование военного образования в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования [7, 8] связано с использованием в образовательном процессе военного вуза активных методов и интерактивных форм и технологий обучения курсантов, которые позволят существенно повысить качество профессиональной подготовки будущих военных специалистов.

Активизация познавательной деятельности, формирование знаний и умений в режиме опережающего обучения, организация изучения учебной дисциплины с максимальным приближением к реальной военно-профессиональной действительности и поиском способов оптимального решения возникающих проблем способствуют формированию военно-профессиональной компетентности специалиста.

Методами активизации обучения курсантов являются проблемный, исследовательский методы, методы самоконтроля и саморегулирования, методы самоактуализации, стимулирования и мотивации к овладению новыми видами деятельности, знаний и практических умений. Интенсификации мыслительной деятельности курсантов способствуют четко сформулированные цели, рациональное использование учебного времени на аудиторных и внеаудиторных занятиях, эффективное взаимодействие и общение преподавателя с курсантами, курсантов между собой.

Активизации познавательной деятельности курсантов способствуют такие факторы, как познавательный интерес к изучаемым дисциплинам и будущей профессиональной деятельности, использование в обучении игровых технологий, приемов состязательности, заданий творческого характера, интерактивные методы и технологии обучения.

В процессе формирования профессиональных компетенций используются интерактивные методы и технологии обучения (дискуссия, круглый стол, мозговой штурм, дебаты, метод проектов, технология «case study», ролевые, деловые и интеллектуальные игры и др.), которые позволяют курсантам свободно ориентироваться в новейших технологиях, конструировать и проектировать научные и технические знания, приобретать опыт принятия ответственных решений возникающих проблем. Объем статьи не позволяет нам рассмотреть все методы интерактивного обучения, поэтому остановимся на характеристике дискуссионных и проектных методов.

Дискуссионные методы обучения, к которым мы относим дискуссию, круглый стол, дебаты, мозговой штурм и иные, направлены на формирование умений обнаружить проблему, сформулировать цели и учебные задачи, спрогнозировать развитие проблемы в будущем, выбрать наиболее рациональный вариант решения, при этом определить и восполнить недостающую информацию для разрешения проблемной ситуации. Обсуждая проблему и осуществляя выбор решения, курсанты развивают качества, необходимые для коллективной, совместной деятельности: умение слушать оппонента, принимать его точку зрения, адекватно реагировать на разные мнения, укреплять свою позицию, формулировать вопросы и аргументированно отвечать на них, давать критическую оценку доказательств, представленных оппонентами. Многократное обращение к поиску и анализу проблем, обсуждению и выявлению ситуаций неопределенности и непредвиденности позволяет развивать у курсантов способность генерировать новое знание, находить наиболее эффективные способы разрешения проблем.

Проектный метод обучения придает образовательному процессу опережающий характер, так как в ходе разработки проекта у курсантов появляется возможность получить новый образовательный продукт, который представляет для них учебную и социальную ценность. Особенностями метода проекта являются высокая познавательная активность, самостоятельность и ответственность курсантов, организация совместной творческой деятельности, развитие познавательного интереса, личной заинтересованности в получении результата, учет индивидуальных познавательных возможностей и способностей, развитие исследовательских умений.

Организация проектной деятельности курсантов требует большой подготовительной работы: выбора актуальной для курсанта темы или проблемы при ее соответствии образовательным целям изучаемой дисциплины, организации взаимосвязанной и взаимодополняющей аудиторной и внеаудиторной деятельности, определения межпредметных связей, совместного с курсантами планирования работы над проектом, определения информации, необходимой для его выполнения. Работа над проектом возможна при наличии у курсантов исследовательских умений, поэтому задача преподавателя – сформировать у них умения работать с учебной литературой, определять противоречия и проблему, выдвигать гипотезу, формулировать цели и задачи, прогнозировать результат проектной деятельности.

Основной этап работы над проектом носит творческий характер и направлен на достижение цели ‒ конечного продукта проектной деятельности курсанта. На завершающем этапе курсанты представляют свой проект широкой аудитории, обосновывают полученные результаты, делают выводы. Таким образом, разрабатывая проект, курсант осуществляет самостоятельный поиск литературы, анализирует, систематизирует и обобщает материал и на этой основе получает новый продукт своей деятельности.

Как правило, в педагогической деятельности используют три вида проектов: исследовательский, информационный и междисциплинарный. В основе любого из этих проектов лежит идея о направленности познавательной деятельности курсантов на результат, который достигается при решении значимой для них проблемы. Продукт проектной деятельности может быть как внешний (его можно применить в реальной практической деятельности), так и внутренний (опыт деятельности, который становится бесценным достоянием курсанта). Оба продукта включают в себе знания и умения, компетенции и ценности, профессионально значимые качества.

Следует отметить, что многие курсанты при изучении как естественно-математических, гуманитарных, так и специальных дисциплин, связанных с освоением военных знаний, часто испытывают серьезные затруднения. Для того чтобы уменьшить объективные или субъективные трудности усвоения некоторых, особенно трудных вопросов учебной программы, следует вводить их в учебный процесс постепенно, опережая их изучение в конкретной теме. Изучение трудных вопросов изучаемой дисциплины нужно осуществлять поэтапно. Так, на первом, предварительном этапе будущий учебный материал вводится небольшими порциями, в качестве ознакомления курсантов с некоторыми научными фактами или простыми понятиям. На втором этапе, по мере изучения учебных вопросов, происходят уточнение содержания и сущности, обобщение и применение тех понятий, которые будут формироваться в будущем. На третьем этапе, связанном с непосредственным изучением трудных тем или вопросов, курсанты демонстрируют активность мыслительной деятельности, понимание сущности понятий, готовность использовать знания при выполнении упражнений, заданий и решении задач. Так, например, если во втором семестре (1-й курс) курсанты с опережением изучают вопросы, связанные с высотой полета, методами измерения высоты полета, то в седьмом семестре (4-й курс) при изучении темы «Обеспечение безопасности полета» знания данных вопросов систематизируются, обобщаются и используются в предполетной практике. Другой пример: на 2-м курсе курсанты изучают тему по исключению потери ориентировки, оценке точности воздушной навигации, тем самым предвосхищая изучение тех же тем, но на более высоком уровне обобщения – на 4-м курсе.

Таким образом, введение учебного материала с опережением, дробно, небольшими порциями, с организацией дополнения знаний новыми сведениями, систематического последующего повторения понятий способствует глубокому и прочному усвоению учебной программы дисциплины.

Заключение. Для эффективного развития профессиональных компетенций в условиях опережающего образования следует сформировать у будущих офицеров фундаментальные знания, профессиональные умения, творческие способности, навыки самообразования, умения находить самостоятельные и ответственные решения в ситуациях неопределенности; использовать в подготовке курсантов активные методы и технологии обучения, а также методику поэтапного опережающего формирования профессиональных знаний и умений.