Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PRINCIPLES, FORMS AND METHODS OF TUTORING WHEN WORKING WITH FUTURE BACHELORS

Kolokolnikova Z.U. 1 Sotnikova A.V. 1 Mosina N.A. 2 Bezrukikh Y.A. 3 Mosintsev D.D. 1
1 Lesosibirskij Pedagogical Institute - branch of Siberian Federal University
2 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev"
3 Reshetnev Siberian State University of Science and Technology
One of the current trends in modern teacher education is the expansion of the range of teaching professions. Changes in the regulatory framework of pedagogical education, the inclusion of upbringing in the structure of higher education programs, the use in teacher training of those pedagogical technologies that future pedagogues must master creates new opportunities for the formation of a professional. This article is a continuation of the research carried out on the basis of the Siberian Federal University since 2014. The preparation of the future tutor was carried out through the tutoring of bachelor students in extracurricular activities, this experience is described in the article on the example of organizing cultural and educational activities. Technologies for the implementation of cultural and educational programs are also important. Cultural and educational activities are of particular importance for the development of students. Tutoring is an innovative approach to solving the problem of involving future bachelors in cultural and educational activities. Based on the existing problem, this article was written, which describes the basic principles, methods and forms of tutoring in the design and implementation of cultural and leisure activities of students in a bachelor's degree.
student
tutoring
supervision
mentoring
competencies
professional standard of a teacher
extracurricular activities

Современное педагогическое образование активно прирастает новыми педагогическими профессиями, в числе которых можно встретить педагогического дизайнера, архитектора образовательных программ, аниматора, тьютора и др. Утверждение профессиональных стандартов новых педагогических профессий («Специалист в области воспитания», 2017) предъявляет требования к реализации такой трудовой функции, как «тьюторское сопровождение обучающихся», в котором описаны новые требования к специалисту-тьютору. Например, «уметь организовать обучающихся и родителей в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута, проекта, учебного плана» и т.д. [1]. Формирование профессиональных компетенций будущего бакалавра в области тьюторского сопровождения обучающихся возможно при условии тьюторинга самих студентов на этапе профессиональной подготовки.

Наша статья является продолжением исследования, проведенного на базе Сибирского федерального университета, посвященного изучению организации внеучебной и культурно-досуговой деятельности студенчества и ее функций (развивающей, информационно-просветительской, культурно-творческой и рекреативно-оздоровительной) [2], методов и форм ее организации. Результаты исследования отражены в статьях Бекузаровой Н.В.[2], Безруких Ю.А.[3], Васильева Е.В.[4], Колокольниковой З.У.[3-4], Назрановой К.А.[3], Смоленцевой (Сотниковой) А.В. [2-4] и др., получили свое логическое развитие и завершение в магистерской диссертации А.В. Смоленцевой (А.В. Сотниковой) и отражены в предлагаемой статье.

Цель исследования: охарактеризовать принципы, формы и методы тьюторинга при организации внеучебной деятельности первокурсников - будущих бакалавров.

Материалы и методы исследования. В данной статье описан опыт использования тьюторинга как инновационного подхода при организации внеучебной деятельности студентов-первокурсников, с реализацией основных функций культурно-досуговой деятельности [2]. В ходе подготовки статьи авторы использовали такие методы, как анализ психолого-педагогической литературы; сравнение и аналогия при анализе методов и форм тьюторинга; педагогический эксперимент, обобщение полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. Ресурс внеучебной деятельности студентов в реализации образовательной программы высшего образования приобретает все большую значимость, а изменения 2020 года, внесенные в ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», лишь подтверждают, что «внеучебная деятельность, осуществляемая в свободное от учебного процесса время и зависящая от собственного выбора обучающегося» [4, с. 37], должна быть спроектирована, организована и сопровождена в логике развертывания ОП ВО. В Сибирском федеральном университете практикуется кураторство – наставничество студентов старших курсов (магистрантов) над первокурсниками. Эта практика традиционно способствует успешной адаптации новоиспеченных студентов к новым условиям. Понятия «тьютор» и «тьюторинг» активно используют в своих работах В.Ф. Габдулхаков, А.М.Калимуллин, Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща,  С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю.Чередилина и др. Под термином «тьюторинг» мы вслед за В.Ф. Габдулхаковым, А.М.Калимуллиным понимаем «учебно-проектную и практическую деятельность по индивидуализации образования, направленную на выявление и развитие аналитических интересов и способностей обучаемых» [5, с. 5].

В ходе исследования нами был проведен педагогический эксперимент, целью которого было проверить результативность форм и методов тьюторинга, при организации внеучебной деятельности первокурсников СФУ для их успешной адаптации. В качестве основного вида внеучебной деятельности для первокурсников была определена культурно-досуговая деятельность. Опытно-экспериментальная работа строилась на основе тьюторинга. Тьюторами первокурсников выступали студенты-магистранты. В течение учебного года они вели работу со студентами 1 курса ИППС СФУ, направление «Педагогическое образование», специальность «Тьютор». Основная задача заключалась в вовлечении их в различные досуговые организации, маркерами результативности работы тьютора по адаптации студентов к условиям университета выступали: успехи в учебной и внеучебной (культурно-досуговой) деятельности студентов, активность и включенность в культурно-досуговую деятельность, сформированность культурно-досуговой компетенции. Обычно работа тьютора заключается в сопровождении и поддержке студента при разработке и реализации индивидуального учебного плана (что не так актуально при обучении по ОП ВО), и в нашем эксперименте работа тьюторов заключалась в педагогическом сопровождении процессов адаптации и самоопределения в культурно-досуговой деятельности, в помощи при проектировании индивидуальной программы внеучебной деятельности, отслеживания процесса его реализации и достижения целевых ориентиров.

Наша работа основывалась на следующих принципах, выделяемых Т.М.Ковалевой.

- Открытость. На основе этого принципа нами была проведена серия мероприятий, посвященных знакомству студентов с внеучебной жизнью СФУ, а также создан информационный ресурс, с помощью которого студенты были в курсе предстоящих мероприятий и конкурсов. После встреч были отсняты видеосюжеты, которые транслировались на местном телевидении, сделаны фоторепортажи, медиапродукт был размещен в группе социальной сети «Вконтакте», новости о прошедших мероприятиях сопровождались публикацией на сайте ИППС СФУ. Вся информация была в свободном доступе для каждого студента СФУ.

- Вариативность. На основе этого принципа нами была сформирована база досуговых объединений СФУ. Студенты самостоятельно могли сделать выбор в построении индивидуальной программы своей внеучебной деятельности.

- Непрерывность. Студент, включаясь в ту или иную сферу культурно-досуговой деятельности, имел возможность тьюторской поддержки и сопровождения. Опираясь на принцип непрерывности, мы обеспечивали «последовательность и цикличность процесса тьюторского сопровождения» [6, с. 91] на каждом этапе адаптации студента в совершенно новой для него деятельности. Например, у Наташи М. на первых занятиях в вокальной студии СФУ возникли проблемы, она имеет опыт выступления на сцене, но, как оказалось, его недостаточно, чтобы стать членом вокальной студии и петь в хоре СФУ. Для этого тьюторами было предложено Наташе М. другое направление, где ее талант был востребован. Сейчас она состоит в Красноярских краевых студенческих отрядах, выступает на сцене и готовится лето провести на море.

- Гибкость. На основе этого принципа для каждого студента была составлен индивидуальный цикл занятий при организации досуговой деятельности. Нами была поддержана любая инициатива студента при выборе им досугового объединения. Многих студентов интересовали досуговые организации, ранее с которыми они не были знакомы, о которых слышали впервые. Особый интерес был у студентов, приехавших учиться из деревень и поселков, они одновременно вступали сразу в несколько организаций. Они успешно сочетали учебную и внеучебную деятельность: закрывали вовремя сессию на «хорошо и отлично» и добивались успехов во внеучебной деятельности. Можно отметить, что более успешными в реализации досуговой практики (по подсчетам достижений на конец учебного года) были студенты, поступившие из отдаленных территорий Красноярского края.

- Индивидуальный подход и индивидуализация. Нами был проведен контент-анализ досуговых объединений, анализ эссе, в котором студенты описывали свой прошлый опыт культурно-досуговой деятельности. Были учтены пожелания тех, кто бы хотел поменять сферу досуга и попробовать себя в иных досуговых практиках. Тьюторами был составлен рейтинг досуговых организаций СФУ, основанный на предпочтениях и запросах студентов. На основе принципа индивидуализации каждому студенту была оказана поддержка и сопровождение при проектировании индивидуальной программы внеучебной деятельности [6, с. 95], которая впоследствии приведет к «формированию культурно-досуговой компетенции у студента» [7, с. 77].

Некоторые студенты на начало эксперимента не задумывались о включенности в культурно-досуговую жизнь СФУ, и для всех первокурсников были проведены вводные занятия; для тех, кто плохо ориентировался в культурно-досуговом пространстве СФУ, проводились индивидуальные и групповые консультации. Для студентов на начальном этапе эксперимента было сложно совместить учебную и внеучебную деятельность. Нужно было учитывать, что для первокурсников затруднения представляли: новая учебная обстановка, новое место жительство (если студент иногородний), новые требования к оцениванию результатов учебной деятельности и др. Тьюторы помогали в решении подобных трудностей. Встречи тьютора с первокурсниками проходили один раз в неделю на протяжении всего учебного года. На начало эксперимента преобладали такие формы работы, как консультации, экскурсии, посещение культурно-досуговых мероприятий. Мероприятия тьюторы организовывали в выходные дни, чтобы не мешать учебной деятельности. Во втором семестре, когда студенты немного адаптировались, поняли нюансы учебы в университете, в вечернее время для них организовывали культурно-досуговые пробы. Например, в секцию фехтования, волонтерский центр, Красноярские краевые студенческие отряды и т.д. Занятия проводились на добровольной основе, студенты по собственному желанию посещали занятия. Нужно отметить, что посетившие большинство организованных встреч смогли быстрее определиться с выбором направления культурно-досуговой деятельности. На сегодня многие из них имеют результаты (победы в танцевальных, вокальных конкурсах, спортивных соревнованиях и др.).

Основными формами тьюторинга исторически являются различного вида индивидуальные и групповые консультации. В нашем исследовании тьюторинг в пространстве внеучебной деятельности приобретал новые формы работы и носил индивидуальный, адресный, гибкий и вариативный характер. Рассмотрим содержание основных форм работы, которые мы использовали в рамках тьюторинга [8]:

- вводные занятия. Начали мы свою работу с вводных занятий со студентами, где были поставлены целевые ориентиры, обозначена перспектива и оговорена регулярность встреч. Нами были организованы встречи первокурсников направления подготовки «Педагогическое образование» с руководителями досуговых объединений СФУ, на которых студентам рассказали о структуре, специфике работы досуговых объединений, возможностях включения в коллектив, преимуществах и перспективах совместной деятельности. На основе интересов, мотивов, устремлений, запросов студента, связанных с организацией внеучебного времени, нами была сформирована база досуговых объединений СФУ, и через ресурс группы в социальной сети «Вконтакте» тьюторы информировали первокурсников о работе досуговых объединений СФУ, о предстоящих мероприятиях и конкурсах;

- индивидуальная консультация. Она проводилась в форме обсуждения, на которой мы рассматривали вопросы, связанные с реализацией индивидуальной программы внеучебной деятельности и личностным развитием студента-первокурсника;

- групповая консультация. На них, как и на индивидуальных консультациях, нами реализовывалось сопровождение индивидуальных программ внеучебной деятельности студентов. В рамках групповых занятий реализовывали несколько функций тьюторинга: «мотивационную, коммуникативную и рефлексивную» [6, с. 92-93];

- встречи с интересными людьми. Для студентов были организованы интерактивные встречи с деятелями культуры и искусства. Так, например, они смогли познакомиться с российским фигуристом, мастером спорта, многократным чемпионом спортивных танцев на льду Ильей Авербухом. В этот момент студенты приняли участие во флешмобе трехлетия до старта зимней Универсиады-2019 в Красноярске. Одной из самых запоминающихся встреч, по мнению студентов, стала их встреча с Вадимом Демчогом;

- культурно-досуговые пробы. Несмотря на разнообразие секций и досуговых организаций Сибирского федерального университета, определиться с выбором достаточно сложно. Студенты первого курса иногда боялись проявить инициативу и прийти на первое занятие. Для студентов были организованы пробные занятия в Японском центре СФУ, на которых студенты познакомились с японской культурой, носителями японского языка, а также освоили технику «Оригами» под руководством японского сенсея Ёсикадзу Комадзава. Для студентов, интересующимися спортом, были организованы пробные занятия в секции фехтования СФУ, где студентам показали приемы владения холодным оружием в рукопашном бою и т.д.;

- посещение памятников культуры и искусства. Для студентов были организованы экскурсии на смотровую площадку в деревню Слизнево, г. Дивногорск, на Красноярскую гидроэлектростанцию, в фанпарк «Бобровый лог», государственный Красноярский заповедник «Столбы» и т.д.;

- посещение культурно-досуговых мероприятий. Со студентами были организованы походы в музеи, театры, выставочные центры и др. Всего было организовано около 30 встреч для студентов первого курса, на которых у них была возможность познакомиться с деятелями культуры и искусства, попробовать себя в новой деятельности, развить в себе новые навыки и возможности. Некоторых студентов заинтересовало сразу несколько направлений деятельности. Особенностью реализованных нами форм тьюторинга, стало использование ресурса создания первокурсниками медиапродукта (фотографии, коллажи, видеоролики, сюжеты и др.), как результата активности и включенности будущего бакалавра в культурно-досуговую деятельность [4, с. 36-38].

Методы, используемые тьюторами при работе со студентами:

- беседа. Данный метод использовался со студентами при личных встречах, рефлексии, встречах с интересными людьми. Например, студенты после спектакля имели возможность побеседовать с актерами или режиссерами спектаклей, поделиться впечатлениями от увиденного;

- рассказ. Данный метод использовался при сопровождении студентов на экскурсиях по достопримечательностям города, музеям, театрам для информирования;

- демонстрация и иллюстрация. Данные методы использовались практически на всех ознакомительных занятиях студентов с досуговыми объединениями и сопровождались яркими фотографиями, видеороликами с места событий и мероприятий, примерами из практики «Беги за мной! СФУ», «Волонтерский центр СФУ», «Краевые красноярские студенческие отряды», штаб «Универсиада-2019» и др.;

- упражнение. Данный метод использовался на занятиях со студентами при знакомстве их с такими организациями, как «Японский культурный центр СФУ», где студенты освоили технику «Оригами»; программа «Беги за мной! СФУ», на которой студенты освоили технику «Йога», «Реггетон»; секция по футболу, волейболу, баскетболу, гольфу, скалолазанию, туризму и т.д.;

- дискуссия. Данный метод использовался при встречах студентов с известными деятелями культуры и искусства, например в «Научном кафе СФУ», на которых студенты могли обсудить с ведущими учеными Красноярска технические научные разработки, исследования, которые проводятся в СФУ.

Заключение. Таким образом, при реализации тьюторинга внеучебной деятельности первокурсников были проведены освещение культурно-досуговых ресурсов вуза, организация интерактивных встреч с деятелями культуры и искусства, реализация их культурно-досуговых проб. На базе Сибирского федерального университета мы реализовали практику тьюторского сопровождения культурно-досуговой деятельности бакалавров - будущих тьюторов, в единстве реализации «развивающей, информационно-просветительской, культурно-творческой и рекреативно-оздоровительной функций» [2]. Наша работа основывалась на принципах открытости, вариативности, непрерывности, гибкости, индивидуального подхода и индивидуализации. Основными формами работы, которые мы использовали в рамках тьюторинга, выступали вводные занятия, индивидуальная и групповая консультация, культурно-досуговые пробы, встречи студентов с интересными людьми, экскурсии, посещение памятников культуры и искусства, культурных мероприятий. Методы, используемые нами при работе со студентами в рамках тьюторинга: беседа, рассказ, иллюстрация, демонстрация, упражнение, дискуссия. Результаты проведенного эксперимента показали результативность использованных форм и методов тьюторинга при организации культурно-досуговой деятельности первокурсников по всем маркерам. Особенностью применения методов и форм тьюторинга стало использование ресурсов медиаобразования. Студенты 2-3-х курсов также нуждаются в тьюторском сопровождении их индивидуальной программы внеучебной деятельности, но при проектировании программ нужно учитывать расширение спектра видов деятельности, включение, например, научной деятельности.