Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRAINING BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION FOR ORGANIZING CHARACTER-BUILDING WORK AT SCHOOL IN THE CONDITIONS OF REMOTE FORMAT OF STUDENT TEACHING

Ermakova L.I. 1 Yanyushkina G.M. 1
1 Petrozavodsk State University
The article pays special attention to preparing bachelors of pedagogical education for organizing character building work with schoolchildren in the setting of remote student teaching. The course «Methods of educational work» implements mastering the theory of character building in conjunction with the formation of the individual professional experience of the student. The character-building work of any teacher is carried out through a certain system of techniques, methods, and forms of organizing the life of students. Any educational institution, while organizing character-building work through distance learning technologies, should create necessary conditions for the functioning of the electronic information and educational environment (VK, Skype, WhatsApp, Viber, Zoom, etc.). Extracurricular activities, such as homeroom, web quests, intellectual games, Internet promotions, virtual excursions are aimed at a wide variety of aspects: to unite the students, to form their responsibility, self-preservation, love for their Motherland, to evoke their interest for culture and art. All this allows to generate students’ interactive search activity, motivates them to acquire knowledge independently, helps mutual understanding, develops communication and leadership skills when working in a group. For successful character-building work in the setting of distant learning a future teacher has to master new technologies, means of communication, programs and platforms and to use them actively in his practical work.
bachelor's degree
pedagogical education
character-building work at school
student teaching
distance learning

Подготовка будущего учителя в вузе направлена на реализацию единства воспитания и обучения как ведущего фактора развития личности. Одной из составных частей комплекса педагогических дисциплин в системе многоуровневого педагогического образования является методика воспитательной работы. Освоение теории воспитания во взаимосвязи с формированием индивидуального профессионального опыта студента реализует курс методики воспитательной работы в совокупности с другими педагогическими дисциплинами. Данный курс позволяет обучающимся овладевать идеями, принципами и методами воспитания, знакомит их со знаниями, определяющими общий подход к современной педагогической науке, позволяет формировать мировоззрение и познавательные процессы.

Курс «Методика воспитательной работы», проводимый в Петрозаводском государственном университете, создает практический фундамент для педагогической практики студентов, ориентирован на формирование у них способности творчески мыслить, выходить на более высокий уровень педагогического общения, оценивать с нравственной точки зрения происходящее вокруг. Все это достигается путем включения студентов в основные виды воспитательной деятельности.

В современных условиях воспитание понимается как практическая, личностно значимая деятельность детей, организованная практика, в которой каждый ребенок формирует собственные установки относительно общества и общественных проблем, своей роли в общественных процессах [1].

Соотношение понятия «воспитание» с конкретной практической деятельностью педагога выводит на понятие «воспитательная работа», которая, в свою очередь, отождествляется с заботами конкретных субъектов (учителя, воспитателя, вожатого, члена семьи и др.) о полноценном развитии личности ребенка, на которого направлено их воспитательное влияние [2]. Воспитательная работа любого учителя подчинена ходу социально-исторических событий, происходящих в обществе, и осуществляется через определенную систему приемов, методов, форм организации жизнедеятельности детей.

В современных условиях необходимо обновлять не саму систему образования, а ее содержание, поэтому одними из основных задач национального проекта «Образование» (2019–2024) являются [3]:

- внедрение новых передовых методов преподавания и обучения, а также новых передовых образовательных и педагогических технологий для развития навыков и компетенций студентов XXI в. (социальных и поведенческих навыков и компетенций; когнитивных навыков и компетенций; цифровых навыков и компетенций);

- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех типов и уровней, а также цифровое равенство в образовании.

Цифровая компетентность педагога закреплена нормативными документами: ФГОС 3++ высшего образования, ФГОС общего образования, профессиональным стандартом педагога.

В 2020 г. в связи с распространением COVID-19 Министерством науки и высшего образования были разработаны «Рекомендации по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Минобрнауки России от 14.03.2020 г. № 397 “Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации”».

В соответствии с Распоряжением Главы Республики Карелия от 22.11.2020 г. № 729-р обучение в 4–8-х, 10-х классах с использованием дистанционных технологий было организовано по 31 декабря 2020 г. Вышедшие в этот период на педагогическую практику студенты пятых курсов, обучающиеся по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), впервые столкнулись с организацией обучения с использованием дистанционных технологий онлайн-уроков и внеурочных мероприятий в школах черезразличные виды сервисов.

В условиях пандемии и дистанционного формата педагогической практики подготовка бакалавров педагогического образования к организации воспитательной работы со школьниками требует поиска разнообразных форм воспитательной работы и информационно-телекоммуникационных средств.

Цель исследования состояла в выявлении форм воспитательной работы, проводимой будущими учителями на педагогической практике в условиях дистанционного формата.

Материалы и методы исследования

Воспитательная работа в школе организуется через урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Студенты на педагогической практике являются помощниками классных руководителей и автоматически включаются во внеурочную воспитательную и развивающую работу на основе ФГОС ОО. «Внеурочная деятельность – это индивидуальная, парная и групповая деятельность ученика (учеников) и учителя (учителей) по самовоспитанию, саморазвитию, самостроительству личности ученика» [4, с. 44]. Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности: физкультурно-спортивное и оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное – и реализуется в таких видах, как: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность [5]. Именно на педагогической практике к студентам приходит осознание того, что все виды воспитательной деятельности обучающихся тесно связаны между собой и воспитание является процессом социализации подрастающего поколения.

Переход образования в цифровой формат позволил за короткий срок опробовать платформу Zoom для дистанционной работы преподавателей со студентами, а студентов – с учащимися. При организации воспитательной работы в таком формате в образовательных организациях были созданы все условия для стабильной работы электронной информационно-образовательной среды.

При дистанционном обучении для организации индивидуальных занятий или консультаций, а также групповых работ продуктивным будет являться такой вид связи, ставший очень популярным в наши дни, как видеоконференция, которая не влечет больших затрат. Такого рода конференции обеспечивают возможность совместного управления изображением на компьютере, что применимо при создании и демонстрации презентаций, рисунков, чертежей независимо от расстояния [6]. Тематиче­скую видеоконференцию можно организовать по Skype, на платформе Zoom или воспользоваться другими подобными платформами.

Еженедельной формой воспитательного дела в школе являются классные часы. Студенты во время педагогической практики проводят 5–6 классных часов. Систематизировав их подготовку и онлайн-проведение, студенты предлагают обобщенный план подготовки классного часа, а именно: выбор темы с учетом интересов и потребностей обучающихся; определение цели и задач; сообщение темы и определение срока проведения мозгового штурма (сбора вопросов по заданной теме от обучающихся) с использованием каналов связи (ВКонтакте, Skype, WhatsApp, Viber, Zoom и т.д); написание сценария классного часа с учетом заданных обучающимися вопросов; подготовка презентаций, фото, видеосюжетов и др.; определение интерактивных заданий и инструментов обратной связи; напоминание правила поведения в период пандемии; подключение к подготовке классного часа обучающихся; проведение экспертизы с приглашением специалистов, интересных людей, в том числе родителей, для участия в онлайн-режиме.

По отзывам учащихся, классные часы в таком формате проходят успешно, вызывая у них интерес и правильные, положительные эмоции.

Результаты исследования и их обсуждение

При дистанционном обучении сценарий воспитательного дела определяется как спецификация, которая предоставляет гибкий способ представления и записи учебных сценариев для множества обучаемых [7].

Внеклассные мероприятия, проводимые студентами на практике, направлены на самые разнообразные аспекты – на сплочение учащихся, на воспитание в них чувства ответственности, самосохранения, любви к Родине, на пробуждение в учениках интереса к культуре и искусству.

В условиях дистанционного формата прохождения педагогической практики в качестве основных форм воспитательной работы студенты использовали следующие:

– беседы, информационно-ознакомительные классные часы, диспуты, дискуссии;

– интеллектуальные игры, викторины на сервисе Kahoot, используемом для создания онлайн-викторин, тестов и опросов;

– спланированные интернет-акции, в ходе которых участникам предлагаются задания по определенной тематике, приуроченные к какому-либо событию;

– веб-квесты на образовательной платформе learning;

– виртуальные экскурсии: онлайн-посещение известных галерей, выставок и музеев, онлайн-спектакли, концерты, экскурсии по странам, городам;

– онлайн-кинотеатры.

В частности, на педагогической практике студенты 5-го курса провели интеллектуальную игру «Физика Победы» с учениками 8-х классов МБОУ «Средняя школа 36» г. Петрозаводска, которые погрузились в атмосферу увлекательного интеллектуального соревнования, состоящего из пяти геймов: «Разминка», «Боевая задача», «В плену» (конкурс капитанов), «Минное поле», «Пиктограмма с фронта». Школьникам были предложены неожиданные и трудные вопросы, интересные задания. Такие игры помогают формировать интерактивную поисковую деятельность обучающихся, мотивируют их к самостоятельному добыванию знаний, учат работать в группе, слушать друг друга, уважать мнение остальных, а также развивают лидерские качества.

Поскольку в период пандемии существует запрет на встречи и выезды, игры онлайн позволяют учащимся развивать навыки общения, взаимодействовать друг с другом по ту сторону экрана, договариваться или отстаивать свою позицию. На одном из классных часов в 11-м классе МБОУ «Лицей № 40» г. Петрозаводска студентами была проведена игра «Экивоки-онлайн». Суть игры состоит в том, что каждому из участников были предложены слово и метод, с помощью которого нужно это слово объяснить (жестами, словами, с помощью рисунка, ответов «Да» и «Нет» и т.д.). Задача участников, включая и учителя, – понять, что было загадано. Экивоки-онлайн не просто дает возможность играть в браузере онлайн, но и позволяет связаться со всеми участниками через камеру и микрофон (в Skype или Zoom).

Такая форма воспитательной работы благоприятно влияет на степень единения коллектива, позволяет добиться взаимопонимания между детьми и классным руководителем.

Использование видеофильмов дает возможность быстро подготовиться к внеклассным мероприятиям, что экономит время, а также «побывать во многих местах», не выходя из кабинета. С помощью методики цифровых уроков педагоги могут организовывать воспитательную работу со школьниками, показывать и рассказывать им о жизненных ценностях, способствовать раскрытию потенциала, мотивировать к учебе. При проведении классного часа на тему «Мужество» студентами 4-го курса для учащихся 10-х и 11-х классов МБОУ «Лицей № 40» был использован видеоресурс проекта «Мотивирующие цифровые технологии» фильм «Герои есть», основанный на героических поступках людей. Просмотр видеофильма позволил повысить интерес у школьников к теме подвига, мужества и милосердия. Такая форма воспитательной работы способствует раскрытию потенциала учащихся, ведет их к саморазвитию, способности понимать свои сильные стороны.

Чтобы коммуникация в воспитании была позитивной, студент должен уметь доносить свою позицию школьникам. Понимание выражается в речевых действиях студента. В качестве упражнения студентам предлагается такое задание: Покажите, что вы понимаете учеников, закончив следующие предложения [8]:

· «Я понимаю, что вы имеете в виду ...»

· «Я понимаю, какие сложности у вас могут возникнуть в связи …»

· «Объясните, как вы представляете ...»

· «Хорошо, ваш вариант …».

Для анализа способности школьников к сотрудничеству студентам был предложен «Лист наблюдения», который они апробировали на педагогической практике с целью понаблюдать за индивидуальной работой учащихся и работой в группах. Под наблюдение попали следующие действия учеников: последовательно работает в группе; пытается помочь участникам группы; умеет обращаться за помощью; способен активизировать обсуждение; объясняет основные идеи; поддерживает объяснение аргументами; уважительно относится к идеям других, использует их предложения; договаривается о плане или структуре выполнения задания; тратит время на то, чтобы все поняли задание; использует время группы продуктивно; предусматривает поддержку каждому члену группы; записывает или документирует работу группы [7].

Приведем некоторые выдержки из сочинений студентов по теме «Моя деятельность в школе на педагогической практике». Иван С.: «Я думаю, что именно любовь к предмету (физике) помогла в достижении определенных воспитательных целей». Маша Ц.: «В процессе проведения игры “Здоровый образ жизни” ученики порадовали меня своими знаниями, заинтересованностью и отзывчивостью, хотя были сложности в организации дистанта». Полина Г.: «В дистанционной форме обучения главным для учителя является умение найти подход к разным обучающимся в вопросе выбора форм воспитания». Ксения К.: «Несмотря на то что педагогическая практика проходила дистанционно, мне удалось добиться желаемых результатов». Анастасия П.: «Работа в дистанционном формате требует поиска адекватных приемов и методов обучения и воспитания, а следовательно, и затрат временных ресурсов. Но, несмотря на это, практика показала мне, что после окончания учебы в вузе я обязательно буду работать учителем, развивать свои профессионально-личностные качества, такие как умение проводить классные часы и родительские собрания, организовывать походы с учащимися, пользоваться банком цифровых образовательных ресурсов, работать на образовательных платформах».

Дистанционное обучение актуально и для проведения профориентационной работы: связь с вузами, ссылки на сайт вузов, колледжей дают возможность учащимся получить информацию об учебном заведении, познакомиться с их историей, условиями поступления, узнать направления обучения. Так, студенты 5-го курса проводили профориентационные классные часы: «Живи, учись и работай в Карелии», «Хочу. Могу. Надо» и т.п. В ходе таких классных часов были получены ответы на вопросы:

· Какие у вас способности и для какой профессии они подходят?

· Специалисты каких профессий нужны на рынке труда Республики Карелия?

· Какую профессию предпочесть? Что для этого необходимо знать и уметь?

Основная цель классных часов по данной тематике состоит в подготовке обучающихся к осознанному выбору профессии в соответствии с личными интересами и склонностями, а также с учетом тенденций востребованности профессий на рынке труда. Такая форма воспитательной работы решает такие задачи, как:

· представление школьникам разнообразия профессий (с акцентом внимания на профессиях, востребованных в экономике родного региона);

· обучение школьников знаниям, как выбирать профессию, на что необходимо обращать внимание при самоопределении;

· изучение индивидуальных интересов, склонностей и способностей школьников;

· стимулирование интереса школьников к осознанному и мотивированному выбору профессии;

· знакомство школьников с возможностями системы профессионального образования в регионе с учетом выбранной профессии.

На педагогической практике классные руководители оценивали работу студентов по следующим критериям: знание теории и методики воспитательной работы; выбор оптимальных форм воспитательной работы и способов организации деятельности; степень самостоятельности при подготовке к воспитательному делу; качество знаний фактического материала, используемого на классном часе или в другом жанре воспитательного дела; владение стандартными методами воспитания и приемами педагогической техники; уровень самоанализа проведенного мероприятия; познавательная активность; аргументированная позиция в дискуссиях по воспитанию; ответственность в ходе воспитательной работы; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; разрешение конфликтных ситуаций; обладание организаторскими способностями; уровень коммуникативной культуры. В характеристиках студентов, выдаваемых классными руководителями, педагоги отмечали, что будущие учителя в достаточной мере быстро адаптировались к дистанционному формату проведения воспитательных дел, проявили самостоятельность и творческую инициативность, сумели подобрать такие формы воспитательных мероприятий, которые позволили успешно продолжить формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Надо отметить, что студенты на итоговой конференции по практике назвали причины, не всегда позволяющие классному руководителю получить запланированный результат в условиях дистанционного обучения: формализм в педагогической деятельности (проще провести воспитательное мероприятие, чем добиться воспитательного эффекта); непонимание внутренней природы воспитательной формы и механизмов ее воспитательного влияния; неорганизованность воспитательной формы для ее участников; общение с помощью специальных устройств, а не лично не дает учителю возможности контролировать, чем занят каждый ученик в «онлайн-классе»; отсутствие полноценной обратной связи; прямое копирование чужого сценария.

Вывод

Разнообразные формы воспитательной работы, используемые студентами в условиях дистанционного формата, создают условия для практической реализации знаний, умений и навыков обучающихся в цифровой среде. Несмотря на такое сложное время, данная среда позволяет не останавливать процесс воспитания подрастающего поколения как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения.

Использование цифровых возможностей дает возможность показывать учащимся стандарты поведения в сетях, правила действий в нестандартных ситуациях, а также привлекать родителей школьников к воспитательной работе. Обращение к компьютерным технологиям учит работать в команде, творчески подходить к поиску необходимой информации, принимать решения, оценивать и при необходимости корректировать данные. Для продуктивного ведения воспитательной работы в условиях дистанционного обучения необходимо осваивать новые программы и платформы, средства коммуникации и активно использовать их в практической деятельности учителя.