Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONSTRUCTION OF THE CONTENT OF THE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF A TEACHER OF A MEDICAL UNIVERSITY IN MODERN CONDITIONS

Getman N.A. 1 Kotenko E.N. 1 Rusakov V.V. 1 Sukach L.I. 1
1 Omsk State Medical University
The article presents the methods of constructing the content of pedagogical activity in the context of changing requirements for the training of a teacher of a medical university. The modules of the additional professional program are presented: theoretical and methodological foundations of higher medical education; psychological and pedagogical foundations of the professional activity of a teacher of a medical university; technologies of vocational education in a medical university; organization of the educational process at a medical university. The authors have identified a minimum of skills necessary for the formation of psychological and pedagogical competence: forecasting the pedagogical situation; building the vector for the implementation of the pedagogical situation; determination in different conditions of options for its solution; reflection of the effectiveness of the actions of the teacher and students. An example of a role-playing game implemented in the classroom, which contains various types of described pedagogical situations, is presented. A connection has been established between the system of professional retraining of university teachers and the level of development of their design skills; the algorithm of design actions is determined, the types and meaning of pedagogical situations are analyzed. A questionnaire was developed, which allowed the authors of the article to assess the level of development of competence in the field of designing the content of pedagogical activity. The result of the article is the conclusion that the teacher's activity moves from the level of conceptual design to the level of content and procedural levels.
design
professional retraining
design skills
the algorithm of pedagogical activity
pedagogical situation

На современном этапе развития системы высшего образования становится актуальным создание эффективной системы сопровождения преподавателей вуза, которые не имеют профессионального педагогического образования. Конструируя содержание педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза, обратимся к исследованиям данной проблемы. В ряде работ подчеркивается, что «…в процессе проектирования контекста педагогической деятельности обучающиеся выбирают и используют те ресурсы образовательного пространства, которые будут способствовать их дальнейшему профессиональному становлению. У обучающихся появляется возможность включиться в процесс рефлексии своего образования, что позволяет им наиболее точно выбирать направление проектирования и последовательно строить дальнейшие шаги» [1]. Определим модули подготовки, которые необходимо реализовать в дополнительном профессиональном образовании преподавателей, такие как: модуль 1. Теоретико-методологические основы высшего медицинского образования; модуль 2. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза; модуль 3. Технологии профессионально ориентированного образования в медицинском вузе; модуль 4. Организация образовательного процесса в медицинском вузе.

Целями исследования являются разработка и реализация на практике в последипломном образовании алгоритма деятельности преподавателя вуза, создание пакета методических материалов, использование которых позволит эффективно организовывать образовательный процесс.

Материал и методы исследования. В исследовании использовались следующие методы: 1) теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; 2) обобщение практического опыта работы с преподавателями вуза, обучающимися в системе последипломного образования по программе «Преподаватель профессионального образования», накопленного в образовательной практике кафедры педагогики и психологии ДПО (дополнительного профессионального образования) в Омском государственном медицинском университете.

Результаты исследования и их обсуждение. Как известно, в последнее время достаточно актуальным и востребованным видом деятельности стало педагогическое проектирование. По мнению чиновников в сфере образования: «…с 2020 года в системе повышения квалификации предполагаются изменения: организация курсов повышения квалификации блочно (пять блоков): предметный (что преподавать), методический (как преподавать), психолого-педагогический и воспитательный, а пятый блок – обязательная стажировка» [2, с. 21]. Каждое образовательное учреждение задается вопросом: как подготовить педагогические кадры, которые эффективно владеют актуальными видами педагогической деятельности? Формирование навыков педагогического проектирования у преподавателей медицинского вуза является основой психолого-педагогической подготовки в структуре последипломного образования [1]. Рассматривая данный вопрос, мы определили различные варианты проектирования контекста педагогической деятельности (либо непосредственно самого образовательного процесса). Оптимальным вариантом решения этого вопроса является рассмотрение контекста профессиональной деятельности в виде педагогической ситуации [3, с. 80].

Исходя из этой позиции можно определить основные проектировочные умения, которые необходимо развить у преподавателя медицинского вуза, не имеющего педагогического образования, но, тем не менее, занимающегося педагогической деятельностью. Определим минимум таких умений, требуемых для формирования психолого-педагогической компетенции: прогнозирование педагогической ситуации; выстраивание вектора реализации педагогической ситуации; определение вариантов ее решения в разных условиях; рефлексия результативности действий преподавателя и обучающихся.

Проанализируем примеры ситуаций и их смысл, которые позволяют выстраивать алгоритм педагогической деятельности преподавателю:

– первый шаг: введение учебной информации. Педагогический смысл этой ситуации заключается в аутентичном понимании смысла информации, предупреждении неприятия информации и ее искажения;

– второй шаг: формирование первичного опыта. Педагогический смысл этой ситуации заключается в погружении в имитационную, профессиональную деятельность на основе полученной информации в различных системах взаимоотношений;

– третий шаг: тренинг. Смысл – многократное повторение на практике формируемых компетенций, представленных в учебной программе и фонде оценочных средств;

– четвертый шаг: создание креативной ситуации. Педагогический смысл этой ситуации заключается в создании условий «незнакомого, неопределенного» как возможности выхода на индивидуально-креативный уровень разрешения учебной проблемы;

– пятый шаг: анализ эталонных ситуаций. Педагогический смысл этой ситуации заключается в рассмотрении эталонов оптимального решения проблемных ситуаций, связанных с предъявляемой учебной информацией;

– шестой шаг: обратная связь. Педагогический смысл этой ситуации заключается в получении адекватной информации об эффективности усвоения предъявляемой учебной информации [4, с. 140].

Приведем пример разработанной на занятиях по дисциплине «Коммуникативная компетентность врача» ролевой игры «Претендент», которая содержит в себе различные виды описанных выше педагогических ситуаций.

Дается инструкция для группы, в которой описываются роли обучающихся и рассматривается конкретный пример взаимодействия опытного врача и претендента на должность в клинике.

Слушатели формулируют 3–5 вопросов для собеседования, имея в виду контекст будущей деятельности претендента, не принимая во внимание его предыдущий опыт работы. Возникает проблема определения явных и скрытых мотивов претендента на должность. При этом у него есть инструкция для прохождения собеседования, в которой указываются возможные мотивы и его основные действия. Показателем успешного овладения данной техникой является определение скрытого мотива претендента путем использования не более 5 открытых вопросов. После окончания игры преподаватель совместно со слушателями обсуждает результаты и причины, которые помогли или затруднили решить поставленную задачу. Приведенный пример содержит в себе такие виды педагогических ситуаций, как: формирование первичного опыта, креатив, эталон, обратная связь.

За счет погружения в конкретную ситуацию, формулирования различных вопросов, включения слушателей в диалог и иного достигаются необходимые ситуативные эффекты. [5, с. 97].

Действия по проектированию педагогической деятельности не могут привести к необходимому результату, если не разработаны критерии и не описаны показатели и способы диагностики их проявления [4]. Нами был предложен ряд критериев, которые позволили оценить эффективность конструирования содержания педагогической деятельности слушателями при реализации программы «Преподаватель профессионального образования» (табл.).

Система критериев, характеризующих уровень развития компетентности в области конструирования содержания педагогической деятельности

Критерии

Показатели

Методы диагностики

Эмоционально-ценностный

1) ценностная мотивация к профессионально-педагогической деятельности;

2) отношение к развитию профессионально-педагогических компетенций;

3) внутренняя потребность в применении сформированных профессионально-педагогических компетенций в образовательном процессе вуза

1) самооценка и взаимооценка, экспертная,

2) анализ эмоционально-ценностного отношения слушателей к различным видам педагогических ситуаций

Когнитивный

1) знание всего спектра современной педагогической информации;

2) психолого-педагогический тезаурус, свободное владение психологическими и педагогическими понятиями

1) анализ ответов слушателей при решении педагогических ситуаций;

2) самооценка, взаимооценка и групповая оценка по предложенным схемам анализа результативности занятия

Деятельностно-рефлексивный

1) применение психолого-педагогических компетенций в профессиональной деятельности;

2) субъектная позиция личности в сфере образовательных отношений;

3) наличие коммуникативных компетенций и креативность в решении педагогических ситуаций;

4) рефлексия собственной педагогической деятельности

1) самооценка и взаимооценка, групповая оценка;

2) оценка внешними экспертами;

3) защита разработанных слушателями педагогических ситуаций;

4) анализ решения педагогических ситуаций

Разработанная нами анкета позволила оценить уровень развития компетентности в области конструирования содержания педагогической деятельности. В анкетировании приняли участие слушатели, обучающиеся второй год по программе (37). Вопросы анкеты структурированы по трем критериям, описанным в таблице.

Анкета. «Оценка уровня развития компетентности в области конструирования содержания педагогической деятельности при обучении по программе “Преподаватель профессионального образования”».

Уважаемые слушатели, заполните предлагаемую Вам анкету. В предложенной шкале оценивания обведите ту цифру, которая наиболее полно отражает Ваше мнение, где 1 – не отражает совсем, 10 – отражает полностью. Ваши ответы помогут оценить уровень развития компетентности в области конструирования содержания педагогической деятельности при обучении по программе «Преподаватель профессионального образования».

Эмоционально-ценностный критерий

1. Влияет ли на Ваше отношение к профессионально-педагогической деятельности при обучении по программе:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

2. Насколько помогает обучение по программе развивать Ваши профессионально-педагогические компетенции:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

3. Оцените Вашу внутреннюю потребность в применении сформированных профессионально-педагогических компетенций в образовательном процессе вуза:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Когнитивный критерий

4. Как Вы оцениваете современность и актуальность предлагаемой Вам педагогической информации:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

5. Насколько полученные педагогические знания применимы в Вашей педагогической деятельности:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

6. Насколько Вы владеете психолого-педагогическим тезаурусом:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

7. Как Вы оцениваете уровень информационного обеспечения образовательного процесса на кафедре:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Деятельностно-рефлексивный критерий

8. Оцените свой уровень проявления сформированных психолого-педагогических компетенций в профессиональной деятельности:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

9. Оцените свой уровень креативности в решении предложенных на занятиях педагогических ситуаций:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

10. Оцените уровень владения рефлексией собственной педагогической деятельности:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

11. Как Вы оцените отношение с заведующим кафедрой педагогики и психологии ДПО:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

12. Как Вы оцените доступность общения и наличие взаимопонимания с преподавателями кафедры педагогики и психологии ДПО:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Ответы на предложенные вопросы позволили сделать некоторые выводы: обучение по программе «Преподаватель профессионального образования» значительно влияет на дальнейшую профессионально-педагогическую деятельность слушателей (средний балл 8,3); помогает развивать профессионально-педагогические компетенции (7,8 балла); при этом 100% опрошенных формирование внутренней потребности в применении полученных компетенций в образовательном процессе оценили на 10 баллов. 81% слушателей оценили по максимуму современность и актуальность полученной педагогической информации, 89% указали на высокий уровень информационного обеспечения на кафедре педагогики и психологии ДПО. 100% опрошенных указали на то, что обучение по программе «Преподаватель профессионального образования» позволяет квалифицированно проектировать содержание собственной педагогической деятельности, используя различные изученные технологии, с помощью проектирования педагогических ситуаций.

Выводы. Практика показывает, что для профессиональной педагогической переподготовки специалистов-медиков, чем именно и занимается кафедра педагогики и психологии ДПО ОмГМУ, необходимо актуализировать следующие условия: нацеленность образовательного процесса на потребности и особенности конкретных обучающихся; включение в структуру содержания профессиональной переподготовки таких знаний и практического опыта, которые обеспечивают развитие гуманитарных форм мышления, поведения, взаимоотношений; включение в структуру переподготовки метадоменов, интегративных, междисциплинарных курсов в целях усиления синтеза информации; ориентацию на открытую образовательную модель, обеспечивающую непрерывное профессионально-личностное развитие, и т.д. [6, с. 74].

Таким образом, эволюционирующая логика выстраивания содержания педагогической деятельности слушателей посредством конструирования педагогических ситуаций переходит с уровня концептуального проектирования деятельности преподавателя на уровень содержания и процессуальный уровень.