Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL BASIS OF FORMATION OF KEY COMPETENCES OF STUDENTS MIDDLE RANK OF GENERAL EDUCATIONAL SCHOOLS

Kuznetsova A.N. 1
1 SRU «Belgorod National Research Universiti»
At present, huge numbers of teachers and researchers are involved in the problems of the modern school. Many innovative teachers are involved in shaping and developing other ways of teaching and educating the younger generation, especially middle-level students. It is this age category of students, taking into account the direction of the modern school, aimed at the gradual formation of reading literacy and the formation of speech competence. In the article, the author examines the theoretical aspects in the formation of speech competence. An analysis of the concept of «competence» is presented, taking into account the ability to meet the modern requirements of the international labor sphere, to solve problems and problems in an organized manner, to analyze, to present an argumentation evidence base. The study of pedagogical technologies includes: the study of theoretical literature, measurement of various approaches to the pedagogical process, the construction of an algorithm for the use of pedagogical techniques in the formation of speech, the widespread use of various methods. In the process of studying the nature of dialogue, the author turns to a large number of psychological, philosophical, pedagogical literature. The author of the article examines the pedagogical technologies involved in the formation of speech competence in adolescents, and presents: a consolidated analysis of the speech skills of middle-level students, taking into account the competence-based approach in a pedagogical experiment based on secondary schools in Kazakhstan. The author offers a variant of a survey (questionnaire survey) of various categories of respondents.
competence-based approach
formation of competencies
competence
competence
pedagogical experiment

Умение соотнести слово с действительностью актуально в современном образовании, которое сегодня ориентировано на формирование интересов конкурентоспособной личности. Так, в Государственном стандарте РФ и Государственных общеобразовательных программах Казахстана отмечается, что современный специалист должен быть подготовлен как к педагогической и научно-исследовательской деятельности, так и к работе с любого рода документацией, т.е. к деятельности, которая позволит воспитать высокообразованную личность с активной жизненной позицией.

Среди основных компетенций в области коммуникации нас в основном интересует речевая (лингвистическая) компетентность [1, с. 156], которая, по мнению многих ученых [2; 17; 3, с. 130], обеспечивает успех трудовой деятельности. Речевая компетентность формируется на базе изучения таких предметов, как: «Русский язык», «Английский язык», «Ораторское искусство» (практическая риторика), «Русская литература» (стилистика художественного текста), т.е. таких предметов, в изучении которых формирование речи не ограничивается только учебной программой, процесс продолжается и за рамками занятий. Специфика этого обучения заключается в выборе активных форм и техник, учитывающих принцип диалогового обучения: споров, дебатов, групповых дискуссий [4, с. 115], проблемных диалогов [5, с. 1415].

Проведя ретроспективный анализ тематической литературы, можно сделать вывод, что сама теория компетенции берет начало с введением Н. Хомским в 1965 г. понятий «компетенция» и «компетентность», где последнее понимается именно как реальное применение языка и различий между этими понятиями. Само понятие «компетентность», т.е. употребление умений и навыков, было рассмотрено Хомским как педагогический и психологический фактор, который вовлечен именно в восприятие и воспроизводство родной речи.

В дальнейшем, в конце 1960-х и в начале 1970-х гг. авторы L. Thayer (в 1968 г.), R. Cambell и R. Wales (в 1970 г.), D. Hymes (в 1972 г.) отмечали неразработанность теории, выявляя ее сильные и слабые стороны. Каждый из них дал свое определение термина «компетентность», в котором было приведено более широкое понимание понятия как способности не только к построению логически правильных элементарных высказываний, но и к смыслопорождению новых аргументированных высказываний на основе знаний грамматики, стилистики речи. Ученые акцентируют внимание на том, что высказывания имеют свои правила, которые, в свою очередь, подчиняются правилам грамматики и риторики, усвоение которых обеспечивает способность строить высказывания в процессе коммуникации.

Проанализировав понятие «компетентность», можно сделать вывод: это способность владеть такими умениями, как самостоятельно принимать решения, совершенствовать свой профессиональный уровень, а также владение механизмами восприятия, анализа (сопоставительного анализа), моделирования, передачи и интерпретации информации, корректировки общения в связи с ситуативными изменениями.

По нашему мнению, противоречий здесь нет, так как формирование речевой компетенции в рамках обучения связной речи (риторики) в общеобразовательной школе приводит к облегчению процесса общения и на профессиональном уровне, и во всех сферах жизненного общения.

Цель исследования

1. Исследовать теоретический материал по проблеме формирования речевой компетентности.

2. Предложить алгоритм применения педагогических приемов в формировании речевой компетенции посредством диалогового обучения учащихся среднего звена общеобразовательных школ.

Материалы и методы исследования. Разработка и реализация поставленных целей исследования определили применение следующих методов: анализ теоретических аспектов по изучаемой теме, наблюдения (как явные, так и скрытые; как непосредственные, так и опосредованные), тестирование, анкетирование, опрос (опросы как скрытые, так и свободные; как устные, так и письменные), метод беседы (эвристической, кумулятивной, дискуссионной).

Проведя детальный анализ в области речевой компетентности, мы подошли к заключению, что понятие «компетентность» соответствует цели квалифицированной подготовки будущего молодого специалиста, так как она связана с его личным профессиональным развитием, креативной деятельностью, мотивами и важными личностными качествами. Именно эта система закладывается на этапе обучения в среднем звене (учитываются общеобразовательные школы).

В связи с этим нами был проведен анкетированный опрос с целью выявления проблем в этом направлении.

В числе вопросов, например, были следующие.

1. Согласны ли Вы: речь современных молодых людей, особенно учащихся среднего звена, не сформирована, что создает определенные барьеры в становлении будущего специалиста?

2. Согласны ли Вы с мнением, что нужны срочные меры психолого-педагогического и общественного воздействия по изменению сложившегося направления?

3. Согласны ли Вы, что в числе мер воздействия могут быть использованы определенные часы домашнего чтения с целью формирования аргументированной, стилистически правильной речи?

4. Согласны ли Вы, что ведущее место в процессе формирования речи должны занимать администрация учебного учреждения, учителя-предметники?

5. Помогут ли процессу формирования речи специально отведенные уроки филологических дисциплин, изучающих искусство речи, ораторское искусство, мировоззрение и красноречие, дискуссионный диалог?

6. Согласны ли Вы, что нужна специально выверенная методика формирования речевой компетентности учащихся среднего звена общеобразовательных школ посредством диалогового обучения?

7. Что Вы можете предложить еще для того, чтобы русская речь приобрела достойное место в формировании молодого, современного, конкурентоспособного в мировом масштабе человека?

На основе ряда опросов и анкет нами был составлен сводный анализ средств коллективного воздействия, формирующих речевую компетентность обучающихся среднего звена общеобразовательных школ (рис. 1).

Рис. 1. SWOT-анализ анкетирования различных категорий респондентов: учителей-предметников, классных руководителей, родителей учащихся.

Средства формирующего воздействия на основные (речевые) компетенции учащихся.

(в % и пересчете на 100 опрошенных)

Результаты проведенного поиска и обработки полученных данных представлены в таблице.

Таблица

Результаты опроса (анкетирования) различных категорий респондентов: учителей русского языка, учителей-предметников, классных руководителей, родителей учащихся (в % и пересчете на 100 опрошенных)

 

Содержание ответов на заданные вопросы

 

 

А

 

В

 

С

1. Согласны ли Вы: речь современных молодых людей, особенно учащихся среднего звена, не сформирована, что создает определенные барьеры в становлении будущего специалиста?

 

 

 

60/40

 

 

 

30/40

 

 

 

10/20

2. Согласны ли Вы с мнением, что нужны срочные меры психолого-педагогического и общественного воздействия по изменению сложившегося направления?

 

 

 

40/20

 

 

 

40/40

 

 

 

20/40

3. Согласны ли Вы, что в числе мер воздействия могут быть использованы определенные часы домашнего чтения с целью формирования аргументированной, стилистически правильной речи?

 

 

 

70/40

 

 

 

20/20

 

 

 

10/40

4. Согласны ли Вы, что ведущее место в процессе формирования речи должны занимать администрация учебного учреждения, учителя-предметники?

 

 

 

60/40

 

 

 

 

 

30/20

 

 

 

10/40

5. Помогут ли процессу формирования речи специально отведенные уроки филологических дисциплин, изучающих искусство речи, ораторское искусство, мировоззрение и красноречие, дискуссионный диалог?

 

 

 

40/40

 

 

 

50/20

 

 

 

10/40

6. Согласны ли Вы, что нужна специально выверенная методика формирования речевой компетентности учащихся среднего звена общеобразовательных школ посредством диалогового обучения?

 

 

 

80/20

 

 

 

10/60

 

 

 

10/20

7. Что Вы можете предложить еще для того, чтобы русская речь приобрела достойное место в формировании молодого, современного, конкурентоспособного в мировом масштабе человека?

 

 

 

40/10

 

 

 

20/40

 

 

 

40/50

Примечание: в числителе – данные опроса учителей; в знаменателе – данные опроса родителей учащихся.

В ходе нашей исследовательской работы участие в тестировании, анкетировании, беседах, опросах, формирующем педагогическом эксперименте по проблеме «Формирование речевой компетенции методом учебного диалога» принимали: учителя-предметники, классные руководители, руководители МО, руководители творческих объединений, администрация школ, родители обучающихся.

Рис. 2. Респонденты, принявшие участие в тестировании, анкетировании, беседах, опросах, формирующем педагогическом эксперименте по проблеме: «Формирование речевой компетенции методом учебного диалога»

Результаты исследования и их обсуждение. Основные выводы по проблеме исследования доложены и обсуждены на областной конференции (2018 г.), международной конференции (Казань – Уральск, 2018, 2019 гг.), в докладах автора на семинарах, международной конференции (Россия, Казахстан, Молдавия, Украина 25.11.2020 г.).

Резюмируя и анализируя результаты наших исследований (рис. 2), можно заметить, что участники опроса (анкетирования), т.е. учителя-предметники, классные руководители, администрация школы, родители обучающихся, достаточно активно откликнулись на поставленные проблемные вопросы и с уверенностью констатировали факты недоформированности речи будущих выпускников.

Однако анализ цифровых показателей опроса дает основание судить только о достаточно противоречивых мнениях опрашиваемых. Так, например, на вопрос анкеты: «Согласны ли Вы: речь современных молодых людей, особенно учащихся среднего звена, не сформирована, что создает определенные барьеры в становлении будущего специалиста?» утвердительно ответили 60% учителей-предметников и только 40% родителей учащихся. Этот факт позволяет нам утверждать, что далеко не все родители учащихся понимают актуальность изучаемой проблемы, а некоторые даже далеки от необходимости ее кардинального решения. На примере одного вопроса можно с уверенностью сказать, что этот факт потребует основательной разработки средств педагогического воздействия на родителей по части развития прочных потребностей в сформированной речи учащихся для дальнейшего роста будущего конкурентоспособного в мировом масштабе специалиста.

Из категории изучаемого контингента 40% учителей внесли предложения, которые, по их мнению, будут направлены на исправление проблемы в целом, так как трудности формирования коммуникативных компетенций, в частности речевой компетентности, определяют особые образовательные потребности обучающихся среднего звена. Мы учитываем, что именно эти потребности заключаются в специальных методах формирования эффективной речевой коммуникации. В связи с этим особое значение приобретает умение преподавателя как модератора в диалоговом обучении и учеников моделировать различные речевые ситуации, выбирать определенную речевую форму, соответствующую реальным жизненным условиям.

Итак, перечислим основные направления по формированию речевой компетентности обучающихся среднего звена:

– развитие устной и письменной речи;

– развитие устной речи через формирование жизненного опыта взаимодействия с другими людьми, т.е. расширение круга коммуникативно-речевых ситуаций во внеурочной деятельности;

– развитие умений преодолевать жизненные проблемы, используя речевую коммуникацию (вербальную и невербальную) в качестве средства достижения цели;

– развитие умения вести беседу, опрос, проблемный диалог, выражать личную позицию;

– развитие умений передавать или использовать полученную информацию в процессе коммуникативного воздействия.

Заключение

Таким образом, при формировании речевой компетенции как одной из ключевых мы выделяем следующие педагогические технологии:

– выбор речевого направления педагога (дидактической интенции – наличия у говорящих совокупности знаний, представлений, взглядов, уместных и успешных в определенном контексте высказывания);

– координация совместной деятельности, убеждение, корректирование процесса понимания;

– определение объема учебного материала, который будет необходим для реализации определенной педагогической стратегии, формирующей речевое поведение;

– определение порядка речевых методов (наводящих вопросов, реплик), позволяющих реализовать стратегию формирования речи;

– приведение структуры развернутого высказывания обучающегося среднего звена к определенному стилю (публицистическому, художественному, научному, разговорному), который был бы приемлем в условиях взаимопонимания сторон определенного речевого взаимодействия.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что владение аргументированной речью является важным условием профессионального роста личности, поэтому речевая компетенция служит неотъемлемой частью ключевых компетенций, направленных на формирование правильной речи учащихся среднего звена общеобразовательных школ как будущих специалистов. Именно метод диалога обеспечивает возможность формирования навыков общения, так как главным на этапе обучения в среднем звене является развитие спонтанной, аргументированной речи.