Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF THE PHILOSOPHICAL AND CULTURAL ASPECT OF THE WORLDVIEW OF THE STUDENT’S PERSONALITY AS A COMPONENT OF EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Zaytseva S.V. 1 Suleymanova A.K. 1 Erknalieva M.K. 1
1 Orenburg State University
Observing the global transformations of modern society, it becomes obvious that the educational component is very important in the formation of the ideological orientations of the student's personality. The authors of the article consider the philosophical and cultural aspect of the worldview of the student's personality as a component of education in the Republic of Kazakhstan through updated educational content and reveal some of the features of the educational work of a private comprehensive school with a philosophical bias. A private comprehensive school with a philosophical bias in practice implements a systematic approach based on philosophy, which involves the development in a student of all aspects of his life. Teaching philosophy from grades 1 to 11 determines the specifics and basis of educational work at school, which creates optimal conditions for the formation of stable worldview guidelines for the student's personality. The worldview paradigm serves as the basis for the formation of a humanely-oriented personality in modern school education. The article provides examples of diagnostics, the purpose of which was to identify the level of formation of philosophical and cultural concepts among students. Also, the authors note the role of the teacher in the formation of the student's worldview. The article presents the results of the analysis of the axiological dominants of the philosophical competence of the teacher of an innovative school on the basis of three components of professional competence: activity, personal, social and communicative.
philosophical and cultural aspect
worldview
worldview guidelines
educational component
student personality
values

В современном мире для решения различного рода глобальных проблем путем не насилия, а гуманного подхода через взаимопонимание и сотрудничество необходимо формировать новое мышление, соответствующее реалиям современного мира и основанное на философско-культурологическом мировоззрении.

В вопросах формирования философско-культурологического аспекта мировоззрения личности школьника как компонента воспитания в Республике Казахстан нам очень близка мысль Н.В. Зайцевой: «Мировоззренческие ориентации являют собой своего рода “духовный инструментарий” адаптации человека к требованиям современного мира, переживающего глубокие трансформации цивилизационного и социокультурного характера» [1, с. 3].

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды М.С. Кагана, В.С. Степина, Л.А. Микешиной, М.П. Арутюнян в области изучения феномена мировоззрения в образовании; среди работ казахских ученых, поднимающих вопросы формирования мировоззрения с учетом специфики казахской культуры, значимыми являются труды Ж.М. Абдильдина, А.Н. Нысынбаева, А.Х. Бижанова, культурологов В.С. Библера, А.В. Запосецкого, В.А. Лукова; проблема создания педагогических и воспитательных систем решается в работах О.С. Газмана, В.А. Караковского, В.М. Короткова, Л.И. Новиковой; роль философии в образовании отмечали в своих трудах Н.С. Юлина, Л.Т. Ретюнских, М.В. Телегин, С.В. Борисов.

Отмечая важность данных научных исследований, необходимо признать, что вопрос формирования философско-культурологического мировоззрения через воспитательную работу недостаточно разработан и требует конструирования новой воспитательной концепции и механизма ее реализации.

Целями исследования являются концептуализация и обоснование мировоззренческой парадигмы как основы формирования гуманно ориентированной личности в современном школьном образовании.

Материал и методы исследования. Материалом исследования в данной статье служат педагогическая, психологическая и философская научная литература, а также нормативно-правовые документы, регламентирующие воспитательную работу в Республике Казахстан.

Основным методом является сравнительная диагностика уровня сформированности философско-культурологических понятий у учащихся. Также в ходе исследования использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, сочинения-размышления, анализ данных.

Казахстан на основе мирового опыта воспитания формирует свою систему воспитания, базирующуюся на общечеловеческих ценностях. Для ее реализации были разработаны различные программы и проекты («Рухани жаңғыру», «Туған жер», «Сакральная география Казахстана», «100 новых лиц Казахстана» и др.) [2-4]. Несмотря на это, существуют проблемы, причиной которых является недостаточность воспитания в семье и в школе (повышение уровня детской преступности, насилия над детьми, рост количества неблагополучных семей, случаи суицида, табакокурения и алкоголизма среди подростков). Воспитательная работа в целом направлена на организацию досуга, исчез системный подход в формировании мировоззрения подрастающего поколения – оно больше стало носить стихийный характер. Мы не склоняемся к возврату идеологизации образования, но не надо забывать, что, формируя взгляды подростков на самих себя, на окружающий их мир, в конечном итоге мы формируем наше будущее развитие как государства, так и человеческой цивилизации.

По общепринятому мнению, мировоззрение трактуется как сформированное представление о мире. Образовательный процесс представляет собой культурологическую передачу знаний, накопленных человечеством, в котором философия отвечает за формирование нравственных аспектов мировоззрения. Философский подход к восприятию культурных ценностей дает системность и позволяет правильно расставить аксиологические акценты в формируемом мировоззрении. В философских словарях нет точного определения философско-культурологического мировоззрения, поэтому можно сослаться на определение, данное Р.М. Ганиевым, который представляет его как «систему основополагающих идей, составляющих результат рефлексии над предельными основаниями культуры» [5, с. 10].

В передаче культурологических ценностей уделяется внимание формированию у подрастающего поколения взглядов, которые дадут молодежи возможность воспринимать и оценивать эстетические объекты в искусстве и окружающей действительности.

Результаты исследования и их обсуждение. Бесспорно, что любые изменения государственных программ будут реализованы ровно настолько, насколько качественно будут проработаны глубинные механизмы формирования мировоззрения личности школьника. Но, как показывает практика, в ходе реализации могут возникнуть проблемы, не учтенные разработчиками. Анализируя разработанные концепции воспитания, хочется отметить мысль М. Арутюнян о том, что «реальная картина жизни, как правило, не совпадает с идеальными моделями и образами воспроизводства духовно-возвышенных ценностей» [6, с. 108].

Исследование проводилось на базе Частной общеобразовательной школы с философским уклоном (далее ЧОШсФУ), расположенной в Западном Казахстане, в Уральске, осуществляющей на практике системный подход на базе философии, который предполагает развитие в ученике всех сторон его жизнедеятельности. Здесь, на наш взгляд, уместным будет высказывание профессора А.В. Кирьяковой: «В кризисные периоды человеческой истории всегда повышается значимость философии в связи с ее способностью охватывать ценностно-смысловые изменения человека, целостность человеческого существования» [7, с. 30].

Одним из ориентиров в подходах воспитательного процесса школы является изучение всемирной программы «Философия детям» (Р4с – Philosophy for children) [8]. В системе современного образования развитию философско-культурологического мышления как необходимой меры развития индивидуальной человеческой мысли уделяется незначительное внимание. Мыслительным образованием занимаются около 50 стран мира, но сфера их деятельности ограничена в пространственно-временном отношении. Как правило, страну представляют одно или несколько образовательных учреждений, которые реализуют программу в рамках одного предмета или одного метода, либо отдельные личности, транслирующие (внедряющие) в общество идею построения мышления как философской практики [9–11].

Особенностью школы является то, что философия лежит в основе всего учебного и воспитательного процесса. Часто философия характеризуется как деятельность ума, тем не менее, из-за ее связи с нашим жизненным опытом и эмоциями это также деятельность сердца. Философская педагогика работает над исправлением некоторых недостатков нашей современной школьной системы, предоставляя учащимся пространство и инструменты для улучшения их познавательных способностей, а также воспитания доброты в каждой личности.

Преподавание философии с 1-го по 11-й классы определяет специфику и основу воспитательной работы в школе. Несомненно, обязательный базис составляют все восемь направлений, рекомендованных в Концептуальных основах воспитания, но сам подход наполнен философской составляющей – подведением к осознанию сути вещей, явлений и событий и их взаимосвязи, а также к пониманию того, как, руководствуясь этим, познавать окружающий мир и себя в нем. Необходимо, чтобы ученики видели истинную природу реальности, а не принимали желаемое за действительное.

Восемнадцатилетний опыт работы школы показывает, что преподавание философии в таком качестве положительно сказывается на формировании мировоззренческих ориентиров личности учеников. Здесь мы также согласны с мнением профессора А.В. Кирьяковой: «Ценностные ориентации выражают его отношение к жизни и ее целям, к средствам удовлетворения этих целей, к ценностям человека, его жизненной культуре и жизненной философии» [7, с. 42].

Целью нашей диагностики было исследование уровня сформированности философско-культурологических понятий у учащихся. В связи с этим была поставлена задача – выяснить, насколько данные понятия усвоены учащимися и встроены в их систему ценностей. Многие исследователи ценностей опираются на классификации по А. Маслоу, М. Рокича, мы в своем исследовании опирались на схему аксиологических составляющих мировоззрения, представленную в трудах А.В. Кирьяковой. Данная методика ориентирована не на выявление когнитивных способностей, а на определение содержательного аспекта гуманистически значимых ценностей. Ценности входят в определение мировоззрения и являются наравне с идеалами структурной составляющей мировоззрения. Для того чтобы ориентироваться в собственных состояниях, молодому человеку необходима подготовка, базирующаяся на философских знаниях. С целью оценки данной гипотезы было проведено исследование. Мы сравнили показатели учащихся, не прошедших философскую подготовку, с показателями учащихся, с которыми ведутся беседы на философские темы, в отношении вопроса о том, как они представляют для себя идеальные отношения между людьми. Мы видим, что учащиеся, с которыми не обсуждались вопросы взаимоотношений между людьми, воспринимают помощь более пространно. Для них помощь заключается в основном в советах, возможности отвлечь от плохих мыслей, сочувствии, и лишь немногие готовы помогать практически. Полученные данные позволяют увидеть более сформированные представления о сострадании, о желании творить добро и готовность оказать помощь у учащихся, с которыми проводилась философская подготовка. Результаты опроса отражены в таблице.

Отношение учащихся старших классов к гуманистическим ценностям

«Человек как ценность» (в % к общему числу участников эксперимента)

Характер

суждений

 

Учащиеся

государственных школ

Учащиеся

ЧОШсФУ

К

П

К

П

В сочувствии, участии

 

9,9

 

11,1

В умении дать хороший совет

22,3

 

11,1

 

В умении отвлечь от тяжелых мыслей

 

13,8

 

11,1

В умении оказать практически нужную помощь

 

11,8

 

5,6

Не бояться вида чужих страданий, переживаний

3,2

 

5,6

 

В готовности к любой, самой неблагодарной работе

3,4

 

5,6

 

В умении понять другого человека

19,7

 

11,1

 

Желать людям добра

8,9

 

11,1

 

Не жалеть денег и усилий

 

3,2

 

11,1

Не рассчитывать на благодарность за помощь

3,8

 

16,7

 

К – когнитивный аспект ценностных ориентаций

П – поведенческий аспект

Отличает данные группы учащихся и мотивация, с которой они готовы оказывать помощь. Желание творить добро, оказывать любого вида помощь и не ждать за это награды, т.е. наличие внутренней бескорыстной мотивации к оказанию помощи, более сформировано у учащихся частной школы. Результаты тестирования хорошо видны в анализе вопроса в виде диаграммы (рис. 1), где показатели готовности «оказать помощь советом» выше у учащихся средних школ, а показатели, где раскрывается практическая готовность оказать бескорыстную помощь людям, выше у учащихся, с которыми велась работа через философские беседы и практическое применение полученных знаний.

Рис. 1. Сравнительная диаграмма «Отношение учащихся старших классов к гуманистическим ценностям “Человек как ценность”»

На основе данных, полученных в результате исследования ценностных ориентаций подростков, можно сделать вывод, что подростки имеют представления об основных человеческих ценностях. При проведении сравнительного анализа ответов учащихся государственных школ и школы с философским уклоном становится ясно, что философская подготовка учащихся частной школы позволяет им лучше ориентироваться во внутренних состояниях, что, по сути, является подтверждением нашей гипотезы.

Методами исследования, позволяющими выявить уровень сформированности философско-культурологического аспекта мировоззрения, делающего личность зрелой и способной к самостоятельному выбору ценностных ориентаций, а не только устойчивой ко всем жизненным трудностям, являются наблюдение за выпускниками школы, а также проведение опросов выпускников в разные периоды, краткие выдержки из которых представлены далее.

Как Вам помогает в жизни та подготовка, которую Вы получили в школе?

Анастасия П., выпускница 2009 года: «Философское образование, я считаю, охватывает не только школьную программу, но и другие нужные в повседневной жизни знания, а также другие расширяющие кругозор предметы. Подготовка в нашей школе помогла мне шире смотреть на мир, на окружающих людей, на их мнения и взгляды на жизнь».

Налини А., ученица 2003–2010 гг.: «Данная подготовка помогает мне следующим образом: настают ситуации, в которых есть только две противоположные стороны, на одну из которых необходимо “встать”, и нет возможности остаться где-то посередине. В такие моменты нужно жестко понимать, кто ты. Принимать подобные решения можно только исходя из принципов, которых люди придерживаются в жизни. Эти принципы просты: сердечность, смелость, справедливость и др. Таким образом, школьная подготовка дала мне возможность точно определять, на какой я действительно стороне».

Мария А., выпускница 11-го класса, 2017 год: «Под влиянием вопросов “как?”, “почему?” и “зачем?” разговоры о смысле бытия и взаимозависимом существовании в голове 6-летнего человека много не остается до поры до времени, но с возрастом и опытом ты понимаешь, что это формирует тебя как человека свободолюбивого и открытого к миру, способствует развитию мышления… Мир таков, какой он есть? Или такой, каким мы его воспринимаем? Мир – это мозаика, а паззлы в нем мы, только имея целостные пазлы, в итоге получается целостная картина… Философский подход не создает разделений в параметрах народов и государств – все мы существа совершенно одинаковые, но каждый со своими особенностями, равные в желании главного – быть счастливыми».

При формировании такого важного аспекта мировоззрения личности школьника, как философско-культурологический, немаловажную роль наряду с родителями играет личность педагога. Задача учителя – поддерживать в ученике естественную любознательность, научить пользоваться философским инструментарием: анализом, логикой и рассуждением. Учитель, понимая свою роль, не имеет права не отвечать на всевозможные вопросы ученика, а напротив, должен находиться в теплых, доверительных отношениях с ними, грамотно и методично делясь своим личным опытом, при этом совместно выявляя жизненные ценностные ориентиры.

Анализ аксиологических доминант философской компетентности педагога инновационной школы мы проводим на основе трех компонентов профессиональной компетентности: деятельностного, личностного, социально-коммуникативного.

На основе анализа было выявлено следующее: в качестве аксиологической доминанты деятельностного компонента философской компетентности педагогов, работающих в инновационной школе, можно выделить стремление создавать что-то новое, ориентированность на творчество. Инноватика и творчество в нашем понимании – процессы взаимообусловленные, поскольку само понятие «творчество» уже есть рождение чего-то нового, характеризующегося своей непохожестью, оригинальностью. Выявленные аксиологические доминанты свидетельствуют о выраженной открытости всему новому как в области жизни, так и в профессиональной деятельности, о гибкости и нестандартности мышления, готовности решать незнакомые и сложные задачи, высокой интенциональности деятельности, сформированных при развитой философской компетентности.

Основной аксиологической доминантой личностного компонента философской компетентности в группе педагогов, работающих в инновационной школе, выступает наличие способности к сопереживанию, действенной эмпатии. Данная аксиологическая доминанта логически продолжает направленность личностного мышления при развитой философской компетентности, поскольку высшей истиной в мировоззрении философа являются человек и его поиск смысла жизни. Эта мысль роднит его с другим существом, способствуя пониманию основ его существования, восприятию его состояний, что в дальнейшем помогает оказанию действенной помощи.

Социально-коммуникативный компонент профессиональной компетентности в группе педагогов, работающих в инновационной школе, характеризуется аксиологической доминантой, выраженной высокой степенью диалогичности. Сама функциональная природа данного компонента предполагает Я и Другого (Других), поэтому при диагностике отличительные черты респондентов не были значительными с той только разницей, что педагог с развитой философской компетентностью диалогичен всегда: вначале – путем самопонимания и самоизучения себя, других; в середине – трансляции себя; и в конце, даже при созерцательном настрое он будет находиться в диалоге себя и постижении реальности.

Заключение. Образование ответственно за сохранение нравственных ценностей, и от него зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. В результате анализа ответов учащихся выявлено, что они имеют представление о мировоззрении, об основных человеческих ценностях, но для формирования гуманно ориентированной личности необходимы более осмысленные преобразования в современном школьном образовании. Только переход к мировоззренческой парадигме образования позволит представлениям о жизненных ценностях перейти в разряд деятельности и стать внутренним этическим содержанием подрастающего поколения.