Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN MATHEMATICS AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGES

Aleshina M.P. 1
1 BPOU "Omsk Pedagogical College № 1"
В данной статье рассматривается познавательный интерес не только как педагогическая проблема, но и как социальная, в частности как проблема студентов, которые в будущем станут учителями, воспитателями детских садов, педагогами дополнительного образования и др. Рассмотрено определение понятия «интерес», отмечены содержательные аспекты данного понятия, виды интересов. Определен познавательный интерес в системе понятий «познавательная деятельность» и «познавательная активность». Раскрыта сущность понятия «познавательный интерес», его модификации. Определен уровень познавательного интереса у будущих педагогов к общеобразовательным дисциплинам, таким как математика. Как известно, познавательный интерес не присущ человеку от рождения, познавательный интерес необходимо формировать и в последующем развивать всю его жизнь. Для определения уровня развития познавательного интереса студентов педагогических колледжей использовалась адаптированная методика Е.В. Ненаховой. Опрос студентов был проведен анонимно, указывалась только группа обучения. В результате у 50% опрошенных средний уровень познавательного интереса, 40% студентов, участвующих в опросе, имеют уровень ниже среднего, и высоким уровнем познавательного интереса обладают 10% обучающихся. Сравнение отдельных высказываний опроса позволило выяснить, что причиной активной работы на занятиях, внимательного слушания учителя является не сам интерес к изучаемой дисциплине, а ожидание положительной оценки за работу на занятиях. Такая мотивация может отрицательно сказаться на будущем педагоге.
This article considers cognitive interest not only as a pedagogical problem, but also as a social one, in particular, as a problem of students who in the future will become teachers, kindergarten educators, teachers of additional education, etc. The definition of the concept of "interest" is considered, substantive aspects are noted of this concept, types of interests. Cognitive interest in the system of concepts "cognitive activity" and "cognitive activity" is determined. The essence of the concept of "cognitive interest" and its modifications are revealed. The level of cognitive interest among future teachers in general education disciplines, such as mathematics, has been determined. As you know, cognitive interest is not inherent in a person from birth; cognitive interest must be formed and subsequently developed throughout his life. To determine the level of development of the cognitive interest of students of pedagogical colleges, the adapted methodology of E.V. Nenakhova was used. The survey of students was carried out anonymously, only the group of study was indicated. As a result, 50% of the respondents have an average level of cognitive interest, 40% of the students participating in the survey have a level below the average, and 10% of students have a high level of cognitive interest. Comparison of individual statements of the survey made it possible to find out that the reason for active work in the classroom, attentive listening of the teacher is not the interest in the studied discipline itself, but the expectation of a positive assessment for the work in the classroom. Such motivation can negatively affect the future teacher.
interest
interest in mathematics
cognitive interest
students
college students
students of teacher training colleges
future teachers

С каждым годом учащиеся колледжей меньше проявляют заинтересованность в общеобразовательных дисциплинах. Данную проблему ярко демонстрирует поведение учащихся на практических и комбинированных занятиях. Беседы с преподавателями специальных дисциплин помогли выявить следующую особенность: наибольший познавательный интерес и самостоятельность ученики проявляют при изучении специальных дисциплин на третьем и четвертом курсах. Но другие обязательные дисциплины, такие как математика, требуют не меньше познавательной активности и самостоятельности от студентов.

Познавательная активность непосредственно связана с развитием познавательного интереса. Чем выше уровень познавательного интереса, тем выше и продуктивней самостоятельная работа обучающегося. Поэтому развитие познавательного интереса является неотъемлемой частью образовательного процесса.

С введением ОГЭ в колледжи поступают студенты, которые нацелены на механическое, заученное решение задач по алгоритму. У ученика теряется один из самых важных этапов решения задачи – это поиск способа или метода решения задачи. Ведь именно этот этап вызывает наибольшую трудность.

Отсутствие желания искать наиболее удобный и простой способ решения задачи свидетельствует о низкой познавательной активности студентов. В будущем такому студенту очень сложно будет переносить теоретические знания на решение каких-либо реальных жизненных и профессиональных задач.

Развитие познавательного интереса студентов является не только педагогической проблемой, но и социальной. В первую очередь это связано с тем, что, окончив колледж, выпускники вольются в ряды профессионалов, и от результата их подготовки будет зависеть качество оказываемых ими услуг. Учитывая быстро изменяющийся мир вокруг, студенты будут вынуждены регулярно увеличивать степень своих знаний, умений и навыков, а без определенного уровня познавательного интереса это будет невозможно.

В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальностям 44.02.01 (Дошкольное образование), 44.02.02 (Преподавание в начальных классах), 44.02.03 (Педагогика дополнительного образования) и другим педагогическим направлениям говорится о том, что в результате изучения обязательной части математического и естественно-научного учебного цикла обучающийся должен уметь применять математические методы для решения профессиональных задач [1-3].

В профессиональном стандарте педагога одной из его функций является мотивирование педагога на постоянное повышение квалификации [4]. Е.П. Ильин рассматривает интерес как психологический феномен, который можно принять за мотив или побуждение к деятельности [5]. Поэтому уровень познавательного интереса тесно связан с уровнем мотивации, следовательно, для студентов педагогического колледжа развитие познавательного интереса в течение всего периода обучения должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес – это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения [6].

Таким образом познавательный интерес будущих педагогов необходимо формировать и развивать на протяжении всего образовательного процесса, не только используя дисциплины профессионального цикла, то и общеобразовательные предметы.

Интерес – это стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности, носящее избирательный характер и выступающее одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора [7].

Понятие «интерес» имеет ряд содержательных аспектов. Е.А. Меньшикова подчеркнула пять ключевых [8]:

1) интерес – как выгода, польза, проявляющаяся в желании приобретения благ (моральных и материальных);

2) интерес – как сочувствие, сострадание человеку, проявляющееся в межличностных взаимоотношениях с людьми;

3) интерес – как развлекательность, что определяет неглубокую сторону деятельности;

4) интерес – как внимание, заинтересованность человека чем-то существенным для него;

5) интерес – как необходимость, потребность, что сопряжено с мотивом познавательной деятельности.

Е.П. Ильин рассматривает ситуативные и устойчивые интересы (рис. 1) [5].

Рис. 1. Виды интересов

Т.Н. Бочкарева отмечает, что «потребность в соответствующих знаниях становится предпосылкой к активной познавательной деятельности обучающихся» [9]. То есть познавательная деятельность, а как следствие, и познавательная активность может быть вызвана только познавательным интересом (рис. 2).

Рис. 2. Связь познавательной активности и познавательного интереса

«Познавательный интерес – устойчивое стремление личности к целенаправленной активно познавательной деятельности по отношению к объектам, имеющим для нее важное значение» [10].

Познавательный интерес можно рассматривать в нескольких моделях [10]:

- познавательный интерес как средство обучения;

- познавательный интерес как мотив учебной деятельности;

- познавательный интерес как свойство или качество личности ученика.

Познавательный интерес как средство обучения сможет вызвать только начальные моменты любознательности, то есть выступать в качестве педагогического инструмента.

При рассмотрении познавательного интереса как мотива необходимо выделить факторы, на которые указывает Г.И. Щукина [6]:

- познавательный интерес – один из самых первых мотивов, который осознается учеником;

- познавательный интерес – самый сильный мотив учебной деятельности;

- познавательный интерес доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, чем другие мотивы, им легче управлять;

- познавательный интерес, как значимый мотив, влияет не только на познавательную активность, но и на учебную деятельность и, как следствие, на успеваемость.

При рассмотрении познавательного интереса как свойства личности необходимо отметить, что данная модель находит свое отражение в жажде знаний, в стремлении к поисковой деятельности.

Таким образом, познавательный интерес – это многогранное понятие, которое рассматривается в разных аспектах. Чаще всего познавательный интерес рассматривают как мотив. Мотив к поиску чего-то нового, новой информации, новых способов решения. Поэтому познавательный интерес – это не только неотъемлемая часть образовательного процесса, но и всей жизни.

Для повышения уровня познавательного интереса необходимо определить начальный уровень.

Цель исследования: определить уровень развития познавательного интереса к математике у студентов педагогических колледжей.

Для определения уровня развития познавательного интереса студентов педагогических колледжей использовалась адаптированная методика Е.В. Ненаховой [11]. Тест состоит из пятнадцати высказываний. Данные высказывания обучающимся необходимо оценить по следующей шкале:

- да или часто (2 балла);

- иногда (1 балла);

- нет или редко (0 баллов).

Таким образом, максимальное количество баллов – 30. По данной методике если студент набрал 24 балла и выше, то у него высокий уровень познавательного интереса, если от 15 до 23 баллов включительно – средний уровень, до 15 баллов – низкий.

Высказывания представлены в таблице 1.

Таблица 1

Тест для диагностики уровня развития познавательного интереса студентов педагогических колледжей

№ п/п

Высказывание

Баллы

0

1

2

1

Я жду занятий математики.

 

 

 

2

На занятиях по математике у меня преобладает хорошее настроение.

 

 

 

3

Домашнее задание по математике я могу выполнить и выполняю самостоятельно, без помощи окружающих или других источников

 

 

 

4

Мне нравится (я бы хотел принимать участие) в конкурсах, олимпиадах и других соревнованиях по математике.

 

 

 

5

Я внимательно и с интересом слушаю преподавателя на занятиях по математике.

 

 

 

6

Я стараюсь решить задачу до конца, даже если ее решение требует слишком много времени.

 

 

 

7

Я обращаюсь к преподавателю математики за помощью в решении заданий.

 

 

 

8

После занятий по математике я могу повторить изученный материал.

 

 

 

9

Мне нравится находить собственные способы решения задач.

 

 

 

10

На занятиях по математике я слушаю вопросы преподавателя и отвечаю на них.

 

 

 

11

Я посещаю (хотел бы посещать) дополнительные занятия по математике (кружки, секции, факультативы, элективные курсы).

 

 

 

12

Я люблю выполнять нестандартные и творческие задания по математике.

 

 

 

13

Мне нравится работать на занятиях по математике самостоятельно.

 

 

 

14

Мне бы хотелось изучать математику даже после окончания колледжа, даже если моя будущая профессия не будет связана с математикой.

 

 

 

15

Я считаю, что знания, которые я получаю на занятиях по математике, обязательно пригодятся мне в моей будущей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

Исследование проводилось на базе БПОУ «Омский педагогический колледж № 1».  Опрос был организован на платформе Google, с использованием специальных форм. В опросе приняли участие 59 студентов специальности 44.02.03 (Педагог дополнительного образования – 4 ПД) и 49.02.02 (Адаптивная физическая культура – 3 АФ, 8 АФ). Возраст опрошенных: 15-20 лет, 1 курс (на базе 9 классов). Данный опрос проводился в апреле 2021 года, на данном этапе обучения студенты изучили общеобразовательный курс математики за 10-11 класс на 80%.

Результаты исследования по группам представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень познавательного интереса по группам

Группа

Уровень развития ПИ

4 ПД, чел.

3 АФ, чел.

8 АФ, чел.

Итого, чел.

Ниже среднего

12

5

7

24

Средний

8

11

10

29

Выше среднего

3

3

0

6

 

Таким образом, у 41% учащихся уровень развития познавательного интереса ниже среднего. Такой уровень к концу первого курса обучения будем считать неудовлетворительным. У 49% - средний уровень развития познавательного интереса, 10% учащихся перейдут на второй курс с уровнем развития познавательного интереса выше среднего (рис. 3).

Выделим некоторые утверждения, в которых процент положительных и отрицательных ответов максимален.

 Например, на утверждение № 5 «Я внимательно и с интересом слушаю преподавателя на занятиях по математике» 66,7% ответили утвердительно. Но в то же время на вопрос № 14 «Мне бы хотелось изучать математику даже после окончания колледжа, даже если моя будущая профессия не будет связана с математикой» 68,3% ответили отрицательно. Это говорит о том, что студенты изучают математику не благодаря внутренней мотивации, не благодаря высокому уровню развития познавательного интереса, а для того, чтобы успешно сдать экзамен по данной дисциплине.

Рис. 3. Уровень развития познавательного интереса к математике у студентов «ОПК № 1»

На утверждение № 10 «На занятиях по математике я слушаю вопросы преподавателя и отвечаю на них» 51,7% ответили утвердительно, но в то же время 46,7% не хотят принимать участие в конкурсах, олимпиадах по математике (утверждение № 4). В данном случае мотивацией работы на занятии является отметка за урок.

48,3% учащихся стараются решить задание по математике до конца, даже если оно требует выполнения однотипных длительных операций, и в то же время 46,7% не хотят посещать внеклассные мероприятия (кружок, элективный курс, дополнительные занятия) по математике.

Данное сравнение некоторых утверждений подчеркивает то, что на сегодняшний день мотивацией к изучению математики является предстоящая сдача экзаменов, оценка за урок, отношение учителя к ученику, но не внутренняя мотивация, побуждающая к действию, не познавательный интерес.

Таким образом, данное исследование показывает, что уровень развития познавательного интереса студентов педагогических колледжей низок. В случае проявления интереса к математике анализ отдельных высказываний методики позволил выяснить, что данный интерес вызван не внутренним мотивом, не познавательным интересом к самой дисциплине, а предстоящим экзаменом, ожиданием положительной оценки по математике.