Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

DISTANCE LEARNING. HISTORY OF DEVELOPMENT AND PROBLEMS IN MODERN RUSSIA

Shugaeva O.V. 1
1 FSBEI HE South-West state University
В статье рассмотрены различные аспекты дистанционного обучения, показана история ее возникновения и развития, от использования почты до современных цифровых технологий. Показано, что со стремительным развитием информационно-телекоммуникационных средств и технологий процесс дистанционного обучения практически полностью перешел на платформу, обеспечивающую высокую степень интерактивности - глобальную вычислительную сеть Интернет. При этом, несмотря на наличие соответствующей нормативно-правовой базы, данный вид обучения в России до начала 2020 года не получил широкого распространения. Однако наступление пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 вынудило большую часть учебных заведений перейти на дистанционное обучение, опыт которого в РФ в 2020-2021 гг. позволил выделить большое количество проблем. Основные из них состоят в недостаточной материально-технической оснащенности, в необходимости ускоренной переработки учебно-методических материалов, отсутствии у обучающих и обучаемых навыков работы в дистанционном формате. Показано, что выявленные проблемы необходимо решать только при условии государственной поддержки, опираясь на тщательно выработанную политику на основе продуманных нормативно-правовых, организационных, технических и технологических решений. В целом переход на эффективное дистанционное обучение должен быть поэтапным, плановым, учитывающим экономические, социальные, этнические и религиозные особенности регионов.
The article considers various aspects of distance learning, shows the history of its emergence and development, from the use of mail to modern digital technologies. It was shown that with the rapid development of information and telecommunication tools and technologies, the process of distance learning almost completely switched to a platform that provides a high degree of interactivity - the global Internet computing network. At the same time, despite the existence of a regulatory framework, this type of training in Russia until 2020 has not been widely used. However, the onset of the pandemic of coronavirus infection COVID-19 forced most educational institutions to switch to distance learning, experience, which in the Russian Federation in the period 2020-201. allowed to highlight a large number of problems. The main ones consist in insufficient material and technical base, in necessity of accelerated processing of educational and methodological materials, absence of training and trainee skills of work in remote format. It is shown that the identified problems must be solved only with state support, based on carefully developed policies based on well-thought-out regulatory, organizational, technical and technological solutions. In general, the transition to effective distance learning should be phased, planned, taking into account the economic, social, ethnic and religious characteristics of the regions. Currently, with the development of information and telecommunications tools and technologies, the process of distance learning has moved to the Internet, which has contributed to the raising of distance education at a qualitatively new level. Such training has a number of advantages over traditional academic, but at the same time it has significant drawbacks that do not allow you to completely switch to digital space at the moment, but can be solved with state support.
information and communication technologies
educational activities
distance learning
interactivity

В последние десятилетия стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий затронуло большинство сфер человеческой деятельности, в том числе и образовательной. В результате чего появилось такое понятие, как «дистанционное обучение», предполагающее двустороннее взаимодействие «учитель - ученик» на расстоянии, с присущими составляющими учебного процесса (цели, задачи, методы обучения). Такая форма обучения стала особенно востребована при введении ограничительных мер в период пандемии и показала как свои положительные, так и отрицательные стороны. В складывающихся условиях особую актуальность приобретают вскрытие недостатков обучения на «удаленке» и поиск путей их эффективного устранения.

Цель исследования состоит в выявлении проблем дистанционного обучения в современной России на основе анализа полученных практических результатов удаленного образования.

В соответствии с указанной целью задачи исследования заключаются в обобщении зарубежного и отечественного опыта дистанционного образования и формулировании существующих проблем в рассматриваемой области.

Материал и методы исследования. Для решения и реализации поставленных целей и задач исследования использовались методы тестирования, опроса, анкетирования и системного анализа на основе материалов из доступных источников и педагогических наблюдений.

История возникновения и развития дистанционного обучения своими корнями уходит в середину XVIII века, когда британский учёный-стенограф Исаак Питман организовал дистанционное обучение по почте (т.н. корреспондентское обучение) [1]. Он полагал, что доступ к получению высшего образования должен быть обеспечен для всех желающих, независимо от их финансового достатка, национальности и вероисповедания.

В дальнейшем существенный вклад в развитие обучения в дистанционной форме внесла американская писательница Анна Тикнор, продолжившая систему «корреспондентского обучения» женщин по почте в конце XIX века [1]. Немного позже такая форма обучения была использована для подготовки персонала угледобывающей и черной металлургии США. Подобные проекты существовали также и в других странах, однако они были направлены большей частью на получение профессионального, а не академического образования [1].

С развитием радио и телевидения в середине XX века дистанционное обучение получило более широкое распространение, в том числе и в СССР (например, телепередачи «Чему и как учат в ПТУ», «Учим испанский» и пр.), однако оно не было интерактивным и практически не имело обратной связи обучающихся с обучаемыми (либо слишком медленную – по почте).

В конце 80-х годов был разработан совместный проект между США и СССР «Школьная электронная почта», в котором участвовало несколько американских и российских школ. Цель проекта заключалась в установлении дружеских отношений в неформальном общении советских и американских учителей и школьников для повышения интереса к изучению естественных наук при решении экологических проблем. Посредством электронной почты школьники не только изучали языки, но и узнавали, чем увлекаются и чему учатся дети в наших странах. Американской стороной были предоставлены люмофоны (некое подобие факса с видеокамерой) для проведения видеоконференций. Данное общение впоследствии переросло в международную эвристическую олимпиаду [2]. Проект завершился в 2010, переродившись в олимпиады по различным образовательным направлениям.

В 90-е годы ХХ века технологии дистанционного обучения рассматривались как эффективное дополнение к традиционному образованию, но при этом ни в коем случае не заменяя его.

Сейчас в связи со стремительным развитием информационно-телекоммуникационных средств и технологий процесс дистанционного обучения практически полностью перешел на платформу, обеспечивающую высокую степень интерактивности - глобальную вычислительную сеть Интернет [3]. Дистанционное обучение поднялось на качественно новый уровень.

В результате такая форма обучения приобрела следующие основные достоинства:

-обеспечение единой образовательной среды;

-возможность получения в реальном масштабе времени доступа к необходимым для обучения информационным ресурсам (интерактивный доступ к материалам лекций, учебно-методическим пособиям и прочим данным, хранящимся в электронных библиотеках);

-относительно низкие затраты (отсутствие оплаты аренды помещения, низкие транспортные расходы как обучающихся, так и преподавателей);

-возможность реализации новых методов оценивания деятельности и достижений учащихся, особенно при их самостоятельной работе;

-возможность создания более гибких расписаний занятий, которые учитывают интересы как преподавателей, так и обучающихся;

-использование удобных (более комфортных) мест обучения;

-снижение временных затрат на дорогу.

В России дистанционное обучение осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (Приложение к Письму Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»), разработанных и утвержденных в соответствии с государственными нормативными актами [4; 5].

Тем не менее до начала 2020 года дистанционное образование в России так и не нашло широкого применения.

Однако возникновение пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 внесло свои коррективы. Переход на самоизоляцию в Российской Федерации привел к принятию вынужденных мер перевода большей часть учебных заведений начального, среднего, специального и высшего образования на удаленное обучение. В это время как никогда стали актуальными вопросы использования технологий дистанционного обучения. Многие учебные заведения при введении ограничительных мер перешли на дистанционное онлайн-обучение на базе таких программных платформ, как Zoom, Cisco Webex и подобных им систем, с использованием ресурсов глобальной вычислительной сети Интернет.

В целях обеспечения государственного регулирования процессов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в подобных случаях были оперативно разработаны и внесены изменения и поправки в статьи 16 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [6], которые устанавливают порядок применения дистанционного обучения.

По информации Министерства науки и высшего образования России в период пандемии около 60% вузов благополучно перешли на дистанционное обучение, 27% - испытывали трудности и периодические сбои, у 10% - инфраструктура не обеспечила охват всех обучающихся. И только в 4% случаев пропускная способность каналов линий связи не позволила учебным заведениям реализовать дистанционное обучение ввиду резкого увеличения интернет-трафика [7]. При наступлении очередной волны пандемии образовательные учреждения, не сумевшие перестроиться на новый формат обучения и снизившие уровень и качество подготовки, могут практически полностью остановить образовательный процесс без государственной поддержки в лице профильных министерств и ведомств [8].

Другой ключевой проблемой при организации и проведении дистанционного обучения стала доступность сети Интернет для обучающихся и обучаемых, проживающих в удаленных районах в условиях самоизоляции. Нередко возникали ситуации, когда для участия в занятиях они были вынуждены «искать» места уверенного приема сигнала (что особенно характерно для условий сельской местности).

Особое место в организации дистанционного обучения занимает своевременная подготовка учебно-методических комплексов. Однако в связи с частыми изменениями образовательных стандартов (ФГОС 3+, 3++), вышедшими в 2015-2020 гг., у преподавателей уходит много времени на реализацию нововведений, разработку и согласование новых форм документов, учитывающих все более новые и новые требования. А переработка, согласование и утверждение учебно-методических комплексов при работе на «удалёнке» вызывает большие трудности по ряду объективных причин. Помимо этого, требуется дополнительная переработка наглядных материалов для обеспечения учебного процесса и методического сопровождения процесса дистанционного обучения.

При этом рост интенсификации труда преподавателей, недостаток свободного времени (при сохраняющейся по действующим нормативам нагрузке) вызвали снижение их удовлетворенности своей педагогической деятельностью вследствие неподготовленного перехода к обучению в онлайн-режиме и ухудшения качества учебного процесса.

Как показал практический опыт, бытовые условия трети преподавательского состава в условиях самоизоляции не могли обеспечить комфортное проведение занятий в «онлайн-формате» (ввиду ограниченной жилой площади, присутствия родственников, домашних животных и других факторов), что вело к появлению стрессовых состояний [9]. Данные состояния усиливали отсутствие этики поведения и культуры общения в интернет-пространстве, особенно в начале перехода на дистанционное обучение, что проявлялось, в частности, в поздних или ранних (по времени суток) сообщениях в мессенджерах со стороны обучающихся, проживающих в других часовых поясах, «появлении» на онлайн-занятиях в ненадлежащем виде, что в целом вело к снижению авторитета преподавателя.

Большие ограничения на проведение онлайн-занятий (по продолжительности и своему функционалу) накладывают свободно (бесплатно) распространяемые версии программ организации видеоконференций. Так, например, при использовании программы Zoom продолжительность одной сессии видеоконференции составляет порядка 45 минут. При проведении обучения в такой программе требуется неоднократно подключать обучающихся к текущей сессии, на что уходит до 20% времени, выделенного согласно учебному расписанию.

Уровень доходов подавляющего большинства населения РФ не может позволить себе покупку полнофункциональных коммерческих версий (лицензий) подобных программных средств, а вузы, особенно региональные, не имеют возможностей их приобретения в необходимом для организации дистанционного обучения количестве. Стоимость годовых лицензий отдельных полнофункциональных программных средств, например Zoom, составляет ориентировочно от 300 долларов США [10].

Отдельно следует выделить проблему эргономического обеспечения дистанционного обучения. Ее суть состоит в том, что современная молодежь в своем большинстве использует в быту смартфоны и планшетные компьютеры с относительно небольшой диагональю экрана. Применение таких устройств при участии в онлайн-занятиях (особенно с большим количеством участников) ведет к сильной зрительный и слуховой нагрузке, впоследствии негативно сказывающейся на здоровье.

В целом проведенный анализ опыта дистанционного обучения в РФ в 2020-2021гг. позволил выделить следующие проблемы:

-неравномерное развитие информационно-телекоммуникационных систем в различных регионах Российской Федерации;

-отсутствие устойчивой связи с глобальной вычислительной сетью Интернет даже в отдельных субъектах центральных районов РФ;

-ограниченный функционал бесплатно распространяемых программных средств организации видеоконференций;

-снижение качества восприятия материала в связи с нестабильной работой сети Интернет;

-необходимость кардинальной переработки учебно-методических комплексов для использования в онлайн-обучении;

-невозможность полноценного контакта с аудиторией и отсутствие обратной реакции (многие студенты испытывали недостаток эмоционального общения с группой);

-«скованность» жилищных условий, особенно в регионах, которая не позволяют преподавателям и обучающимся в полной мере сосредоточиться на изучаемом предмете;

-невозможность контроля преподавателем исполнения индивидуальных заданий (контрольных, курсовых, дипломных работ) обучаемых;

-увеличение нагрузки на профессорско-преподавательский состав, связанной с необходимостью переработки учебно-методических комплексов, пригодных для использования в дистанционном обучении;

-отсутствие этики и культуры общения по сети Интернет;

-нарушение санитарных требований при использовании смартфонов и планшетных компьютеров с малой диагональю экрана, ведущих к негативному влиянию на здоровье;

- увеличение коммунальных расходов, в частности платы за электроэнергию.

-невозможность приобретения дополнительных устройств и программных средств обеспечения дистанционного обучения для отдельных семей (многодетных и малоимущих)[11].

В своей массе перечисленные проблемы дистанционного обучения снизили качество подготовки студентов, вследствие чего в указанный период наблюдался их отток с очной на другие формы обучения (очно-заочная, заочная).

Отдельная группа проблем, оказывающих негативное влияние на развитие дистанционного обучения в современной России, связана с географическим фактором.

Большая протяженность территории, изолированность отдельных регионов, неравномерность их экономического и научно-технического развития, лингвистические и этнические различия не позволяют эффективно использовать существующие информационно-коммуникационные системы в сфере образования.

Такие проблемы свойственны большинству стран. Однако наиболее сильно они проявляются в многонациональных государствах с большими территориями, к которым относится и РФ [12].

Таким образом, несмотря на все плюсы онлайн-занятий, традиционные методы обучения должно оставаться в приоритете, т.к. они дают более глубокие знания. Поэтому переход на эффективное дистанционное обучение должен быть плавным, плановым (не «шоковым»), учитывающим экономические, социальные, этнические и религиозные особенности регионов.

Выводы. Несомненно, в связи со стремительным общемировым развитием цифровых технологий дистанционное обучение является одним из перспективных направлений образования. Особенно это касается обучающихся, которые имеют хотя бы небольшой опыт работы, столкнувшихся с реальными проблемами в своей профессиональной деятельности, но имеющих ограничения на очное, очно-заочное и заочное обучение в силу своей занятости.

Однако до 2020 г. такая форма проведения занятий не была предусмотрена большинством российских вузов вследствие отсутствия необходимой материально-технической базы и не находила широкой поддержки у профессорско-преподавательского состава. Сильное влияние на применение и развитие технологий дистанционного обучения оказала пандемия COVID-19, при которой переход на онлайн-образование стал вынужденной и оправданной мерой. Опыт такого обучения в РФ выявил множество технических, технологических, социально-экономических, культурно-этических проблем, которые необходимо решать только при условии государственной поддержки, опираясь на тщательно выработанную политику на основе продуманных нормативно-правовых актов и организационных решений.