Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Байдашева Е.Н.

Воспитание в вузе имеет две неразрывно связанные стороны: личностную и профессиональную. Что касается личностной составляющей воспитания в вузе, то следует отметить, что в последнее время начинается складываться национальная концепция воспитания в новых общественно-политических и экономических условиях. Это воспитание человека культуры, впитавшего в себя богатство культурного наследия своего народа и народов других стран, стремящихся к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, уважительно относиться к духовным ценностям других культур. Под личностно-ориентированным воспитанием мы понимаем организованный процесс развития человеческого потенциала, человеческих сущностных сил. Он включает в себя следующие составляющие: физический, психический, социальный и культурный потенциалы. Следовательно, на основе этих потенциалов можно определить основные направления воспитательной работы в вузе.

Вторая сторона воспитательной работы в вузе - профессиональное воспитание. Цель высшего образования в современных условиях - формирование качественно нового субъекта педагогической деятельности, обладающего новым мышлением, исследовательским подходом к профессиональной деятельности, владеющего новейшими технологиями труда, видением проблем своей деятельности в широком контексте мировоззренческого, гуманитарного и методологического знания.

Профессиональное образование в вузе - это специально организованный процесс приобщения личности к профессиональной деятельности в ходе профессиональной подготовки в качестве субъекта этой деятельности. Оно включает в себя формирование у студентов профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионального мастерства. Профессиональная направленность личности будущего профессионала включает в себя интерес к избранной профессии, понимание общественной и личной значимости педагогической деятельности, сознательное и творческое отношение к избранной профессии. Профессиональную компетентность можно определить как меру соответствия профессиональных и личностных качеств уровню и сложности решаемых профессиональных задач. Она включает способности к профессиональной адаптивности и мобильности, самостоятельному творческому росту, связана с наличием необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, что, в конечном счёте, находит выражение в развитом мышлении, специфическом, профессиональном поведении, профессиональной этике.

Таким образом, профессиональная компетентность представляет собой способность, обусловленную личностными качествами и компетенциями, к эффективной реализации в педагогической деятельности специальных, профессиональных знаний, умений, навыков и ценностных ориентации.

Профессионализм в значительной мере определяется качеством его профессионального мышления, которое является важнейшим показателем компетентности и качества труда будущего специалиста. Профессиональное мышление мы рассматриваем как способность субъекта профессиональной деятельности глубоко и всесторонне отражать происходящие явления, оперировать необходимыми профессиональными категориями, приращивать полученные знания и творчески подходить к решению поставленных профессиональных задач.

Профессиональное мышление должно быть основано на высокой теоретической методологической и мировоззренческой культуре. Теоретическая культура представляет целостное, системное усвоение современной научной картины мира, умение свободно ориентироваться в системе естественнонаучного и гуманитарного знания. Методологическая культура основывается на овладении философскими знаниями, логикой и методологией научного познания. Мировоззренческая культура включает в себя представления о ценностях человеческого существования: потребностях, интересах, целях, идеалах, о месте человека в мире, смысле жизни, путях достижения свободы и счастья; умения отличить один тип мировоззрения от другого, знание законов его формирования. Характер теоретической, методологической и мировоззренческой подготовки непосредственно влияет на понимание им сущности образования, путей формирования и развития личности, качество его профессиональной деятельности.

Современные тенденции в развитии профессионального мышления связаны с необходимостью: формирования инновационного стиля мышления; повышения теоретической, методологической и мировоззренческой культуры субъекта труда; пересмотра представлений о профессионализме на основе современных требований общества.