Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

FORMATION OF STUDENTS’ VALUES IN OUT-OF-CLASS ACTIVITY USING TECHNOLOGIES

Захарова Е.В., Сивцева А.А.
В статье уточнены этапы формирования ценностных ориентаций студентов, логика развития их отдельных компонентов и определены педагогические возможности содержания самостоятельной работы в разработанной программе по курсу страноведения с использованием информационных технологий на материале национальных традиций. Авторы предлагают разработку условий, критериев, соотношения учебной и внеаудиторной самостоятельной работы; определении видов деятельности для развития мотивационного, когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого и рефлексивного компонентов, а также самостоятельности студентов на материале национальных традиций.
The formation of students’ values stages, the development of their components and pedagogical nature of independent students’ activity in the country studies program based on national traditions with using technologies are defined in the article. The conditions and criteria of the classroom and self-activity ratio in the learning process are considered.

Современная жизнь, развитие информационных коммуникационных технологий требуют от человека совершенно другого уровня владения иностранным языком, форм и способов его применения в новых условиях - где необходимо умение обмениваться письменными и устными сообщениями спонтанно. Использование информационных технологий в формировании ценностных ориентаций при обучении иностранным языкам является одним из эффективных способов решения учебных задач.

В нашем понимании ценностные ориентации представляют собой сложное структурное образование, основными элементами которого являются идеалы, которые определяют сознание, отношении к явлениям окружающего мира и являются побудителями деятельности и поведения.

При таком подходе понимание сущности ценностных ориентаций их компонентами являются: когнитивный компонент, который проявляется в глубине и осознанности знаний, самостоятельности и устойчивости суждений, наличии твердых убеждений. Эмоционально-оценочный компонент, проявляющийся в оценочных отношениях, силе эмоциональных переживаний. Поведенческий компонент, выражающийся в умении руководствоваться знаниями в поведении, устойчивости поведения в различных ситуациях [1].

При формировании ценностных ориентаций необходимо учитывать специфику учебного учреждения. В целях усиления ценностного компонента страноведческих знаний нами был разработана программа по культуре стран изучаемого языка, включающую в себя систему национальных ценностей. Содержательный аспект программы несет страноведческую информацию, педагогический аспект - ценностно-направленный, организационно-методический аспект - элемент межкультурной коммуникации.

В нашем эксперименте мы подчеркиваем, что широкое применение информационных коммуникационных технологий в учебном процессе является ведущим направлением интенсификации обучения иностранным языкам. Многие годы в обучении иностранным языкам использовались технические средства обучения, но с технологическим прогрессом их заменили информационные коммуникационные технологии. Применение информационных технологий в учебном процессе предполагает повышение роли и доли самостоятельной работы учащихся.

В основу программы положены следующие принципы:

  1. Преемственность довузовского освоения общечеловеческой, якутской, англоязычных культур с приобщением студентов к ним в процессе обучения в вузе.
  2. Многоструктурность иностранного языка на информационной основе страноведения. Сущность этого принципа состоит в том, что темы страноведения осмысливаются и усваиваются через различные аспекты практического изучения языка (письмо, чтение, фонетика, устная речь, и т.д.).
  3. Принцип дополнительности при изучении родной и зарубежных культур (истории, литературы, художественного, прикладного творчества, традиций).
  4. Соотнесение и обогащение знаний нравственной, культурной жизни англоязычных стран с нравственной, культурной жизнью Якутии.

Целью предлагаемой программы является дидактическое, материально-методическое обеспечение процесса интеллектуального и культурного становления самостоятельной личности студента на основе расширения и углубления знаний, фактов и явлений нравственной англоязычных стран и Якутии.

Цель предполагает выполнение следующих задач: расширять страноведческий кругозор, создавать у студентов системно-ценностное представление о современных англоязычных странах и их культурах, развивать умения обсуждать о фактах, деятелях - типичных представителях изучаемой страны и собственной культуры.

Отбор содержания программы проводился в соответствии с его целью и задачами. Немалое место программы отданы знакомству с реальными представителями культур. Уделяя большое реалиям, персоналиям и событиям современности, мы исходили из того, что в учебных пособиях очень мало информации об этом, они мало изучены. Источниками информации при подборе материала для программы стали современные периодические издания как "Time", "Times", "Scientific American", тематические Интернет сайты [7]

В процессе обучения использовались различные формы: дискуссии, лекции, «круглые столы», защита проектов и др. Кроме учебных занятий были проведены внеаудиторные мероприятия, виртуальные экскурсии, деловые игры, праздничные вечера. Для выявления объема знаний о явлениях культуры англоязычной страны об аксиологически значимой информации мы воспользовались различными методиками (анкетирование, интервью, беседы, сочинения-эссе, закрытые анкеты по выявлению самодиагностики студентов об уровне овладения ими системой знаний, связанных с культурой англоязычной страны).

Особенно запомнилось студентам занятие, посвященное системе образования Америки и Якутии. Приоритет отдавался самостоятельным способам получения знаний, чем вызвало особый интерес. Здесь необходимо отметить важность положения, что самостоятельная работа студента характеризуется как целенаправленная совокупность субъектных действий студента, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя на основе использования средств сопровождения учебного процесса. Студентам было предложено задание ознакомиться с системой образования в США и Якутии в списке тематических сайтов [8] и найти их сходства и различия

Занятие проводилось в форме дискуссии, и все студенты смогли не только сообщить определенную информацию, но и пытались обсудить, сравнить структуру, особенности, различия в системе образования США и Якутии.

Данный вид деятельности позволил проследить изменения в мотивационном компоненте познавательной самостоятельности студентов. Анализ данных, полученных в результате эксперимента, показывает, что в мотивационном компоненте познавательной самостоятельности трансформация произошла со студентами всех уровней: с низким уровнем на 27,1%, со средним уровнем на 13,7%, с высоким уровнем на 13,4% по сравнению с началом эксперимента. В содержании этого компонента выросла такая черта как самоконтроль, потребность в самообразовании. Сократилось число студентов с отрицательным отношением к самостоятельной работе (см. Табл. 1).

Анализируя характер знаний, мы пришли к выводу, что большинство студентов умеют устанавливать связи и зависимости между понятиями, соотносить общее и частное, ориентироваться в большом объеме информации.

В контрольной группе более полные, глубокие знания проявились лишь по ряду показателей (знание основных положений Конституции, знание о событиях политической и культурной жизни мира, знание традиций, обычаев своего народа, истории своего края, города, своих предков). В контрольной группе остались, которые не могли ответить на ряд вопросов анкеты, что свидетельствует о несформированности знаний по ряду показателей когнитивного компонента. Позитивные изменения, произошедшие в контрольной группе, мы объясняем тем, что учебные дисциплины (английский язык) содержит объективные возможности для формирования знаний о нравственных категориях, которые оказывают латентное воздействие на студентов.

В экспериментальной группе уровень знаний повысился по всем показателям, при этом не обнаружено студентов, у которых бы отсутствовали знания по большинству предлагаемых вопросов.

В контрольной группе существенных изменений не произошло. Определенные «подвижки» произошли лишь в оценке умения аргументировать собственную позицию по вопросам политической и культурной жизни (см. табл. 2).

Данные, полученные в результате экспериментального исследования, позволили сделать заключение:

  • предложенная программа по формированию ценностных ориентаций у студентов в самостоятельной работе с использованием информационных технологий представляет собой логически выстроенную программу, работа по которой в значительной степени экономит время на подготовку к занятиям и усвоение материала;
  • заданный характер программы активизирует мыслительную деятельность в процессе обучения, повышает мотивацию и интерес к изучаемому предмету, материалу, повышает качество знаний;
  • работа по программе способствует формированию общеучебных, профессиональных умений и становлению личностных и профессиональных качеств;
  • программа позволяет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому студенту, учитывает индивидуальные особенности студентов;
  • в результате эксперимента у студентов появился интерес к предмету, самостоятельной работе, потребность к самообразованию.

Таблица 1. Изменения в мотивационном компоненте познавательной самостоятельности (в % отношении)

Показатели

Уровни познавательной самостоятельности (в % отношении)

Высокий

Средний

Низкий

КЭ

ФЭ1

ФЭ2

КЭ

ФЭ1

ФЭ2

КЭ

ФЭ1

ФЭ2

1.

Положительное отношение к СР

26,2

33

35

49,5

55

54

24,3

13

12

2.

Потребность в самообразовании

7

14

18

50

60

65

43

26

17

3.

Потребность в помощи преподавателя

14

3,4

2,4

56

76

82

30

21

16

4.

Познавательная активность

12

34

41

21

35,1

40,1

67

29,2

17,2

 

В целом

10,7

21,1

24,1

46,6

56,6

60,3

42,7

22,3

15,6

КЭ - контролирующий этап эксперимента;

ФЭ1 - формирующий эксперимент 1;

ФЭ2 - формирующий эксперимент 2.

Таблица 2. Изменения уровне знаний (в % отношении)

Уровень знаний

Высокий

Средний

Низкий

 

До Э

После Э

До Э

После Э

До Э

После Э

 

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭК

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Знание о своих предках

11

25%

8

20%

30

15%

15

40%

9

42%

11

46%

5

13%

8

28%

9

30%

4

16%

-

-

Знание традиций, обычаев своего народа

7

31%

5

25%

18

78%

11

37%

17

65%

19

70%

9

33%

14

55%

2

5%

1

3%

-

-

Знание истории своего края

6

22%

8

25%

20

78%

12

45%

13

57%

15

60%

5

21%

12

45%

4

18%

3

15%

-

-

Знание достижений культуры народа Саха

16

58%

14

56%

21

68%

17

65%

7

26%

14

45%

4

23%

9

37%

2

8%

-

-

1

2%

Знание о событиях политической и культурной жизни республики

7

25%

10

35%

22

78%

12

37%

24

80%

22

78%

8

25%

16

63%

-

-

-

2

4%

Знание основных положений Конституции своей страны

5

25%

3

65%

16

65%

8

33%

11

41%

9

36%

6

28%

7

29%

2

30%

13

475

-

2

4%

Знание о ЗОЖ

18

57%

21

48%

25

80%

24

78%

6

315

5

23%

-

1

25

-

-

-

-

До Э - до эксперимента;

После Э - после эксперимента;

ЭГ - экспериментальная группа;

КГ - контрольная группа.

Анализ полученных данных в ходе опытно-экспериментальной работы доказывает, что предложенная программа представляет собой эффективное средство оптимизации самостоятельной работы студентов младших курсов в формировании у них ценностных ориентаций и познавательной самостоятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.:Наука,1980. - 335 с.
  2. Ахмадеева Р.А. Формирование ценностного отношения к искусству в процессе педагогического общения: на материале музыкальной подготовки учителей начальных классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 20 с.
  3. Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. - Новосибирск, 1992.
  4. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1997. - 264с.
  5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа - Пресс, 1994. - 205 с.
  6. Самостоятельная работа в обучении иностранным языкам в школе и вузе: межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос.пед. ин-т А.И. Герцена; отв.ред. С.Ф Шатилов. - Л.: ЛГПИ, 1990. - 216 с.
  7. http://www.usinfo.pl/aboutusa/holidays/, http://www.edupass.org/culture/%20holidays.phtml, http://www.holidays.net/ и др.
  8. http://www.ed.gov/index.jhtml,http://sakha.gov.ru/main.asp?c=23, http://www.usastudyguide.com/usaeducationsystem.htm и др.).