Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

Мирдиянова Б.М.

В последние годы, особенно в последние 5-10 лет, все больше возрастает интерес к народной педагогике, к ее воспитательным традициям и обычаям. В школах Республики Татарстан проводится значительная работа по воспитанию молодежи на гуманистических традициях народной педагогики.

Такое отношение к народным традициям не случайно. Жизнь доказала, что они активно воздействуют на все стороны духовной сферы личности человека.

Знание и использование традиций народной педагогики в воспитании подрастающего поколения особенно важно в условиях многонациональной республики, каким является наш Татарстан. А всякая национальная культура, замкнутая в себе, теряет свою ценность, общечеловеческие черты.

В силу своей сложности проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения всегда решаются в обществе с большим трудом. А в условиях переходного периода, когда Россию захлестнули мутные волны безнравственности, жестокости, преступности - в этой ситуации нравственное воспитание молодежи приобрело небывалую остроту и вошло в число общенациональных проблем первостепенного значения. Этот тревожный факт был отмечен и в решениях последнего общего собрания Российской Академии образования.

В народной педагогике воспитательные средства объединяют в четыре блока:

  1. устное народное творчество;
  2. праздники, игры, трудовые традиции;
  3. обычаи, обряды, ритуалы;
  4. ремесла.

Народное традиции, обычаи, устное народное творчество, как исторический памятник и как конденсатор духовного опыта народа, были и будут нравственной опорой человека, каждого поколения, каждой этнической общности. В центре ее - многогранные человеческие взаимоотношения, обеспечивающие нравственное развитие личности. Учить людей человечности, заботливости, доброте - главные задачи народной педагогики.

Принятие суверенитета республики и придание татарскому языку наравне с русским государственного статуса способствовало введению национального компонента в учебные дисциплины с тем, чтобы вести обучение и воспитание, используя традиции народной педагогики. Предмет «Татарский язык» для продолжающих групп в нашем вузе полностью основан на средствах народной педагогики. На него возложены важнейшие функции по социализации молодежи, пробуждению у них «национальной памяти» и осознанию своих исторических корней, своей сопричастности к истории, традициям народа.

В программу включено изучение устного народного творчества для 1 курсов.

В устном народном творчестве постоянно присутствует идеал совершенного человека, вобравшего в себя все лучшие качества народа и отражающего наилучшие черты характера. Использование многообразных поэтических форм песен и других жанров фольклора свидетельствует о том, что народная педагогика, определяя черты современной личности, проявляет заботу и о реализации идеала в жизнь. Например, в песнях проявились многовековые ожидания и мечты народа. Песня учит прекрасному, добру. Песней сопровождались все стороны народной жизни: рождение ребенка, свадьба, игры, праздники. Через песни народ прививал им моральные убеждения, вызывающие и жалость, и сочувствие, искреннее желание помочь человеку в беде.

Татарская художественная литература в целом пронизана народным духом, в них писатели часто обращаются к средствам народной педагогики: пословицам, легендам, баитам, загадкам. Используя народную мудрость воспитания, классики татарской прозы и поэзии создали и создают произведения, которые вместе с языком, родным словом, сами воспитывают уважение к старшим, любовь к народу, развивают такие черты характера, как милосердие, сострадание, доброту, вежливость, заботливость.

Г. Тукай - это особая яркая страница в поэзии, литературе татарского народа. Поэтому очень важно, чтобы вместе со словами стихотворения «Тукай - тонкий лирик» - пишет Сибгат Хаким. Если идти по следам его творческих исканий, то клубок выведет нас к их истоку - народному творчеству. «Народ велик, он могуч, страстен, он музыкален, он писатель, он поэт» - говорит Тукай о народе. Тукай черпал истоки для произведений в родных песнях и языке, где богатство народной души отразилось наиболее ярко. И его стихи звучат как продолжение народных песен.

Таким образом, предмет «Татарский язык» развивает у студентов интерес к народной культуре, уважительное отношение к своим предкам, формирует этническую активность посредством народной педагогики. Через культуру, устное народное творчество воспитываются высокие нравственные качества характера молодого поколения.