Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STIMULATION MECHANISM IN THE MANAGERIAL SYSTEM OF QUALITY EXPENSES

Чеснокова Ж.А., Бондарец А.В.
The development of the efficient mechanism of stimulation of participants of expenses on quality management is a guarantee of this system successful operation. The basic measures of stimulation can include material, economic, social and psychological elements. Keywords: quality, stimulation, expenses.
Одним из наиболее важных аспектов при внедрении системы управления затратами на качество на предприятии является разработка механизма стимулирования основных субъектов данной системы. В первую очередь, при внедрении системы учета затрат на качество должна ощущаться заинтересованность высшего руководства и всего персонала предприятия, каждый из которых должен знать истинную цель внедрения такой системы и ту выгоду, которую он получит при достижении этой цели. Участники управления затратами на качество на предприятии не должны воспринимать учет и анализ затрат на качество как дополнительную нагрузку, поэтому разработка механизма стимулирования данного вида работ является неотъемлемой частью всей системы экономики качества и залогом успеха работы этой системы.

В механизме стимулирования участников управления затратами на качество целесообразно выделить два основных элемента: материальный и социально-психологический. Материальные меры стимулирования могут заключаться в начисление премиальных выплат и установлении денежных надбавок участникам системы управления затратами в зависимости от финансового состояния предприятия и проведении в организации социально-экономической политики. К социально-психологическим можно отнести предоставление наглядного материала по функционированию каждого процесса, организация конкурсов и соревнований по достижению лучших показателей процессов, моральное поощрение участников процесса за лучшие показатели, а так же создание в коллективе микроклимата, способствующего единству сотрудников при достижении общей цели. На наш взгляд, методы воздействия на участников процесса управления затратами на качество наиболее наглядно представлены в табл. 1.

Таблица 1

Методы воздействия на процесс управления затратами на качество [1]

Методы

Содержание методов

Реализация методов при воздействии на

прцесс управления затратами на качество

1

2

3

Социально-психологические

Разработка на основе
исследования социальных факторов, оценки социальных интересов, психологии личности и межличностных отношений способов воздействия на духовные интересы работников. Формирование системы мотивов и
стимулов, побуждающих работников полностью раскрывать свои способности, плодотворно трудиться.

Применение способов повышения самодисциплины, ответственности, инициативы, творческой активности каждого сотрудника, вовлеченного в процесс управления затратами на качество, по улучшению качества своей работы, всего процесса управления затратами на качество, использования его результатов. Использование форм морального стимулирования высокого качества результатов труда; приемов улучшения психологического климата, включающих способы ликвидации барьеров между сотрудниками различных подразделений, задействованных  рассматриваемом процессе; способов учета психологических особенностей данных работников.

Материальные (экономические)

Создание экономических
условий, побуждающих работников и коллективы
подразделений систематически повышать эффективность своей деятельности

Применение системы оплаты труда и
материального поощрения работников,
участвующих в процессе управления
затратами на качество с учетом
выполненной работы

В качестве примера можно привести механизм стимулирования персонала, разработанный на одном из промышленных предприятий г. Камышина. Согласно приказу Генерального директора предприятия были приняты следующие меры по материальному стимулированию участников процесса управления затратами на качество на заводе:

  1. начисление премиальных выплат владельцу процесса за наиболее высокую эффективность и результативность процесса по итогам квартала в размере 20% от должностного оклада.
  2. начисление денежных надбавок участникам системы управления затратами на качество в размере 500 руб. к должностному окладу ежемесячно.
  3. установление единовременной премии в размере 5000 руб. за внедрение системы управления затратами на качество работникам отдела качества.

Кроме того, были разработаны меры по стимулированию социально-психологичес-кого характера, которые заключались в следующем:

  1. организация стендов по управлению затратами на качество с предоставлением наглядного материала по функционированию каждого процесса.
  2. разработка положения о проведении конкурса на лучший процесс года и предоставление ценных подарков участникам лучшего процесса по итогам года.

Список литературы

  1. Желябин В.В. 3D-управление »// Сб. «Трехмерность управления. Экономика качества. Техническое урегулирование» Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». Выпуск 34.- М.: НТК «Трек», 2005. - С. 38-42.