Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EFFICIENT TECHNOLOGIES IN THE WORK WITH AGGRESSIVE YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Shalaginova K.S. 1
1 Tula State Teachers Training University, Tula, Russia
We propose the technology of work with aggressive children in elementary school is. The main activities are educational psychologist in education for prevention, correction, the diagnosis of aggression in the early school years. There are the results, allowing to consider the proposed technology with aggressive younger schoolchildren as an efficient, expedient that reduce aggressive and hostile reactions in the school environment.
technology of psychological work
psychology-educational support
aggressive younger schoolchildren
Проблема агрессии и агрессивного поведения в современном образовательном пространстве требует немедленного безотлагательного решения. Современный педагог-психолог, работающий в сфере образования, в силу сложившейся ситуации просто обязан владеть эффективными технологиями работы с агрессивными школьниками. При этом работа педагога-психолога по своевременной диагностике, профилактике и коррекции агрессивного поведения должна начинаться уже в начальной школе, поскольку, согласно результатам последних лет, агрессия значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной для начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте.

В своем исследовании под технологией психологической работы (от греч. techne - искусство, мастерство, умение) мы понимаем научно обоснованную процедуру расчленения единого процесса психологической работы на отдельные этапы, действия и операции, направленные на достижение ее целей.

Технология позволяет управлять психологической работой поэтапно, расчленяя ее на отдельные, взаимосвязанные элементы в соответствии с внутренней логикой их развития и функционирования. Она обеспечивает строгую согласованность всех составляющих системы психологической работы, придает им организованный ритм, позволяет планировать работу ее субъектов. Цели и задачи психологической работы могут быть: конечными и промежуточными; ближайшими и перспективными; краткосрочными и долгосрочными; временными и постоянными; частными и общими и др.

Цели и задачи могут определяться на различный период: на учебный год, месяц, неделю, день.

Технологию психологической работы можно рассматривать на двух уровнях:

  1. на уровне конкретной ситуации взаимодействия психолога с клиентом (учащимся, педагогом, родителями ученика, учебной группой и т.д.);
  2. на уровне, характеризующем решение задач психологического сопровождения учащегося или параллели.

Анализ работ отечественных исследователей, занятых практическими аспектами проблемы детской агрессивности, показывает, что усилия современных ученых направлены преимущественно на детальное изучение одного из аспектов проблемы, тогда как другие составляющие остаются недостаточно разработанными. Т.П. Смирнова, Г.Э. Бреслав делают акцент на психологической коррекции агрессивного поведения, выделяя лишь диагностические критерии. С.Л. Колосова рассматривает особенности, истоки и генезис детской агрессивности. Н.М. Платонова, А.В. Ковальчук, анализируя возможности использования различных форм и методов диагностической, коррекционной, профилактической работы с агрессивными детьми и подростками, ориентируются в большей степени на подростковый возраст. Подобное положение дел не позволяет вести эффективную коррекционную и профилактическую работу с агрессивными детьми в начальной школе.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в современной школе, мы обратились к рассмотрению технологии психологической работы на втором уровне, воспользовавшись концепцией сопровождения при разработке содержания и организации основных направлений практико-ориентированной работы педагога-психолога по профилактике, своевременной диагностике и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева, рассматривая сопровождение как конкретную практическую деятельность, как метод психологической работы в школе, трактуют его как системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психического развития каждого ребенка в школьной среде.

В рамках своего исследования мы рассматриваем психолого-педагогическое сопровождение агрессивных младших школьников как систему профессиональной деятельности педагога-психолога, включающую в себя создание социально-психологических условий для эффективного снижения агрессивности детей с различными уровнями ее проявления.

Осуществление психолого-педагогического сопровождения предполагает следующие основные виды деятельности, которые применительно к работе с агрессивными детьми в начальной школе получают следующее содержание.

I. Психодиагностика. Сразу следует отметить, что, несмотря на многообразие и вариативность психодиагностических методик, в настоящее время практически отсутствуют диагностические программы, позволяющие выявлять агрессивных детей уже в начальной школе. Большинство методик, предназначенных для диагностики агрессивности, являются либо «однонаправленными», либо вообще рекомендованы к использованию, начиная с подросткового возраста. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, попытки диагностировать агрессивное поведение порождают ряд проблем: агрессивное поведение само по себе опасно. В силу этого обстоятельства недопустимо применять методы, при которых испытуемые (будь то дети или взрослые) могут причинить друг другу вред. Во-вторых, агрессивность не всегда возможно зафиксировать, поскольку многие люди, и дети в том числе, понимая, что проявление враждебности социально не одобряемо, умеют ее маскировать. В-третьих, дети 6-7 лет еще не достигли определенного уровня рефлексивных способностей, что делает неприемлемым использование тестов, опросников. В-четвертых, несмотря на многообразие и вариативность методик, все они предполагают наличие исследователя, функция которого сводится к опросу того или иного источника об агрессивности или враждебности, свойственной либо самому респонденту, либо какому-то другому человеку, что также привносит элемент субъективности.

При составлении диагностической программы мы исходили из положения о том, что получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких различных методов. В связи с этим в своем исследовании мы использовали следующий психодиагностический инструментарий: Проективная графическая методика «Кактус»; адаптированная для экспресс-диагностики агрессивности - методика «Крокодилы»; тест Розенцвейга (детский вариант); анкета для педагога «Критерии агрессивности ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко); шкала агрессивности (А.Г. Долгова); примерная схема наблюдения за агрессивным проявлением в поведении ребенка

II. Психокоррекционная и развивающая работа. Психологическая коррекция агрессивных форм поведения в настоящее время проводится различными методами по следующим направлениям.

  1. Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста).
  2. Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением).
  3. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).
  4. Сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа - уход за больными, стариками и пр.).
  5. Сублимирование агрессии в спорт: целесообразно приобщать детей к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например бокс или карате, нежелательны.
  6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.

В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является поведенческая терапия. Многие авторы отмечают эффективность поведенческой терапии именно при работе с детьми, выделяя в качестве основного достоинства возможности контроля социальной среды ребенка, возможности воздействия на механизмы дезадаптивного поведения детей, относительную временную краткость терапии. В качестве основных достоинств поведенческого подхода Н.М. Платонова выделяет концептуальную четкость, направленность на поведенческие изменения, выраженный практический характер.

И.А. Фурманов, признавая эффективность поведенческой коррекции, выделяет ряд существенных недостатков подобной терапии, относя к их числу отсутствие эффекта переноса, невозможность работать с причинами, наличие лишь кратковременного эффекта и т.д.

В настоящее время достаточное признание исследователей получило когнитивно-поведенческое направление в групповой психотерапии. Его суть сводится к тому, что наряду с классическими процедурами поведенческой терапии применяются техники когнитивного переструктурирования - «атаки» на иррациональные убеждения, формирование способности к осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек.

Мы в рамках своего исследования разделяем положение отечественных и зарубежных ученых о необходимости интегративного подхода при психокоррекции агрессивного поведения. В силу этого обстоятельства при разработке коррекционно-развивающей программы нами были использованы техники когнитивной, гештальт- и поведенческой психотерапии.

Кроме того, при составлении программы мы учитывали положение, согласно которому в настоящее время в качестве одной из причин проявления агрессивности рассматривается отсутствие (недостаточное развитие) социально-когнитивных навыков. Попадая в трудные проблемные ситуации, люди, а тем более дети, не располагают достаточным набором базовых социальных умений. Социальная некомпетентность в вопросах коммуникации и общения выступает в качестве основной причины проявления агрессивности в поведении. Данное обстоятельство мы сочли возможным использовать при организации коррекционно-развивающей работы, включив в программы упражнения на формирование коммуникативных навыков, навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях и т.п.

Учитывая пожелания учителей и администрации гимназии № 4, на базе которой проводилось исследование, а также специфику обучения детей в начальной школе, мы сочли необходимым составить и апробировать три коррекционно-развивающие программы. Первая программа предназначена для первоклассников, ее осуществление мы считаем целесообразным приурочить ко второму полугодию (окончанию первого класса).

Вторая программа психологического сопровождения агрессивных младших школьников предназначена для учащихся третьих классов и носит преимущественно профилактический характер.

Осуществление третьей программы мы считаем целесообразным во втором полугодии четвертого класса. Возможное повышение агрессивности к моменту окончания начальной школы, с одной стороны, может быть обусловлено возрастными особенностями - началом подросткового периода, с другой стороны, многими детьми достаточно болезненно переживается переход в среднее звено.

III. Консультирование и просвещение. Данное направление деятельности предусматривает преимущественно работу с учителями и родителями агрессивных детей.

Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить. При работе с родителями важно избегать негативного воздействия на их самооценку, нужно стремиться ее стабилизировать.

Педагогу для успешного взаимодействия с агрессивным ребенком необходимо установить с ним доброжелательные отношения, отказаться от оценочных суждений и замечаний. Важно сохранять уважительное отношение к личности ребенка, веру в его силы и возможности, стремиться к созданию ситуации успеха, радости. Большое значение имеет понимание внутреннего мира ребенка, его чувств и переживаний. Главный принцип, которым должен руководствоваться педагог, - сотрудничество и принятие ребенка в целом; концентрация на оказании помощи в разрешении его проблем и преодолении конфликтных ситуаций.

IV. Социально-диспетчерская деятельность. Социально-диспетчерская деятельность педагога-психолога при работе с агрессивными детьми направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (школьной администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного практика.

Исследование по оценке эффективности разработанной нами технологии работы с агрессивными младшими школьниками проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 4» г. Тулы. В исследовании приняли участие 244 ребенка младшего школьного возраста. Экспериментальную и контрольную группы составили 123 и 121 учащийся соответственно. Экспериментальная и контрольная группы были сформированы методом простой случайной выборки. В экспериментальную группу вошли 73 учащихся 1-4 классов (38 мальчиков, 33 девочки, средний возраст - 8,2 года); контрольную группу составили 71 учащийся (35 мальчиков, 38 девочки, средний возраст - 8,3 года).

Обработка данных исследования осуществлялась с помощью стандартного статистического пакета MS Excel, был использован t-критерий Стьюдента.

Констатирующий этап эксперимента позволил изучить уровни проявления агрессивности детей младшего школьного возраста к началу действия коррекционно-развивающей программы. Сравнение результатов диагностики уровней проявления агрессивности в контрольной и экспериментальной группах позволяет утверждать, что эти выборки статистически не различаются между собою (t = 0,04). Поскольку достоверных различий между двумя выборками на констатирующем этапе эксперимента не обнаружено, исходные условия перед реализацией формирующей работы могут считаться равными для обеих групп. Данное сравнение необходимо для подтверждения эффективности формирующего этапа эксперимента.

Целью контрольного этапа экспериментальной работы стала оценка эффективности реализации коррекционно-развивающей программы.

Анализ результатов диагностики уровней проявления агрессивности в экспериментальной группе до и после реализации системного психологического сопровождения позволяет говорить о положительной динамике, которая выражается прежде всего в увеличении количества детей, имеющих нулевой уровень проявления агрессивности (нормативное проявление агрессивности), и, следовательно, уменьшении количества детей с ненормативным уровнем проявления агрессивности.

Сравнение результатов исследования в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет говорить о наличии статистически значимых различий между ними (t = 2,30; р > 0,05). Мы считаем, что изменения, выявленные нами в экспериментальной группе на контрольном этапе, являются результатом действия коррекционно-развивающей программы. Положительная динамика в экспериментальной группе проявляется прежде всего в снижении количества агрессивных проявлений младших школьников.

Данное положение подтверждает сравнение результатов диагностики уровней проявления агрессивности экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе, а также сравнение результатов диагностики уровней проявления агрессивности детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапах эксперимента.

Анализ результатов формирующего эксперимента в школе показал достаточную эффективность предложенной нами технологии работы с агрессивными младшими школьниками. Отсутствие достоверных различий между двумя выборками на констатирующем этапе эксперимента и сравнительный анализ результатов диагностики уровней проявления агрессивности в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента позволяет утверждать, что положительная динамика в экспериментальной группе появляется именно в результате осуществления разработанной нами технологии работы с агрессивными детьми в начальной школе.

Рецензенты:

  • Гоголева А.В., д.п.н., профессор Московского психолого-педагогического университета, г. Москва.
  • Родин Ю.И., д.псих.н., профессор кафедры психологии, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», г. Тула.

Работа получена 04.10.2011