Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE PRE-SCHOOLING SPECIALIST AT HIGHER SCHOOL

Hodakova N.P. 1
1 Moscow State Sholokhov Humanitarian University, Moscow, Russia
Analyses of future pre-schooling specialist professional training at higher school is carried out. The three-stage work scanning this country and international experience in the field of using IT in professional activity of pre-school teachers is described. Collecting of empirical materials is held and the forming of communicative competence of higher school students experience is worked out. The conditions of development and effective functioning of the formation of information competency of the teacher of preschool education at the university were entified and justified. Worked out by the candidate for a degree specialization "New information technology in children´s institutions"was incorporated in the curriculum for the specialty 050 703 (030 900) Preschool Pedagogy and Psychology. The concept of development of the pre-schooling professional as the main aim of pedagogical education modernization at higher school was worked out.
training
student
educator
education
Современные изменения в российском образовании открывают новые перспективы в педагогической профессии. Наполнение образования новым содержанием, новые требования к подготовке педагогических кадров повышают роль профессионального образования, требует его качественных изменений. На первый план выдвигается изменение подхода к организации педагогического процесса в рамках образовательного учреждения, учебного предмета, учебного занятия в направлении формирования у обучаемых умения учиться, устанавливать контакты с другими людьми. Приобретает эти умения обучаемый в совместной деятельности с педагогом. Поэтому сегодня наиболее остро ощущается потребность в повышении и эффективности подготовки педагогических кадров в высших учебных заведениях (институты, университеты). Подготовка специалистов в области дошкольного образования осуществляется в вузах с учетом уникальности периода дошкольного возраста и задач, стоящих перед дошкольным образованием и всей системой образования России на современном этапе. Требует изменения в содержании учебных дисциплин, технологиях подготовки педагогов в высших учебных заведениях. Ведущими специалистами в области дошкольного образования сегодня становятся специалисты с высшим профессиональным педагогическим образованием. Это связано с новыми технологиями воспитания и обучения детей и необходимостью владения современными технологиями, в том числе информационными.

Среди большого контингента обучающихся в высшем учебном заведении особая роль отводится студентам - будущим педагогам дошкольного образования (воспитателям, методистам, педагогам дополнительного образования). Это обусловлено уникальностью периода дошкольного возраста и теми задачами, которые решает на сегодняшний день современное дошкольное образование, содержательной стороной учебных дисциплин, ответственностью преподавателя высшего учебного заведения за формирование личности будущего педагога дошкольного образования. Необходимость акцентировать внимание на подготовке педагога дошкольного образования связана с тем, что именно в вузе осуществляют практико-ориентированную подготовку специалистов к непосредственной работе с детьми.

Это возрастная группа воспитанников, которая обладает достаточно разнообразными общими и складывающимися общекультурными умениями, навыками и интересами. Основы развития личности у дошкольника формируются, и их всестороннее развитие требует специально подготовленного педагога.

Современному дошкольному образовательному учреждению нужен специалист, владеющий новейшими достижениями в области науки и культуры, современными методами обучения, а также знакомый с современными информационными технологиями, программным обеспечением, предназначенным для обучения и развития детей, начиная с дошкольного возраста, методикой работы с ним. Детское образовательное учреждение (ДОУ) использует информационные технологии в делопроизводстве, управлении образовательным учреждением, работе педагогов с детьми и родителями. Поэтому в ДОУ должен быть информационно подготовленный и компетентный педагог-взрослый.

Высшие учебные заведения в настоящее время уделяют большое внимание вопросам обеспечения качества подготовки выпускников, повышения их конкурентоспособности и гарантии трудоустройства. Поэтому в учебном процессе современного вуза используют современные технологии подготовки специалистов, постоянно расширяется спектр дополнительных специальностей и специализаций. В центр профессиональной подготовки включаются личностно ориентированный, компетентностный, системно-деятельностный и контекстный подходы к совершенствованию профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе.

Однако профессиональная подготовка педагога дошкольного образования осуществляется в высшей школе на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОСВПрО); его анализ показывает, что современное содержание профессионального образования ориентировано на заявленную область - дошкольное образование. Однако недостаточно внимания уделяется информационной подготовке студентов, формированию информационной компетенции в процессе обучения в вузе, что, безусловлено, снижает их конкурентоспособность, качество профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности в детском образовательном учреждении (ДОУ).

Включением новой учебной дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОСВПрО) не изменяет общих подходов в подготовке будущих педагогов дошкольного образования.

Тем самым была подтверждена необходимость проведения теоретико-экспериментального исследования и намечена перспектива разработки педагогической структуры и путей решения проблемы.

Подготовка высших кадров осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения и третьего поколения по специальностям: 050707 «Педагогика и методика дошкольного образования», 050703 «Дошкольная педагогика и психология», 050711 «Специальная дошкольная педагогика и психология», 050700 «Педагогика (бакалавры). Профили», 540602 «Детская практическая психология», «Педагогика и психология домашнего образования». Анализ Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Министерства образования России (ГОСВПрО) показывает, что наполнение стандарта и содержание дисциплин не соответствует задачам профессионального образования и перспективам развития дошкольного образования.

Особенно ярко это проявляется в отсутствии целенаправленного подхода к технологиям профессиональной подготовки с использованием информационной составляющей.

Социологический опрос студентов образовательных учреждений и практических работников с целью выявления их знаний в области информационных технологий и уровня профессиональной подготовки в области информационных технологий показывает, что студенты не владеют достаточным уровнем информационной компетенции в области информационных технологий в силу отсутствия данной дисциплины в учебных планах или недостаточного количества часов, отведенных на изучение информационных технологий; анкетирование 1200 педагогов дошкольных образовательных учреждений показало, что лишь 8% из числа опрошенных используют в работе информационные технологии. Это обусловлено тем, что современное профессиональное образование не уделяет внимания этим вопросам.

Анализ работы дошкольных образовательных учреждений и содержания подготовки специалистов в высшей школе показывает, что недостаточно разработана проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс и содержание профессиональной подготовки в вузе, хотя имеется потребность в информационной компетентности специалистов дошкольного образования разного уровня для работы в системе дошкольного образования. В современных исследованиях акцент смещен в сторону подготовки повышения общепедагогической и методической подготовки педагога, формирования педагогического мастерства и формирования педагогической культуры педагога, но не затрагиваются вопросы информационной грамотности, использования информационных технологий в обучении будущих педагогов и использования информационных технологий в практике работы образовательных учреждений.

Поэтому серьёзной научно-теоретической разработки требует вопрос совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе, разработки модели подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности на основе использования информационных технологий.

Современное дошкольное образовательной учреждение требует от специалистов всех уровней владения современными информационными технологиями, персональным компьютером, а также информационной компетентности в вопросах реализации информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, в подготовке и организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Углубление информационной подготовки может изменяться с помощью изменения содержания общей и профессиональной подготовки, использования разнообразных форм работы со студентами в учебно-воспитательном процессе, в научно-исследовательской работе студента и преподавателя и находить конкретное воплощение на педагогической практике, что в целом будет способствовать информационной компетенции будущего специалиста - педагога. На протяжении ряда лет нами проводилась работа, условно разделенная на несколько этапов:

На первом этапе изучался опыт передовой педагогической практики по проблеме отечественного и зарубежного опыта использования информационных технологий в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, который позволил сделать вывод о необходимости поиска путей создания технологии совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в современном вузе с учетом модернизации высшего образования.

На втором этапе осуществлялся сбор и анализ эмпирического материала, изучение практики формирования информационной компетенции в вузах. Был осуществлен анализ и синтез требований, предъявляемых в высшем учебном заведении; индивидуализации его обучения, воспитания, профессионального и личностного развития. Выявлялись и обосновывались условия развития и эффективного функционирования системы формирования информационной компетенции педагога дошкольного образования в вузе.

Учебно-методическим объединением (УМО) в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова по направлению «Новые информационные технологии в детских учреждениях» представлены информационные технологии в работе со студентами вузов. Представлена информационно-образовательная среда дошкольного образовательного учреждения.

Разрабатывались учебные планы специализации, рабочие программы дисциплин специализации, программы факультативных занятий.

Реализована модель профессиональной подготовки к профессиональной деятельности. В учебный план по специальности 050703 (030900) «Дошкольная педагогика и психология» внедрена разработанная диссертантом специализация «Новые информационные технологии в детских учреждениях» [5]. Разработаны дисциплины специализации: «Современные информационно-коммуникационные технологии», «Теория и методика использования информационных технологий в дошкольных учреждениях», «Компьютерная диагностика подготовки детей к школе», «Психолого-педагогические основы информационных технологий», «Информационные технологии в управлении образовательным учреждением», «Детские обучающие программы и компьютерные игры». Факультатив: «Делопроизводство в дошкольном учреждении». Разработаны учебный план и программа курсов повышения квалификации «Информационное пространство образовательного учреждения».

Полностью подготовлен весь материал для изучения дисциплин специализации. Материалы внедрены в учебный процесс МГГУ им. М.А. Шолохова. К преподаванию привлечены ведущие преподаватели кафедр «Информатика и математика», «Теория и методика дошкольного образования».

Разрабатывались учебные и учебно-методические пособия, монографии, научные статьи по направлению исследования.

Осуществлялась экспериментальная проверка технологии совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе.

На третьем этапе особое место занимало массовое внедрение организационно-методической документации, связанной с подготовкой квалифицированных кадров дошкольного образования в области информационных технологий. Разработка учебных и учебно-методических пособий, монографий, учебно-методического комплекта, проведение конференций вузовского, всероссийского и международного уровня. Разработка и апробация программы курсов повышения квалификации кадров. Подготовка автореферата и литературное оформление докторской диссертации к защите.

Результат проведенной работы:

  1. Разработана концепция профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе, отражающая ориентир на развитие профессионала, как основной тенденции модернизации современного профессионального педагогического образования.
  2. Впервые спроектирована процессуальная структура совершенствования профессиональной подготовки педагога дошкольного образования в вузе на основе использования информационных технологий.
  3. Структурировано содержание дисциплин предметной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе.
  4. Выявлены особенности организации учебного процесса, его содержания и форм в целях формирования информационной компетенции педагогов дошкольного образования в соответствии с особенностями их профессиональной деятельности.

Рецензенты:

  • Виштак О.В., д.п.н., зав. кафедрой «Информационные системы и технологии» Балаковского института техники, технологии и управления (филиал) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет», г. Балаково.
  • Федосов А.Ю., д.п.н., доцент, профессор кафедры социальной и педагогической информатики, ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва.

Работа получена 25.10.2011