Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ASPECTS OF FORMATION REGION INNOVATION CLASTER PERM DISTRICT

Frolov S.E. 1
1 «State national research polytechnical university of Perm», Russia
Abstract: In article are considered problems and prospects of the intensive development of the sphere of the high technology to Russia. Conception of regional innovation cluster is one of the modern approaches to analyze regional economy. In this article analysis of clusters policy of Russian Federation, formation of regional innovation cluster Perm district, research basic elements of sustainable development mechanism of сluster. Based on the consideration of practical aspects of a model of the regional innovation cluster suggested activities for its formation in the Perm district.
clusters policy
clusters initiative
regional innovation cluster
В рамках инновационного сценария развития страны достаточно большое значение сейчас придается формированию новых организационных форм федеральной и региональной инновационной инфраструктуры.

Существующая мировая практика в последние двадцать лет показывает успешные примеры формирования таких интересных образований, как отраслевые и региональные инновационные кластеры, теоретические аспекты которых впервые обосновал такой известный ученый, как М. Портер. Так, по его мнению, под кластером понимается группа географически взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [3].

Правительством России кластерная политика, наряду с промышленной политикой, стала рассматриваться как одна из ключевых инвестиционных инициатив (инструментов диверсификации национальной экономики), и она по своей сути концентрируется на решении главных проблем российской экономики, таких как развитие местных рынков, доступа к инфраструктуре и квалифицированной рабочей силе, организация четкого взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления с научно-образовательной сферой и региональным бизнесом, снижение высокого уровня монополизации на региональных и локальных рынках [1].

Необходимо отметить, что существующее отличие региональной кластерной политики от промышленной политики в основном состоит в ее более узком фокусе ориентации на конкурентоспособный выпуск новых и перспективных видов современной продукции. Но внутри этого выбранного фокуса проведение кластерной политики становится шире промышленной, так как она консолидирует здесь не только саму производственную деятельность, но и региональный научно-образовательный комплекс, инфраструктурную поддержку и интеграционные коммуникационные сети.

В современной сфере региональной кластерной политики можно выделить ряд основных групп задач, которые должны решать местные органы власти: координационную, институциональную, инфраструктурную и кадровую. Кроме того, высокий уровень функционирования создаваемого кластера в должной мере должно обеспечиваться проведением оптимальной налоговой, бюджетной, внешнеэкономической и инновационной политики со стороны федеральных и местных органов власти. Проведение этих политик на уровне региона существенно возрастает в вопросах разработки и реализации планов установления взаимодействия крупного и малого бизнеса; необходимого технологического обеспечения; согласованных изменений политики стандартизации и регулирования естественных монополий и т.д. (рис. 1) [2].

Рис. 1. Основные группы задач влияния органов власти на региональную кластерную политику.

 

Инициация создания регионального инновационного кластера может произойти в двух основных формах: «сверху» и «снизу». На практике чаще всего организация РИК происходит по первому варианту, когда местные органы власти выступают инициаторами «кластерных инициатив», налаживая более тесное сотрудничество между собой, наукой и бизнес-сообществом региона.

В настоящее время готовы условия для формирования регионального инновационного кластера (РИК) в Нижегородской области, ввиду того что в регионе: находятся 16 вузов и более 30 филиалов вузов, работает более 100 научных структур, таких как Федеральный ядерный центр в Сарове, Институт прикладной физики РАН и т.д., семь бизнес-инкубаторов и три IT-парка. Кроме того, сейчас в стране возможно формирование РИК в таких инновационно активных регионах, как Новосибирск, Екатеринбург, Казань и Томск [4].

Учитывая позитивные факторы инновационной деятельности Западно-Уральского региона России, назрели очевидные факторы по формированию инновационного кластера в целях повышения конкурентоспособности и научно-технического потенциала на территории Пермского края.

Выявленный потенциал для создания РИК Пермского края должен быть оценен по следующим параметрам:

  • наличие соответствующего законодательства, стимулирующего инновационную деятельность в регионе;
  • имеющийся потенциал роста дохода от предоставления наукоемких услуг и продаж инновационной продукции в регионе;
  • оценка уровня новых знаний, формируемого наукой региона;
  • наличие «пояса» инновационно активных структур сектора МСБ;
  • наличие системного «ядра» активной инновационной деятельности в регионе (например, развитых технопарков на базе ведущих вузов);
  • наличие ряда крупных предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию, в местной экономике;
  • наличие развитой инновационной инфраструктуры и высококвалифицированной рабочей силы;
  • прогнозирование долгосрочных перспектив развития территории ввиду создания подобного кластера.

После критической оценки этих факторов должно произойти значимое событие - принятие решения о возможности формирования на территории региона инновационного кластера.

Для реализации всего заложенного потенциала в создаваемом РИК должен быть создан и существовать целый ряд важнейших комплексов, которые призваны регулировать и развивать все взаимосвязи входящих в него структур и организаций (табл.  1).

Подобная кластерная форма организации инновационной деятельности на территории Пермского края должна привести к созданию особой формы инновации - «регионального совокупного инновационного продукта», который является результатом совместной деятельности всех этих организаций, что позволяет ускорить его диффузию по всей сети взаимосвязей в общем экономическом пространстве региона и страны.

 

Таблица 1 - Субъекты и виды комплексов взаимосвязей в формируемом РИК Пермского края

Виды комплексов взаимосвязей

Субъекты комплекса взаимосвязей РИК

1. Комплекс координации инновационной деятельности

Местные органы власти и управления (региональные и

муниципальные)

2. Научно-инновационный

комплекс

Региональные вузы, научно-исследовательские организации и частные изобретатели

3. Инвестиционно-финансовый

комплекс

Государственные бюджетные и внебюджетные фонды,

инвестиционные и венчурные фонды, бизнес-ангелы и пр.

4. Производственно-технологический комплекс

Крупные промышленные предприятия, наукоемкий малый бизнес, инжиниринговые фирмы и пр.

5. Информационно-аналитический

комплекс

Региональные структуры Торгово-промышленной палаты РФ, библиотеки, базы данных сети Интернет и пр.

6. Экспертно-контролирующий

комплекс

Региональные экспертные центры стандартизации и метрологии, лаборатории оценки качества

7. Комплекс продвижения инноваций на рынок

Сеть региональных и отраслевых центров трансфера технологий, выставки, конференции и семинары, специализированный портал Интернета и пр.

Возможная структура РИК Пермского края должна объединять все эти комплексы и состоять из ряда секторов (рис. 2).

Рис. 2. Схема общей структуры РИК Пермского края.

 

  • сектор управления кластером, включающий: Совет РИК (руководящий орган) и Агентство развития РИК (исполнительный орган);
  • научно-образовательный сектор, включающий: национальные исследовательские университеты - ПГТУ, ПГУ и Пермский филиал ГУ-ВШЭ, обеспечивающие подготовку и переподготовку высококвалифицированного персонала, генерирование новых знаний и выполнение научных исследований по широкому кругу проблем;
  • научно-исследовательский сектор, включающий: институты Пермского филиала УрО РАН, отраслевые институты, занимающихся перспективными направлениями фундаментальной и прикладной науки;
  • сектор производства нового продукта, включающий: средний и крупный промышленный бизнес и пр.;
  • финансово-инвестиционный сектор, включающий: федеральные и региональные фонды поддержки инновационного развития, венчурные фонды, ассоциации бизнес-ангелов, инвестиционные структуры, банки;
  • сектор разработки нового продукта, включающий: бизнес-инкубаторы, технопарк, коучинг-центры, инновационные центры, малые инновационные предприятия и пр.;
  • сектор продвижения нового продукта, включающий: региональный и отраслевые центры трансфера технологий, выставки и венчурные ярмарки;
  • информационно-аналитический сектор, включающий: Пермскую торгово-промышленную палату, ЦНТИ, региональные библиотеки, единую информационную инновационную сеть в регионе;
  • сектор консалтинговой поддержки, включающий: юридические, патентные, аудиторские, инжиниринговые фирмы, экспертные центры, лаборатории оценки качества, центры метрологии и сертификации и пр.;
  • сектор логистики, снабжения и распределения, включающий: поставщиков оборудования, деталей и комплектующих и организации, связанные с распределением нового продукта (оптовые и розничные торговые сети), и пр.;
  • сектор сервисного обеспечения, включающий: фирмы, связанные с сервисным обслуживанием и ремонтом.

В данном случае необходимо учитывать, что любая организация региона, страны и мира может стать участником РИК Пермского края, если ее деятельность не противоречит уставным целям кластера.

Членство в РИК может быть как полным, так и ассоциированным (что влечет за собой разный уровень прав, обязанностей и полномочий), но необходимо добиться того, что участие в составе РИК станет достаточно престижным и выгодным для всех заинтересованных структур.  

Можно предположить, что РИК Пермского края в рамках первого этапа своего становления (4-5 лет) должен существенно внедриться на региональный и национальный уровень, а в рамках второго этапа развития (6-7 лет) - на международный уровень.

В конечном итоге формирование в Пермском крае регионального инновационного кластера позволит решить целый ряд вопросов, связанных с ростом конкурентоспособности территории, таких как: рост регионального валового продукта; повышение инновационного потенциала региона; рост инновационного предпринимательства; совершенствование региональной промышленной политики; формирование стратегических альянсов между крупным промышленным бизнесом и наукоемким сектором МСБ; создание и передача на рынок новых технологий, товаров и услуг; создание новых квалифицированных рабочих мест.

Рецензенты:

  • Попов В.Л., д.т.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Пермский научно-исследовательский политехнический университет, г. Пермь.
  • Анциферова И.В., д.т.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Пермский научно-исследовательский политехнический университет, г. Пермь.

Работа получена 23.11.2011