Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EFFICIENCY, PERSPECTIVE AND CONTINUITY OF MANAGEMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF MANPOWER AS A CONDITION TO ENSURE THE COMPETITIVENESS OF MACHINE-BUILDING PLANT

Nezhivenko E.A. 1
1 South-Ural Professional Institute
Article is devoted to the problem of ensuring the competitiveness of Russian machine-building enterprises. In the increasingly competition, solution of this problem is connected with the optimal formation and use of labor resources. The article deals with one of the ways to solve this problem. It is the creation of the educational potential of the company, adequate to the needs of growing competitiveness. The concept of quality of the educational potential of machine-building enterprise is defined. The principles of quality of management of educational potential of the enterprise are justified. The principles of efficiency, perspective and continuity of quality management of educational potential of machine building company are described.
quality management principles
educational potential
labor
business
competitiveness
В рейтинге глобальной конкурентоспособности, построенном Всемирным экономическим форумом на 2011 г. [5], Россия занимает 63 место, соседствуя с Уругваем, Иорданией, Шри-Ланкой и Турцией. Всемирный экономический форум комментирует позицию России в рейтинге с позиций ухудшения макроэкономической стабильности, сбалансированной в некоторой степени  в 2011 г. усовершенствованиями в области инфраструктуры, здравоохранения, образования и технологической готовности (под которой понимается наличие у фирм, работающих в стране, доступа к продвинутым продуктам и проектам, а также возможность и способность их использования в производстве и обслуживании).

 При этом называются наиболее сильные факторы, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики: низкая эффективность товарных рынков, на которых внутренняя и внешняя конкуренция «душится» неэффективной антимонопольной политикой и ограничениями на торговлю и «иностранное владение»; слабость институциональной среды (118 место из 139 в рейтинге по этому показателю); недостаточная защита прав собственности (126 место); слабость стандартов корпоративного управления (119 место). Все это, по мнению экспертов Всемирного экономического форума,  сокращает способности нашей страны использовать в своих интересах свой высокий инновационный и образовательный потенциал.

 Проблема российской конкурентоспособности многоаспектна. Одним из важнейших аспектов обеспечения конкурентоспособности России является конкурентоспособность ее хозяйствующих субъектов, исследуемая многими авторами [1; 2; 3 и др.]. Очевидным является тот факт, что базовыми для экономики России в целом и Челябинской области в частности являются отрасли промышленности, в первую очередь, машиностроение. Конкурентоспособность машиностроительных предприятий, обеспечиваемая в значительной степени формированием их образовательного потенциала, является определяющим фактором роста региональной и национальной экономики, а, следовательно, фактором региональной и национальной конкурентоспособности. Целевые параметры прогноза социально-экономического развития Челябинской области до 2014 года предусматривают рост валового регионального продукта в 2014 г. по сравнению с 2010 г. на 16,3-21,0 %; рост объема отгруженных товаров промышленности на 15,5- 20,3 %; рост инвестиций в основной капитал - на 28,3-33,2 %; рост внешнеторгового оборота на 31,2-46,2 % [4]. Достижение данных параметров возможно лишь при условии формирования и развития образовательного потенциала промышленных предприятий Челябинской области, адекватного поставленным целям.

Формирование образовательного потенциала промышленных предприятий  можно рассматривать с точки зрения количества и качества его материально-технических, кадровых и научно-информационных элементов. Количественный аспект формирования элементов образовательного потенциала предполагает расширение последнего путем вовлечения в процесс производства дополнительных элементов образовательного потенциала неизменного качества. Качественный аспект базируется на содержательно  новых элементах образовательного потенциала. Формирование образовательного потенциала промышленного предприятия, понимаемого как совокупность ресурсов, определяющих наличие, возможности развития и использования знаний, способностей, просвещенности персонала, должно строиться именно с позиций качественного подхода. При этом, под качеством образовательного потенциала промышленного предприятия необходимо понимать совокупность свойств этого потенциала, относящихся к его способности удовлетворять требование обеспечения конкурентоспособности. Такие свойства в настоящее время не исследуются в должной мере в комплексе. В связи с этим, возникает настоятельная необходимость в выявлении этих свойств, для последующей разработки системы представлений о качестве образовательного потенциала, промышленного предприятия, построенной на оценке свойств. Среди  свойств образовательного потенциала следует выделять две основные группы: свойства потенциала как экономической системы и его свойства как совокупности экономических ресурсов. В состав первой группы свойств необходимо включить: продуктивность, эффективность, структурную организованность, неоднородность, изменяемость, устойчивость, лабильность и управляемость образовательного потенциала. Ко второй группе следует отнести свойства: ограниченности, возможности использования для обеспечения конкурентоспособности, а также свойства воспроизводимости, взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Каждое из названных свойств может быть охарактеризовано соответствующими показателями в рамках дифференциального и комплексного методов. Формирование свойств образовательного потенциала, соответствующих требованиям обеспечения конкурентоспособности предприятия, предполагает управление такого процесса. Такое управление должно базироваться на ряде принципов.

Под принципами управления качеством образовательного потенциала предприятия необходимо понимать фундаментальные правила, лежащие в основе управления качеством образовательного потенциала и устанавливающие постоянное соотношение явлений, составляющих сущность управления качеством образовательного потенциала.

Принципами управления качеством образовательного потенциала предприятия должны явиться: непрерывность, эффективность, перспективность, обоснованность, комплексность, гуманизация, преемственность. В рамках данной статьи мы рассматриваем содержание двух важнейших принципов, соответствие которым является необходимым условием для обеспечения качества образовательного потенциала трудовых ресурсов машиностроительного предприятия.

Принцип непрерывности в управлении качеством образовательного потенциала предприятия означает необходимость ориентации на взаимосвязь проблем формирования и обеспечения качества образовательного потенциала в настоящем и будущем. Управление качеством образовательного потенциала, соответствующее данному принципу, должно удовлетворять следующим требованиям:

  • наличия постоянной цели управления, связанной с улучшением конкурентных позиций предприятия и повышением конкурентоспособности предприятия в меняющейся конкурентной среде;
  • последовательности и преемственности решения задач, связанных с обеспечением требуемого уровня качества образовательного потенциала;
  • постоянного совершенствования управления;
  • цикличности и поступательного развития управления с последовательно-параллельным прохождением этапов управления.

Данные требования вызваны природой конкуренции, базирующейся на постоянном  стремлении к лидерству на рынке и постоянном движении в направлении повышения конкурентоспособности предприятия. Остановка или нарушение поступательного движения в этом направлении являются угрозой потери конкурентных преимуществ предприятия и снижения конкурентоспособности. При этом, содержание, характер управления качеством образовательного потенциала, его динамика определяются содержанием, характером и динамикой изменений в производительных силах, прежде всего, в науке и технике. В соответствии с этим, можно выделить два подхода к управлению качеством образовательного потенциала: управление в условиях высокой динамичности изменений в качестве образовательного потенциала и управление в условиях относительно низкой динамики изменений (рис. 1).

Уровень таких изменений зависит от наукоемкости производства, однако, закономерность изменений качества образовательного потенциала является общей: непрерывное улучшение, означающее, что на смену политики относительной стабильности приходит политика изменений.

Управление качеством образовательного потенциала в условиях первого подхода связано с достижением крупных сдвигов в уровне качества образовательного потенциала. Оно сопряжено с формированием свойств образовательного потенциала, соответствующих требованиям инноваций, связанных с внедрением новых идей, существенными техническими и организационными преобразованиями, значительными финансовыми вложениями в развитие предприятия.

Управление в условиях второго подхода направлено на поддержание необходимого уровня качества образовательного потенциала, постепенные улучшения характеристик образовательного потенциала с вовлечением всего персонала предприятия в улучшения, что обеспечит готовность предприятия к коренным изменениям.

 

1 - управление образовательным потенциалом, основанное на политике изменений

2 - управление образовательным потенциалом, основанное на политике относительной стабильности

Рис. 1. Динамика изменения качества образовательного потенциала машиностроительных предприятий

 

Практика управления качеством образовательного потенциала на современных машиностроительных предприятиях должна сочетать оба подхода. Это будет способствовать лучшему использованию образовательного потенциала, получению предсказуемых результатов в области качества образовательного потенциала, обеспечению экономической эффективности формирования и использования образовательного потенциала, уменьшению продолжительности цикла преобразований, повышению качества прогнозов в области формирования свойств образовательного потенциала, вовлечению всех категорий работников предприятия в осознанную деятельность по повышению качества образовательного потенциала.

Принцип эффективности управления качеством образовательного потенциала следует трактовать как необходимость обеспечивать наилучшее соотношение результатов управления качеством образовательного потенциала (требуемый уровень качества образовательного потенциала или приращение этого уровня) и затрат на это управление (максимально допустимый уровень затрат или его снижение). Этот принцип закономерно вытекает из специфической социально-экономической природы труда в сфере управления, которая заключается в том, что результаты управленческой деятельности отражаются в конечных результатах деятельности по обеспечению качества образовательного потенциала, то есть, косвенно в труде других людей, в состоянии качества кадровой, научно-информационной и материально-технической составляющих образовательного потенциала.

Соответствие управления качеством образовательного потенциала данному принципу может быть обеспечено соблюдением следующих требований:

  • удовлетворения критерию эффективности, заключающемуся в максимизации результатов (качества образовательного потенциала) и минимизации затрат, необходимых для его достижения (управленческих затрат);
  • обеспечения эффективности управления качеством, как отдельных составляющих образовательного потенциала, так и образовательного потенциала в целом;
  • обеспечения эффективности осуществления отдельных функций управления качеством образовательного потенциала и управления качеством образовательного потенциала в целом;
  • учета всех видов результатов (экономических, социальных, научно-технических) и затрат, определяющих эффективность управления образовательным потенциалом машиностроительного предприятия;
  • необходимости учета фактора времени в случае, если затраты и результаты управления качеством образовательного потенциала относятся к разным периодам времени, а также необходимости обеспечения эффективности управления качеством образовательного потенциала, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.

Удовлетворение данным требованиям означает необходимость выделения области эффективных решений по управлению качеством образовательного потенциала. Решения могут считаться эффективными, если они удовлетворяют условиям:

 

где ΔQ - отклонение фактического качества образовательного потенциала от требуемого уровня, определяемое по формуле:

ΔQ = Qф - Qтр,

здесь Qф - фактический уровень качества образовательного потенциала;

Qтр - требуемый уровень качества образовательного потенциала;

Э - эффективность управления качеством образовательного потенциала, соответствующая фактическому отклонению качества образовательного потенциала от его требуемого уровня;

Эmin - эффективность управления качеством образовательного потенциала, соответствующая максимально допустимому отклонению качества образовательного потенциала от его требуемого уровня;

Эн - эффективность управления качеством образовательного потенциала, соответствующая требуемому уровню качества образовательного потенциала.

Графическая интерпретация области эффективных решений по управлению качеством образовательного потенциала представлена на рис. 2.

Эффективность управления качеством образовательного потенциала здесь определяется как отношение фактического уровня качества к потерям, возникающим в результате отклонения фактического уровня качества от требуемого. Под потерями в данном случае следует понимать дополнительные затраты на приведение фактического уровня качества образовательного потенциала к требуемому, в том числе, по ликвидации отрицательного отклонения (дополнительные затраты, связанные с повышением качества образовательного потенциала до требуемого уровня) и положительного отклонения (затраты на создание избыточного образовательного потенциала, который нельзя использовать производительно). Наиболее эффективным является управление качеством образовательного потенциала, обеспечивающее нулевое отклонение от требуемого уровня качества образовательного потенциала и отсутствие потерь, связанных с приведением фактического состояния качества к требуемому (точка Эн).

Рис. 2. Эффективность управления качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия

 

Допустимыми могут считаться отклонения от требуемого уровня качества, связанные с ухудшением качества образовательного потенциала до уровня -ΔQmax, а также с улучшением качества образовательного потенциала до уровня +ΔQmax. Максимально допустимым отклонениям от требуемого уровня качества образовательного потенциала соответствует минимально допустимая эффективность управления качеством образовательного потенциала (Эmin1 и Эmin2). Снижение эффективности управления относительно уровня Эmin1 и Эmin2 вызовет появление недопустимых отклонений качества от требуемого уровня. Так, точка Э1 соответствует неэффективному управлению качеством образовательного потенциала, поскольку не приводит к достижению требуемого уровня качества, оставляя его недопустимо низким. Точка Э2 также характеризует неэффективное управление, так как, хотя оно и связано с улучшением характеристик образовательного потенциала, однако, прирост уровня качества образовательного потенциала здесь излишний и обеспечивается, как правило, неоправданно высокими затратами. Таким образом, эффективными могут считаться только те управленческие решения, которые обеспечивают отклонения от требуемого уровня качества образовательного потенциала в допустимых пределах (область Эmin1ЭнЭmin2 на параболе).    

Принцип перспективности управления качеством образовательного потенциала указывает на необходимость ориентации управления на будущие изменения в составе задач обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Для обеспечения соответствия данному принципу управление качеством образовательного потенциала должно отвечать следующим требованиям:

  • необходимости выбора приоритетных направлений совершенствования управления;
  • обеспечения обоснованного опережения конкурентов по уровню качества образовательного потенциала, создающего условия для лидерства предприятия в конкурентной борьбе;
  • обеспечения опережения темпов роста уровня качества элементов образовательного потенциала, влияющих на качество проекта, по сравнению с темпами роста уровня качества элементов образовательного потенциала, влияющих на качество изготовления продукции;
  • ориентации на долгосрочный результат управления качеством за счет опоры, прежде всего, на функции прогнозирования, стратегического планирования, анализа.

Описанные выше принципы должны быть также дополнены принципами обоснованности, комплексности, гуманизации и преемственности.

Сформулированные принципы управления качеством образовательного потенциала  позволяют установить фундаментальные правила, лежащие в основе такого управления, и дают возможность приступить к раскрытию основных особенностей и главных закономерностей управления качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия. При этом, создаются условия для подбора методов и разработки  методик оценки уровня качества и формирования параметров качества образовательного потенциала машиностроительных предприятий, адекватных требованиям обеспечения их конкурентоспособности.

Управление качеством образовательного потенциала, построенное в соответствии с выделенными принципами, создаст условия для выявления и мобилизации резервов повышения качества образовательного потенциала.

В связи с этим, дальнейшее изучение проблемы управления качеством образовательного потенциала трудовых ресурсов машиностроительных предприятий и разрешение этой проблемы должно предполагать изучение факторов, формирующих качество образовательного потенциала, резервов повышения этого качества, а также выработку теоретических и методических подходов к оценке влияния качества образовательного потенциала на конкурентоспособность предприятия.

Рецензенты:

  • Попова Е.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры финансов, бухгалтерского учета и аудита Челябинского института (филиала) ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» (Министерство образования и науки РФ), г. Челябинск.
  • Черненко А.Ф., д.э.н., профессор, профессор кафедры маркетинга и менеджмента ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) (Министерство образования и науки РФ), г. Челябинск.