Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Distinctions of formation the innovative position by students future psychologists

Ziborova Yu.V. 1
1 Moscow Normal University for the Humanities
Annotation: The multicenter research was done with the purpose of studying the model of the innovative position as a phenomenon by students future psychologists. The final-year students of the psychological faculty have taken a part in this very research. The overview of research in formation of the innovative position are expounded in this article. A definition of the notion «innovative position» was given here. Also its main characteristics as conative-axiological, emotional, cognitive components were leading in this scientific study. More then that the program of model the innovative position was put into practice here. During this practice the students have done a psychological design process of providing help to the process actors in the innovative activity, they have made not only forecast of the problems, which can come on by partaker of innovation process, but also the ways of its disposal. In consequence of this research it was found out that the rigid innovation position by students future psychologists is an important factor not only the psychological follow-up in innovation process and its actors, but also the main factor of success in off-loading the innovative projects in education institution.
innovation position
innovation activity
psychological follow-up
students future psychologists.
Проблема формирования инновационной позиции психолога образования является ключевой для психолого-педагогической теории и практики профессионального образования. Обращение к проблемам готовности психолога образования к инновационной деятельности и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе и в сфере образования, в частности.

Формирование инновационной позиции психолога образования связано с потребностью образовательной практики в экспертизе уровня развития составляющих инновационного образования (среда, обучающий, обучаемые), оценке коррекционных и развивающих образовательных программ, их разработки и определения эффективности. В профессиональной деятельности психолога образования возникла необходимость в применении полученных знаний к различным областям психолого-педагогической инноватики: кадровые и социально-педагогические процессы, инновационное поведение, общение, межличностные и межгрупповые отношения в инновационной среде; выбор адекватных методик диагностики уровня личностного и познавательного развития учащихся дошкольных, средних и высших учебных заведений, включенных в систему инновационного образования. Одной из нерешенных проблем в работе психолога образования является овладение методами диагностики профессионально важных качеств педагога-новатора, его социальной зрелости, социальной группы как субъекта инновационного процесса.

Несмотря на значительное расширение исследований в этой области, противоречие между запросом современного общества на компетентного психолога образования и недостаточным уровнем реальной готовности выпускников вузов к сопровождению инновационной деятельности в сфере образования все более обозначается. В полной мере это относится и к личностно-профессиональному развитию психолога, в частности, в его инновационной направленности и позиции по отношению к вводимым образовательным новшествам.

Таким образом, формирование инновационной позиции психолога образования представляет собой актуальную и значимую психолого-педагогическую проблему, заключающуюся в поисках ответов на вопросы: каковы механизмы и условия становления будущего психолога образования как субъекта инновационной профессиональной деятельности; какие образовательные технологии обеспечат формирование инновационной позиции будущего психолога образования.

Понятие «инновационная позиция» раскрывает отношение субъекта к различным нововведениям во всех сферах человеческой жизни, свою особую точку зрения к этому, способность рационально определить положительные и отрицательные стороны любого новшества. Инновационная позиция психолога в системе образования отражает полноту и уровень самоосуществления себя в профессии. Она позволяет ему ощущать себя активным субъектом инновационных процессов и переживать свою целостность и тождественность.

Данное понятие включает в себя две сущностные характеристики: смысловое наполнение понятия «инновация»  и систему отношений личности к новшествам, обозначаемую словом «позиция».

Н.А. Давитовская отмечает, что позиция личности - устойчивая, внутренне осознанная система отношений личности к обществу, другим лицам и самому себе, обусловленная системой социальных ценностей [3].

Слово же «инновация» происходит из латинского языка: in - в, novus - новый, и в переводе означает обновление, изменение, новинку [2].

Исходя из этого в общем плане, инновационную позицию можно представить как систему установок личности, отношений, взглядов, представлений, ценностей, возникающих в процессе инновационной деятельности.

Анализ литературы по данной проблеме позволяет выделить четыре компонента инновационной позиции: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный, операциональный.

Мотивационно-ценностный компонент проявляется в потребности личности заниматься той деятельностью, которая приносит удовлетворение. Потребности определяют мотивацию личности в процессе становления его инновационной позиции. Мотивация личности непосредственно связана с системой ценностей, которыми эта личность обладает. Данный компонент инновационной позиции личности определяет направление преобразований в личности, а содержание компонента реализуется через самоактуализацию. Инновационная деятельность связана не только с умением решать задачи известного круга, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в профессиональной деятельности  психолога образования, т.к. только адекватная целям инновационной деятельности мотивация обеспечит психологическое сопровождение этой деятельности и самораскрытие личности.  Мотив осуществляет побудительную, направляющую, смыслообразующую и стимулирующую функции.

Особую значимость мотиву придает личностный смысл. Личностный смысл является одним из образующих систему индивидуального сознания. Связанный с мотивацией, личностный смысл оценивает жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Личностный смысл представляется повышенной субъективной значимостью объекта, значимостью действий, поступков, ценностей, т.е. тем, ради чего совершается деятельность.

Когнитивный компонент проявляется в обретении человеком знаний о самом себе, а также соотнесении этих знаний с социальными требованиями и нормами. В процессе взаимодействия с окружающим миром происходит самопознание человеком себя. Важнейшим условием для самопознания является рефлексия. Рефлексия вырабатывает такие качества, как: самокритичность, восприимчивость к чужому мнению. Следовательно, данный компонент выражается в познании и понимании личностью сущности своего «Я».

Эмоциональный компонент является неотъемлемой частью инновационной позиции личности. С помощью эмоций человек отражает отношение к различным явлениям, процесс протекания которых выражается интенсивностью, деятельностью. Внешнее выражение эмоций представлено в мимике, речи, пантомимике.

Операциональный компонент связан с реализацией инновационной активности. Одним из уровней регуляции выступает саморегулирование поведения субъекта. К. А. Абульханова-Славская выделяет три уровня развития саморегуляции, представляющих соотношение внешнего (требований к выполнению деятельности) и внутреннего (свойства личности) [1]. На первом уровне личность согласовывает свои особенности с нормами деятельности; на втором - совершенствует качество деятельности путем оптимизации своих возможностей; на третьем уровне, личность как субъект деятельности вырабатывает оптимальную стратегию и тактику, проявляя творческий характер своей активности.

Целью нашего исследования было изучение психологических особенностей формирования основных компонентов инновационной позиции у студентов - будущих психологов образования. В исследовании приняли участие студенты психологического факультета выпускных курсов.

В качестве конкретных методик для изучения психологических условий формирования инновационной позиции у студентов были использованы следующие: авторская анкета «Отношение к инновациям»; тест О. В. Козловского «Интеллектуальная лабильность»[5], тест ценностных ориентаций М. Рокича [4], тест самоактуализации САТ [7], методика уровня субъективного контроля [6], сочинение «Мое профессиональное будущее».

В ходе эмпирического исследования было установлено, что менее сформированные компоненты инновационной позиции - мотивационно-ценностный, когнитивный, операциональный; недостаточно развиты все характеристики инновационной позиции; у студентов не сформированы представления о специфике работы в инновационных образовательных учреждениях; нет устойчивого представления о роли педагога-психолога как участника инновационного процесса; нет четкого представления о сопровождении инновационного процесса в образовательных учреждениях, большинство испытуемых обладают низким уровнем саморегуляции поведения; студенты не всегда способны понять чужую точку зрения, уважать другие  взгляды, отстоять свое мнение, быть ответственными за свои действия и поступки, уверенными в себе, терпимы.

Исходя из полученных данных, в ходе эмпирического исследования мы определили основные направления работы в процессе формирующего эксперимента: усилить развитие всех характеристик инновационной позиции; повысить уровень знаний студентов-психологов об особенностях инновационных образовательных учреждений, о специфике работы психолога в данных учреждениях; сформировать четкое представление о роли педагога-психолога в инновационном процессе,  о том, как он должен сопровождать инновационный процесс; необходимо сделать акцент на развитие таких качеств личности, как креативность, контактность, сензитивность к себе и целостность восприятия мира; развить способность у студентов-психологов понимать и уважать чужую точку зрения, отстаивать свое мнение; развивать такие личностные качества, как: терпимость к чужим взглядам и вкусам, уверенность в себе, ответственность за свои действия и поступки.

В ходе эксперимента нами была разработана и апробирована программа формирования профессиональных компетенций у психологов образования в области сопровождения инновационного образовательного процесса. Задачей данной программы было повышение уровня инновационной восприимчивости, ее проявления, изменение отношения к инновациям и участникам инновационного процесса.

Программа состояла из двух частей - информационно-теоретического и практического. В информационно-теоретическом блоке расширялись представления психологов об исследованиях в сфере инноваций, основных характеристиках инновационных процессов, о составляющих инновационной позиции и ее особенностях, специфике работы психолога образования в учреждениях инновационного типа. В практической части проводились упражнения на формирование профессиональных компетенций в сфере инновационной деятельности.

Обобщив результаты повторного тестирования, нами были сделаны следующие выводы: улучшились показатели интеллектуальной лабильности; терминальные ценности существенно не изменили своих ранговых позиций, более заметные изменения обнаружились в системе инструментальных ценностей; для студентов более значимыми стали ценности профессионального самоопределения и ценности принятия других, что является важными показателями в формировании инновационной позиции. У студентов повысился уровень рефлексии, они стали более самостоятельными и независимыми в своих суждениях и поступках.

Одним из важных аспектов изменения инновационной позиции явилось развитие  целостного восприятия ситуации психолого-педагогического сопровождения субъектов инновационного образовательного процесса,  свободы в выражении своей точки зрения и чувств по отношению к новшествам, коррекции личностного развития учащихся.  Увеличилось число студентов со средними показателями креативности, т.к. они были включены в совместную проектную деятельность с подростками на производственной практике.  Будущие психологи стали в большей мере принимать на себя ответственность за свои действия и поступки, повысился уровень их знаний об особенностях работы психолога образования в инновационных образовательных учреждениях, видах деятельности и функциях,  которые он выполняет.

В процессе реализации программы психологи разрабатывали психотехнологии оказания помощи участникам инновационного процесса, прогнозировали проблемы  участников инновационного процесса и способы их устранения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что устойчивая инновационная позиция будущих психологов образования является важным показателем не только эффективности сопровождения инновационного процесса и его участников, но и успешности реализации инновационных проектов в образовательных учреждениях.

Рецензенты:

  • Подымов Н.А., д.псх.н., профессор, проректор НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия», г. Москва.
  • Феоктистова С.В., д.псх.н., профессор кафедры практической психологии НОУ ВПО «Российский  новый университет», г. Москва.