Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF THE INTRAPERSONAL CONFLICT AT STUDENTS OF OLDER YEARS

Vadutova F.A. 1 Berestneva O.G. 1, 3 Zharkova O.S. 1 Shelekhov I.L. 2
1 Institute of Cybernetics Tomsk Polytechnic University
2 Tomsk State Pedagogical University
3 Siberian State Medical University
In article questions of the intrapersonal conflict at the women, caused by a competition of traditional values (altruism, a family, children) and values of a postindustrial society (individualism, career, high level of incomes) are considered. The results of experimental studies aimed at understanding the characteristics of intrapersonal conflict female students of technical and humanities three universities (National Research Tomsk Polytechnic University, Siberian State Medical University, Tomsk State Pedagogical University). Analysis of the results showed that the emergence of the state of intrapersonal conflict is typical for students at advanced undergraduate students of both humanitarian and technical specialties. Intrapersonal conflict in the surveyed troops found in such areas as: health, love, family life, material and secured life. The data obtained will enable more effective organization of psychological care to this contingent.
and psychological aspects of reproductive behavior
values
intrapersonal conflict
individual
Личность - устойчивая система социально-значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида [6]. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Внутриличностный конфликт (ВЛК) предполагает взаимодействие двух и более сторон. Но конфликт вызывают лишь равные по значимости взаимоисключающиеся тенденции, когда личность как бы раздваивается в принятии решения, когда выбор той или иной тенденции предполагает силовое давление одного на другого, т. е. противоборство и насилие [6, 8].

Женщина как личность стремится реализовать себя, полнее раскрыть свои способности и возможности, стремится к образованию и развитию, достижению высокого статуса в обществе. Но из-за домашней работы, которую ей приходится выполнять в семье, реализовать себя в профессиональной деятельно становится сложнее. И поэтому у современной женщины встает выбор между карьерой и семьей, приходится определить, что для женщины важнее - семья, дети или карьера. В связи с этим у нее может возникнуть конфликт между двумя ценностями. В современной России на смену патриархальному укладу приходит западная культура и ранее не существовавший тип деловой женщины (business woman). Характерной особенностью последних лет является ориентация всё большего числа девушек на профессию, что, по их мнению, позволяет им быть независимыми и самодостаточными. Некоторых из них прельщает роль домохозяйки, но этот выбор строится ими на отрефлексированной оценке возможных вариантов жизненного пути, на понимании и переживании его будущих последствий [4].

В новой роли женщины вынуждены отказаться от традиционных женских ценностей, принимая ценности традиционно мужские [4, 5]. Невротический конфликт состоит в противоречии ценностей «семья, дом, любовь» и ценностей независимости и профессионального роста. Занимая руководящий пост, женщина должна демонстрировать лидерские качества (инициатива, жесткость в принятии решений, видение перспектив развития, умение расставлять людей на места, соответствующие их склонностям), без этих качеств женщина-руководитель будет напоминать секретаря. Примерно 33 % всех нервных расстройств у современных женщин происходит от столкновения их профессиональной роли на работе и хозяйки дома. Таким образом, актуальными являются исследования, направленные на изучение невротического конфликта у современных молодых женщин.

Вероятно, что у современных студенток - молодых женщин, находящихся в оптимальном репродуктивном возрасте, внутриличностный конфликт обусловлен противоречием в сферах, связанных с любовью и семейной жизнью (трансформация сексуального инстинкта), а также с материальной обеспеченностью и карьерой - ценностями постиндустриального общества.

Выборка

Исследование проводилось в г. Томске в 2010 году. В основную группу испытуемых вошли студентки старших курсов гуманитарных и технических специальностей (факультета клинической психологии, психотерапии и социальной работы Сибирского государственного медицинского университета, факультета автоматики и вычислительной техники Томского политехнического университета и факультета психологии, связей с общественностью, рекламы Томского государственного педагогического университета).

Методики

В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. Методика «уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Фанталова Е. Б., 2003г.) [7].
  2. Методика «Шкала оценки дискомфорта» (Фанталова Е. Б., 2003г.) [7].
  3. Методика Роза «Качества жизни» (И.А. Гундаров, 1995) [3].
  4. Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) [2].

Результаты и обсуждение

В табл.1 представлены результаты соотношения «ценности» и «доступности» имеющихся показателей (методика Фанталовой). Состояние «внутреннего вакуума» - это состояние  внутренней опустошенности, снижения побуждений. «Нейтральная зона» соответствует состоянию удовлетворенности, отсутствию внутриличностного конфликта.

Таблица 1. Процентное распределение испытуемых по соотношению показателей «ценности» и «доступности»

ЦЕННОСТИ

Отсутствие признаков внутриличностного конфликта

«Внутренний вакуум»

 «Нейтральная зона»

1

Активная жизнь

50

0

50

2

Здоровье

2

58

40

3

Работа

14

10

76

4

Красота искусства

54

0

56

5

Любовь

4

36

60

6

Обеспеченная  жизнь

6

52

42

7

Друзья

4

16

80

8

Уверенность в себе

24

6

70

9

Познание

56

4

40

10

Свобода

26

10

64

11

Семейная  жизнь

4

68

28

12

Творчество

36

6

58

Как видно из таблицы, наличие внутриличностного конфликта наблюдается, прежде всего, в таких жизненных сферах, как здоровье (58 %); материально обеспеченная жизнь (52 %) и семейная жизнь (68 %). Данные ценности, по-видимому, являются наиболее значимыми для современных женщин, получающих высшее образование.

«Внутренний вакуум» наблюдается в сферах познания (56 %); красота природы и искусство (54 %), активная деятельная жизнь (50 %). Что скорее всего свидетельствует о том, что в современном обществе у студенток высших учебных заведений достаточно возможностей для самореализации своей личности.

С целью выявления взаимосвязей между отдельными жизненными ценностями был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены в табл. 2.

 

Таблица 2. Результаты корреляционного анализа

Взаимосвязанные ценности

Значение коэффицента  корреляции

Достоверность (уровень значимости  p)

Активная жизнь

Семейная жизнь

-0,36

0,01

Интересная работа

0,32

0,02

Любовь

-0,4

0,004

Душевный покой

0,31

0,02

Здоровье

Познание

-0,29

0,03

Интересная работа

Любовь

-0,3

0,04

Друзья

-0,3

0,009

Красота природы и искусства

Материальная обеспеченность

-0,4

0,002

Друзья

-0,14

0,3

Уверен. в  себе

-0,14

0,3

Семейная жизнь

Творчество

-0,4

0,002

Работа

0,2

0,04

Материальный достаток

0,2

0,3

Отдых

0,3

0,02

Красота

0,3

0,01

Любовь

0,4

0,0007

Познание

0,26

0,06

Шкала оценки дискомфорта

Душевный покой

-0,4

0,001

Работа

-0,3

0,03

Реактивная тревожность

0,4

0,009

Личностная тревожность

0,4

0,0006

Сексуальная жизнь

Положение в обществе

0,35

0,01

Душевный покой

Общение с друзьями

0,4

0,004

Реактивная тревожность

-0,39

0,005

Материальная обеспеченность

0,39

0,006

Дети

Положение  в обществе

0,28

0,011

Познание

0,3

0,009

Духовные потребности

Общение с друзьями

0,36

0,009

Материально обеспеченная жизнь

0,3

0,08

Познание

-0,25

0,07

Друзья

-0,009

0,24

Положение в обществе

Личностная тревожность

-0,32

0,02

Работа

Интересная  работа

-0,3

0,02

Друзья

0,3

0,02

В целом, результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии отрицательной корреляции между ценностью «любовь» и такими ценностями, как «активная жизнь», «красота природы и искусства», «творчество»; положительная корреляция у данной ценности только с «семьей». Отрицательная корреляция выявлена также между ценностями «семейная жизнь» и «активная жизнь», что также подтверждает нашу гипотезу о существовании внутриличностного конфликта у современных молодых женщин, заканчивающих обучение в вузе. Следует отметить также наличие корреляции между «уровнем дискомфорта» и «работой», что свидетельствует о наличии проблем профессионального становления у данной группы испытуемых. «Душевный покой» взаимосвязан с возможностью общаться с друзьями и  материальным благополучием. Одной из основных ценностей является «общение с друзьями», которая коррелирует с «отдыхом», «положением в обществе» и «духовными потребностями».

Для выявления однородных групп испытуемых по показателям жизненных ценностей и показателям личностной и реактивной тревожности был использован кластерный анализ (метод Уорда [1]).

С помощью этого метода было выделено три кластера.

Кластер 1. В него попали студентки, у которых соотношения уровня ценности и доступности находятся в нейтральной зоне. По шкале оценки дискомфорта наблюдается слабовыраженный дискомфорт. Высокие показатели теста «Роза качества жизни» свидетельствуют об удовлетворенности своей жизненной ситуацией в данный момент. Наблюдается низкая реактивная и умеренная личностная тревожность. Число испытуемых, попавших в данный кластер - 21, что составляет 42 % всей выборки. В целом, можно сделать вывод об отсутствии признаков внутриличностного конфликта у студенток данного кластера.

Кластер 2. Характерными особенностями второго кластера является внутриличностный конфликт в семейной жизни, в любви и материально обеспеченной жизни. Внутренняя опустошенность выявлена в сфере активная жизнь, красота природы и сфере творчества. По тесту «Роза качества жизни» также наблюдаются высокие показатели, как и в первом кластере. Сюда попали 28 % участниц.

Кластер 3. Отличительной чертой третьего кластера является умеренная реактивная и высокая личностная тревожность. А также низкие показатели в сферах сексуальная жизнь, душевный покой, материальный достаток, положение в обществе и работа. В данную группу попали 30 % студенток - у них выявлен высокий уровень тревожности и неудовлетворенности жизнью.

Выводы

В целом, можно сформулировать следующие выводы.

  1. Установлена взаимосвязь между личностной и реактивной тревожностью и дезинтеграцией в таких жизненных сферах, как любовь и уверенность в себе
  2. «Внутренний вакуум» наблюдается в сферах познания - 56 %; красота природы и искусства - 54 % и активная деятельная жизнь - 50 %. Таким образом, данные ценности «находятся в избытке» и у современных студенток достаточно возможностей для их достижения.
  3. Внутриличностный конфликт у обследованного контингента выявлен в таких сферах, как: здоровье, любовь, семейная жизнь и материально обеспеченная жизнь.
  4. У студенток как гуманитарных, так и технических специальностей с равной частотой встречается низкий, средний и высокий уровень внутриличностного конфликта.
  5. На основе кластерного анализа выделено три группы студенток с различными личностными особенностями.

Для первого кластера характерно, что уровни соотношения «ценности» и «доступности» во всех жизненных сферах находятся в «нейтральной зоне».

Характерными особенностями второго кластера является наличие внутриличностного конфликта в таких сферах, как «семейная жизнь»,  «любовь» и «материально обеспеченная жизнь».

Отличительной чертой третьего кластера является умеренная реактивная и высокая личностная тревожность. А также низкие показатели удовлетворенности в сферах: сексуальная жизнь, душевный покой, материальный достаток, положение в обществе и работа.

5. Основными факторами возникновения внутриличностного конфликта современных студенток старших курсов являются наличие противоречий в таких сферах, как: материальная обеспеченность, любовь, семейная жизнь; и кроме того,  проблемы, связанные с работой и положением в обществе.

Рецензенты:

  • Иванкина Л.И., д.ф.н., проф., профессор, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.
  • Уразаев А.М., д.б.н., проф., ведущий научный сотрудник, Томский государственный педагогический университет, г. Томск.