Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL SUBSYSTEMS OF REGIONAL ECONOMY IN CRISIS

Tsiklauri V.Yu. 1
1 GOU ВПО Southwest state university, Kursk
The main objective of the study - to assess the prospects of development of productive sub regional economy and to propose their own approaches to the management of crisis situations. In this context, the example of the Kursk region presented a methodical approach to problems related to the development of methods for increasing the efficiency of production control sub-systems in the region, allows us to offer economic forms, tools and approaches to economic growth in the region are the most adequate to modern requirements of society and help ensure the creation of mobile, market-oriented organizational structures and forms of management based on entrepreneurship and innovation.
the analysis
regional economy
integration
Cluster
В настоящее время усиливается внимание экономической науки и практики управления к региональной экономике, проблемам ее развития и управления. Ни одну из экономических и социальных проблем государства невозможно решить в условиях спада экономики. Поэтому в настоящее время в Российской Федерации главная цель как государственной, так и региональной политики - стабилизация экономики и создание условий для ее роста. Существующая в настоящее время система управления регионом недостаточно эффективна и сформирована; она отвергает старые формы и методы при недостаточной развитости новых структур и достаточно эффективных механизмах для реализации функций управления.

Главные цели регионального управления: преодоление системного кризиса в регионе; обеспечение роста и развития экономики на базе разумного сочетания рыночных механизмов и целевого регулирования органами власти; укрепление финансового положения региона за счет его деятельности, привлечения частных и иностранных инвестиций, нормативной целевой помощи федерального Центра; повышение уровня жизни населения; сокращение безработицы, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса; выравнивание уровня экономического развития между регионами посредством их экономического взаимодействия, а также отношений с федеральным Центром.

Для определения перспектив развития региональной экономической политики рассмотрим характерные особенности  современного состояния экономики Курской области.

Анализ показал, что экономика Курской области основана на использовании двух основных видов природных ресурсов: плодородных сельскохозяйственных земель и железных руд Курской магнитной аномалии, добываемых в Михайловском карьере. В Российской Федерации Курская область выделяется продукцией сельского хозяйства, добычей железной руды, производством сахара и выработкой электроэнергии, продукцией легкой промышленности.

Современное состояние экономики и социальной сферы Курской области не совсем отвечает потенциальным возможностям региона. Относительно хорошая обеспеченность трудовыми ресурсами способствует функционированию трудоемких отраслей экономики, но обострившиеся социально-экономические проблемы, в том числе снизившееся воспроизводство населения, недостаточные темпы роста промышленного и спад сельскохозяйственного производства сдерживают развитие экономики. Уровень развития Курской области с точки зрения межрегионального развития определялся путем сравнения значимых показателей по региону с соответствующими показателями по Центральному федеральному округу (ЦФО) и в целом по РФ. Место Курской области в ЦФО определяют следующие  характеристики:

  • по объему промышленной продукции показатели по Курской области превышают показатели восьми регионов Центрального Федерального округа и составляют 0,5 % (РФ - 100 %);
  • по производству сельскохозяйственной продукции - превышают показатели тринадцати регионов ЦФО и составляют 1,6 %;
  • по инвестициям в основной капитал - 0,4 %;
  • по вводу в действие жилья - 0,6 %.

По всем показателям, кроме уровня занятости трудоспособного населения, средние значения по РФ превышают областные. Отсюда следует вывод, что Курская область относится к депрессивным регионам.

Несмотря на устойчивые тенденции роста производства в  машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, мукомольно-крупяной и комбикормовой, объем промышленной продукции в  целом  по области сократился. По сравнению с 2000 годом на 5 % - из-за  снижения производства в электроэнергетике и черной металлургии, на долю которых приходилось около 36 % общего объема промышленной продукции области.

В сельском  хозяйстве, несмотря  на рост  производства отдельных  видов сельхозпродукции, требуют  решения вопросы технического оснащения предприятий, наращивания   поголовья и  увеличения продуктивности  скота,  улучшения  финансового  состояния. Недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур.

Темпы экономического роста и достигнутые значения макроэкономических показателей пока недостаточны для решения социально-экономических проблем области (таблица 1).

Таблица 1. Сравнение валового внутреннего продукта РФ и валового регионального продукта Курской области на душу населения

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Валовой внутренний продукт РФ на душу населения, руб.

49835

74536

91607

118537

151106

188647

232306

Валовой региональный продукт Курской области на душу населения, руб.

23677

28946

36546

46110

63396

74924

86452

В процентах к общероссийскому показателю

47,51

38,83

39,89

38,90

41,95

39,72

37,21

Динамика показателей таблицы свидетельствует, что по сравнению с 2003 годом, общероссийским значением, ВРП на душу населения Курской области снизился с 47,51 % до 37,21 % (т.е. более чем на 10 %). По показателю ВРП на душу населения среди субъектов федерации Курская область занимает 57 место, а по показателю ВРП на одного занятого в экономике - 64 место. Из ранжированного ряда видно, что Курская область в 2009 г. занимала 12 место в ЦФО (таблица 2).

Таблица 2. Ранжирование субъектов Центрального федерального округа по показателям социально-экономического развития

Регионы

индекс хозяйственного освоения территории

ВРП на один рубль инвестиций

ВРП на одного работающего

ВРП на один рубль основных фондов

количество инвестиций на одного работающего

ввод в действие жилых домов на одного человека

оборот розничной торговли на душу населения

Среднемесячная заработная плата

Итоговый ранг

Российская Федерация

13

13

5

5

5

8

4

4

5

Центральный

федеральный округ

3

2

2

2

6

4

2

3

2

Белгородская область

5

20

6

3

3

2

10

8

5

Брянская область

16

6

19

11

18

17

16

19

18

Владимирская область

8

12

15

6

16

16

18

13

13

Воронежская область

12

17

17

12

10

9

13

15

14

Ивановская область

19

8

20

14

20

20

20

18

20

Калужская область

10

15

11

10

12

6

5

7

7

Костромская область

20

4

14

20

19

19

19

14

19

Курская область

9

11

12

13

14

12

11

16

12

Липецкая область

4

14

3

4

4

3

7

6

4

Московская область

2

19

4

7

1

1

3

2

3

Орловская область

14

18

18

9

7

11

17

17

16

Рязанская область

11

9

9

15

9

10

14

11

10

Смоленская область

18

10

13

19

15

14

6

12

15

Тамбовская область

15

16

16

18

11

7

9

20

17

Тверская область

17

7

8

16

13

15

8

9

11

Тульская область

7

3

10

8

17

18

12

10

9

Ярославская область

6

5

7

17

8

13

15

5

7

г. Москва

1

1

1

1

2

5

1

1

1

Отметим, что степень освоенности территории области достаточно высокая (9 место); ранги по экономическим и социальным показателям примерно равные (11-14 ранг), исключение составляет показатель заработной платы, по которому область занимает 16 место. Ниже этот показатель в Орловской, Брянской, Ивановской и Тамбовской областях.

Многообразие форм и методов хозяйствования, разнообразие природных и социальных факторов делают практически невозможным поиск одного или нескольких показателей, которые могли бы адекватно отразить категорию социально-экономического развития системы. Требуется некая интегральная величина, аккумулирующая в себе всю совокупность количественных и качественных характеристик. В качестве такой величины целесообразно использовать динамический критерий, характеризующий степень устойчивости развития регионального экономического пространства.

Далее оценим уровень развития экономики Курской области и определим тип регионального экономического пространства (таблица 3).

Таблица 3. Типологизация региональных экономических пространств

Тип регионального экономического   пространства

Тип развития

Динамическая структура регионального экономического процесса

Благополучный

Устойчивый рост

Уов> Уж>Ус

Неустойчивый рост

Уов> Ус>Уж

Депрессивный

Неустойчивый рост

Уж >Уов>Ус

Неустойчивый спад

Уж >Ус >Уов

Отсталый

Неустойчивый спад

Ус>Уов>Уж

Устойчивый спад

Ус> Уж >Уов

Уов - ускорение основных и вспомогательных процессов;

Уж - ускорение процессов жизнеобеспечения;

Ус - ускорение процессов сдерживающих развитие.

За анализируемый период регион «перешел» из категории «благополучных» с неустойчивым ростом в категорию «депрессивных». Причина такой трансформации экономического пространства заключается в снижении ускорения основных и вспомогательных процессов, так как именно они являются определяющими в формировании территориального развития. Полученные нами результаты не противоречат типологии Министерства регионального развития, согласно которой Курская область входит в категорию «Депрессивных фоновых регионов».

Регулирование регионального развития осуществляется органами в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, ежегодным Планом мероприятий Правительства Курской области.

Основная стратегическая задача - осуществить переход из категории «Депрессивных фоновых регионов» в категорию «Опорных старопромышленных регионов», перемещение из зоны «Пониженный потенциал - умеренный риск» в зону «Средний потенциал - умеренный риск» к 2015 году и впоследствии в зону «Средний потенциал - минимальный риск» к 2020 году. Согласно реализуемой Стратегии Курская область должна стать «опорным» регионом, где гармонично сочетаются региональные, межрегиональные, общероссийские и международные интересы при решении российских стратегических задач социально-экономического и территориального развития.

Проанализируем структуру Курской области в соответствии с проведением Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года по сценарию стратегического развития - «возвращение региону агропромышленного статуса».

Основные и вспомогательные процессы в Курской области формируются в сфере материального производства, что подтверждается поэлементным составом ВРП (таблица 4).

Таблица 4. Структура ВРП Курской области

Виды экономической деятельности

Структура ВРП, %

1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

15,2

2. Добыча полезных ископаемых

17,8

3. Обрабатывающие производства

11,8

4. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

17,7

5. Строительство

4,3

6. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, изделий и предметов личного пользования

8,3

7. Гостиницы и рестораны

0,3

8. Транспорт и связь

8,5

9. Финансовая деятельность

0,2

10. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

4,0

11. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное обеспечение

4,6

12. Образование

3,5

13. Здравоохранение и предоставление социальных услуг

2,9

14. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

0,9

Итого

100

Основными видами деятельности, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта области (62,5 %), являются: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

В экономике Курской области сельское хозяйство является отраслью специализации муниципальных районов, в сельском хозяйстве занято более 20 % работающего населения и производится свыше 15 % ВРП.

В результате сравнения показателей развития сельскохозяйственного производства области с аналогичными показателями по Центрально-Черноземному экономическому району было выявлено, что в Курской области самый низкий показатель доли прибыльных сельхозпредприятий в общем числе хозяйств (49,3 %), предприятия в целом по области убыточны (-2,2 %), что может быть объяснено более низкими по сравнению с другими областями размерами субсидий (для сравнения был рассчитан условный показатель - размер субсидии на одно сельскохозяйственное предприятие). Крайне низким остается уровень жизни населения и развития социальной сферы в сельской местности. В 2010 г. средняя заработная плата в сельском хозяйстве составляла 51,6 % к среднеобластному значению, практически не благоустроен жилищный фонд (обеспеченность водопроводом - 31,1 %, канализацией - 26,5 %, горячим водоснабжением - 14,9 %), высокая естественная убыль (-25 ‰) при общероссийском показателе (-3,4‰) и отрицательное миграционное сальдо. Очевидно, что деградация социальной сферы вызвана кризисом сельскохозяйственного производства и отсутствием государственного регулирования регионального сельского хозяйства.

Сопряженное развитие промышленности и сельского хозяйства является одним из условий развития Курской области. В том случае, если по уровню развития промышленности и сельского хозяйства муниципальный район включен в одну страту, то взаимосвязанное развитие сельскохозяйственного и промышленного производства считается очевидным, и район можно считать перспективной зоной опережающего развития.

Наибольшая часть населения занята в сельском хозяйстве, в этой же отрасли функционирует максимальное количество предприятий. Одновременно с тем отрасль является  убыточной, уровень среднемесячной начисленной заработной платы в течение ряда лет составляет порядка 50 % от среднеобластного. Рисковый характер производства существенно возрастает в условиях финансового кризиса, когда не развиты рыночные институты, отсутствуют гарантии выполнения контрактных обязательств, возврата кредитов, что заставляет компании прибегать к организации собственного сельскохозяйственного производства, а не просто предоставлять кредиты или поставлять ресурсы.

По нашему мнению, потенциал развития РХК сосредоточен в формировании региональной системы управления агропромышленным комплексом. Еще одним важным подтверждением такого вывода является анализ использования производственных мощностей на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, который выявил, что производственные мощности в этой сфере используются примерно на 50 %, одновременно с тем, что внутренние потребности самого региона и России в целом в продуктах питания за счет собственного производства удовлетворены не полностью. До сих пор импорт продуктов питания в РФ составляет довольно значительные объемы, в то  время как потенциальные  возможности национальной экономики не реализуются на 100 %, примером чему и служит ситуация, сложившаяся на территории Курской области.

Многообразие природно-климатических и экономических условий, разобщенность действий товаропроизводителей, убыточность и низкая устойчивость доходов, слабая привлекательность инвестирования агросектора (из-за специфики производства возврат кредита, как правило, долгий), необходимость решать экономические, социальные и экологические проблемы территорий предопределяют потребность в планировании и управлении районными производственными комплексами в целом.

Автор считает, что решением задачи комплексного развития и вывода региона из кризисного состояния в современных условиях служит формирование и развитие системы управления, включающей создание региональных агропромышленных кластеров. Данный подход будет способствовать улучшению финансового состояния предприятий, испытывающих некие финансовые затруднения,  увеличению занятости на селе, формированию сельской инфраструктуры; эффективному развитию межотраслевых связей, распространению технологий, опыта, информации; реализации инновационного потенциала предприятий; увеличению налогового потенциала.

Несмотря на определенную массу преимуществ, которые уже реализуются производственными системами при интеграции, во многих случаях они используются не в полном объеме, что, во-первых, снижает положительную синергию объединения субъектов, а во-вторых, свидетельствует о сохранении некоторого дисбаланса в управлении организационным развитием. Устранением отмеченных недостатков и созданием условий для мобилизации интеграционных преимуществ, а также наиболее актуальным и эффективным инструментом борь­бы с мировым кризисом являются формирования кластерных объединений.

На территории Курской области присутствуют все составляющие, обеспечивающие создание полноценных кластеров, специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия, оказывающих услуги в АПК.

Методический подход к обоснованию формирования и развития кластеров в региональной экономике  можно представить на рис. 1.

 

Рисунок 1. Методический подход к обоснованию формирования и развития кластеров в региональной экономике

Формирование кластера в регионе - сложный процесс. Определенной адаптацией кластерного подхода может служить создание кластеров при содействии вертикально интегрированных бизнес-групп. То есть развитие кластеров и вертикально-интегрированных компаний может дополнять друг друга: кластерный подход не вступает в конфликт с задачами развития вертикальных корпораций, что важно при сложившейся структуре аграрного производства в нашем регионе. Наличие развитой инфраструктуры сервиса, консультационных услуг, научных и образовательных учреждений, поставщиков машин и оборудования (в структуре кластера) снизит издержки и повысит конкурентоспособность любой крупной интегрированной структуры. Подобные объединения оказывают положительное влияние не только на отдельные предприятия, но и на экономику региона в целом, так как кластер предусматривает взаимодействие трех секторов: бизнеса (предпринимательские структуры, товарищества, коммерческие банки), институций (университеты и научные центры, общественные организации, торгово-промышленные палаты) и власти (местные органы власти, налоговые администрации, регуляторные структуры).

Создание кластеров регионального значения будет способствовать снижению коммерческих рисков, связанных с вложениями в бизнес, повышать конкурентоспособность предприятий, тем самым создавая благоприятный инвестиционный климат в регионе. Таким образом, усиление интеграционных аспектов региональной экономической политики будет способствовать выходу из экономического кризиса, возрастанию инвестиционной привлекательности региона и инициировать инвестирование в АПК со стороны внешних инвесторов.

К преимуществам кластера также относятся: 1) организационно-правовая форма в виде ассоциации (некоммерческого партнерства) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении их самостоятельности и независимости; 2) наличие более высоких стандартов качества, чем в регионе (стране) базирования; 3) ориентация продукции на экспорт; 4) экономия на закупках за счет совместной работы с поставщиками; 5) снижение транзакционных издержек; 6) коллективный бренд; 7) перераспределение производства; 8) совместная дистрибьюторная сеть; 9) взаимодействие кластера с органами власти.

Таким образом, решением задачи по  выводу региональных производственных подсистем из кризисного состояния в современных условиях служит формирование и развитие системы управления, включающей создание региональных агропромышленных кластеров. Данный подход будет способствовать улучшению финансового состояния предприятий, испытывающих определенные финансовые затруднения,  увеличению занятости на селе, формированию сельской инфраструктуры; эффективному развитию межотраслевых связей, распространению технологий, опыта, информации; реализации инновационного потенциала предприятий в кластерной структуре; увеличению налогового потенциала в связи с концентрацией предприятий кластера на одной территории.

Рецензенты:

  • Вертакова Ю.В., д.э.н.,  зав. кафедрой региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета, г. Курск.
  • Колмыкова Т.С., д.э.н., зам. декана экономического факультета Юго-Западного государственного университета, г. Курск.