Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FAMILIARIZING WITH CULTURE OF THE PEOPLE OF THE VOLGA REGION OF TEENAGERS AS THE CONDITION OF FORMATION OF POLYETHNIC CULTURE

Zabbarova M.G. 1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University
The account of national structure of region and studying of cultural features of adjoining ethnoses is a necessary condition in the maintenance of formation of polyethnic regions of our country. Necessity of polycultural formation of teenagers by means of inclusion of values of national culture of the people of the Volga region in the maintenance of a subject "Technology", has social and scientific value. The successful decision of tasks in view is carried out in the course of realization of the developed program integrating different aspects of national culture of the people, occupying the Volga region and focused on development of informative, research, creative qualities of schoolboys.
polycultural formation
culture
polyethnic culture
national culture
Современный этап развития общества характеризуется сближением стран и народов, усилением их взаимодействия, что является реакцией на растущую глобализацию мира, которая не только способствует ускорению научно-технического прогресса, интеграции народов в единое экономическое, культурное, образовательное пространство, но и несёт угрозу стирания их национального своеобразия.

Российская Федерация является многонациональной и многокультурной страной. В результате демографических особенностей расселения народов на территории России, исторически сложившихся с давних времён, ни одна нация или народность не живёт обособленно от других в границах своего региона. Внутри каждой административно-территориальной единицы проживают представители разных народов. В Поволжском регионе, в том числе в Ульяновской области, согласно Всероссийской переписи населения 2002 года, национальный состав включает более 80 национальностей. Основными являются русские - 1 004 588 (72,65%), татары - 168 766 (12,2%), чуваши - 111 316 (8%), мордва - 53 046 (3,63%) [4, с. 39]. Данный факт актуализирует необходимость поиска современных психолого-педагогических технологий, методов, форм внедрения лучших образцов народного искусства, культуры в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

В связи с этим учёт национального состава региона и изучение культурных особенностей соседствующих этносов является необходимым условием в содержании образования полиэтнических регионов нашей страны. В XXI веке образовательная политика России, как и других стран мира, призвана развиваться в контексте поликультурности, что требует обоснования и разработки теории поликультурного образования, нацеленного на решение задач подготовки школьников к жизни в современном обществе, на формирование у них навыков общения и сотрудничества с людьми разных поколений, социокультурных групп, традиций и менталитетов [1, с. 3].

Позитивным фактором, свидетельствующим о повышении внимания государства к значимости этнокультурной составляющей в современной системе образования, является принятие таких основополагающих документов, как:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании», который призывает образовательные учреждения реализовывать меры, направленные на возрождение национального самосознания личности, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей;
  • «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» определила основные цели и задачи образования на перспективу, среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения одним из направлений обеспечения образования считают «сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России» [5, с. 4].

Выдвигая идею приобщения школьников к этнокультурам своего региона, необходимо обратить внимание на разработанность данной проблемы:

  • выдающиеся педагоги прошлого Я.А. Коменский, Г.И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и другие - указывали на необходимость развития национальной школы;
  • философско-методологический аспект поликультурного образования раскрывается в трудах Н. Бердяева, Г. Гегеля, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, Э. Фромма и др.;
  • материал по проблемам этносов накоплен этнологией Ю.В. Бромлея, Ф.Ф. Болонева, И.С. Кона, С.В. Лурье и др.;
  • основы поликультурного образования разрабатывались в трудах зарубежных ученых - 3. Фрейда, Э. Берна, Э. Эриксона, Р. Бернса, К. Юнга, У. Глассера и отечественных психологов и педагогов - Е.В. Бондаревской, О.В. Гукаленко, Ю.С. Давыдова, А.Н. Джуринского, Г.Д. Дмитриева, В.А. Ершова, М.Н. Певзнера, Т.В. Поштарёвой, Л.Л. Супруновой и др.;
  • педагогические условия приобщения детей к национальной культуре исследовали Л.Д. Вавилова, Н.С. Иванова, И.А. Лыкова, А.В. Молчев;
  • обоснованию этнопедагогизации целей, содержания и процесса современного воспитания посвящены исследования Н.Х. Байчекуевой, Л.Х. Балаговой, Г.Н. Волкова, Э.И. Сокольниковой (Волковым Г.Н. дано теоретическое обоснование этнопедагогического образования подрастающего поколения).

Необходимо отметить, что большинство педагогических исследований направлено на старшеклассников, детей младшего школьного возраста и дошкольников. Младший подростковый возраст остаётся недостаточно изученным. По мнению И.А. Зимней, в среднем школьном возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие её виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов деятельности подросток учится строить общение в различных коллективах с учётом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я» [3, с. 201].

Образовательная область «Технология» способна обеспечить в полном объёме поликультурное образование учащихся, так как на уроках технологии дети знакомятся с кулинарией, интерьером жилого дома, разными видами рукоделия, орнаментом, материаловедением, конструированием и обработкой швейных изделий, народными ремёслами. Дети получают знания о том, как в предметах повседневного быта, в культуре любого народа отражались представления об устройстве мироздания (в орнаменте, в росписи прялок, резьбе, украшающей оконные наличники, предметы быта). Приобретают навыки в различных видах народного искусства и смогут применить полученные знания, умения и навыки в практической деятельности, начиная с простейших аппликаций и заканчивая изготовлением национальных костюмов, украшений [2, с. 528].

Это позволяет нам выделить младший подростковый возраст и предмет «Технология» как наиболее сензитивные для приобщения к национальной культуре своего региона.

Анализ состояния исследуемой проблемы в теории и практике позволил выделить ряд противоречий между:

  • возросшей потребностью государства и общества на сохранение культурного многообразия страны, развитие национальной культуры, гармонизацию национальных и этнокультурных отношений и недостаточно выраженной ориентацией содержания предмета «Технология» на поликультурное образование учащихся (скорректированная программа курса «Технологии» будет способствовать формированию полиэтнической культуры школьников);
  • разработанностью общих теоретических позиций и недостаточным учётом региональных возможностей (данное противоречие будет решаться на основе включения ценностей национальной культуры народов Поволжья в содержание программы);
  • необходимостью практического решения проблем в процессе изучения технологии учащимися 5-7 классов с учётом регионального компонента и недостаточным научно-методическим обеспечением (подготовлен комплекс методических материалов, в который будут входить уроки, внеклассные мероприятия, игровые технологии).

На основе выявленных противоречий сформулирована научная проблема, имеющая социальное и научное значение, суть которой заключается в необходимости поликультурного образования детей младшего подросткового возраста в процессе изучения курса технологии на основе ценностей национальной культуры народов Поволжья.

Актуальность проблемы исследования, с одной стороны, и недостаточная изученность вопросов - с другой, обусловили выбор темы исследования: «Формирование полиэтнической культуры детей младшего подросткового возраста в процессе приобщения к культуре народов Поволжья» (при изучении курса «Технология»).

Объект исследования: процесс формирования полиэтнической культуры школьников.

Предмет исследования: формирование полиэтнической культуры детей младшего подросткового возраста в курсе технологии в процессе освоения культуры народов Поволжья.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность формирования полиэтнической культуры детей младшего подросткового возраста в курсе «Технология» на основе культуры народов Поволжья.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определена гипотеза, согласно которой процесс формирования полиэтнической культуры школьников на основе культуры народов Поволжья будет более эффективным, если:

  • разработана и реализована модель поликультурного образования школьников в процессе изучения технологии;
  • реализуется программа «Наследие», корректирующая содержание курса предмета «Технология» посредством включения ценностей национальной культуры народов Поволжья;
  • определены критерии и показатели эффективности поликультурного образования школьников младшего подросткового возраста.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры учащихся в урочной и внеурочной деятельности по технологии.
  2. Раскрыть сущность и содержание поликультурного образования, формирования полиэтнической культуры учащихся, национальной культуры народов Поволжья.
  3. Определить критерии и уровни сформированности полиэтнической культуры детей младшего подросткового возраста.
  4. Разработать, обосновать и экспериментально проверить модель поликультурного образования в процессе приобщения школьников к культуре народов Поволжья на уроках технологии.
  5. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия реализации предложенной модели.

В процессе проведённого исследования:

  • раскрыта сущность понятия «полиэтническая культура». Понятие «культура» ассоциируется в нашем сознании с совершенствованием человека во всех сферах его жизнедеятельности (культура - культивирование, вспахивание), а также с приобщением к системе высших ценностей (культура - культ, поклонение, любовь). Таким образом, полиэтническая культура - это приобщение к системе высших ценностных ориентаций, понимание основ культур своего и других народов, умение жить в поликультурной среде.
  • спроектирована модель формирования полиэтнической культуры учащихся младшего подросткового возраста посредством курса технологии, включающая в себя компоненты:

целевой - формирование полиэтнической культуры школьников младшего подросткового возраста в процессе приобщения к культуре народов Поволжья;

содержательный - язык, история и культура, бытование (традиции, обычаи, декоративно-прикладное творчество, одежда, кухня, игры, музыка), фольклор; организационный - принципы, технологии, подходы;

оценочный - критерии (когнитивный - наличие представлений и понятий о культуре народов Поволжья, познавательный интерес к изучению истории и культуры народов, проживающих рядом; эмоционально-ценностный - наличие системы ценностных ориентаций, понимание ценности своей и других культур, этнокультурная толерантность, потребность в общении с людьми другой культуры, эмоционально-ценностное отношение, этническая идентичность; практически-деятельностный - соблюдение норм и правил поликультурного общения, наличие поликультурных знаний и навыков, проявление активности, инициативы к объединению и общению с людьми другой национальности), уровни (высокий, средний, низкий);

  • представлено содержательное решение разработки программы «Наследие», корректирующей программу курса «Технология» (5-7 класс общеобразовательной школы) посредством включения ценностей национальной культуры народов Поволжья в содержание образования.

Результаты констатирующего этапа позволили установить, что поликультурное образование школьников не достаточно, т.к. в работе нет системы. Необходима дальнейшая работа по реализации модели процесса формирования полиэтнической культуры школьников в процессе изучения технологии на основе культуры народов Поволжья.

Формирующий этап эксперимента предусматривал апробацию модели. Для более успешной её реализации нами была разработана программа по технологии «Наследие», корректирующая существующую по данному предмету.

Эффективность формирования полиэтнической культуры школьников младшего подросткового возраста достигается путем создания необходимых педагогических условий: организации учебно-воспитательного процесса на основе использования различных компонентов национальной культуры; оптимизации культурологического материала с точки зрения информативности, компактности; включения в содержание образовательного процесса предмета «Технология» элементов национальной культуры народов Поволжья, посредством программы «Наследие».

Успешное решение поставленных задач осуществлено в процессе реализации разработанной программы, интегрирующей в себе разные аспекты национальной культуры народов, населяющих Поволжье и ориентированной на развитие познавательных, исследовательских, творческих качеств школьников.

Экспериментальная модель формирования полиэтнической культуры школьников в процессе изучения технологии доказала свою эффективность. Это нашло отражение при оценивании результатов по всем группам критериев в экспериментальной и контрольной группах. Различия полученных значений оказались значимыми. Это дало нам основания утверждать, что сформулированные в гипотезе условия не только обоснованы теоретически, но и нашли практическое подтверждение.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Региональная программа формирования полиэтнической культуры младших школьников на идеях педагогики народов Поволжья», проект № 10-06-21607а/В.

Рецензенты:

  • Богомолова М.И., д.п.н., профессор кафедры дошкольной педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.
  • Митин С.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск.