Цель исследования. Обоснование актуальности медико-социального сопровождения студента в многопрофильном университете. Гармоничное формирование здорового конкурентоспособного на современном рынке труда выпускника.
Основными задачами являются:
- объединение усилий всех участников образовательного процесса в профилактической и реабилитационной деятельности в молодежной среде;
- мониторирование динамики социально значимых заболеваний, уровня социальной недостаточности (согласно международной классификации социальной недостаточности) и успешность трудоустройства студентов;
- индивидуальный подход к студентам с разными категориями жизненной ситуации (инвалиды, сироты или оставшиеся без попечения родителей, из социально неблагополучных семей, с девиантным поведением, с социально значимыми заболеваниями).
Материалы и методы. В исследованиях принимало участие 562 практически здоровых студентов. Использовались следующие методы исследования:
- анализ статистических и научно-методических данных;
- анкетирование, тестирование;
- автоматизированная система мониторинга здоровья (АСМОЗ).
Для выявления психоэмоциональной предрасположенности к потреблению ПАВ в качестве основных инструментов диагностики в эксперименте использовались тест на определение акцентуаций характера по Личко и тест-опросник на отношение к наркотикам, разработанный Центром психологических исследований при Смоленском гуманитарном университете "ТСКВ" [1,2].
Психометрическое исследование состояло из апробированного ранее нами набора валидных методик для изучения склонностей к девиантным формам поведения, содержащего психодиагностический опросник американских психологов А. Басса, А. Дарки, адаптированный А.К. Осницким. По результатам данного теста было выделено две группы. В группу неагрессивных студентов были отнесены лица с низким и средним индексом агрессивности (0-74 баллов), а в группу агрессивных студентов вошли лица с высоким индексом агрессивности (от 74 до 100 баллов).
Результаты и обсуждение. Разработанная в ОГУ модель вузовской организационно -методической структуры позволила осуществлять профилактическую, оздоровительную и воспитательную работу. Такую функцию с 2002 года в ОГУ выполняет лаборатория психопрофилактики, психокоррекции и психодиагностики при кафедре профилактической медицины. В лаборатории разработаны методы контроля, диагностики групп риска потребления ПАВ. Кроме этого, ведется работа по формированию качеств независимой личности студенческой молодежи как определенной гарантии избежать наркозависимость и другие социально обусловленные заболевания. Круг пользователей интегрированной электронной автоматизированной системы мониторинга здоровья (АСМОЗ) достаточно широкий. Проводится мониторинг в динамике социально зависимых заболеваний в студенческой среде с определением уровня социальной недостаточности и степенью дезадаптации студента к учебному процессу. Разрабатывается и внедряется индивидуальное медико-социальное сопровождение студентов с разными категориями жизненных ситуаций. Это - инвалиды, сироты или оставшиеся без попечения родителей студенты, из социально неблагополучных семей, с девиантным поведением и склонностью к социально зависимым заболеваниям.
Нами выделены основные функциональные направления медико-социального сопровождения студента:
- медико-психологическая помощь в адаптации к образовательному процессу в вузе первокурсников;
- диагностика и коррекция поведенческих склонностей;
- сопровождение студентов с социальной недостаточностью (инвалидов, сирот или оставшихся без попечения родителей, из социально неблагополучных семей, с девиантным поведением, с социально зависимыми заболеваниями);
- диагностика и первичная профилактика социально зависимых заболеваний в студенческой среде;
- профдиагностика (уточнение направления в уже выбранной профессии исходя из соматического и психологического статуса студента).
В наших исследованиях принимало участие 562 практически здоровых студента.
Интерпретация результатов опросника «ТСКВ», разработанного Центром психологических исследований Смоленского гуманитарного университета, осуществлялась отдельно по каждой из шкал посредством выделения 3 уровней (опросник включал 50 вопросов).
По шкале 1 "Связь наркотиков и СПИДа" высокий уровень (1-ый) диагностирован в 79,2 % случаев, что свидетельствует о хорошей информированности студентов о СПИДе и наркотиках, о распространении СПИДа среди наркоманов и в целом об осторожном отношении к указанным проблемам. Средний уровень (2-ой), выявленный у 20,8 % опрошенных студентов, свидетельствует о достаточно спокойном отношении к указанной проблеме, хотя студенты относительно информированы и знают меры предосторожности. Низкий уровень (3-ий), сигнализирующий о невежестве в этом вопросе и безответственном отношении к поступающей извне информации в отношении СПИДа и наркотиков, отсутствовал среди опрошенных студентов.
По шкале 2 "Отношение к наркоманам" высокий уровень у 67,02 % опрошенных свидетельствует об их критичном, отрицательном отношении к людям, употребляющим наркотики, о нежелании видеть их в своем окружении вплоть до расторжения существовавших отношений. Средние показатели характеризуют 22,28 % опрошенных студентов как недостаточно критичных по отношению к наркоманам и не слишком требовательных в этом плане к своему окружению. Низкие показатели указывают на более чем нейтральное (возможно, сочувственное, заинтересованное) отношение к наркоманам и позволяют отнести 10,7 % опрошенных студентов в группу, требующую пристального внимания.
По шкале 3 "Отношение к медикаментам" у 88,5 % респондентов выявлен высокий уровень информированности, что указывает на грамотное отношение к медикаментам. Они предпочитают профилактику. Лица со 2-м уровнем по данной шкале (10,5 %) имеют нейтральное отношение к медикаментам: учитывают их преимущества и недостатки. Низкие показатели (1,0 %) указывают на чрезмерное, беспричинное употребление медикаментов, что способно перерасти в пристрастие и стать причиной употребления их в иных целях.
По шкале 4 "Отношение к наркотикам" высокий уровень зафиксирован у 79,7 % студентов, что говорит о наличии у них негативного отношения к наркотикам. Средние показатели у 18,6 % опрошенных студентов свидетельствуют в целом о негативном, хотя и более демократичном отношении к наркотикам, что не исключает возможности восприятия наркотической информации. Студенты с низким уровнем (1,7 %) находятся под влиянием вредоносной наркотической пропаганды и характеризуются положительным отношением к наркотикам.
По шкале 5 "Отношение и восприятие своей жизни" 86,2 % опрошенных студентов, обнаруживших высокий уровень, - оптимисты, которым в принципе чуждо состояние подавленности, скуки и разочарования. Жизнь воспринимается целостно, нет обеспокоенности за будущее. Второй уровень у 13,3 %. Это реалисты, воспринимающие жизнь в светлых и темных тонах. Студенты с низкими показателями, которые составили 0,5 %, подвержены депрессивным состояниям и чаще пребывают в минорном настроении, склонны впадать в отчаяние, поэтому в целях профилактики наркомании нуждаются в развитии навыков саморегуляции.
Проведенный сравнительный анализ между группами показал, что группа студентов с низким и средним уровнем агрессии (I группа, 0-74 баллов) статистически значимо различалась с группой II - агрессивных студентов (р<0,05), т.е. в II группе (агрессивных студентов, от 74 до 100 баллов) превалировала наиболее опасная степень риска приобщения к наркотикам.
Нами разработаны диагностические критерии-предпосылки развития девиантного поведения у студентов, а также система психофизиологической диагностики на аппаратно-компьютерном комплексе «Нейрософт»(таб. 1 и 2).
Таблица 1. Предпосылки развития девиантного поведения студентов
Приобретение |
Побуждение |
Поддержание |
1. Нейрофизиологические предпосылки:
|
1. Отрицательные жизненные события:
|
1. Прямое внешнее подкрепление:
|
2. Значение окружающей среды:
|
2. Влияние существующих примеров;
|
2. Подкрепление в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и ресурсов интернет также служит важным источником побуждения к девиантным формам поведения:
|
3. Непосредственный опыт:
|
3. Поощряющие стимулы
|
3. Нейтрализация самообвинений:
|
Таблица 2. Диагностика девиантных состояний у студентов с высоким уровнем агрессии на аппаратно-программном комплексе (АПК) «Нейрософт»
Период развития девиантного поведения |
Цель и задача |
Используемые оценочные инструменты |
Минимальнные проявления отклоняющегося поведения |
Цель - диагностика минимальных признаков риска развития девиантного поведения с преобладанием агрессии на основании оценки долговременного психического состояния |
|
Оценка интенсивности тревоги, и степени психоэмоциональной дезадаптации |
Восьмицветовой тест М. Люшера (в адаптации Л.Собчик) |
|
Оценка общей эмоциональности, гнева, радости, контроля над эмоциями |
Шкала эмоциональной возбудимости V F Braithwaiite 1987 год, адаптированная А.А.Рукавишниковым |
|
Картина ярких проявлений девиаций со склонностью к агрессии |
Цель - диагностика развёрнутой картины девиантного поведения с преобладанием агрессивности личности на основе мотива агрессии |
|
Оценка физической, косвенной и вербальной агрессии, раздражения, негативизма, обиды, подозрительности, чувства вины |
Опросник А. Басса и А. Дарки, адаптированный А. К. Осницким |
|
Период влияния агрессивности личности на сложную обработку сенсорного, моторного сигнала ЦНС и реакцию внимания |
Цель - диагностика развёрнутой картины девиантного поведения с преобладанием агрессивности личности и влияние на сенсорную, моторную обработку сигнала в центральной нервной системе (психофизиологическая диагностика). |
|
|
Диагностика неуравновешенности нервных процессов, вероятность возникновения ошибок при сенсорной, моторной обработки сигнала в центральной нервной системе |
Методика «Реакция на движущийся объект» (РДО) |
|
Диагностика способности человека сопротивляться воздействию фоновых помех |
Методика «помехоустойчивость» |
Выводы:
- Психотестирование на (АПК) «Нейрософт» является достоверным и малозатратным методом выявления предрасположенности студентов к девиантному стилю поведения, социально значимым заболеваниям и другим видам дезадаптаций к процессу обучения. Целесообразно применять как скрининговый метод, в первую очередь, у первокурсников;
- Наиболее склонны к приему ПАВ студенты с высоким уровнем физической агрессии, т.е. имеющие по психодиагностическому опроснику американских психологов А. Басса, А. Дарки, адаптированный А.К. Осницким, от 74 до 100 баллов;
- Студенты с низким уровнем агрессии имеют наименьшую предрасположенность к потреблению ПАВ, а также большую степень информированности об их действии, последствиях и связи с другими заболеваниями;
- Индивидуальное медико-социальное сопровождение студента необходимо формировать с учетом его категории жизненной ситуации (инвалиды, сироты или оставшиеся без попечения родителей, из социально неблагополучных семей, с девиантным поведением, с социально значимыми заболеваниями);
Заключение. Нами разработана модель снижения агрессивности студентов, которая включает в себя три этапа [6]:
- развивающая психодиагностика;
- программа формирования здорового жизненного стиля студентов;
- психологическая подготовка, направленная на воспитание волевых качеств выдержки и самообладания, а также саморегуляции психического состояния.
Основной мотивацией студента для медико-социального сопровождения в вузе мы видим:
- возможность после окончания вуза получения высокооплачиваемой работы;
- возможность выделиться из «серой массы» и стать элитой молодежи;
- создание крепкой семьи и рождение здоровых детей.
Для самого вуза:
- в поднятии престижа и рейтинга;
- в создании традиции университета;
- улучшение демографической ситуации в стране;
- уменьшение безработицы;
- повышение эффективности социальной политики в регионе.
Рецензенты:
- Дерябин Д.Г., д.м.н., профессор, зав. кафедрой микробиологии ОГУ ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.
- Завалеева С.М., д.б.н., профессор, профессор кафедры общей биологии ОГУ ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.