Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Methodological bases of application of humanitarian technologies in physical culture

Mitin A.E. 1 Filippova S.O. 1
1 St.-Petersburg scientific research institute of physical culture
In article results of research of new effective technologies of work are discussed with people - humanitarian technologies as scientific and pedagogical phenomenon. The problem of humanitarian technologies is considered from a position of possibility and expediency of their application in professional work of the teacher on physical training. Methodological approaches of general scientific, private-scientific and in detail-thematic level are presented. The basic accent in the given research is made on the characteristic of approaches of methodology of in detail-thematic level: the phenomenological approach, expressed in эксклюзивности constructions of pedagogical influences, герменевтическом the approach making the demands to communicative activity of the teacher and the kognitivno-behavioural approach, aimed at forming of positive prospect and a situation of success for the engaged. In work the author´s position as agreed by the teacher of these approaches in the course of employment by physical exercises with various groups of the population is proved.
humanitarian technologies
physical culture
methodological bases
Введение

В последние годы происходят значительные изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе и в области физической культуры. Физическая культура - эта та область, где человек работает, прежде всего, с другим человеком, и если он гуманитарно не оснащен, то эффективность его деятельности невысока.

В этой связи Т.Д. Скуднова акцентирует внимание на том, что общество требует подготовки таких педагогов, орудием труда которых выступает их собственная личность, а профессиональная зрелость позволяет находить оптимальные педагогические решения в постоянной меняющейся социокультурной ситуации. Следовательно, педагог должен владеть гуманитарными технологиями, обеспечивающими реализацию «сущностной потребности» к созиданию другого [10].

Следует отметить, что гуманитарные технологии уже с успехом используются в практике образования. Однако в области физической культуры исследование этой проблемы еще только начинается. Наши предыдущие исследования показали, что гуманитарные технологии должны стать профессиональным инструментом специалиста по физической культуре [7].

Гуманитарные технологии вообще и, в частности, гуманитарные технологии в области физической культуры как сложное явление, связанное с регулированием взаимоотношений педагога и занимающихся, могут быть рассмотрены, исходя из самых различных теорий, концепций, подходов. Не претендуя на полноту и однозначность и осознавая предварительный и открытый для дальнейшего развития характер предлагаемых положений, нами были выделены исходные идеи для построения концепции гуманитарных технологий в области физической культуры.

Основное содержание исследования

Исторический и системный подходы определили общенаучные рамки проводимого исследования. Идеологией применения гуманитарных технологий в области физической культуры стал антропологический подход. Один из основоположников этого подхода П.Ф. Лесгафт утверждал, что в процессе обучения должны решаться «...задачи истинного образования всего человека без разделения ума, души и тела на какие-то независимые области».

Для непосредственного построения гуманитарных технологий были выбраны: феноменологический подход, выражающийся в эксклюзивности построения педагогических воздействий, герменевтический подход, предъявляющий требования к коммуникативной деятельности педагога, и когнитивно-поведенческий подход, нацеленный на выстраивание позитивной перспективы и ситуации успеха у занимающихся.  

Феноменологический подход первоначально был течением в философии. Речь шла об изучении «феномена»: то, как вещи проявляются, как они воспринимаются в нашем опыте, способы нашего восприятия, а так же то значение, которое вещи в нашем опыте приобретают. В современной науке феноменологическое исследование направлено на раскрытие структуры того или иного переживания и смысла, который имеет для человека определенный предмет, ситуация, событие или какой-то аспект собственной жизнедеятельности.

Феноменология образования свободна от недостатков тех традиционных систем обучения и воспитания, не учитывающих потребности личности, так как опирается на модель гуманитарного познания и выстраивает приоритеты на основе индивидуализации значений и смыслов существующей реальности [6].

Воплощением идеи применения феноменологического подхода в образовательном процессе выступает рефлексивная педагогика. Само слово «рефлексия» происходит от позднелатинского «reflexio», что буквально означает «обращение назад, отражение».

С позиций исследователей, разрабатывающих проблему рефлексивной педагогики, процесс образования выступает как сотворчество в мире ценностей, где под творчеством понимаются такие изменения в сознании и деятельности субъекта, которые являются результатом переосмысления человеком собственных стереотипов, изменения отношения, т.е. рефлексии [8].

С позиций рефлексивной педагогики руководство деятельностью субъекта в физкультурно-спортивной среде - это обращение к его психическому опыту, к его «жизненному миру», который проявляется как переживание. Такой феномен, как психическое переживание, осваивается только в рефлексии. Иными словами, человек понимает в других только то, что пережил и понимает в самом себе. Это в одинаковой мере относится и к педагогам, и к занимающимся. Поэтому переживания формирующейся личности - главный предмет деятельности педагога в процессе занятий физическими упражнениями. Именно переживания должны возникать в ситуациях педагогического взаимодействия, которое всегда организуется как диалог.

Реализация принципов рефлексивной педагогики невозможна без рефлексии самим специалистом по физической культуре собственного опыта взросления, опыта физкультурно-спортивной деятельности, «проживания» воспоминаний той деятельности, в которую на данный момент включены занимающиеся. Такой педагог сможет сотрудничать с занимающимися как более опытный и знающий.

В центре герменевтического подхода находится проблема понимания, которая имеет для педагогики уникальное значение, так как затрагивает интересы всех участников педагогического процесса и проявляет себя на разных уровнях: от социального заказа образованию до конкретного методического приёма.

Первоначально герменевтика рассматривалась как искусство интерпретации. С течением времени, под воздействием смены исторических эпох герменевтика трансформировалась в философскую дисциплину, а позже стала использоваться и в педагогике.

Педагогическая герменевтика фокусируется на проблеме понимания педагогом ученика как одной из центральных, что является сущностным для общения педагога и учащегося. Познание, постижение педагогом внутреннего мира ребенка с погружением в него, вскрывая слой за слоем, как при чтении и толковании многозначных текстов, вместо привычного изучения позволяет устранить саму возможность линейных воздействий [3].

Герменевтический подход является ведущим в понимающей педагогике.  В «Очерках понимающей педагогики» Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова отмечают, что понятие «понимающая педагогика» обобщает многие принципы гуманистической философии образования. Многие исследователи рассматривают понимающую педагогику как основу саморазвития ребенка [5].

Опора педагога на принципы понимающей педагогики в процессе занятий физическими упражнениями способствует формированию у занимающихся способности понимать окружающих людей и самого себя. Понимание рассматривается как процедура осмысления: постижение смысла в любых проявлениях человеческой культуры, в том числе, и в физической культуре.

Когнитивно-поведенческий подход изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение. Цель когнитивно-поведенческого подхода - формировать и укреплять способность к адекватным действиям, к приобретению навыков, позволяющих улучшить самоконтроль.

Основой поведенческого подхода является бихевиоризм, хотя он не исчерпывает его. В рассмотрении проблемы гуманитарных технологий большое значение представляет основа необихевиоризма - теория оперантного поведения, предложенная Б.Ф. Скиннером.

Б.Ф. Скиннер отмечал: «В любой области, важной характеристикой которой является поведение, - образовании, управлении, семье, здравоохранении, промышленности, искусстве, литературе и т. д. - мы постоянно изменяем вероятности реакции с помощью их подкрепления» [9].

Привлекательность когнитивно-поведенческого подхода привела к быстрому распространению идеи использования гуманитарных технологий в тех областях, где требовался быстрый результат в предсказании поведения человека, в первую очередь, в политике. Это было связано с надеждой превратить политику в науку, способную надежно определять существующие тенденции и прогнозировать ситуации.

A.M. Каримский обращает внимание на то, что положения радикального бихевиоризма о механизмах взаимодействия человека и среды, управляемости личности и целесообразности коррекции поведения использовались для теоретического оправдания психотехники, в том числе, репрессивной. Однако нельзя отождествлять позиции в данном вопросе Б.Ф. Скиннера, так как он считал, что технология поведения этически нейтральна, но злоупотребление ею опасно и использовать ее следует ответственно.

Сам он был противником негативных подкреплений, квалифицируемых как насилие над личностью. Индивид не автономен, а зависит от окружающего социального мира, и задача состоит не в отмене зависимости, а в изменении ее характера. Программы социального реформирования должны быть ориентированы на «мягкие» формы контроля и демократический механизм. Поведение человека следует модифицировать таким образом, чтобы он стремился не к избеганию наказания (что может оказаться позитивным подкреплением и для преступника), а к избеганию ситуации, чреватой наказанием [4].

Именно этот тезис о «мягком влиянии» является основным в гуманитарных технологиях.

Следует отметить, что широкое применение идеи бихевиоризма нашли в педагогической практике. Во всем мире в практику воспитания и образования вошла рабочая схема формирования человека, основанная на «впечатывании» (термин Торндайка) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку «правильных» реакций и устранение «неправильных». При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробывание различных подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного и негативного подкрепления той или иной реакции в качестве необходимого фактора формирования поведения.

В образовании таким подкреплением выступает школьная отметка. Интересно, что современная ориентация на гуманизацию образования посредством поощрения реальных достижений учащихся и отказа от отметки не противоречит идеям, отстаиваемым Б.Ф. Скиннером.

По его мнению, наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Важным нам представляется и акцентирование внимание Б.Ф. Скиннера на том, что наказание поощряет наказывающего. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт. В конечном итоге  наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому.

Можно отметить, что критика бихевиоризма, основанная на возможности (при помощи управления поведением) нанести вред человеку, сводится к подмене средства целью. 

Многие ученые, писатели, философы отдавали должное преимуществу бихевиористическим методам воспитания. В частности, утверждению Уотсона: «не изменив фундаментально среду, нельзя сформировать новые модели поведения». И самому тезису о том, что можно формировать новых людей - сознательных и добродетельных, потому что им нравиться делать все, что им положено делать [2].

Таким образом, в гуманитарных технологиях ведущим становиться тезис о конструировании ситуации, в которой занимающийся физическими упражнениями  может увидеть для себя позитивную перспективу.

Бихевиоральная теория мотивации позволяет сделать очень важные практические выводы для педагогического процесса, осуществляемого в области физической культуры: а) поведение человека в процессе занятий физическими упражнениями, в первую очередь, определяется факторами окружения, то есть тем влиянием, которое на него оказывают педагог (тренер), спортивная команда, принятые правила поведения и т.п.; б) правильное поведение занимающихся требует подкрепления; в) наиболее эффективным является позитивное подкрепление, то есть поощрение занимающихся за хорошее выполнение поставленных задач (похвала, поручение выполнения привлекательной роли и т.п.).

Решая разные задачи в области физической культуры, исследователи в той или иной степени используют в своих методиках когнитивно-поведенческий подход.

Воплощением идеи применения когнитивно-поведенческого  подхода в образовательном процессе выступает педагогика успеха. Проблема создания ситуации успеха в педагогической деятельности впервые фундаментально была разработана в работе А.С. Белкина [1]. В дальнейшем эта идея была поддержана многими педагогами.

Педагогика успеха свое ключевое понятие связывает с развитием личностной самостоятельности, ощущением собственного «Я». С развитым чувством «Я» считается, человек может ставить перед собой задачи, выполнять их самостоятельно до степени успеха, не рассчитывая на других.

Каким же образом в гуманитарных технологиях могут сочетаться когнитивно-поведенческий, феноменологический и герменевтический подходы?

В когнитивно-поведенческом подходе рассматривается такой «поведенческий репертуар», как самопознание, имеющий явное отношение к личности. В ряде случаев самопознания недостает или оно отсутствует. По мнению Б.Ф. Скиннера, «человек может не знать, что он что-то сделал или делает; он может не знать, что склонен или намерен что-то сделать, может не иметь ни малейшего представления о переменных, от которых зависит его поведение...; основополагающим моментом является не то, что человек никогда не обращал внимания на модель поведения, воспроизвести которую ему не удается, а то, была ли когда-нибудь у этого человека причина обратить внимание на свои неудачи». Другими словами, учитывается не то, что с человеком произошло, а был ли он вознагражден за то, что заметил это событие [9].

Реализация этих идей в процессе построения гуманитарных технологий требует привлечения такого метода как рефлексия.

Б.Ф. Скиннер отмечает: «Для выяснения того, что является подкреплением для данного человека, мы не можем ограничиться простым вопросом к нему о том, что его подкрепляет. Его ответ может представлять определенную ценность, но его ни в коем случае нельзя считать надежным. Подкрепляющие связи не всегда очевидны для человека. Часто только в ретроспективе тенденции человека вести себя определенным образом рассматриваются как результат определенных последствий, и отношения могут совсем не репрезентироваться субъекту, даже если они очевидны для других людей» [9].

Эти идеи лежат в русле феноменологического подхода. Сторонники бихевиоризма  обращают внимание на то, что существуют большие различия между индивидами в отношении событий, которые имеют силу подкрепления. Среди представителей вида большие различия могут объясняться не столько наследственностью, но и историей жизни индивида, обстоятельства которой могут быть прослежены.

Именно поэтому необходимо помнить о тезисе феноменологов «разные люди смотрят на одно и то же, а видят разное». В данном случае действует аксиома  апперцепции, которая констатирует зависимость всех последующих восприятий от содержания и структуры предшествующего опыта. В ней отражен тот фундаментальный факт, что одно и то же воздействие производит несходное впечатление на разных людей из-за заведомых  различий в их индивидуальном опыте.

С позиции герменевтического подхода следует рассматривать следующие положения, выделенные Б.Ф. Скиннером. Он отмечал: «Мы оцениваем силу подкрепляющих событий, когда пытаемся установить, что «человек выбирает в жизни»... «Интерес» соответствует вероятности, являющейся результатом, по крайней мере, частично, последствий поведения «проявления интереса» [9].

Герменевтический подход прослеживается и в тезисе о важности внимания как генерализованного подкрепления. Внимание людей подкрепляет, потому что оно является необходимым условием других подкреплений, исходящих от них. Б.Ф. Скиннер указывает на то, что «только те люди, которые внимательны к нам, подкрепляют наше поведение. Внимание со стороны людей, которые, прежде всего, обычно являются источниками подкрепления - родителей, учителя или любимого человека, - служит особенно хорошим обобщенным подкреплением и формирует особенно сильное поведение «получения внимания».

С позиции герменевтики педагогика выдвигает положение о том, что одобрение может возникнуть только на основе понимания. Следовательно, в логике понимающей педагогики любой признак одобрения по праву становится подкрепляющим. Поведение, которое вызывает улыбку, или вербальную реакцию «Правильно», «Хорошо», или любую другую похвалу, подкрепляет. Б.Ф. Скиннер подчеркивает: «Мы пользуемся этим обобщенным подкреплением для формирования поведения других людей, особенно в сфере образования».

В заключение следует отметить, что современной практике педагогических исследований свойственно многообразие подходов к познанию и преобразованию педагогической действительности. Исследователь всякий раз сталкивается с проблемой выбора и конструирования системы методологических подходов. Ориентация специалиста по физической культуре на феноменологический, герменевтический и когнитивно-поведенческий подходы в построении гуманитарных технологий будет способствовать, по нашему мнению, реализации их основной идеи - личностного потенциала занимающихся на основе учета их интересов и потребностей.

Рецензенты:

  • Станкевич П.В., д.п.н., профессор, декан факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.
  • Чурганов О.А., д.п.н., профессор, заведующий отделом медико-биологических технологий спорта Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры, г. Санкт-Петербург.